Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сельскохозяйственное право и хозяйственное право. 3 страница




Сохранение самостоятельности торгового права в полной мере отвечает тенденции современного зарубежного права к дифференцированному регулированию однородных общественных отношений в зависимости от их субъектного состава.

В дореволюционной России курс торгового права читался в высших учебных заведениях наряду с курсом гражданского права. При этом в литературе подчеркивалось, что торгово-промышленный характер действий, сделок и отношений составляет особое содержание торгового права. Одновременно подчеркивалась необходимость научных исследовании в выяснении тех особенностей, какими обладают институты торгового права.

Видный российский цивилист Г. Ф. Шершеневич определял торговое право как "совокупность норм частного права, общего и специального, имеющую применение к той области народнохозяйственной жизни, которую закон признает торговлей". Отметим, что термин "коммерция" (лат. commercium в переводе означает "торговля").

Современное торговое право (коммерческое право) не претендует на самостоятельность в качестве отрасли права и является составной частью гражданского права, специальное изучение которого вызвано практическим интересом, поскольку белорусское законодательство в настоящее время развивается таким образом, что особенности правового регулирования предпринимательской деятельности находят выражение в едином Гражданском кодексе РБ и ряде специальных нормативно-правовых актов.

При этом отмечается, что отношения, являющиеся предметом гражданско-правового регулирования, возникающие между предпринимателями или с их участием, нуждаются в особом правовом регулировании. Они и составляют предмет регулирования коммерческого права.

Вместе с тем в юридической литературе имеются предложения о необходимости разделения частноправового материала между двумя кодексами - гражданским и торговым (Толстой Ю.К. На путях кодификации гражданского законодательства / Правоведение. 1994. № 3. С. 26).

По мнению некоторых ученых, необходимо приступить к формированию новой отрасли - торгового права, так как существует определенная область хозяйственных отношений, которая не может регулироваться гражданским правом. Так, Чанкин В.В. (Право торговое: современные тенденции / Государство и право. 1993. № 2. С. 59-63) отмечает, что предметом торгового права являются "обширнейшие коммерческие отношения в сфере хозяйственной деятельности". Раздел IIСУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА. ПРАВО НА ИМУЩЕСТВО СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


^ Глава I. Понятие, признаки и классификация субъектов хозяйственного права. Правовое положение предпринимателя и формы предпринимательской деятельности


Вопрос о субъектах хозяйственного права является достаточно сложным. Хозяйственную деятельность ведут коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. В установленных законом пределах хозяйственной (предпринимательской) деятельностью вправе заниматься и некоммерческие организации. В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения целей, ради которых они созданы. Участниками хозяйственных правоотношении могут быть также государство (Республика Беларусь), административные образования. Однако основными субъектами хозяйственного права являются коммерческие организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность подлежит специальной правовой регламентации, занятие ею требует соблюдения ряда условий, к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, предъявляются определенные требования и они приобретают особый правовой статус. В связи с этим большое практическое значение имеет уяснение понятий предпринимательства и предпринимателя.

Под предпринимательской деятельностью, как вам уже известно, понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 1 ГК РБ), а предприниматель - это лицо, осуществляющее в установленном порядке предпринимательскую деятельность (производящее товары, выполняющее работы, оказывающее услуги), занимающееся этой деятельностью систематически на профессиональной основе, в виде промысла. Таким образом, критерии, позволяющие отнести то или иное лицо к субъектам предпринимательской деятельности, являются следующими. Во-первых, такое лицо должно заниматься хозяйственной деятельностью, т. е. производством, реализацией товаров, оказанием услуг, выполнением работ. Во-вторых, эта деятельность должна осуществляться им от своего имени и на постоянной основе (в качестве основного занятия). В-третьих, хозяйственная деятельность может считаться предпринимательской только в том случае, когда она направлена на извлечёние прибыли 1.

^ Существенными признаками предпринимателя, как субъекта хозяйственного права, является наличие у него обособленного имущества и самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам, вытекающим из хозяйственных отношений. Без имущественного обособления и самостоятельной ответственности не может быть хозяйствующего субъекта. Обязательным условием осуществления предпринимательской деятельности является государственная peгистрация. Осуществление предпринимательства без регистрации является незаконным и все, полученное в результате такой деятельности, подлежит обращению в доход государства. Для осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности необходимо специальное разрешение (лицензия).

Субъекты хозяйственного права могут быть классифицированы по различным признакам, в зависимости от формы собственности, на основе которой они созданы; от характера хозяйственной компетенции; от организационно-правовой формы. С учетом этих факторов в юридической литературе дается следующая классификация субъектов хозяйственного права. Выделяются субъекты, в компетенции которых преобладает ведение хозяйственной деятельности: предприниматели - физические лица; предприятия и другие коммерческие организации; подразделения коммерческих организаций. Далее идут субъекты, в хозяйственной компетенции которых наибольший удельный вес составляют хозяйственно-организаторская деятельность, а также реализация и защита публичных интересов общества: государство (Республика Беларусь), административные образования. Внутри этих групп предлагается дифференцировать субъектов по особенностям их имущественной базы, компетенции, правовому статусу, отраженному в специальных актах, посвященных таким субъектам.

^ Правовое положение предпринимателя (хозяйствующего субъекта) определяется прежде всего Гражданским кодексом Республики Беларусь, положения которого будут развиты и уже находят развитие в других республиканских законах, а также в установленных законом случаях в подзаконных актах. Принятые законы "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью", " О товарных биржах " и ряд других играют существенную роль в регулировании предпринимательской деятельности, определении правового положения предпринимателя. Как уже было отмечено, предпринимательская деятельность реализуется в индивидуальной и коллективной форме, посредством образования и без образования юридического лица. В условиях перехода к рыночному хозяйству довольно значительное распространение получила индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица. Новый Гражданский кодекс достаточно полно определяет правовой режим этого вида предпринимательской деятельности, четко фиксирует требования о право-, дееспособности граждан, выступающих в качестве индивидуальных предпринимателей, а также иные условия ее осуществления.

В соответствии с частью третьей статьи 22 ГК РБ к предпринимательской деятельности граждан применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций, то есть в хозяйственных отношениях индивидуальные предприниматели выступают на тех же основаниях, что и коммерческие организации, имеющие статус юридического лица. Предусмотрена возможность использования наемного труда индивидуальными предпринимателями, решены в законодательстве в настоящее время и вопросы, возникающие в связи с неплатежеспособностью граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предусматривается возможность банкротства индивидуального предпринимателя, условия и пределы его ответственности перед кредиторами. В соответствии со статьей 24 ГК РБ индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, объявляет о своем банкротстве либо признается банкротом в принудительном порядке по решению суда. По своим обязательствам перед кредиторами индивидуальный предприниматель отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое использует в предпринимательской деятельности. При осуществлении процедуры признания индивидуального предпринимателя банкротом его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, также вправе предъявить свои требования. Представляется важным отметить и следующее. Как уже было сказано, предпринимательская деятельность подлежит обязательной государственной регистрации. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением данного требования, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Регистрация индивидуальных предпринимателей производится районной, городской (в городах без районного деления), районной в городе, поселковой, сельской администрацией по месту жительства гражданина. Процедура регистрации определена Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь № 11 от 16 апреля 1999 года. Для регистрации представляется заявление по установленной форме и документ об уплате регистрационного сбора. Государственная регистрация осуществляется в день представления документов либо в трехдневный срок с момента получения документов по почте. В этот же срок заявителю выдается или высылается по почте бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя.

Особым субъектом хозяйственного права является крестьянское (фермерское) хозяйство. ^ Крестьянское (фермерское) хозяйство может состоять из одного или нескольких членов, в том числе составлять семью или группу лиц, объединившихся в такое хозяйство. В крестьянском (фермерском) хозяйстве могут работать и наемные работники.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.

Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства определяется законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и другими нормативно-правовыми актами.

Право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и получение для этих целей земельного участка имеет каждый дееспособный гражданин, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию или прошедший специальную подготовку. Преимущественным правом на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства пользуются граждане, проживающие в данной местности.

Земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляется по заявлению гражданина в пользование, пожизненное наследуемое владение или собственность на основе решения районной или городской администрации. В пределах установленных норм земля передается в собственность бесплатно, а сверх этих норм - за плату.

Крестьянские (фермерские) хозяйства чаще всего создаются при выходе граждан из колхозов и совхозов. Владелец имущественного и земельного пая может подать заявление во внутрихозяйственную комиссию колхоза или совхоза о выделении его паев для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, после чего производится регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

^ Основными субъектами хозяйственного права являются юридические лица. В соответствии со статьей 44 части первой Гражданского кодекса Республики Беларусь юридическими лицами признаются организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие по своим обязательствам этим имуществом. Юридические лица могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности; могут быть истцами и ответчиками в суде.

Как субъекты гражданского права, юридические лица обладают следующими признаками:

- организационное единство (юридическое лицо - это организованный коллектив, осуществляющий производственные, социальные или иные функции и имеющий свою систему органов управления и контроля, наделенных соответствующей компетенцией);

- имущественная обособленность (каждое юридическое лицо имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс или смету);

- самостоятельная имущественная ответственность (юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам, ответственность других субъектов гражданского права, в том числе учредителей, по обязательствам юридических лиц может иметь место лишь в предусмотренных законом или договором случаях);

- наличие фирменного наименования (коммерческая организация должна имеет фирменное наименование и выступать под этим наименованием в гражданском обороте) 2.

Являясь субъектами гражданского права, юридические лица обладают право- и дееспособностью, которая может быть общей и специальной (целевой).

Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации и прекращается с ликвидацией юридического лица.

Новый ГК РБ расширил возможности предпринимательской деятельности коммерческих организаций. Сейчас коммерческие организации (за исключением государственных и коммунальных предприятий) вправе заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом. Однако отдельными видами деятельности можно заниматься только при наличии специального разрешения (лицензии).

Право заниматься лицензируемой деятельностью возникает у юридического лица с момента получения лицензии, а прекращается в момент истечения срока ее действия, если иное не указано в законе или другом нормативно-правовом акте. Помимо рассмотренного выше ограничения деятельности субъектов хозяйствования имеются ограничения и более общего характера. В частности, занятие отдельными видами деятельности разрешено лишь определенным юридическим лицам и считается запрещенным всем остальным участникам гражданского оборота. Примером может служить деятельность, составляющая государственную монополию. Исключительный характер определенных видов деятельности предусмотрен в ряде специальных актов (законы о банковской, биржевой, страховой и некоторых других видах деятельности).

Ограничение правоспособности может иметь и другую форму, нормативным актом может быть предусмотрено, какими видами деятельности юридическое лицо заниматься не вправе. Так, в законе о страховании установлено, что предметом непосредственной деятельности страховщика не может быть производственная, торговая и банковская деятельность. Закон о банках запрещает банкам совершать операции по производству и торговле материальными ценностями, а также всеми видами страхования, за исключением страхования валютных и кредитных рисков. В соответствии с законом о биржах, биржи не могут заниматься торговлей, торгово-посреднической и иной деятельностью, не связанной непосредственно с организацией биржевой торговли. Биржи не вправе также осуществлять вклады, приобретать долги (паи), акции предприятий и организаций, если эти предприятия и учреждения не ставят целью осуществление биржевой деятельности.

В соответствии со статьей 48 ГК РБ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

В учредительных документах должно быть указано наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления, а также ряд других сведений (см. ст.48 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Статус юридического лица приобретается субъектами предпринимательской деятельности посредством государственной регистрации. В соответствии со статьей 47 части первой Гражданского кодекса Республики Беларусь регистрация юридических лиц должна осуществляться в порядке, определяемом законодательством. В настоящее время сохраняется прежний порядок, то есть юридические лица регистрируются местными исполнительными органами власти.

Важные положения о регистрации предпринимательской деятельности содержатся в Декрете Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. № 11 "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования" \ "Республика" от 18.03.99г., в соответствии с которым учредительные документы могут представляться в регистрирующий орган как непосредственно учредителями, так и направляться ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. При этом датой представления учредительных документов для регистрации является соответственно дата их фактической подачи в регистрирующий орган или дата почтового отправления, указанная в квитанции. Регистрация юридических лиц должна осуществляться регистрирующим органом не позднее трех дней с момента представления необходимых документов либо в течение тридцати календарных дней с даты почтового отправления. Данные о государственной регистрации юридического лица сообщаются органом, осуществившим регистрацию, в недельный срок в налоговую инспекцию для включения в государственный реестр. Сведения о включении в государственный реестр подлежат опубликованию в установленном порядке.

В Положении содержится и ряд других важных норм, в частности, запрещается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих местонахождение юридического лица, указанное в учредительных документах; существенно повышен минимальный размер уставного капитала коммерческих организаций. Для акционерных обществ, коммерческих структур с долевым участием иностранных партнеров (совместные предприятия независимо от их организационно-правовых форм), а также для государственных и коммунальных предприятий размер уставного капитала должен быть не менее десяти тысячекратного размера минимальной оплаты труда, установленной законодательством РБ на дату представления учредительных документов для регистрации.

Положение существенно ограничивает возможность отказа в регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Отказ допускается только в случаях несоответствия перечня представленных документов и содержащихся в них сведений установленным Положением требованиям. Уведомление об отказе должно быть направлено заявителю в письменной форме за подписью должностного лица, ответственного за регистрацию, в трехдневный срок со дня получения документов на регистрацию или получения их по почте. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в хозяйственный суд.

Установленные Положением предельно сжатые сроки регистрации субъектов предпринимательской деятельности затрудняют возможность выявления всех нарушений законодательства, которые могут быть в учредительных документах, поэтому в данном нормативном акте предусмотрены меры, которые должны быть предприняты регистрирующим органом для устранения выявленных впоследствии нарушений. В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, нарушения порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов законодательству РБ орган, осуществивший регистрацию, обязан в течение одного календарного месяца со дня регистрации уведомить учредителей о необходимости внесения соответствующих дополнений или изменений в учредительные документы. Учредители юридического лица обязаны в течение семи календарных дней с даты получения ими уведомления внести соответствующие дополнения или изменения в учредительные документы и представить их в орган, осуществивший регистрацию юридического лица. В случае непредставления сведений в установленные сроки орган, осуществивший регистрацию юридического лица, обязан обратиться в хозяйственный суд с иском о признании недействительными (полностью или частично) учредительных документов.

Решение хозяйственного суда является основанием для аннулирования государственной регистрации юридического лица.

Аннулирование государственной регистрации производится в течение семи календарных дней с даты получения регистрирующим органом судебного решения.

Регистрирующий орган обязан в 3-дневный срок с даты аннулирования государственной регистрации на основании судебного решения направить юридическому лицу письменное уведомление об этом. Данные об аннулировании сообщаются органом, осуществившим регистрацию, в недельный срок в налоговую инспекцию для внесения в государственный реестр.

Сведения об исключении из государственного реестра подлежат опубликованию в установленном порядке.

Действующее гражданское законодательство определяет также порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц. Под реорганизацией юридического лица понимается его преобразование, которое может быть осуществлено различными способами, посредством слияния, присоединения, разделения, выделения, изменения организационно-правовой формы. Решение о реорганизации принимается учредителями либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.

В предусмотренных законом случаях реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц может быть осуществлена по решению уполномоченных на то государственных органов или суда.

При реорганизации юридических лиц имеет место правопреемство. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Аналогично решается вопрос и при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Учредители юридического лица или орган, принявший решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, при этом кредиторы вправе потребовать прекращения либо досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Под ликвидацией юридического лица понимается прекращение его деятельности. При ликвидации отсутствует правопреемство. Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно - по решению его учредителей или в принудительном порядке, по решению суда в установленных законом случаях, в том числе при неплатежеспособности (банкротстве) юридического лица.

Раздел первый Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает ряд требований, которые должны быть соблюдены при ликвидации юридического лица. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществившему государственную регистрацию ликвидируемого юридического лица, для внесения сведений об этом в Единый государственный реестр юридических лиц. По согласованию с вышеназванным органом назначается ликвидационная комиссия, которая осуществляет ряд важных функций (с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят функции по управлению делами юридического лица, выявлению кредиторской и дебиторской задолженности и др.). Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица.

Статья 60 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих платежей.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

После этого удовлетворяются последовательно обязательства перед бюджетом и внебюджетными фондами; требования кредиторов, обязательства перед которыми были обеспечены залогом имущества ликвидируемого юридического лица

В последнюю (пятую) очередь производятся расчеты со всеми прочими кредиторами.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Ликвидационный баланс согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.

В условиях расширения самостоятельности субъектов хозяйствования большое практическое значение приобрел вопрос о правовом положении филиалов и представительств. Филиалы и представительства являются обособленными подразделениями юридического лица. Они располагаются вне места нахождения юридического лица и могут осуществлять все или часть его функций (филиалы) либо представлять интересы юридического лица и осуществлять их защиту (представительства). Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они получают от юридического лица необходимое для их деятельности имущество и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители филиалов и представительств назначаются на должность и освобождаются от должности юридическим лицом и управляют представительствами и филиалами по доверенности юридического лица.

Не являясь юридическими лицами, филиалы и другие внутрихозяйственные подразделения юридического лица могут, однако, выступить в ограниченных пределах в качестве субъекта хозяйственных отношений.

Внутрихозяйственные подразделения признаются субъектами хозяйственного права, если они действуют на основе организационно-имущественного обособления и внутрихозяйственного расчета. Внутрихозяйственная деятельность осуществляется по общему правилу вне сферы товарно-денежного оборота, вместе с тем в условиях рыночных отношений коммерческие организации нередко прибегают к организации своего (условного) внутрихозяйственного расчета, строят отношения между подразделениями предприятия на договорной основе, правовой статус структурных подразделений определяется при этом самим предприятием во внутрихозяйственных актах. На предприятии разрабатывается общее положение об условиях хозрасчетной работы подразделений, положения о конкретных подразделениях. В этих локальных актах определяется имущественная база и хозяйственная компетенция подразделения, порядок взаимодействия с другими подразделениями и администрацией предприятия, условия стимулирования за достижение установленных показателей и. ответственность за нарушения обязательств. Отношения со структурными подразделениями могут оформляться и внутрихозяйственными договорами, при этом возможны два вида внутрихозяйственных договоров: договоры между структурными подразделениями и договоры структурных подразделений с предприятием в лице его администрации. Как уже было отмечено, хозяйственная компетенция структурных подразделений определяется самим предприятием. Однако некоторые исходные положения для отдельных видов подразделений зафиксированы в законе. Это относится, в частности, к возможности открытия предприятиями расчетных и текущих счетов в банке для своих обособленных структурных подразделений. 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.