Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Политики и основные направления Европейского Сообщества




1. Торговый период интеграционного процесса.

2. Экономический период интеграционного процесса.

3. Политический период интеграции.

4. Региональная политика ЕС и развитие региональной интеграции.

Цель лекции: Проанализировать основные аспекты торгового, экономического и политического периодов интеграционного процесса европейских стран, рассмотреть главные направления региональной политики ЕС

Ключевые слова: экономическая интеграция, преференциальные торговые соглашения, Таможенный союз

 

Мировой опыт показывает, что экономическая интеграция эволюционирует посредством следующих основных уровней:

1. Заключение преференциальных торговых соглашений.

Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов, часто рассматриваются как подготовительный этап интеграционного процесса, приобретающего впоследствии более развитые формы. Для управления преференциальными соглашениями межгосударственные органы не создаются.

2. Создание зоны свободной торговли, то есть преференциальной зоны, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Зона свободной торговли предусматривает полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сокращении национальных тарифов в отношениях с третьими странами, причем данные условия не распространяются на продукты сельского хозяйства. Соглашения о зонах свободной торговли придают торговой политике стран-участниц более стабильный и предсказуемый характер. Функционирование зоны свободной торговли позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках подписанных соглашений, совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике.

3. Образование Таможенного союза. Таможенный союз предполагает согласованную отмену национальных таможенных тарифов, введение общего таможенного тарифа, единую систему нетарифного регулирования в отношении третьих стран. Таможенный союз способствует сохранению и укреплению экономического пространства в отношениях между государствами, обеспечению свободного движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, проведению согласованной политики в таможенных связях в отношении третьих стран и унификации таможенного законодательства и таможенных процедур в целях защиты внутреннего рынка.

4. Создание общего рынка. Таможенный союз, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки для перехода к качественно более высокому уровню интеграции - общему рынку. В пределах общего рынка интегрирующиеся страны закрепляют свободу движения не только товаров и услуг, но и факторов производства, что требует более высокого уровня координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств участвующих стран.

5. Формирование экономического союза. Экономический союз предусматривает, наряду с общим таможенным тарифом и свободой передвижения товаров и факторов производства, координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной. На данном этапе возникает потребность создания органов, наделенных не только способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения.

Правительства государств-участников экономического союза отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами государств-членов.

6. Формирование политического союза. Политический союз предусматривает передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Данный уровень является самым высоким, однако ни одна интеграционная группировка не достигла подобного.

В целом достаточно сложно определить, на каком уровне развития находится то или иное интеграционное объединение, в силу как отсутствия достаточной информации, так и возникающих сильных различий между провозглашенными целями и реальными достижениями.

Таможенный союз является одной из наиболее распространенных форм международной интеграции, которыми являются, в частности, зоны свободной торговли, «общие рынки», экономические и политические союзы.

Согласно ст. 113 Римского договора, общая торговая политика охватывает следующие сферы:

- изменений таможенных ставок;

- заключение таможенных и торговых соглашений;

- деятельности, что упрощает доступ к рынку и мероприятий по ее охране от демпинга или зарубежных дотаций;

- экспортной политики.

Понятие общей торговой политики, как следует из договора, имеет общий, рамочный характер. Современные же формы совместной торговой политики со сложными процедурами и широким инструментарием выработались постепенно, в процессе более двадцатилетней практики ее осуществления.

Одним из важных факторов развития интеграционных процессов в Европе является международное сотрудничество, которое существует в различных формах и на многих уровнях:

• центральном - межгосударственная сотрудничество, которое осуществляют центральные институты государства;

• региональном - сотрудничество региональных органов власти различных государств;

• локальном ~ сотрудничество органов местного самоуправления отдельных стран.

На низком и среднем уровнях две основные формы международного сотрудничества можно определить с помощью понятий «трансграничное сотрудничество» и «межрегиональное сотрудничество». Суть первого из них состоит в сотрудничестве между региональными и местными органами власти, которые расположены на территории прилегающих государств. Термин «межрегиональное сотрудничество», а, определяет контакты между региональными и местными органами власти различных государств, которые не обязательно граничат между собой. В литературе часто употребляется также понятие «пограничное», «еврорегиональное» сотрудничество. Эти категории имеют много общего, но для каждого из них характерна своя специфика. Попробуем выяснить их сущность и особенности.

Трансграничные регионы, расположенные вдоль наземных границ, имеют более высокий уровень однородности, чем регионы вдоль морских границ. К последним относятся, например, «Сардиния (Италия) - Корсика (Франция)», «Норд-Пас-де Кальяс (Франция) - Кент (Великобритания)», или «Уэльс (Великобритания) - Ирландия». Примером учета широких признаков однородности является дефиниция трансграничного региона как территории по обе стороны границы, что составляет однородный комплекс территорий, которые проявляют общие признаки, а население которых имеет общие культурные традиции и желание сотрудничать для ускорения культурного и общественно-экономического развития.

Некоторые трансграничные регионы имеют высокоразвитое чувство общей идентичности или региональной сознания, где сотрудничество выступает как естественный процесс. Существуют регионы, в которых эта общая идентичность отсутствует или очень слабая через различные исторические, культурные или экономические причины (например, часть испано-португальского пограничья, греко-балканские границы), а также учитывая географические факторы, такие как море или горные пряди.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.