Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ссудный %- это форма прибыли, в которую получает денежный капиталист, отдавая деньги в суду





Предоставление денежных средств других предпринимателей осуществлять зарплату по определенной ставке. Ставка или норма ссудного % есть цена уплачиваемая за использование денег.

Норма ссудного %=ссудный % за год /сужаемый капитал * 100%

Норма ссудного %= 100 /1000 * 100%=10%

Если имеет место инфляция то сущ.-ют различия между номинальной и реальной ставкой. Номинальная ставка -это % ставка, выраженная в денежных единицах по текущему курсу. Реальная ставка- это % ставка, выраженная в неизменных денежных единицах с поправкой на инфляцию. Гос-во проводит политику, которая получила название мягкой кредитно-денежной политики(низкая % ставка) жестокой кредитно-денежной политики(высокая % ставка). При мягкой кредитно-денежной политики предприниматели увеличивают инвестиции произ-ва. При жестокой кредитно-денежной политики уменьшаются инвестиции произ-ва и это приводит к уменьшению валового внешнего продукта. Факторы, оказывающие влияние на ставку ссудного %:риск, продолжительность времени, на которое выдается кредит, размер ссуды, налогообложение, ограничение условий конкуренции.

 

31.
Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов.

Макроэкономика хар-ет факторы и результаты произ-ва как единого целого в масштабе общества. для измерения результатов развитии нац. экономики используется система нац. счетов. Система нац. счетов -это совокупность макроэкономических показателей, которые хар-ют состояние экономики и служат основой для выработки экономической политики. Система нац. счетов утверждена статистической комиссии ООН и применяется с 1953г. в Украине с 1993г. Показатели нац. счетов используются в большинстве стран мира и рассматриваются международными статистическими организациями в качестве стандартов для ставнительного анализа динамики экономики различных стран. Основными макропоказателями явл.:

- валовой нац. продукт (ВНП)(валовой внутренний продукт)

- чистый нац. продукт (ЧНП)

- нац. доход (НД)

- личный доход (ЛД)

ВНП - это обобщающий показатель соц.-экономического развития страны динамики экономического роста. ВНП отражает совокупность конечных результатов деятельности всех субъектов хоз-ния в сфере материального произ-ва и непроиз-ной сфере. ВНП имеет натурально-вещественную форму и стоимостную. В натурально-вещ. форме ВНП хар-ет различные группы материальных благ и услуг каждая из которых выполняет опред. функцию. В стоимостном выражении ВНП хар-ет совокупную рыночную стоимость всего объема конечного произ-ва произведенного за определенный период времени. Конечный продукт хар-ет объем товаров и услуг, которые не перепродаются, не подвергаются дальнейшей обработки или переработки, а поступает для конечного потребления. ВНП не включается в промежуточный продукт, стоимость продуктов произ-ных внутри домашнего хоз-ва, продукция произведенная на приусадебных участках, продукция произ-ная в теневой экономике, секонд хенд, чисто финансовые сделки: а) частные выплаты и платежи; б) трансфертные платежи;

в) операции с ценными бумагами.

ВНП по сумме доходов=Зарплата+ прибыль+%+рента+амортизация.

ВНП по сумме расходов= Потребит. расход+инвестиц. расходы+Гос-ные расходы+Расходы иностранцев (чистый экспорт)

ВВП - это совокупный объем конечных товаров и услуг, которые произ-ся только внутри страны, в независимости от того, кто явл. их собственником.

ЧНП - представляет собой сумму конечной продукции и услуг оставшиеся за вычетом амортизации. ЧНП= ВНП- Амортизация.

НД - это совокупный доход который зарабатывается владельцами факторов произ-ва.(Зарплата, прибыль, % рента). НД=ЧНП-Косвенные налоги (НДС, акцизы, пошлины).

ЛД - это нац. доход за вычетом: а) взносов на соц. страхование (-) б) налогов на прибыль (-) в) нераспределенная прибыль(+) г) трансфертные платежи(+).
32. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

Совокупный спрос - это модель, которая показывает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем нац. произ-ва, который потребители, предприятия и гос-ва готовы купить при любом возможном уровне цен. Главными составляющими совокупного спроса явл. потребление, инвестиции и гос-ные расходы,на совокупный спрос оказывают влияние след. факторы: - уровень цен;

- доходы населения;

- налоги;

- гос-ные закупки;

Повышение или понижение цен на товары и услуги, которые составляет объем нац. произ-ва оказывает влияние на совокупный спрос в сторону его повышения или понижения. Чем больше уровень цен, тем меньший объем нац. произ-ва, захотят купить потребители, предприятия и гос-ва. И наоборот: чем ниже уровень цен, тем большую часть произ-ва, захотят купить потребители.

На кривую совокупного спроса оказыв. влияние след. Факторы 1.эффект %-ой ставки. 2.эффект материал. 3.эффект импортных закупок.

Эффект %-ой ставки: С повышением уровней цен повышается % ставки, а возросшие %-ы ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций, что вызывает сокращение спроса на реальный объем нац. продукта.

Эффект материальных ценностей: При более высоком уровне цен реальная стоимость финансовых активов, таких как срочные счета, акции, облигации, находящиеся у населения уменьшается. В этом случаи население сокращает свои расходы и наоборот: при снижении уровня цен покупателя способность материальных ценностей возрастает.

Эффект импортных закупок: Объемы экспорта и импорта в стране зависят от соотношения цен на отечественную продукцию и аналогично продукцию зарубежом. Если уровень цен на отечественную продукцию выше, чем на импортную продукцию, то покупатели будут больше приобретать импортных товаров, что приведет к уменьшению экспорта. И наоборот: если цены на импортные товары ниже, чем на отечественные, то совокупный спрос перемещается на отечественные товары, и это приводит к сокращению импорта и увеличению экспорта. Сущ.-ют неценовые факторы совокупного спроса: 1) изменение потребительских расходов, на них влияет уровень дохода потребителя, задолженность потребителя, налоги, ожидание потребителя.

2)изменения инвестиционных расходов(%-е ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги, избыточные мощности и технологии).

3) изменение гос-ных расходов на чистый объем экспорта.

Совокупное предложение хар-ется объемом выпускаемой продукции, которую предприниматели будут продавать при каждом возможном уровне цен.

Неценовые факторы совокупного предложения:

1.изменение цен на ресурсы

а) внутренние ресурсы(земля, капитал, труд, предприним. способности).

б) на импортные ресурсы

2. изменение производительности труда.

Макроэкономическое равновесие.

очень важным моментом функционирования рыночной экономики явл. установление макроэкономического равновесия.

Макроэкономическое равновесие - это такое состояние нац.экономики когда устанавливается пропорциональность между ресурсами и их использованием, факторами произ-ва и результатами произ-ва между накоплением и потреблением, между совокупным спросом и предложением.

Такое состояние экономики, как правило, явл. непродолжительным преходящим в экономич. динамику.


33 Потребления, сбережения, инвестиции, эффект мультипликатора.

Потребление - завершающая фаза воспроизводственного процесса Потребление-это использование произведённых продуктов труда и услуг. В усл. рыночных отношений товары и услуги поступают в потребление через обмен. Уровень потребления определяют потребительские расходы на которые оказывают влияние различные факторы, важнейшими из которых явл. доход после уплаты налогов, а поскольку уровень доходов у различных слоёв населения неодинаковы, то и структура расходов их различна. По закону Энгеля, чем беднее семья, тем больше дохода она тратит на необходимые средства существования - пищу и жильё. Существуют пределы денежных средств, которые будут расходоваться на пищу по мере роста доходов. В связи с этим доля расходов на питание снижается по мере роста доходов и стабилизируется доля затрат на жильё у большинства населения опр. Часть дохода, которая остаётся у населения после уплаты налогов и не потребляется составляет сбережения В зап. Эк. лит-ре рассматривается функция потребления как отношения общего потребительского расхода к уровню дохода. (график) Линия, расположенная на графике под углом 45 показывает уровень потребления и свидетельствует о том, что уровень собственного дохода в такой семье позволяет жить без убытка. Факторы, оказывающие влияние на потребление и сбережения:1. Уровень благосостояния 2. Уровень цен 3. Ожидание 4. Потребительская задолженность 5. Налогообложение. Инвестиции-вложения в основной капитал (осн. средства произ-ва) в запасы, резервы, а также др. экономические объёкты, требующие отвлечения материальных и денежных средств в течении продолжительного времени. Инвестиции играют важную роль в макроэкономике. Во-первых: они оказывают решающее воздействие на совокупный спрос (на занятость и объём произ-ва) во-вторых: инвестиции ведут к накоплению капитала. Источником инвестиций явл. сбережения населения и накопления предприятий. Уровень расходов на инвестиции опред. След. Факторами:1. Доходы 2. Ожидаемая норма чистой прибыли 3.ставка процента 4. Издержки 5.применяемые технологии

Показателем эффективности капитальных вложений(инвестиций) явл. мультипликатор(множитель) Модели мультипликатора - увеличение(уменьшение инвестиций) ведёт к уменьшению или к увеличению объёма произ-ва и занятостью. Мультипликатор показывает размер роста объёма произ-ва в результате воздействия в каждой единицы увеличения инвестиций. Пример: Если в произ-во вложено 100млн., а объём произ-ва через год сост. 300млн., то коэф. мультипликатора будет равен 3.


35 циклический хар-р эк. развития. Эк. цикл и его фазы.

Движение общ. Произ-ва не явл. равномерным и непрерывным. Эк. рост постоянно чередуется с падением повышения деловой активности её понижением. Развитие рыночной экономики происходит волнообразно или циклически. Цикличность эк. развития - это регулярно повторяющиеся колебания рыночной экономики в движении общест. Произ-ва. Эк. цикл связан с определёнными фазами времени протекания, чистотой повторения, амплитудами, показателями деловой активности. Эк. цикл определяют как развитие рыночной экономики от одного кризиса до начала другого. Эк. цикл включает след. Фазы:1.кризис 2.депрессия 3.оживление 4.подъём

Кризис(спад)-это такое состояние экономики, когда происходит нарушение её равновесия, вызывающее её сокращение и преостановку произ-ва, а в наиболее тяжёлых случаях и разрушение производит. сил. Кризисы произ-ва могут быть двух основных типов:1.кризисы перепроизводства 2.кризисы недопроизводства. Кризисы перепроиз. характерны для развитых стран. Причинами явл. противоречия между производством и низким платёжеспособным спросом населения (график) Кризис проявляется в следующем:

- возникновение излишних товаров относительно платежеспособного спроса на них.

- Сокращение объёма произ-ва и деловой активности

- Банкротство предприятий

- Рост безработицы

- Падение цен

- Снижение ставки ссудного процента, падение жизненного уровня.

Эк. кризисы могут быть общие – это циклические кризисы перепроизводства. Промежуточные отличаются от циклических тем, что не дают начало новому циклу, а прерывают на определённое время фазы подъёма или оживления. Существует такой тип кризиса как частичный - это кризис, охватывающий какую-нибудь локальную сферу (финансовый кризис) Отраслевые кризисы поражают определённую отрасль произ-ва. Структурные кризисы –это кризисы, вызванные крупными диспропорциями в развитии общества (энергетич. кризис, сырьевой, продовольственной и др. Мировые к.- это кризисы, затрагивающие экономику ведущих стран мира.

Депрессия(стагнация)-это неустойчивое равновесие. Депрессия представляет собой фазу приспособления хоз. жизни к новым усл. и потребностям.

Черты:

§ Прекращения падения объема произв-ва и их стабилизация, но на более низком уровне по сравнению с предшествующим периодом

§ Рассасывание тов. Запасов

§ Прекращение падения цен

§ Увел предложения денежных средств банками

В фазе депрессии начальные процессы структурной перестройке эк-ки и перехода на энерго- и материалосберегающие технологии.

Оживление – восстоновит фаза. Черты:

§ Незначит расширение произв-ва

§ Накот сокращение безработицы

§ Постепенный рост цен и ссудного процента

§ Рост спроса на новое пром оборудование (увел. инвестиций)

Подъем (бум). Черты:

§ Превыщшение уровня произв-ва, достигнутого в предыдущем цикле

§ Сокращение безработицы до минимальных размеров

§ Возрастание спроса на продукцию отраслей, определяющих НТП

§ Значит увел спроса на сырьевые рес.

§ Увел цен на товары и ссудного процента

Превый кризис в Англии в 1825г.

С точки зрения длительности цикла различают:

1. циклы Кондратьева (45-50 лет)

2. строит цикла Кузнеца (15-20 лет)

3. циклы Джаглера (7-11 лет)

4. циклы Китчена (3-5 лет)

5. частные хоз. циклы (1-12 лет)

Совр. западная эк. лит-ра не отвергая классификацию циклов на фазы применяют более агрегированное деление и выделяют всего 2 фазы: рецессия, кот. объединяет кризис и депрессию, и подъем, включающий оживление и бум.

36 Безработица и ее формы

безработица – временная незанятость экономически-активного раселения (или трудоспособного насел) в обществ произв-ве.

Причины:

1. структурые сдвиги в эк-ке

2. эк спад или дипрессия

3. сезонные изменения уровня произв-ва в отдельных отраслях

4. демографич изм в структуре насел

5. политика прав-ва и пофсоюзов в области зарплаты

6. сокращение армии

7. конверсия (переквалификация военных предприятий в гражданские

8. миграции

в реальной эк жизни безработица – превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Сттруктура безработицы по ее причинам включает 4 осн категории раб силы: потерявшие работу в рез-те увольнения, добровольно оставившие работу, пришедшие на рынок после перерыва, впервые пришедшие на рынок труда.

Уровень безработицы – отн кол-ва безработных к общему числу работоспособных. УБ=Б/РС*100%.

Эк-ка не может ф-ровать при 100% использовании ресурсов (впервую очередь трудовых). Она должна располагать резервами, кот можно привести в действие в усл циклического развития эк-ки. Полная занятость в рыночной эк-ке определяется как занятость, составляющая менее 100% раб силы и равная сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Этот уровень наз естественным уровнем безработицы Прим.: в США в 60-х – 4,3%, в 70-х –6,6%, в 80-х – 7%, в 90-х – 6% безработных. В Европ странах средний уровень – 5%, а в Швеции и Японии –3%.

Формы безработицы:

1. фрикционная, связанная с перемещением людей с одной работы на др.

2. структурная

3. сезонная

4. циклическая,

полная и частичная, скрытая и явная, добровольная и вынужденная, молодежная и женская.

Закон Оукена–отражает отношения м/у уровнем безработицы и отставанием объема ВВП. Согласно этому закону превышение текущего уровня безработицы на 1 % над предполагаемым естественным уровнем увеличивает отставание объема ВВП на 2,5 %.

Соц-эк последствия: не производится какая-то часть товаров и услуг, снижение налоговых поступлений гос-ву от з/п, деквалификация раб силы, снижается уровень жизни семьи безработного, усиливается эксплуатация труда и т.д.

38 объективная необходимость гос. регулирования эк-ки. Эк. ф-ии гос-ва.

Гос-во призвано корректировать те недостатки, кот. присущи рыноч­ному механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых рес. и защите окр. среды; не может регулировать исп-ние рес., принадлежащих всему человечеству, напр. рыбных богатств океана. В усл. рынка порой игнорируются потенциаль­но негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для произв-ва тов. и усл. коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных иссл. в науке. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Гос-во берет на себя ответственность за создание отн. равных усл. для взаимного соперничества фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизиро­ванного произв-ва. Гос-ву требуется направлять эк. рес. на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать произв-во об­ществ. тов. и усл. Участие гос-ва в эк. жизни диктует­ся и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулир. рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не сто­ит забывать и о внешней политике, регулир. платежного баланса и валютных курсов.

В усл. рынка гос. регулир. Эк-ки (ГРЭ) представля­ет собой систему мер законодат., исполн. и контролирующего ха­р-ра, осущ. гос. учреждениями с целью приспособления сущ. соц-эк. системы к изменяющим­ся усл. хозяйствования.

Цели: достижение эк. и соц. стабильности, обеспечение нац. конкурентных преимуществ, эк. безопасности, адаптации рыночного механизма к разл. ситуациям.

Эк. ф-ии совр. гос-ва многообразны и сложны:

• поддержка функц-ния рыночной системы и созд. конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное зако­нодат.;

• перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения рес. с целью изм. структуры нац. продукта, стабилизации эк-ки посредством контроля над уровнем занятости и инфляции;

• ограничение действия некот. эл-в рыночного механизма. Так, жесткое ограничение использования рыночных эл-в наблюдается в сфере распределения бюджетных рес. на поддержание и охрану обще­ств. порядка, нац. оборону, транспортную систему, обслу­живание инфраструктурных комплексов, водоснабжение и т. д. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения обществен­но-нормальных усл. жизни, образования, мед. обслуживания. Гос. органы обеспеч. функци-ние систем образования, здравоохранения, экол. контроля с учетом рыночных и обществ. интересов;

• достижение и сохранение нац. конкурентных преимуществ в миро­вой эк-ке. Эти ф-ии гос-ва осущ. посредством раз­вития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложивших­ся отраслях на мировом рынке.
39 Формы, методы и инструменты гос. регулир.

Формы гос. регулирования: законодат., административн., судебные. Общепринято деление методов гос. регулир. на правовые, адм., эк., прямые, косвенные.

Правовое регулир. сост. в установлении гос-вом правил «эк. игры» для фирм-производителей и потребителей. Опр. формы и права собств., усл. заключения контрактов и функц-ния фирм, взаимные обязательства профсоюзов и работодателей и др.

Адм. регулир. включают в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д.. С помощью систе­мы адм. мер осущ. гос. контроль над ценами, доходами, учетной став­кой, валютным курсом.

Эк. методы предполагают влияние на совокупный спрос, предложение, степень концентрации капитала, структуризацию эк-ки и соц. усл., исп. фак­торов. роста. С этой целью исп.:

•бюджетная и фискальная политика;

•денежно-кредитная политика;

•программирование;

•прогнозирование и планирование.

Финансовая политика предполагает использ. бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения нац-эк. и соц. целей.

Денежно-кредитная политика предполагает использ. метода косвенно­го воздействия Центрального банка на эл-ты рыночного механизма.

Высшей формой гос. рег. явл. программирова­ние, прогнозирование и планирование. Объектами таких целевых про­грамм явл. отрасли (в том числе аграрная), регионы, со­ц. усл., направления научных исследований и т. д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Наиболее распространены общенац. программы по восст. эк-ки, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилиза­ции эк-ки.

Среди методов прямого ГРЭ преоб­ладают разл. формы безвозвратного финансирования в виде субвенций или субсидий. Целью таких ме­тодов явл. достижение приоритетов развития, защита обществ-необхо­димых секторов эк-ки и групп населения. Могут быть негативные последствия в виде деформации реаль­ного соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.

Прямое ГРЭ осущ. через инвестиции в опр. отрасли хоз-ва. Оно может идти по 2 направл.: или развитие гос. предприним. (напр., угольная пром.), или субсидирование предприятий негос. сектора.

Гос-во реализует программу поддержки таких сфер, как образование, здравоохр., охрана окр. среды.

Гос-во оказывает также прямое регулир. воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз опр. видов сырья, со­здавая льготное кредитование экспорта либо представляя гос. гаран­тии под внешние кредиты.

Гос-во осущ. и прямое воздействие на нац. рынок путем гос. заказа. Под ним понимают гос. задание фирме на произв-во опр. вида прод. в опр. сроки и в опр. размерах на уникальную, особо дефицитную прод.

К косвенным отн.: кредитно-денежные методы, налоговые, бюджетные, индикативное планирование.
40 сущность и ф-ии финансов. Финансовая система.

Эк. структура любого общества не может функц-ть без нормаль­но организованного потока денежных средств м/у гос-вом и производств. структурами, гос-вом и разл. слоями насел., м/у регионами и отдельными гос-вами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отн. м/у гражданами и юрид. учреждениями. Через финансовый механизм гос-во реализует все свои ф-ии по управлению, ограничению, контролю и аудиту за производств. и финансовыми структурами. В ходе выполне­ния этих ф-ий финансы исп-ся в качестве индикатора роста нац. эк-ки, роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных моментов в эк. росте. Они стимулируют снижение издержек произв-ва и их конкурентоспособность на мировом рынке, формируют структуру произв-ва, межотраслевые и территориальные пропорции.

Сл-но, финансы – это система отношений по поводу распределения и исп. фондов денежных средств или финансовых рес. через особые фонды и учреждения.

Становление финансовых отн. происходит одновременно с развитием товарно-денежных отн. в целях обслуживания потребностей гос-ва в организации эк. и культ. жизни, содержании аппарата управ­ления, армии, здравоохр., образования, пенсионного обеспечения и т. д.

Реализуются финансовые связи через финансовую систему, кот. включает в себя бюджеты разл. уровней, фонды соц., имуществ. и лич­ного страхования, валютные резервы гос-ва, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денеж­ные фонды. В рамках эл-тов финансовой системы формируются финансовые рес., как количественно определенная и специально предназначенная сумма денежных средств.

Чем более развиты рыночные отн., чем сложнее и многообразнее эк. связи в гос-ве, тем сложнее финансовая система и тем больше ее финансовые рес. Развитость и размер финансовых рес. обеспечивают более широкую маневренность гос-ва в выполнении внутр. и внеш. эк. ф-ий.

Различают финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства. 3a счет гос. финансов решаются такие соц. программы, как защита окр. среды, эколог. мониторинг, создание земельного кадастра, конверсия военно-пром. предпр. и т. д., а также соц. вопросы: помощь ветеранам, инвалидам, вынужденным переселенцам, военнослужащим, уволенным в запас, и др. Гос. финансы обеспеч. обороноспособность и защиту.

К концу XX столетия в большинстве стран гос. финансы стали активно исп. для достижения результатов стабильного роста – по­вышения конкурентной способности нац. эк-ки, ускорения НТП, преодоления региональной неравномерности в распределении и исп. рес. и трудового потенциала.
41 гос. бюджет.

Главным звеном финансовой системы явл. гос. бюджет. Это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении прав-ва. Гос. бюджет образует централизованный фонд денежных ре­с. прав-ва для содержания гос. аппарата, вооруж. сил, здравоохр., образования, выплаты соц. пособий. Бюджет явл. мощным рычагом гос. регулир. эк-ки, воздей­ствия на хоз. конъюнктуру, осущ. мер по ее стабилизации. Воздействие гос-ва на эк-ку происходит путем финансирования, вы­дачи субсидий и т. д.

Бюджет совр. гос-ва – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотнош. соц-эк. интересов разл. групп и партий. Это компромисс м/у собственниками и работаю­щими по найму, по вопросам налогообложения, доходов и з/п, по поводу расходов на соц. цели.

С помощью бюджета гос-во осущ. сочетание централизован­ных и местных интересов регионов ч/з распределение налогов, бюджетных до­таций, трансфертов.

Направления исп-ия: поддержание конъюнктуры и эк. рост через субсидии и инвестиции, катализатор развития НТП, повышение конкурентоспособности нац. прод. на внеш рынках, расходы на развитие аграрного сектора, на вооружение, мат обеспечение внешнеэк связей, содержание аппарата, обслуживание внутр и внеш гос долга, расходы на кредитование экспорта, для обеспечения поставок на внутр рынок зарубежных товаров. Как эк. документ бюджет отражает полит. и соц. динамику общества.

Доходы гос. бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной пром., поступлений от приватиза­ции собств. и т. д.

Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные рас­ходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в об­щей структуре, образуется бюджетный дефицит.

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами. Образовавшийся остаток доходов прав-во может исп. на не­предусмотренные программой или планом расходы, осущ. долгосрочные выплаты по гос. долгу или перенести этот остаток в бюджет следу­ющего периода (года).

Бюджетный дефицит по меж/нар. стандартам не дол­жен превышать 5 % от ВВП. Покрывается он внутр. и внеш. гос. займами в виде продаж гос. ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов.

Во время эк. потрясений, кот. могут постигнуть гос-во, прав-во нередко прибегает к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита. Последствия такой эмиссии перерастают в неконтролируемую инфляцию.
42 налоги, их сущность, виды и ф-ии.

Налог — это принудительно изымаемые гос-вом или местными властя­ми средства с физ. и юрид. лиц, необходимые для осущ. гос-вом своих ф-ий. Сборы эти производятся на осн. гос.законодательства.

Исп. налогов в качестве инструмента централизованного воздей­ствия на эк. развитие гос-ва имеет длит. историю с пе­риода широкого развития товарно-денежных отношений. Первый денежный по­головный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II веке.

В совр. усл. налоги выполняют 2 осн. ф-ии: фискаль­ную и эк-кую.

Фискальная – осн. Используя ее, гос-во формирует де­нежные фонды.

Эк. – предполагает исп. налогов в качестве инст­румента перераспределения нац. дохода, заинтересованности произ­водителей и предприним. в развитии разнообразных видов деят. по производству товаров и услуг. Используя эту ф-ию налогов, гос-во ока­зывает влияние на реальный процесс произв-ва и инвестирования капиталь­ных вложений.

Взимание налогов основывается на исп. разл. ставок нало­гов:

• Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т. д.).

• Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

• Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки на­лога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы.

• Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны физ. и юрид. лицам, обладающим незначит. доходами.

По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену тов. или усл. Значит. часть их образуют акцизы.

По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на опр. цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, сма­зочных масел и др.

В соотв. с гос. устройством и бюджетной структурой на­логи подразделяются на федеральные и местные.

 

43. сущность, ф-ции и формы кредита.

Кредитная сделка — это купля-прода­жа с отсроченным платежом.

Кредит — это форма сущ-ния (движения) ссудного фонда, своеобразная форма реализации собственно­сти на ссудный фонд.

Ссудный фонд представляет собой часть централизованного денежного фонда и ассоциируется с некой суммой денег. Он связан с двумя процессами: с формированием и использ-м на условияхвозвратности временно свободных денежных средств.

Кредит выполняет важные ф-ии в обеспечении микро- и макроэк. равновесия. С помощью кредита осущ. перераспреде­ление капитала м/у разл. отраслями и предпр. Осн. принципы кредитования – срочность и возвратность – позволяют выступать кредиту эффективным дисциплинирующим средством рыночного меха­низма.

Кредит осущ. свое движение в разл. формах. Коммерческий кредит исп. при продаже товара с отсрочкой платежа. Цель – ускорение реализации тов. и усл. Документом при осущ-нии сделки в форме коммерч. кредита выступает вексель. Вексель – это одна из разновидностей ценных бумаг. Он представляет собой особый вид письменного долгового обязательства, дающий его владельцу право требовать по истечении определенного срока уплаты обозначенной в нем суммы. Банковский кредит предоставляется банками в форме денежных ссуд предпри­ним. и другим заемщикам. Кредитором выступает банк.

Банковские кредиты делятся на краткосрочные, когда кредит выдается сроком до года и используется на формир. оборотного капитала, и долгосрочные, вы­даваемые на срок больше года.

Банковский кредит более эластичен, чем коммерческий, так как он не ограничен суммами кредитных сделок, их сроками и направленностью.

Следующей формой явл. гос. кредит, когда заемщиком вы­ступает гос-во, а кредитором – главным образом население. Оформляется эта форма кредита в гос. займах, целевых беспроцентных займах, казначейских обязательствах.

В условиях становления рынка получает развитие потребительский кредит, пре­доставляемый на бытовые цели, и меж/нар. кредит, кот. обслуживает межгос. связи.

Новыми формами кредитных отн., кот. успешно применяются в циви­лизованных странах, являются лизинг-кредит, факторинг, фарфейтинг и др.

Лизинг – это безденежная форма кредита, форма аренды с передачей в пользование машин, оборудования и др. мат. средств с последующей постепенной выплатой их стоимости. Право собств. на имущество остается за арендодателем, а арендатор пользуется им опр. время до полной оплаты стоимости этого имущества.

Факторинг — это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности.

Форфейтинг –это долгосрочный факторинг, связанный с продажей банку долгов, взыскание кот. наступит через 1-5 лет.
44 Банки, ихъ виды и ф-ии.

Банк —эк. институт, занимающийся привлечени­ем и размещением денежных рес. Можно выделить 3 важнейших эл-та совр. кредитной системы:

- центральный банк

- коммерческие банки

-специализированные финансовые учреждения (страховые, ипотечные, сберегательные)

Банковскими операциями явл. операции, кот. могут осущ. исключительно банки и др. кредитные организации:

1) привлечение денежных средств физ. и юрид. лиц во вклады (до востребования и на опр. срок);

2) размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физ. и юрид. лиц;

4) осущ. расчетов по поручению физ. и юрид. лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физ. и юрид. лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий.

Крупные коммерч. банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отл. от специализир. учреждений, кот. ограничены опр. ф-ями.

Банки осущ. активные и пассивные операции. С помощью пассивных операций банк мобилизует рес., а с помощью активных осущ. их размещение.

Ресурсы банка формир. за счет собственных, привлеченных и эмитирован­ных средств. К собств. средствам относится акционерный и резервный капи­тал, а также нераспределенная прибыль. Собств. средства составляют нез­начит. часть рес. совр. банка. Осн. часть рес. банка привлекается в виде вкладов (депозитов), а также контокоррентных и корреспон­дентских счетов.

Центр. банк, или, как еще его называют "банк банков", - это центр кредитной системы гос-ва. Это орган, кот. регулирует и контролирует деят. всех институтов нижнего уровня банковской системы. В переходной эк-ке основу обра­зуют коммерч. банки. В мировой практике сущ. разл. модели взаимоотношений м/у Центробанком, прав-вом и парламентом. Созданы такие механизмы, кот. не дают права прав-ву свободно распоряжаться рес. банка для финансирования бюджетных рас­ходов. У нас такие механизмы отсутствуют.

Важные ф-ии в рыночной эк-ке выполняют разнообразные небанковские финансово-кредитные учреждения с информационными системами, которые работа­ют на базе финансово-кредитных телекоммуникаций. Это лизинговые компании, тра­стовые, инвестиционные, выпускающие акции, факторинговые, фарфейтинговые, клиринговые палаты, страховые общества, занимающиеся страхованием финансо­вых рисков, пенсионные фонды. Совр. кредитная система создает усл. для «молниеносных расчетов» без соотв. бумажных документов путем элект­ронных импульсов через межбанковскую телекоммуникацию.
45,46 мировое хоз-во.

Мир. эк-ке (мировому хоз-ву, всемирному хоз-ву) можно дать широкое и узкое определение. По широкому опр., мир. эк-ка – это сумма всех нац. экономик мира. По узкому опр. – это совокуп­ность только тех частей нац. экономик, кот. взаимодействуют с внеш­ним миром. Однако различие м/у двумя опр. становится все менее за­метным, так как в любой стране остается все меньше отраслей и подотраслей, которые не взаимодействуют с внешним миром прямо или косвенно, например, через те отрасли нац. эк-ки, кот. активно торгуют на внеш. рынке.

М/у странами сущ. меж/нар эк. отн. (внешнеэк. связи, мирохоз-ные связи), т.е. хоз. отн. м/у юрид. и физ. лицами разных стран. Их можно классифицировать по следующим формам: меж/нар. (мировая) торговля то­в. и усл., меж/нар. движение капитала, меж/нар. миграция рабочей силы, меж/нар. торговля знаниями (меж/нар. передача технологии), а также меж/нар валютно-расчетные отн.

Мировой (всемирный) рынок тов. и усл., т.е. совокупность нац. рынков (по узкому опр. — это совокупность только тех тов. и усл., кот. продаются и покупаются на внешнем рынке) сложился к концу XIX в. После того как к началу XX в. к этому добавилось мощное меж/нар. движение факторов произв-ва, стало возможным говорить о более широком понятии мирового (всемирного) хоз-ва.

Коренная причина возникновения и развития меж/нар. эк. отн. заключается в различии в наделенности стран факторами произв-ва (эк. рес.). С одной стороны, это ведет к меж/нар. разделению труда, с другой – к перемещению этих факторов м/у страна­ми.

Усиление участия страны в мировом хоз-ве, наз. интернационализацией ее хоз. жизни, измеряется набором показателей: экспортной квотой, долей иностранных товаров на внутр. рынке, объемом экспорта тов. и усл. на душу населения, отн. иностр. капиталовложений к ВВП страны, их долей в ее ежегодных инвестициях, долей иностр. рабочей силы в общем числе занятых, долей иностр. патентов и лицензий в общем кол-ве зарегистрир. в стране патентов и лицензий.

В свою очередь уровень интернационализации растет во многом в рез-те деят. ТНК (транснациональных корпораций), число и размах хозяйствования кот. особенно быстро уве­л. начиная со 2-й пол. XX в. Их деят. базируется на прямых инвестициях, принимающих форму зарубежных филиалов ТНК.

Деят. ТНК все больше превращает мир. хоз-во в единый рынок тов., усл., раб. силы и капитала. Подобный процесс наз. Глобализацией, кот. является более высокой стадией интернацио­нализации.

Глобализация осущ-ся прежде всего через регионализацию, когда Внешнеэк. связи страны ориентируются на свой и соседние регионы. На базе регионализации идет меж/нар эк. интеграция, т.е. срас­тание экономик соседних стран в единый региональный хоз. комплекс на основе глубоких и устойчивых эк.. связей м/у их компаниями. Таквозникают интеграционные объединения, призванные регулировать интегра­ционные процессы м/у странами-участницами.

Хотя на протяжении большей части XX в. гос. регулир. эк-ки усиливалось, в последние 10-летия преобладает тенденция к дерегуляции (либерализации). Различают внутри- и внешнеэк. либерализа­цию. Последняя начала сменять внешнеэк. протекционизм как главное направление во внешнеэк. деят. развитых стран в 50-60 гг., а в остальных группах стран – позже. В рез-те, экономики большинства стран мира превращаются во все более открытые, хар-ующиеся более высокими темпами эк. роста по сравнению с закрытыми эк-ками.

На глобальном уровне механизмы управления и регулир. меж/нар. эк. отн. более полно представлены в системеОрганизации Объединенных Наций (ООН). Этими вопросами занимаются, в частности, Эк. и соц. совет (ЭКОСС) и Комитет по эк. и финансовым вопросам ООН. В 1974 на IIсессии Генеральной Ассамблеи ООН были утверждены Декларация и Программа действий по усовершенствованию меж/нар эк. порядка и Хартия эк. прав и обязанностей гос-в. Эти документы явл. определяющими в формировании меж/нар эк. политики всех гос-в.

Глобальное эк. регулир. осущ. также Меж/нар. валютный фонд (МВФ), Меж/нар. банк реконструкции и развития – Мировой банк (МБРР), Всемирная организация торговли (ВОТ).


34 Эк. рост, типы, показатели, факторы.

В совр. ЭТ под эк. ростом обычно понима­ются не кратковременные взлеты и падения реального объема произв-ва относи­тельно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема произв-ва, связанные с развитием производит. сил надолгосрочном временном интервале. Сущность реального эк. роста сост. в разрешении и воспроиз­ведении на новом уровне осн. противоречия эк-ки: м/у огранич. рес. и безгранич. потребностей.Разрешаться это противоречие может двумя осн. способами: 1, за счет увел. производств. возможностей, 2, за счет наиболее эффектив­ного исп. имеющихся производств. возможностей и развития обще­ств. потребностей. Однако на этом процесс не завершается: на каждом новом этапе развития при расширении производств. возможностей опять не все обще­ств. потребности удовлетворяются. Развитие производств. возможностей обусловливается не только и не столько кол-нным ростом обществ. потребностей, сколько изм. их структуры, повышением в структуре потребит. предпочтений доли одних потребностей и уменьш. доли др.

Производственные рес. и структура выпуска, как правило, не могут изменяться столь же быстро, как структура потреб­ностей.

Отсюда следует, что стремление осн. субъектов эк-ки к эк. росту существует всегда независимо от того, какой уровень развития достиг­нут в обществе. Однако реальные усл. произв. далеко не всегда позволя­ют реализоваться потенциалу роста. В этих усл. наступает депрессия, или эк. спад, кот. может быть обусловлен как внутр. эк. факторами, так и внеш.

В ЭТ сложились 2 осн. подхода к трактовке форм проявления эк. роста. Наиболее распростр. явл. понима­ние эк. роста как итоговой хар-стики развития нац. эк-ки за опр. период, измеряемый либо темпами роста реального объема ВНП (НД), либо темпами увел. этих показателей в расчете на душу населения. В настоящее время в теориях роста превалирует 2-й способ измерения. Под эк. ростом подразумевается такое развитие нац. эк-ки, при кот. темпы увеличения реального нац. дохода превышают темпы роста населения.

Могут быть выделены 2 осн. типа эк. роста: экстенсивный и интенсивный. При экстенсивном типе эк. роста расширение объема мат. благ и усл. достигается за счет исп. большого кол-ва работников, средств труда, земли, сырья, топливно-энерг. рес. и т.д. Сохраняются постоянные пропорции м/у темпами роста реального объема произв-ва и совокупных издержек на его создание.

Интенсивный тип, напротив, хар-ется тем, что расширение произв-ва обеспеч за счет качественного совершенствования: применения прогрессивных технологий, исп. рабочей силы, имеющей большую квалификацию и более высокую производит труда, и т.д. В этом случае темпы роста реальных объемов произв-ва будут превышать темпы изм-ния реальных совокупных издержек. (В действит экстенсивный и интенсивный типы в чистом виде не сущ).

Факторами эк. роста наз. те явл. и процессы, кот. оп­ределяют масштабы увеличения реального объема произв-ва, возможности по­вышения эффективности и качества роста.

По способу воздействия на эк. рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми наз. те, кот. непосредственно определяют физ. способность к эк. росту. Косвенные факторы влияют на возмож­ность превращения этой способности в действительность. В состав прямых входят 5 осн. факторов, непосредственно определя­ющих динамику совокупного произв-ва и предложения:

• увел. численности и повышение качества трудовых рес.;

• рост объема и улучш. качественного состава осн. капитала;

• совершенствование технологии и организации произв-ва;

• повышение кол-ва и качества вовлекаемых в хоз. оборот при­р. рес.;

• рост предприним. способностей в обществе.

В сост. косвенных входят такие факторы предложения, как снижение степени монополизации рынков, уменьшение цен на производств. рес., снижение налогов на прибыль, расширение возможности получения кредитов и т. п., а также факторы спроса и распределения. 37 Инфляция


Инфляция – превышение денежной ед., находящ. в обращении над суммой товарных цен и появление в рез-те этого денег, не обеспечен-х товарами и услугами. И вытекает из нарушения требований закона денежного обращения.

M(кол-во денег в обращ)=PQ/V; MV>PQ-И; MV=PQ (P-цена, Q-кол-во, V-скорость обращения)

Причины И: 1Дефицит госбюджета 2Кризис и депрессия 3Опережение роста з/пл 4Милитаризация эк-ки 5 Высокий уровень монополизации

И. классифицируется по разл. критериям:

1) По формам проявления И делится на: открытую(явная) и скрытую(подавленная).

Открытая И. характерна для рыночной эк-ки. Она проявляется в повышении ур-ня тов. цен. Скрытая И. хар-на для командно-адм. системы, когда гос-во удерживает цены на определенном уровне, но это приводит к дефециту товаров, вызывает развитие спекуляции и функционирование черного рынка.

2)По темпам роста цен:

а)Ползучую(умеренную) И от 4 до 10% в год

б) Галонирующая И от 10 до 200%

в) ГиперИ. свыше 50% в месяц

1993-10300% в год, 1994-501% 1995-281, 1996-гривна 97-10%, 98-20%, 99-19%, 2000-оживление эк-ки 6% в год 2001-9%

3) по происхождению:

а) И спроса

б) И предложения(издержек)

И спроса возникает в усл. Избыточного совокупного спроса. когда произ-во не может отреагировать на его возрастание, увеличение V ВНП

И предложения(изд) означает рост цен в рез-те повышения номин. З/пл, увеличения цен на сырье, топливо, обор-ие. Результатом такого повышения яв-ся рост издержек на ед. продукции, что вызывает рост цен. В механизме воспроиз-ва отпр. И важнейшую роль играют:

1. Инф-ые ожидания

2. Ин-ая спираль: Цена –з/пл-цена

Последствия И:

1Обесценивание сбережений

2 Сокращение текущего потребления

3 Уменьшение заинтересованности в произ. труде

4Усилив-ся бег от денег к товарам

6 Подавляются стимулы к денеж накоплению
47 Валютная система и Валютный курс

Валютная система — это совокупность валют, правил и норм их исп. и взаимного обмена, применения платежных средств, а также денежно-кредитных отн., связанных с исп. валюты. К валютной системе отн. органы, кот. регулируют выпуск и обращение валюты. Различают мировую, и нац. валютные системы.

Нац. валютная система устанавливает принципы организации и регулир. валютных отн. внутри отдельной страны. Она явл. частью денежной системы данной страны, но относительно самостоятельна и имеет право выхода за национальные границы. В каждой стране особенности такой системы определяются уровнем развития эк-ки и внешнеэк. связей.

На основе нац. валютных систем сформир. меж/нар. (мировая) валютная система

Меж/нар. (мировая) валютная система – это совокупность способов, средств и органов, с помощью кот. осущ-ся денежные расчеты в пределах мирового хоз-ва. Ее составляющей явл.: формы меж/нар. средств платежа (мировые деньги); унифи­цированные рамки валютных курсов; усл. взаимной конвертации валют и валютных рынков; меж/нар. регулирование валютных ограничений и меж/нар. валютно-финансовые орг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.