Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Интеграционные процессы на Африканском континенте

1. Африканский континент после Второй мировой войны.

2. Этнические, политические конфликты. Проблемы бедности и распространения СПИДа.

3. Интеграционные объединения.

Цель лекции: Рассмотреть этапы деколонизации Африканского континента после Второй мировой войны, объяснить причины этнических и политических конфликтов, раскрыть основные проблемы в развитии африканских стран, указать на перспективы интеграционных объединений в Африке

Ключевые слова: процесс деколонизации, конфликты, трайбализм, концепция «опоры на собственные силы», Африканский союз, ОАЕ, АС, ЭКОВАС, ЮДЭАК, таможенный союз, валютный союз

 

По размерам территории Африка – самый крупный из главных географических регионов мира. И по числу стран она тоже намного опережает любой из них: в Африке ныне 54 суверенных государства. Они чрезвычайно различаются между собой по площади и численности жителей. Подобная ситуация на политической карте Африки сложилась уже после Второй мировой войны в результате процесса деколонизации. До этого Африку обычно именовали колониальным материком. Они входили в состав колониальных империй Великобритании, Франции, Португалии, Италии, Испании, Бельгии. Еще в конце 1940-х гг. к числу хотя бы формально независимых стран можно было отнести только Египет, Эфиопию, Либерию и Южно-Африканский Союз (доминион Великобритании).

В процессе деколонизации Африки различают три последовательных этапа.

На первом этапе, в 1950-е гг., добились независимости более развитые страны Северной Африки – Марокко и Тунис, бывшие до этого французскими владениями, а также итальянская колония Ливия. В результате антифеодальной и антикапиталистической революции от английского контроля окончательно освободился Египет. После этого независимым стал и Судан, формально считавшийся совладением (кондоминиум) Великобритании и Египта. Но деколонизация затронула и Черную Африку, где первыми добились независимости британская колония Золотой Берег, ставшая Ганой, и бывшая французская Гвинея. Большинство этих стран пришло к независимости относительно мирным путем, без вооруженной борьбы.

Вторым этапом стал 1960 год, который в литературе получил название Года Африки. В течение одного только этого года стали независимыми 17 бывших колоний, преимущественно французских. Можно сказать, что с этого времени процесс деколонизации в Африке стал уже необратимым.

На третьем этапе, после 1960 г., этот процесс был фактически завершен. В 1960-е гг. после восьмилетней войны с Францией добился независимости Алжир. Получили ее и почти все британские колонии, последние колонии Бельгии и Испании. В 1970-е гг. главным событием стало крушение колониальной империи Португалии, которое произошло после демократической революции в этой стране в 1974 г. В результате стали независимыми Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау и острова. Обрели независимость еще некоторые бывшие владения Великобритании и Франции. В 1980-х гг. к этому перечню добавились английская Южная Родезия (Зимбабве), а в 1990-х гг. – Юго-Западная Африка (Намибия) и Эритрея.

Возникновение конфликтоопасной ситуации в Африке объясняют целым комплексом причин этнического, конфессионального, политического и геополитического, социально-экономического характера. При этом иногда эти причины подразделяют на внешние и внутренние (межгосударственные и внутригосударственные).

Стремление африканских стран к экономической интеграции означает попытку отсталых, практически не имеющих между собой экономических связей государств создать в отдельных субрегионах Африки подходящие условия для развития промышленности, ориентированной на удовлетворение основных потребностей внутреннего рынка Образовывая экономические и таможенные союзы, африканские страны планировали на основе скоординированной политики развивать взаимные экономические связи. В результате предполагалось образовать в отдельных регионах относительно емкие внутренние рынки как базу для модернизации экономики. Интеграция рассматривалась как альтернативный путь развития, во многом как способ достижения прогресса в «опоре на собственные силы». Концепция «опоры на собственные силы» предполагает, что структурная перестройка экономики может быть достигнута за счет использования, прежде всего местных ресурсов, всемерной мобилизации внутренних факторов развития. Эта идея присутствует и в планах Организации африканского единства да созданию к 2025 г. Африканского экономического сообщества.

Практика интеграционных процессов в Африке, реализуемость провозглашаемых руководителями африканских государств целей углубленного сотрудничества показывают, что в основном все эти цели и задачи остаются лишь благими пожеланиями. Экономическое сотрудничество бедных и отставших стран в традиционных его формах не ведет к выходу из «порочного круга бедности», не обеспечивает сколько-нибудь ощутимый прогресс. Вместе с тем идея Африканского общего рынка, несмотря на все неудачи его создания, по-прежнему популярна на континенте.

Африканский союз, АС - региональная международная межправительственная организация, объединяющая 54 государства Африки. Создана 26 мая 2001 на базе Организации африканского единства (ОАЕ).

Объективными причинами создания АС, заменившего ОАЕ - крупнейшее политическое объединение государств Африканского континента - стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время ее существования (1963-2001) и достижение на рубеже нового тысячелетия части задач, поставленных перед ОАЕ в качестве первоочередных. Проблемы современного экономического развития государств Африки требуют поиска новых подходов и механизмов.

Преемственность новой организации, подчеркнутая в Учредительном акте АС, выражается в готовности глав государств и правительств стран-членов содействовать единству, солидарности, сплоченности и сотрудничеству между народами и государствами Африки. Основными задачами АС провозглашены ведение диалога с мировым сообществом с единых позиций (в том числе принятие решений, которые будут способны отвечать на вызовы экономической глобализации), защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте, эффективное разрешение региональных конфликтов.

Основное отличие АС от ОАЕ состоит в том, что основным приоритетом деятельности новой организации провозглашается экономическая интеграция. ОАЕ же в качестве главной задачи для принятия коллективных мер по защите национальной независимости и территориальной целостности молодых африканских государств рассматривала политическую интеграцию. В мировой истории немало примеров интеграции, основанной на сближении экономических интересов, и такой путь представляется наиболее эффективным для решения многочисленных проблем африканской действительности. Принятое Союзом решение оказывать содействие развитию интеграционных процессов, опираясь на уже действующие политико-административные объединения юга и севера континента, Западной и Восточной Африки, свидетельствует о понимании главами государств проблем, с которыми придется столкнуться на длинном и нелегком пути и готовности к их преодолению.

Одним из основополагающих принципов деятельности АС провозглашено уважение государственных границ государств-членов организации, которые существовали на момент получения ими независимости. Это представляет особую актуальность для стран Африканского континента, так как опасность возможного разжигания местными элитами и ТНК территориальных споров, межэтнических конфликтов, сепаратистских настроений и организации государственных переворотов с целью контроля над залежами полезных ископаемых (особенно в приграничных районах) остается вполне реальной. Военные перевороты в Гамбии, Заире, Кот-д'Ивуаре, Нигере, Руанде, Сьерра-Леоне и др. странах, оказавшие влияние на соседние государства, - яркое тому подтверждение.

ЭКОВАС - экономическое сообщество государств в Западной Африке, создано в 1975 году, насчитывает 16 членов, в т.ч. Бенин, Буркина Фасо, Гана, Мали. Цели: создание в течение 15 лет африканского общего рынка; проведение совместной экономической политики. В рамках этой организации создан Фонд сотрудничества, компенсации и развития. Таможенные пошлины были отме­нены на 80% взаимопоставляемой продукции, но внутрирегиональный оборот между участниками составляет всего 5%.

ЮДЭАК - таможенный и экономический союз стран Центральной Африки. 1964 год - 5 стран: Габон, Камерун, Конго, Чад, Экваториальная Гвинея. Создан для разработки совместных экономиче­ских программ, унификации налоговых систем, льготных таможенных условий для членов союза (особенно не имеющих выходов к морю), функционирует банк развития, фонд солидарности. Однако интеграция развивается почти формально. Экономическое сообщество стран Великих озер - страны бывшей зоны бельгийско-французских колоний. 1976 год - выдвинуто предложение о создании экономического союза (Бурунди, Заир, Руанда). Была принята програм­ма сотрудничества в области рыболовства, борьбы с эпидемиями. Существуют наднациональные органы.

Западно-африканский валютный союз (1962 год) - 8 стран - финансирует и кредитует совместные программы. Между этим валютным союзом и Францией подписаны документы, т.е. под контролем Франции идет разработка единой валютной политики, проектов финансирования инфраструктуры и хозяйства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 12. Формы и виды интеграционных процессов в Латинской Америке | Тема: ВЭФ как форма экономической интеграции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.