Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межбюджетные трансферты. Формы межбюджетных трансфертов




Формирование доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации

Понятие бюджетных доходов, их социально-экономическая характеристика

Каждый бюджет, вне зависимости от его уровня в бюджетной системе, состо­ит из доходов и расходов. Первичным источником доходов бюджетов является национальный доход общества, а расходы бюджетов, находясь в тесной взаимо­связи с доходами, определяются задачами, стоящими перед государством и му­ниципальными образованиями (местным самоуправлением).

Доходы бюджетов классифицируют по разным признакам:

- по социально-экономическому признаку;

- по условиям зачисления доходов в соответствующие бюджета;

- по юридическим формам доходов.

По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделя­ются на доходы от хозяйствующих субъектов, вне зависимости от формы собственности, на основе которой они осуществляют хозяйственную (в том числе предпринимательскую) деятельность, и доходы от граждан.

По условиям зачисления доходов в соответствующие бюджета доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие.

По юридическим формам доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые.

Новое бюджетное законодательство детально регламентирует доходы и рас­хода бюджетов. Многие положения, выработанные наукой финансового права, получили в БК РФ законодательное закрепление.

БК РФ устанавливает не только общие положения о формировании дохо­дов бюджетов, вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, но и рег­ламентирует доходы отдельных видов бюджетов: федерального бюджета, бю­джетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

 

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюд­жетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачис­ляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федера­ции для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.

Доходы целевых бюджетных фондов учитываются в составе доходов бюд­жетов обособленно.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов до­ходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законода­тельством Российской Федерации федеральные, региональные и местные на­логи и сборы, а также пени и штрафы.

Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учи­тывается в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам БК РФ относит такие доходы, которые по ранее действующему законодательству имели режим «внебюджетных средств».

В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от фи­зических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

В соответствии со ст. 45 БК РФ в доходы бюджетов могут также зачис­ляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами раз­ных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изме­нениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федера­ции, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.

Особый порядок установлен для таких неналоговых доходов, как штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджета по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в со­ответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов.

БК РФ закрепляет ранее известное бюджетному законодательству деле­ние доходов бюджетов, вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, на собственные доходы бюджетов и регулирующие. В ст. 47 БК РФ определены понятие собственных доходов бюджетов и их виды. Собствен­ные доходы бюджетов - это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательст­вом Российской Федерации.

К собственным доходам бюджетов относятся:

- налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бю­джетами государственных внебюджетных фондов законодательством Россий­ской Федерации;

- неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

При этом БК РФ закрепляет положение о том, что финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государ­ственного внебюджетного фонда, несмотря на необходимость осуществления учета в доходах того бюджета, который является получателем финансовой по­мощи в форме дотаций, субвенций, субсидий или иной безвозвратной и без­возмездной передачи средств.

Наряду с традиционными методами в последние годы стал применяться трансферт (от фр. transfer - переношу, перемещаю) - перевод средств из фе­дерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ в бюджеты нижесто­ящих уровней. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вышестоящий бюджет доходов. Формирование федерального фонда финансовой поддержки, в частности, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, что закреплено Федеральным законом «О бюджетной классификации» от 15 авгу­ста 1996 г., где говорится о средствах фонда финансовой поддержки, получае­мых из федерального бюджета в порядке финансовой помощи (трансфертов).

Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 75) предусмотрены трансферты населению для финансирования обязательных выплат: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установлен­ных федеральным законодательством, законами субъектов Российской Феде­рации и правовыми актами органов местного самоуправления.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.