Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1: Основы экономики туризма

Дивизиональная организация

Дивизиональная организация предполагает разделение банка на ряд крупных дивизионов, или прибыльных центров либо по группам услуг, либо по группам клиентов. Особенностью является то, что на дивизионных менеджеров наряду с широкими полномочиями но планированию и принятию решений налагается полная ответственность за прибыльность своих дивизионов. Тем самым банк практически расчленяется на ряд относительно самостоятельных частичных банков. Наряду с частичными банками сохраняются и некоторые функциональные отделы, которые выполняют роль консультантов дирекции и оказывают поддержку дивизионам на этапе подготовки решений. Само высшее руководство осуществляет только контрольные функции, вмешиваясь в деятельность дивизионов лишь в исключительных случаях.

Таким образом, дивизиональная организация сходна с организацией по группам услуг или по группам клиентов, с той лишь разницей, что отдельные деловые сферы функционируют на «хозрасчетной» основе.

Основным преимуществом дивизиональной организации является более тесная, чем у других организационных структур, взаимосвязь материального стимулирования банковских подразделений с результатами их деятельности, что усиливает мотивацию работников.

К недостаткам относятся опасность выполнения двойной (тройной и т.д.) работы при осуществлении одинаковых функций (кредитование, прием вкладов и др.) различными дивизионами, а также возможность возникновения ситуаций, когда деятельность дивизионных менеджеров ориентируется лишь на краткосрочные цели при пренебрежении долгосрочными, так как использование прибыли в качестве важнейшего критерия оценки легко может к этому привести.

 

1ВОПР: Туризм как ведущая отрасль межд торговли услугами.

Туризм относится к динамично развивающимся отраслям сфере коммерческих услуг СМЭ. Ежегодный оборот турбизнеса оценивается в сотни млрд $ США. Туризм явл-ся также важной отраслью на уровне нац экономики многих стран мира. Однако с ускорением процессов глобализации нац туристические отрасли становятся взаимозависимыми, взаимодополняющими и взаимно конкурирующими элементами единой глобальной предпринимательской среды и единого глобального рынка тур услуг. Формируется глобальный производитель и потребитель тур благ. Взаимозависимость эк субъектов этого рынка характеризуется тем, что, например, нац тур оператор не может организовать тур поездку для граждан своей страны без заключения контрактов с межд авиаперевозчиками и межд сетью гостиниц и отелей. Кроме того, в случае возникновения эк кризиса в стране, являющейся основным потребителем тур услуг другого государства, тур отрасль последнего также оказывается в кризисной ситуации, которая через опред промежуток времени охватит всю экономику данного государства через эффект мультипликации.

Взаимодополняемость субъектов тур бизнеса объясняется рядом рекреационных благ.

Туристические блага не могут потребляться и представляться по отдельности, т.е. Они представляют единый комплекс услуг, которые покупают клиенты.

Так российскому туристу, чтобы посетить лувр, недостаточно просто купить билет. Он должен приобрести целый набор сопутствующих услуг для достижения своей конечной цели, а именно: воспользоваться услугой межд трансп сети, поселиться в отеле, купить сувениры на память и тд.

Объекты рекреации явл-ся взаимоконкурирующими, поскольку они предоставляют аналогичные товары и услуги. Вследствие этого они вынуждены разрабатывать такие конкурентные преимущества, которые отличают их от других аналогичных тур объектов.

Для анализа протекающих процессов на уровне нац глобальной экономики тур бизнесу необходима система способов, методов, позволяющих выйти и удержаться на рынке тур товаров и услуг, а также приемов, обеспечивающих постоянный приток клиентов. Научную основу этой системы составляет экономика туризма.

Экономика туризма является одним из наиболее динамично развивающейся и относительно молодых направлений ЭТ, сформировавшимся в развитых странах в 1980х гг.

В России осознание изучать экономику туризма пришло лишь с наступлением 21 века в связи с необходимостью диверсификации российской экономики.

 

2ВОПР: Базовые категории экономики туризма.

Экономика туризма - это направление ЭТ, изучающее поведение ЭС в рамках жестко ограниченного свободного времени влияние межд и внутр туризма на нац экономику посредством вычисления показателей, отражающих рост ВВП конкретной страны в результате притока ин валюты, а также методы, позволяющие оптимизировать производство туристических товаров и услуг в условиях ограниченности досуга. Основные понятия экономики туризма составляет ее основу и категориальный аппарат, применяется для изучения процессов, протекающих в сфере туризма:

1. Свободное время или досуг - дискреционное прерывистое время, остающиеся после рабочих часов, сна, выполнения раб часов по дому и решения других индивидуальных проблем.

2. Рекреация - индивидуальные действия, предпринятые во время досуга или свободного времени. Рекреационные действия включают затраты времени на домашнее чтение, просмотр телевизора, а также проведение свободного времени вне дома, поход в театр, кино, участие в спортивных мероприятиях и тд.

3. Туризм - это вид деятельности, связанной с отъездом туриста с пмж хотя бы на один день, вых дней, каникул, отпусков, либо по деловым, профессиональным и другим поездкам для проведения досуга.

4. Организация досуга тур сектора - это фирмы и корпорации, предоставляющие товары и услуги для использования во время досуга, путешествий и восстановления баланса физических и энергетических сил.

Экономическая наука первоначально возникла из дисбаланса, который присущ всем явлениям, процессам, механизмам, происходящим в окружающем мире.

Экономика туризма возникает вследствие отсутствия достаточного количества свободного времени у ЭС.

Поскольку ресурсы могут быть использованы на различные цели для производства конкретных тов и услуг и поскольку они ограничены по сравнению с потребностями человека - возникает проблема альтернативных издержек, которые несет ЭС при предпочтении одного блага другому.

Альтернативные издержки - издержки упущенных возможностей.

 

3ВОПР: Предпосылки формирования рынка тур услуг в России.

Как и любой рынок, рынок тур услуг хар-ся наличием спроса и предложения.

Спрос на тур тов и усл представляет платежеспособные проплаченные потребности ЭС, полностью удовлетворивших свои базовые нужны и имеющих излишки фин средств и свободного времени.

Предложение товаров и услуг обеспечивается компаниями в сфере рекреации и отдыха.

Россия явл-ся развитым государством, поскольку в 1996 членом большой 8ки, т.е. Наиболее развитых стран мировой экономики.

 

 

2 лекция ------------------------------------------------------------------------------------------------------.

3 лекция ------------------------------------------------------------------------------------------------------.

 

12.03.2012

Экономика туризма 4 лекция

 

2ВОПР: Формирование мировой цены на товары и услуги туристических фирм, участвующих в межд торг процессах.

Поскольку межд туризм является частью межд торговли, туристическим фирмам, выходящим на мир рынок, необходимо вести свою деятельность, ориентируясь на мировую цену товаров и услуг.

Мировая цена играет решающее значение для ведения межд торговли этими благами. И в соответствии с либеральной концепцией (фритредерство)свободной торговли устанавливается через классический механизм соотношения спроса и предложений туристических товаров и услуг в глобальном масштабе. Базовыми категориями либеральной модели формирования мировой цены на туристические товары и услуги являются:

1. Потребительские излишки Альфреда Маршалла - это сумма цен товаров, которые потребители не заплатили производителю после установления равновесной рыночной цены.

2. Валовой доход - это денежное выражение объема реализованной продукции на рынке по равновесной цене.

3. Избыточный неудовлетворенный спрос - это масса потребителей, которые не могут купить туристические товары и услуги по равновесной цене,т.е. Они не могут стать участниками этого рынка.

4. Избыточное предложение - это наличие незагруженных производств мощностей в тур отрасли, кот не находят спроса среди потребителей.

5. Свободное время - это жесткий ограниченный ресурс, при недостатке которого тур бизнес не может функционировать.

 

Схема!

 

Допущение либеральной модели сводится к тому, что в межд торговлю туристическими ТиУ вступают страны, обладающие излишками свободного времени с одной стороны и большими производственными мощностями с другой.

В упрощенной модели участвуют 2 страны А и Б, которые вступают в межд сделку о покупке и продаже туристических ТиУ. Производства тур ТиУ более затратное в связи с недостаточным уровнем развития тур инфраструктуры, либо в следствие незначительного количества рекреационных ресурсов. Однако в ней существует группа населения, располагающая излишком свободного времени, но она не может удовлетворить свою потребность в досуге, находясь в стране А. В такой ситуации потребитель страны А находится согласно либеральной модели в ущемленном положении. Кроме того, на нац рынке страны А имеется значительная масса неудовлетворенного спроса, в рамках которого многие потребители не могут позволить себе туристические ТиУ по равновесной цене, что свидетельствует о дефицитности этой нац экономики. В нац экономике страны Б, наоборот, производство туристических ТиУ более конкурентоспособно, поскольку имеется резвитая тур инфраструктура и большое количество эффективно функционирующих тур операторов.

Спрос на тур ТиУ в стране Б в достаточной степени удовлетворен, либо производств мощности тур фирм этой страны не полностью реализуются в следствие недостатка свободного времени у населения. Это означает, что на нац рынке страны Б имеет место ситуация избыточного предложения. Кроме того, в стране Б потреб излишек составляет значительную величину, тогда как в стране А он очень мал. Исходя из ряда допущений либеральной модели страна Б готова поставить на межд рынок тур ТиУ свою продукцию, а страна А готова купить ее по мировой цене. Мировая цена на тур ТиУ складывается на межд рынке в результате соотношения избыточного спроса на эти блага со стороны государства А и избыточного предложения со стороны государства Б. Данные кривые накладываются на график межд рынка тур ТиУ посредством параллельного переноса, применяемого в геометрии. Кривые избыточного спроса и предложения тур ТиУ пересекаются в точке, показывающей уровень мировой цены на эти блага. Однако по данной цене страна Б экспортирует, а страна А импортирует количество тур ТиУ не соответствующее количеству на графике межд рынка. Это означает, что кривые не удовлетворенного спроса со стороны А избыточного предложения страны Б должны изменять на графике тур ТиУ свою эластичность. Таким образом, они трансформируются в кривые мирового спроса и предложения тур ТиУ, которые пересекаются в точке, отражающей и мировую цену, и реализуемое количество данных благ. Их экспорт из страны Б и импорт в страну А составляют именно эту величину (40 ед товарной массы). Продажа импортных тур ТиУ в стране А приводит к след результатам:

1. Внутренняя цена снижается до уровня мировой с 3 до 5/3.

2. Потребительский излишек увеличивается с 10 до 499 ден ед.

3. В целом благосостояние потребителей страны А увеличивается.

Экспортная операция страны Б приводит к след результатами для ее нац экономики:

1. Внутренняя цена повышается до уровня мировой с 1 до 5/3.

2. Потребительский излишек сокращается с 40 до 17,77777777.

3. В целом на нац рынке страны Б складывается неблагоприятная ситуация для потребителей, благосостояние которых сокращается.

По внешней видимости либеральная модель ценообразования указывает на то, что межд торговля тур ТиУ приносит выгоду стране импортеру и ущерб стране-экспортеру. Однако этот вывод был сделан без учета важнейшей категории, участвующей в модели. Импорт тур ТиУ в страну А сопровождается не только снижением внутренней цены, но и резким падением валового дохода с 60 до 100/9 ден ед.

Валовой доход является основой для расчета показателей прибыли, получаемой компаниями.

Прибыль направляется на расширение масштабов производства, создания новых раб мест, повышения з/п. При падении величины прибыли предприниматели сокращают объемы производства и увольняют рабочих. Если в расчет брать совокупность отраслей нац экономики, в которых происходит падение уровня получаемой прибыли, то и снижается объем ВВП, темп эк роста и увеличивается безработица. В результате нац экономика страны А вступает в стадию затяжного продолжительного эк кризиса.

Экспорт тур ТиУ сопровождается не только повышением уровня внутренней цены, но и ростом валового дохода с 40 до 1000/9 ден ед. Прибыль предпринимателей возрастает, и они ее инвестируют в процесс расширения производств мощностей и созд новых раб мест. И если большинство отраслей страны Б находятся в такой же ситуации, то растет ее ВВП, снижается безработица и в целом экономика процветает. Так экспортирующий характер экономики Германии сделал ее одной из мощнейших экономических держав мира и страной экспортера номер один в период 2003-2009гг. Россия со своей стороны в результате либеральных реформ и ликвидации системы защиты нац производителя в 1990гг потеряла большое количество конкурентоспособных отраслей, продукцию которых заменил более дешевый импорт. В свою очередь, чем выше уровень импортной продукции на нац рынке, тем ниже потенциал экономической национальной безопасности.

Экономика туризма. 19.03.2012. Лекция 5.

 

Национальная безопасность государства складывается из 2х основных составляющих:

1. Военная.

2. Экономическая.

 

Военная безопасность определяется качеством, количеством военной техники и ВС, а также наличием ядерного потенциала и других видов оружия массового поражения.

Экономическая безопасность представлена совокупностью национальных производителей, которые создают товары и услуги, способны конкурировать на нац рынке и за рубежом.

Если экономика страны развивается высокими темпами, государство может использовать некоторую часть налоговых доходов от предпринимательской деятельности на укрепление военной мощи и перевооружения.

Однако когда экономика не развивается и стагнирует, военная мощь государства постепенно ослабевает в силу изнашивания военной техники.

Таким образом, определяющей и фундаментальной основой функциональной безопасности России должна быть эффективно функционирующая диверсифицир экономика с большим числом конкурентоспособных корпораций.

Военная безопасность сама по себе не может быть первичной по отношению к экономической, поскольку продукция ВПК не потребляется на нац рынке и его предприятия работают на гос инвестиционных средствах, формируемые за счет налогов от деятельности других экономических субъектов, непосредственно не участвующих в создании военной продукции. В отсутствии конкурентоспособного национального производителя военная мощь России постепенно ослабнет.

Во избежание завоевания нац рынка иностранными корпорациями государство должно проводить экономическую политику, направленную на защиту национального производителя, в том числе компаний туристического сектора, и повышение его конкурентоспособности. Такая система гос мер называется политикой протекционизма.

 

3ВОПР: Общие положения политики протекционизма и обоснования необходимости защиты отраслей нац экономики, включая туристический бизнес.

 

Каждая отрасль нац экономики особенно на первоначальных этапах ее развития, когда она еще не обладает конкурентными преимуществами, обеспечивающими ей стабильное и прочное положение на нац рынке, нуждается в протекционизме со стороны государства, если оно участвует в системе международной торговли.

Традиционная политика протекционизма предполагает принятием государства следующих мер:

1. Тарифных или нетарифных ограничений или барьеров.

Меры традиционного протекционизма распределяются главным образом на нематериальные блага. При этом тарифные ограничения предполагают введение:

1). Специфических таможенных пошлин (например 1$ с каждого ввозимого товара).

2). Адвалорных таможенных пошлин (20% таможенной стоимости ввозимого товара).

3). Антидемпинговые пошлины - это пошлина, противодействующая завоеванию национального рынка, посредством продажи на нем импортных товаров ниже их себестоимости.

 

Схема 2.

 

Обоснование механизма установления различных видов пошлин:

1. Мировая цена не изменяется.

2. Введение пошлин на ввоз туристических товаров в страну А приводит к увеличению со значения с 5/3 до 2,5.

3. Величина импортных сокращается с 40 до 15.

4. Валовой доход национального производителя возрастает со 100/9 до 37,5 ден ед.

5. Потребительский излишек сокращается с 400/99 до 11,25 ден ед.

6. Прибыль национального производителя растет, он расширяет масштабы инвестирования, создает новые рабочие места, валовой продукт в целом увеличивается.

7. Наличие импортера на нац рынке страны А интенсифицирует конкурентные процессы и стимулирует производителя страны А применять методы минимизации издержек, повышения качества продукции и набираться опыта у зарубежных фирм.

8. В свою очередь правительство страны Б может принять решение о введение экспортной пошлины для национальных туристических компаний с целью ограничения чрезмерного вывоза и эксплуатации рекреационных ресурсов. При этом установление экспортной пошлины снижает внутреннюю цену на тур товары и услуги в стране Б, что приводит к увеличению потребительского излишка и сокращению экспорта.

 

На волне идентификации экономической глобализации и развития многосторонней торговой системы в начале 21 века тарифные и другие традиционные средства торгового протекционизма ослабили свое влияние. С 1945 по 2011 год средневзвешенная таможенная пошлина в большинстве стран снизилась с 47 до 3% (либерализация).

Между тем происходят сдвиги в международном отраслевом разделении труда (МОРТ) и в конкурентном потенциале между нациями и регионами, учитывая потоки капиталов и технологий. В результате на 1ый план вышли нетарифные барьеры, поскольку в рамках соглашений ВТО 154 страны-члена этой организации не должны вводить друг против друга тарифные ограничения в избежание торговых войн. Однако после ослабления влияния тарифных ограничений в государственной протекционистской политики, защита гос протекционистской политики не ослабилась, поскольку нетарифные барьеры являются более эффективными средствами. Интенсивное Использование нетарифных барьеров привело в начале 21 века к трансформации традиционного протекционизма в новый протекционизм, который распространяется не только на материальные блага, но и на сферу услуг.

 

Схема 3.

 

Обоснование введения квоты субсидий в комбинации:

1. Мировая цена не изменяется.

2. Первоначальное введение квоты для импортных туристических товаров в стране А приводит к увеличению внутренней цены с 5/3 до 2,5 до значения мировой.

3. Величина импортных товаров сокращается с 40 до 15.

4. Валовой доход возрастает для отечественных производителей.

5. Потребительский излишек сокращается.

6. Однако для более эффективной защиты национальных туристических фирм правительство страны А принимает решение об их субсидировании, что приводит к сдвигу кривой предложения S в новую позицию S'.

7. В результате субсидирования импорт сокращается еще больше до 5 единиц товарной массы.

8. Новый валовой доход тур операторов страны А возрастает еще больше.

9. Прибыль нац производителя существенно увеличивается, он интенсифицирует инвестиционные процессы, создает новые рабочие места, валовой продукт тур отрасли страны А в целом увеличивается.

10. Наличие импортера тур товаров на нац рынке страны А обеспечивает развитие конкурентных процессов, хотя доля импорта в данной отрасли не велика.

11. С другой стороны государство Б в ответ на введение субсидий и квот государством А принимает решение стимулировать нац производителя путем антисубсидирования, которая приводит к сдвигу кривой Sб в новое положение Sб'. В результате производитель страны Б получил возможность увеличить объем экспорта тур тов и услуг.

Новый протекционизм подразделяется на 2 основных вида:

1. Новый торговый протекционизм.

2. Инвестиционный протекционизм.

 

 

6 лекция ----------------------------------------------------------------------------------------------------.

 

02.04.2012.

Экономика туризма! 7ая лекция.

 

Концепция меркантилизма сводится к тому, что государству следует больше экспортировать и меньше импортировать для накопления золота в стране. Стремление стран к накоплению большого запаса золота формулируется в экономической теории как "игра с нулевым результатом". Извлекая негативный опыт меркантилизма следует сделать вывод, что если государство стремится увеличить благосостояние населения путем экстенсивного экспорта, например рекреационных ресурсов, то неизбежно наступит их сокращение и => потеря постоянного источника дохода нации. Рекреационные ресурсы истощаются путем загрязнения окружающей среды и порчи памятников архитектуры туристами, а также изменения климатических условий и стихийных бедствий.

Если же государство рационально использует свои богатые рекреационные ресурсы и полученные доходы направляет на развитие других сопутствующих и не связанных с основным видом деятельности производств и отраслей, т.е. Диверсифицирует систему национальной экономики и создает готовый продукт, оно страхует нацию от финансовых, экономических, природных и проч потрясений. Свое продолжение теория меркантилизма получила в критических концепциях голландской болезни и ресурсного проклятия, анализирующих влияние межд торговли на нац экономику конкретной страны.

Экономистом, который одним из первых выступил с критикой против концепции меркантилизма стал Адам Смит (1723-1790), разработавший в своей книге "Исследования о природе и причинах богатства народов"(1776) теорию согласного преимущества, в которой каждая из стран, участвующих в межд торговле, будет получать полезный эффект, если будет специализироваться на производстве продукции с абсолютно низкими издержками. Абсолютное преимущество в производстве туристических услуг определяется абсолютной благоприятностью ГП, климата, абсолютной обеспеченностью природными ресурсами, капиталом, квалифицированной рабочей силой по отношению к странам, не обладающими такими абсолютными преимуществами.

Рассмотрим эффекты от торговли туристическими товарами и услугами между 2мя странами: мальдивскими островами и нигерией:

Производство   Мальд о-ва, (500ед ресурсов для пр-ва) общ Vпр-ва Н-500 общ Vпр
ТТУ. 1 ед рес. 500 ед пр. 500 ед.пр. 1.
Нефть. 250. 2 ед. 100ед. 50.

 

Исходя из данных, приведенных в таблице, следует признать, что мальд острова обладают абсолютным преимуществом в пр-ве тур тов и усл, а нигерия - нефти. Адам Смит утверждает, что для участия в межд торговле и извлечение из нее пол эффекта мальд островам следует специализироваться на создании тур тов и услуг, поставлять их на мировой рынок и импортировать нефтепродукты из Нигерии. А Нигерии в свою очередь следует специализироваться на производстве нефти и импортировать тур тов и усл с мальд островов, либо совсем отказаться от последних. Межд специализация стран по принципу абсолютных преимуществ позволяет таким образом минимизировать издержки производства и максимизировать пол эф.

 

 

Производство   Мальд о-ва, (500ед ресурсов для пр-ва) общ Vпр-ва Н-500 общ Vпр
ТТУ. 10 ед рес. 50 ед пр. 5 ед.пр. 100.
Нефть. 250. 2 ед. 10ед. 50.

 

 

Проанализировав модель специализации Адама Смита, Давид Риккардо (1772-1823) выдвинул предлоположение, что если одна из 2х стран, например Нигерия, обладает абсолютным преимуществом и в том и в другом видах производства, то зачем ей вступать в межд торговлю с мальд островами. В данной ситуации модель Адама Смита вовсе не предполагает учатие мальд островов в межд торговле, поскольку они не обладают абсолютными преимуществами в производстве хотя бы одного из двух благ. В отсутствии торговых отношений между 2мя странами, мальд острова и нигерия могут использовать одну половину своих ресурсов на создание тур товаров и услуг, а другую на производство нефти. Тогда складывается след ситуация:

 

Страна. Создание ТТУ. Пр-во нефти.
1). Мальдивские острова. 25. 1.
2). Нигерия. 50. 25.
3). Общее производство. 75. 26.

 

Однако производство 1 ед прод на мальд островах не удовлетворяет растущие потребности в снабжении электроэнергией островной инфраструктуры туризма, а также не дает в полной мере реализовать значительные рекреационные ресурсы. Тогда мальд острова, оценив свои сравнительные преимущества в тур бизнесе, принимают решения об участии в межд торговле, сворачивают производство нефти, чтобы не загрязнять окружающую среду и концентрируют все свои ресурсы на производство тур тов и усл. А нигерия, получающая основную массу доходов от экспорта нефти, увеличивает ее производство, потребляя при этом 300 ед ресурсов, и оставляет часть ресурсов для организации туристического бизнеса с целью привлечения иностранных туристов. Изменение границ производственных возможностей показывает ситуацию, представл на след табл:

Страна. Создание ТТУ. Пр-во нефти.
1). Мальдивские острова. 50. 0.
2). Нигерия. 40. 30.
3). Общее производство. 90. 30.

 

В результате специализации стран на основе концепции сравнительного преимущества Давида Рикардо производство тур тов и усл и нефти обоими государствами увеличилась на 15 и 4 ед соответственно. Теория сравнительного (относительного) преимущества Д. Риккардо изложил в своей книге "Принципы политической экономии" (1817), утверждая, что сравнительное преимущество возникает из различий в производительности труда в конкретных странах, т.е. Величина производства туристических товаров и услуг на Мальд островах и объем производства нефти в Нигерии напрямую зависит от того, насколько эффективно и рационально они используют свои ресурсы.

 

Несмотря на внешнюю видимость высокой отдачи от межд торговли, основанной на моделях специализации Адама Смита и Давида Риккардо, они являются абстрактными и меют ряд допущений:

1. Участвуют только 2 страны.

2. Не учитывают издержки по транспортировке товаров.

3. Не принимают во внимание разницу в ценах на ресурсы в рассматриваемых странах.

4. Не играет роли обменный курс нац валют, допуская, что ТТУ и нефть продаются исходя из соотношения 1:1.

5. Модель допускает, что ресурсы могут быть свободно переведены с производства одного товара на другой.

6. Отдача от масштаба производства постоянная. Это означает, что специализация Нигерии и Мальд островов не оказывает воздействия на объем ресурсов, необходимых для производства, и единицы нефтепродуктов, и тур товаров.

7. Каждая страна обладает фиксированным запасом ресурсов. Данное статическое утверждение не предполагает динамических изменений запаса ресурсов конкретной страны и эффективности, с которой она использует свои ресурсы.

8. Модели не принимают во внимание характер воздействия межд торговых отношений на распределение нац дохода в рамках определенного государства.

 

Дальнейшее развитие теория сравнительного преимущества получила в трудах шведских экономистов Эли Хекшера (1879-1952) и Бертиля Олина (1899-1979).

Сначала Э.Хекшер в работе "меркантилизм" (1931), затем Б.Олин в книге "межрегиональнальная и межд торговля" (1933) утверждали, что сравнительное преимущество возникает из различий в обеспеченности наций природными ресурсами, под которыми они понимали степень распространенности в конкретной стране таких ресурсов, как труд, земля и капитал, нации обладают различной степенью обеспеченностью факторами производства, которая является причиной различной стоимости этих факторов.

Чем выше степень обеспеченности страны конкретным фактором, тем ниже его стоимость и наоборот (но не всегда). Поэтому в соответствии с теорией Хекшера-Олина, страны экспортируют те товары, которые производятся с помощью факторов, имеющихся у них в изобилии, а импортирует те блага, на производство которых расходуются ресурсы, существующие в жесткой ограниченности в этих странах. Как и теория Д.Риккардо концепция Хекшера-Олина считает свободу торговли основой роста уровни прибыльности в отраслях государств, участвующих в межд торговле.

Но в отличие от теории относительного преимущества, Хекшер и Олин утверждают, что причина участия стран в межд торговле определяется различной степенью обеспеченности наций природными ресурсами, а не разницей в уровне производительности труда, как полагал Д.Рикардо. Так в соответствии с теорией Хекшера-Олина Мальд острова создают тур тов и усл потому, что они обладают всеми необходимыми для этого ресурсами, а именно: рекреационными ресурсами, квалифицированной раб силой, капиталом, диверсифицированной тур инфраструктурой. Однако теория Х-О не может объяснить почему Нигерия, находящаяся в благоприятной климатической зоне имеющая выход в атлантический океан, интенсивно не развивает тур бизнес для межд рынка.

Хотя с точки зрения интенсивного экспорта нефти из нигерии теория Х-О сохраняет свою справедливость.

В 1953 году знаменитый американский экономист Василий Леонтьев (1906-1996) эмпирически (опытным путем) проверил справедливость теории Х-О. Василий Леонтьев предположил, что если США обладают относительно большим объемом капитала по сравнению с др странами, то США должны в соответствии с теорией Х-О экспортировать капиталоемкие товары, а импортировать трудоемкие. Из анализа экспортных операций Леонтьев пришел к выводу, что, наоборот, экспорт США был менее капиталоемким, чем импорт. Данные несоответствия теории Х-О с действительностью в эк теории формулируется как парадокс Леонтьева. Парадокс Леонтьева до определенной степени позволяет ответить на вопросов почему некоторые сев гос-ва, например Великобр, Германия, Нидерланды, Бельгия, Польша, Канада и тд, подверженные сезонным погодным изменениям и не обладающие благоприятными климатическими условиями, сопоставимыми с Мальд и Сейшельск островами, привлекают большее количество иностранных туристов. Относительное конкурентное преимущество этих стран обусловлено таким образом рядом созданных руками человека факторов - памятниками архитектуры, лучшей в мире сетью отельного и ресторанного бизнеса, политич и соц-эк стабильности. Дальнейшая критика теории Х-О привела к формированию ряда концепций, являющихся частными случаями теории сравнительных преимуществ д.Риккардо. Основными из них являются следующие:

1. Теория жизненного цикла продукции.

2. Теория межд конкуренции, или теория факторов, формирующих национальное конкурентное преимущество.

 

 

5ВОПР: Теория жизненного цикла продукции. Характеристика свойств тур тов и услуг и специфика их жизненного цикла.

 

 

9.04.2012. 8ая лекция. Экономика туризма.

 

Одним из создателей теории жизненного цикла был Раймонд Вернон (1913-1999), который в своем исследовании международные инвестиции и межд торговля в жизненном цикле продукта (1966) установил, что на протяжении 20 века подавляющая часть новых продуктов в мире создавались в США американскими фирмами и реализовывались на рынке США (автомобили, телевизоры, палароиды, ксероксы, ПК, полупроводниковые чипы). Раймонд Вернон исследует также стадии жизн цикла товара:

1. Новый товар, разработанный и созданный американским производителем, поступает на нац рынок США,

2. объем его продаж растет, достигает максимума,

3. рынок насыщается и данный товар снимается с производства в США,

4. компании других развитых стран увидев успех этого товара на рынке США начинают производство аналогов,

5. созданный продукт проходит те же стадии жизненного цикла.

6. Далее аналоги этого продукта получают распространение в странах 3его мира, в то время как на американском рынке уже появился совершенно новый товар и его производство снова начнется в европейских странах.

 

Однако аргумент Р. Вернона о том, что большая часть новых товаров появляется в США, был справедлив в момент разработки теории жизненного цикла продукции в период господства Американских ТНК на мировом рынке (1945-1975). В 1980-90е гг многие новые продукты начинают появляться сначала на японском рынке (напр видеоигры и приставки для них).

В начале 21века с ускорением процессов глобализации и интеграции мировой экономики все большее количество новых продуктов (ноутбуков, компакт дисков, цифровых фото и видео камер, планшетов) почти одновременно выходят на рынки Японии, штатов и наиболее развитых рынков Европейских государств.

Туристические товары и услуги обладают специфическим жизненным циклом. В своей работе "маркетинг конкурентоспособного объекта рекреации будущего" (2000) министр туризма Димитриос Бахалис применяет классические стадии жизн цикла продукции для анализа характеристик спроса и предл тур товаров и услуг в объектах рекреации. (см след таблицу):

 

[значения смотреть с таблицы 1].

 

1. Требования потребителей создать новый объект рекреации или тур блага.

6. Создает новый производственный процесс.

11. Запуск нового товара на рынок.

2. Расширение круга туристов, желающих попасть в новый объект рекреации (воспользоваться новым тур продуктом).

7. Осущевляет инвестиции в строительство отелей и других элементов тур инфраструктуры.

12. Рост объема продаж и развитие нового тур продукта.

3. Достижение максимального количества посетителей в новом объекте рекреации.

8. Осуществляет доп инвестиции.

13. Зрелая стадия развития рынка нового объекта рекреации.

4. Происходят изменения в первоначальном потребительском спросе на новый тур объект.

9. Перепроизводство новых тур продуктов.

14. Насыщение и стагнация рынка нового объекта рекреации (нового тур продукта).

5. Резкое Сокращение спроса на данный тур объект.

10. Организует спец тур предложения в попытке активизировать убывающий спрос.

15. Резкое ослабевание популярности тур объекта, возникновение необходимости его модернизации.

 

[графическое - на листочке].

 

Специфики жизн цикла всех благ во многом определяется их свойствами. Тур тов и усл как и все товары имеют общие и специфические черты.

Универсальными общими свойствами всех товаров и услуг являются:

1. Потребительная стоимость, т.е. Полезность товара или услуги для потребителей и их способность удовлетворять эти потребности.

2. Стоимость - величина, благодаря которой на тур блага может быть назначена цена, позволяющая обменять тур товар на другой товар деньги.

 

Специфические черты тур благ:

1. Тур блага невидимы.

В рамках межд торговли внутр и внешн туризм представляют собой соответственно невидимый экспорт и импорт, так как туристы сами едут за покупкой конкретного тур блага, которое в свою очередь не может быть транспортировано туристу вместо его постоянного проживания.

2. Производство и потребление туристических услуг неотделимы друг от друга.

Потребление тур услуги происходит в месте ее производства и при использовании оборудования ее создателя, например при авиаперевозке пассажиров. Если на промышл товары можно установить гарантийный срок или до покупки проверить их исправность, то в процессе предоставления тур услуг решающее значение имеет способность персонала создавать доброжелательную обстановку и различные восприятия одной и той же тур услуги разными группами клиентов проявляется в гетерогенности этих благ.

3. Невозможно создать запас тур услуг.

Допустим отель, имеющий 100 комнат для гостей, обладает пропускной способностью сдавать 100 комнат в аренду каждый день. Владелец отеля не может создать запас комнат на случай увеличения количества приезжающих туристов.

4. Взаимозависимость тур товаров и услуг.

Вызывается тем, что их предоставление требует комплексности, а именно: чтобы отправиться в путешествие турист покупает набор услуг, предоставляемыми разными фирмами (перелет, размещение, аттракцион, питание и тд). Поэтому все тур услуги объединяются в кластеры. Объект рекреации - это кластер различных видов деятельности и недостаточная эффективность одного из секторов этого кластера негативно повлияет на прибыльность других его составляющих.

5. Предоставление тур товаров и услуг характеризуется относительно низкими инвест затратами, но высокими постоянными издержками.

Высокие пост издержки возникают из-за того, что тур отрасль самая трудоемкая из всех отраслей. Некоторые рекреационные ресурсы - это свободные блага. Многие объекты культурной рекреации первоначально были построены с иными целями и не предполагали их посещение туристами.

Однако в структуре секторов тур бизнеса сущ объекты, требующие больших инвест затрат. Напр, строительство отелей, жд, круизных лайнеров, авт дорог, аэропортов и тд, но и даже они обеспечивают функционирование не только тур деятельности, но и других отраслей нац экономики. У тур компаний высокие пост издержки.

Существует правило работы отеля, а именно его прибыльность достигается в случае загруженности его комнат более 60%, тогда как авиа перевозчик получает прибыль, если пассажирские места загружены более чем на 90%.

6. Сезонность туристического спроса характеризуется неравномерный распределением числа туристов в течение года. Главный фактор, влияющий на сезонные пики - это климат. Корме того сезонность тур спроса несет много проблем экономического и экологического характера принимающей стране и объекту рекреации, а именно: в отсутствии туристов растет безработица и проч, вся тур индустр работает с недогрузом. На пике притока туристов увеличивается перегруз. Плюс цены завышены.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация по группам клиентов | ЛЕКЦИЯ № 1. Введение в нормальную физиологию
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.171 сек.