Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая часть 5 страница

Основные признаки, которые служат разграничением состава административного правонарушения от преступления, определены в УК РФ. Это повторность (ст. 260 п. 2), наличие умысла (ст. 258), крупный ущерб, причинение вреда здоровью людей, животным, сельскохозяйственному производству (ст. 248, 249, 252 УК и др.)" (Экологическое право: Курс лекций и практикум/Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Издательство "Экзамен", 2003. С. 242).

К правонарушителям в области административного производства применяются следующие виды административных наказаний: штраф, предупреждение, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда и устранения последствий административного правонарушения.

Далее приводятся схемы, иллюстрирующие тему данной главы. Подробнее об этом можно посмотреть в книге: Маковик Р.С. Земельное право. Экологическое право: Конспект учебных курсов в определениях, схемах, комментариях. М.: ТОН-Профобразование, 2003. С. 125.

 


┌──────────────────────────────────────┐

│ Субъекты эколого-правового нарушения │

└─────────┬──────────────────┬─────────┘

┌───────────┤ Деликтоспособные ├──────────┐

│ └──────────────────┘ │

­ ­

┌───────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐

│ Физические лица │ │ Юридические лица любой │

│ │ │ формы собственности и формы│

│ │ │ хозяйствования │

└──────────────────────────┬┘ └───────────────────────────┬┘

│ │

┌──────────────────────┐ │ ┌───────────────────────┐ │

│ Граждане │_──┤ │РФ и ее субъектов │ │

└──────────────────────┘ │ └───────────────────────┘ │

┌──────────────────────┐ │ ┌───────────────────────┐ │

│ Иностранцы │_──┤ │Стран СНГ, кроме РФ │_──┤

└──────────────────────┘ │ └───────────────────────┘ │

┌──────────────────────┐ │ ┌───────────────────────┐ │

│ Лица без гражданства │_──┤ │Иностранных государств │_──┘

└──────────────────────┘ │ └───────────────────────┘

┌──────────────────────┐ │

│ Апатриды, бипатриды │_──┘

└──────────────────────┘

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Объекты эколого-правового нарушения │

└───────────────┬───────────────────┬────────────────────┬──────────────┘

│ │ │

┌─┴─┐ ┌─┴─┐ ┌─┴─┐

│ Б │ │ А │ │ В │

└─┬─┘ └─┬─┘ └─┬─┘

│ ­ │

│ ┌──────────────────────────┐ │

│ │ В целом окружающая среда │ │

│ └─────┬────────────┬───────┘ │

│ ┌──┘ └──┐ │

│ ­ ­ │

┌───────────────┴────────────────┐ ┌──────────────────┴──────────────┐

│ Жизнь и здоровье человека │ │Материальные ценности и интересы │

└────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Экологическое правонарушение - это основание │

│ Эколого-правовой ответственности, т.е. взятые во взаимосвязи: │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

┌──────────────────┐ ┌─────────────────┐

│ Активная форма │ ┌────────┐ │ Пассивная форма │

├──────────────────┼───────┤ Деяние ├────────┼─────────────────┤

│ Нарушение │ └────────┘ │ Несоблюдение │

│ законодательства │ │ требований │

└─────────┬────────┘ └────┬────────────┘

│ │

┌────┴─────────────────┐ ┌──────────────┴───┐

│ Вина (в любой форме) │ │ Противоправность │

└─────────────┬────────┘ └─────┬────────────┘

│ │

│ Причинная │

│ связь │

└───────────┬─────────┘

┌─────────────────┴─────────────────┐

│ Экологический вред (угроза вреда) │

└────────┬─────────────┬────────────┘

│ │

прямой │ │

┌────────────┘ └──────────┐

┌─────────────┴───────┐ ┌─────┴───────────────────┐

│ Природной среде │ "косвенный" │Жизни и здоровью человека│

│ ("первичный вред") ├───────────────────────┤ (производный вред) │

└─────────────────────┘ (как следствие) └─────────────────────────┘

 

┌─────┬────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┬───────────────────────┐

│ N │ Степень вредного воздействия │ Критерии отнесения опасных │ Класс опасности │

│ п/п │ опасных отходов на │ отходов к классу опасности │ отходов для ОПС │

│ │ окружающую природную среду │ для ОПС │ │

│ │ (ОПС) │ │ │

├─────┼────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│ 1 │Очень высокая │Экологическая система необратимо│1-й класс. │

│ │ │нарушена. Период восстановления│Чрезвычайно опасные │

│ │ │отсутствует │ │

├─────┼────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│ 2 │Высокая │Экологическая система сильно│2-й класс. │

│ │ │нарушена. Период восстановления не│Высоко-опасные │

│ │ │менее 30 лет после полного│ │

│ │ │устранения источника вредного│ │

│ │ │воздействия │ │

├─────┼────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│ 3 │Средняя │Экологическая система нарушена.│3-й класс. │

│ │ │Период восстановления не менее 10│Умеренно опасные │

│ │ │лет после снижения вредного│ │

│ │ │воздействия отсутствующего│ │

│ │ │источника │ │

├─────┼────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│ 4 │Низкая │Экологическая система нарушена.│4-й класс. │

│ │ │Период восстановления не менее трех│Малоопасные │

│ │ │лет │ │

├─────┼────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┼───────────────────────┤

│ 5 │Очень низкая │Экологическая система практически│5-й класс. │

│ │ │не нарушена │Практически неопасные │

└─────┴────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┴───────────────────────┘

 


Глава VII. Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов содержатся в ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

1. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

2. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.

3. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

Законодатель установил, что для применения природоохранных требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов не могут оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду. Под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Качество окружающей среды - это состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). Любая строительная деятельность осуществляется как минимум с физическим воздействием на окружающую среду. Поэтому любые виды работ, связанные с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, консервацией и ликвидацией зданий, строений, сооружений и иных объектов, должны производиться с учетом установленных гл. VII Федерального закона "Об охране окружающей среды" требований в области охраны окружающей среды.

Указанный Федеральный закон предусматривает для каждого этапа свои природоохранные требования.

При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов природоохранными требованиями являются (ст. 35 Федерального закона "Об охране окружающей среды"):

обеспечение выполнения требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение выполнения восстановления природной среды;

выполнение требований по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;

обеспечение экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов;

соблюдение приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;

выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В случаях, если размещение зданий, строений, сооружений и иных объектов затрагивает законные интересы граждан, решение принимается с учетом результатов референдумов, проводимых на соответствующих территориях. Экологической безопасностью является состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов природоохранными требованиями являются (ст. 36 Федерального закона "Об охране окружающей среды"):

учет нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды;

предусмотрение способов размещения отходов производства и потребления;

применение ресурсосберегающих, малоотходных, безотходных и иных наилучших существующих технологий, способствующих охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Проекты, по которым не имеются положительные заключения государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат, и работы по их реализации финансировать запрещается.

При строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов природоохранными требованиями являются (ст. 37 Федерального закона "Об охране окружающей среды"):

наличие утвержденного проекта, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы;

соблюдение требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил;

принятие мер по охране окружающей среды, восстановлению природной среды;

рекультивация земель;

благоустройство территорий.

Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. В противном случае здание, строение, сооружение будет обладать признаками самовольного строительства.

Признаками самовольного строительства являются возведение строения, сооружения и иного недвижимого имущества, обладающего одним из признаков либо их совокупностью, а именно:

созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами;

созданное без получения на это необходимых разрешений;

созданное с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Данные признаки установлены ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Право собственности на самовольную постройку может признать только суд при условии, что земельный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку, в противном случае она подлежит сносу осуществившим ее лицом за его счет. Кодекс предусматривает также особенности приобретения права собственности на самовольную постройку судом за лицом, которое является собственником, землевладельцем либо землепользователем, где осуществлена самовольная постройка.

Согласно п. 2 ст. 37 Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещается строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ для осуществления застройщиком права строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также для их капитального ремонта, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, необходимо наличие разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. Выдача разрешения на строительство не требуется в установленных законодательством случаях, например для строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и др.). Впервые на законодательном уровне предпринята попытка определить, что является капитальным строением. Объектом капитального строительства согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая часть 4 страница | Общая часть 6 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.