КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 6. Сбалансированная система показателей и оценка экономической эффективности проекта развития информационной системы
Данный раздел посвящен наиболее общему, но вместе с тем и наиболее сложному в использовании классу моделей экономической оценки информационных систем — сбалансированной системе показателей (balanced scorecard). Начнем с ограничений ранее рассмотренных моделей. Модели ССВ и ФСА/ФСУ позволяют оценить финансовый результат ИТ-проекта в следующих случаях: - снижение совокупной стоимости владения информационной системой в рамках существующих бизнес-требований (модель ССВ); - снижение затрат на осуществление определенных бизнес-процессов (модель ФСА/ФСУ); - обеспечение бизнес-проектов, связанных с увеличением объема информационных потоков, например расширением бизнеса или обработкой специфических данных (модель ФСА/ФСУ). Между тем вышеперечисленные области — не единственные, где выполняются успешные (или неуспешные) ИТ-проекты. Многие из них, в том числе, возможно, и наиболее успешные, относятся к другим областям: ускорению бизнес-процессов, снижению рисков, повышению использования производственных мощностей и т. д. Перечисленные, а также подобные им результаты не находят явного и немедленного отражения ни в одном из рассмотренных ранее показателей эффективности. Тем не менее необходимо оценивать финансовый результат проектов и в названных областях. С этой целью мы должны будем оценивать воздействие ИТ-проектов на весь набор измерителей результативности деятельности предприятия. Основной понятийной моделью данного раздела избрана модель капитала знаний, предложенная американским исследователем проблемы П. Страссманом, и ее детализация в виде модели правил бизнеса Д. Васкевича. Для рассмотрения предложенного подхода на операционном уровне используется подход сбалансированной системы показателей. Наконец, для оценки финансового результата ИТ-проекта использована модель ValueBuilder компании PricewaterhouseCoopers.
Производительность информации, капитал знаний и правила бизнеса Понятия производительности информации и капитала знаний были введены П. Страссманом с целью оценки результативности внедрения информационных систем. Продемонстрировав отсутствие взаимосвязи между затратами на ИТ и прибыли для 468 крупнейших фирм США, Европы и Канады, автор пришел к выводу о необходимости другого измерителя отдачи от затрат на ИТ. В качестве основного измерителя отдачи от вложения в ИТ Страссман предложил «отдачу от менеджмента». Данный показатель измеряется как отношение стоимости, добавленной менеджментом, и затрат на менеджмент. Соответственно под стоимостью, добавленной менеджментом, понимается остаток от всех расходов, то есть разность между прибылью после уплаты налогов и стоимостью капитала с поправкой на страновые различия в налоговом законодательстве. Под затратами на менеджмент понимаются все косвенные расходы, получаемые как разность между общими и прямыми затратами. Отдача от менеджмента понимается автором как отдача от использования информации предприятием, а затраты на менеджмент - как затраты на ее получение. Поэтому «отдача от менеджмента» отражает эффективность использования информации на предприятии. Для приближенной оценки отдачи от менеджмента П. Страссман вводит понятие производительности информации, где в знаменателе косвенные затраты, не наблюдаемые статистически, заменены на общие, сбытовые и административные расходы, данные о которых содержатся в отчетах зарубежных компаний. Далее вводится понятие капитала знаний. Под таковым понимается стоимость, добавленная менеджментом, деленная на средневзвешенную стоимость капитала. Вот самая простая интерпретация данного соотношения: капитал знаний представляет собой оценку капитализации факторов, приводящих к получению стоимости, добавленной менеджментом, и приближенно описываемой показателем производительности информации. Если рассматривать капитал знаний более детально, можно сказать, что он описывает результат приобретения знаний работниками компании, выраженный в денежной форме. В этом случае под понятие «вложений в капитал знаний» подпадают все формы обучения сотрудников предприятия — как формальные, так и неформальные. Первые очевидны; ко вторым относятся приобретение производственного или управленческого опыта и навыков, участие в совещаниях, консультирование и т.д. По оценке автора, на предприятиях с интенсивной информационной деятельностью более 25% заработной платы (а в правительственных учреждениях - многим более 50%) идет на расходы, связанные с информационной деятельностью, то есть входит в состав накладных расходов на менеджмент. Все эти расходы составляют инвестиции в капитал знаний. В качестве основного фактора, определяющего динамику капитала знаний, автор относит эффективность конверсии накладных расходов в знания предприятия, измеряемую соответствующим коэффициентом. Коэффициент представляет собой отношение прироста капитала знаний за определенный период времени к общему объему накладных расходов за тот же период. Экономически данная величина представляет собой долю накладных расходов, затраченную продуктивно (другими словами, инвестированную в капитал знаний). Анализ динамики капитала знаний в компаниях США, по расчетам автора, обнаруживает следующие свойства: высокую корреляцию с рыночной стоимостью компании; устойчивый рост отношения капитала знаний к акционерному капиталу у успешных компаний; большой разброс значений коэффициента конверсии накладных расходов в активы, в том числе и в область отрицательных значений. Ряд признаков, в частности высокий уровень корреляции с рыночной капитализацией компании, позволяет рассматривать капитал знаний как показатель, близкий к акционерной стоимости. В дальнейшем автор отказывается от понятия стоимости, добавленной менеджментом, и заменяет его уже рассмотренным выше показателем экономической добавленной стоимости, совпадающим по смыслу с акционерной стоимостью предприятия, оставляя в силе остальную аргументацию. Для нашего курса существенно рассмотрение программного обеспечения с позиции капитала знаний. П. Страссман обращает внимание на то, что в настоящее время 40% бюджетов ИС расходуется на поддержку аппаратного и программного обеспечения и лишь около 10% — на новые проекты, причем во многих случаях важнейшим основанием разработки нового ПО является снижение затрат на техническую поддержку. Подход к ПО как к быстро обесценивающемуся активу, по мнению исследователя, не учитывает тот факт, что ПО становится одним из важнейших хранилищ знаний современного предприятия. При этом приобретение передового ПО, предназначенного для управления предприятием, позволяет фактически приобрести составляющие его основу знания за незначительную часть цены их накопления. Тем самым эволюционное совершенствование ПО становится сейчас, а еще более — в перспективе одним из важнейших средств управления знаниями. Развитием данной концепции является выделение среди затрат на ИТ собственно затрат и вложений в капитал знаний. Хотя в цитированных работах перенос концепции капитала знаний на операционный уровень, то есть на уровень отдельных бизнес-процессов, не производился, мы считаем необходимым сформулировать некоторые замечания относительно такого переноса. Передовые бизнес-процессы, отмеченные П. Страссманом, безусловно повышают устойчивость предприятия и его способность к созданию стоимости. Однако для управления описанным Страссманом процессом накопления капитала знаний необходимо оценить вклад отдельных бизнес-процессов в капитал знаний предприятия. Для анализа процесса накопления капитала знаний целесообразно выделить в бизнес-процессе две составляющих: собственно бизнес-процесс, который будет рассматриваться в настоящем разделе как процесс документооборота, и связанную с ним систему правил бизнеса. Под правилами бизнеса (бизнес-правилами) понимается формализованная, обычно документированная система правил принятия решений либо иных действий операционного и более низкого уровня, принятая на данном предприятии для типовых ситуации бизнеса. В качестве примеров бизнес-правил назовем правила выдачи кредита в банке, правила выбора цены в зависимости от условий заказа, правила определения ставки страховых премий и т.д. В современных условиях подавляющий объем бизнес-правил реализован в форме алгоритмов промышленных или собственных систем масштаба предприятия. Особую роль правилам бизнеса придает американский специалист по реинжинирингу бизнес-процессов Д. Васкевич. Согласно его исследованию, можно выделить три основные группы правил бизнеса: правила принятия типовых решений. Каждое такое правило представляет собой некоторое «дерево решения». Его роль — единообразное принятие решений, типовых для данного бизнеса. Примеры правила выдачи потребительского кредита банком или правила определения срока исполнения заказа промышленным (торговым) предприятием; правила управления ресурсами. Каждое такое правило представляет собой один или несколько запросов на наличие ресурсов и, при условии наличия таковых, бронирование необходимых ресурсов. Его роль - динамическое поддержание баланса между потребностями и ресурсами компании в целом. Примеры — функции контроля наличия материалов на складе или проверка лимита кредитования контрагента; правила поддержания целостности корпоративных данных. Каждое такое правило представляет собой набор действий, выполняемых при создании, изменении или удалении записи в справочниках и иных централизованных базах данных корпоративной информационной системы (систем). Роль правила — поддержание целостности данных при работе с ними. Примеры - обязательные действия при сохранении/ удалении контрагента или документа из базы данных. В своей совокупности набор правил бизнеса, реализованный в автоматизированной системе, обеспечивает целостность информационной среды предприятия и соответствие принимаемых решений стратегическим и оперативным установкам руководства. Эффективность набора бизнес-правил с позиции акционерной стоимости предприятия определяется экономической оценкой ущерба от ошибок первого и второго рода, возникающих при применении данною набора. Рассмотрим такой подход на примере решения о выдаче кредита. Ошибку первого рода представляет выдача кредита, оказывающегося впоследствии проблемным; ошибку второго рода — отказ в выдаче кредита добросовестному заемщику. Соответственно эффективность набора бизнес-правил определяется суммой математического ожидания потерь от тех и других ошибок. Усовершенствование набора бизнес-правил может, например, состоять в использовании более полного алгоритма отслеживания кредитной истории, который разделяет факты просрочки выплат по кредиту на форс-мажорные и обусловленные неаккуратностью пользователя, учитывающие объем просроченных платежей и т.д. Другим направлением совершенствования может быть подключение внешних баз данных по кредитной истории предприятий и частных лиц и т.д. Экономическая оценка результата таких усовершенствований будет состоять в сопоставлении достигнутого снижения математического ожидания потерь и дополнительных затрат на бизнес-процесс. Нетрудно заметить, что в современных условиях изменение набора бизнес-правил обычно требует внедрения новой информационной системы или модернизации существующей. Если на предприятии уже существует регулярный менеджмент, изменение набора бизнес-правил требует изменения регламента информационных потоков на предприятии. Следовательно, если этот регламент уже реализован в виде информационной системы (а в противном случае само понятие бизнес-правил теряет смысл), последняя должна быть модифицирована или заменена. Приведенный метод непосредственного определения финансового результата весьма трудоемок и требует, помимо прочего значительных затрат времени на получение соответствующих статистических данных. Но главный его недостаток заключается в невозможности получения достоверных априорных оценок финансового результата, поскольку в рамках старого набора бизнес-правил соответствующая статистика обычно не собирается. Поэтому такого рола исследования целесообразны исключительно в рамках крупномасштабных изменении набора бизнес-правил, например в ходе реинжиниринга бизнес-процессов. Более распространенные проекты эволюционных изменений требуют иных, более дешевых методов экономической оценки, пригодных, в частности, для прогнозирования финансового результата проекта. Такую методику в настоящем курсе представляет сбалансированная система показателей, которой посвящен раздел 1.4.2.
1.4.2. Проект развития информационной системы и показатели результативности деятельности предприятия Начиная с классической работы Питерса и Уотермена в работах по теории и практике менеджмента, неоднократно отмечалась недостаточность одних лишь финансовых измерителей для оценки результативности деятельности предприятия. Результатом изысканий в этой области стала концепция сбалансированного набора показателей результативности - системы финансовых и нефинансовых метрик, построенной на основе набора факторов, определяющих акционерную стоимость предприятия, и непосредственно связанной с принятой стратегией ее увеличения. Нет ли противоречия между принятием акционерной стоимости как основного измерителя результативности предприятия и включением нефинансовых показателей в набор измерителей результативности? Противоречие кажущееся, поскольку традиционные финансовые метрики, бухгалтерские по своей природе, вообще говоря, не измеряют денежный поток предприятия. Более того: бухгалтерские измерители по самой своей сути отражают события, случившиеся в прошлом. Поэтому даже проведение корректировок, не позволяет оценить будущий денежный поток, который, собственно, и является главным фактором, определяющим акционерную стоимость предприятия. Собственно построение сбалансированной системы показателей результативности проводится следующим образом. 1. На основе базовых факторов, определяющих акционерную стоимость предприятия (рост продаж, операционная маржа, налоги, капитальные затраты, изменение оборотного капитала, стоимость акционерного капитала, стоимость заимствований, структура капитала, период конкурентного преимущества), формируется дерево факторов, определяющих стоимость данного предприятия с учетом отраслевой специфики, базы конкуренции, сильных и слабых сторон данного предприятия и. наконец, принятой стратегии развития. На этой основе формируется набор ключевых факторов успеха – областей менеджмента, в которых предприятие должно добиться успеха – для осуществления принятой стратегии. 2. Определяются ключевые показатели результативности (КПР ) — метрики, количественно описывающие степень достижения результата в области ключевых факторов успеха. Метрика должна обладать следующими свойствами: - непосредственной связью со стратегией; - простотой для понимания; - способностью побуждать к действиям; - квантифицируемостью, то есть способностью представления в количественном выражении. Ее задачи заключаются и в том, чтобы: способствовать сосредоточению на внешней среде и конкуренции; способствовать ориентированному на факты проактивному анализу; быть по возможности доступной для сравнения с показателями других компаний. В качестве примера приведем цель - инновационное лидерство на рынке - и КПР для нее (долю выручки от продуктов, разработанных за последние три года, в общей выручке). Отметим способность побуждать к действиям — ускорение вывода продуктов на рынок, повышенное внимание сбытовиков к данной группе продуктов - и сосредоточение на конкуренции (результат измеряется долей в выручке). 3. На основании стратегии и существующего положения дел определяются текущие цели - плановые значения ключевых показателей результативности. По отношению к этим целям строится система стимулирования менеджеров и работников предприятия. Сбалансированная система показателей результативности в целом должна дополнительно характеризоваться: охватом всей цепи создания стоимости; количественной обозримостью — число метрик должно быть в диапазоне 40-60; поддержанием баланса между финансовыми и нефинансовыми метриками, поддержанием баланса между внутренними метриками, оценивающими достижение целей самого предприятия, и внешними, оценивающими достижение целей важных для предприятия сторон (поставщиков, покупателей, конкурентов); непротиворечивостью метрик, применяемых на каждом из уровней управления (действие, наказываемое одной метрикой, не должно поощряться другой); согласованностью метрик на всех уровнях управления (метрики нижестоящих уровней должны вытекать из метрик вышестоящих уровней). Таким образом, сбалансированная система показателей результативности по определению должна отражать любое существенное изменение в процессе создания стоимости на предприятии, например изменение эффективности набора бизнес-правил, описанное в разделе 1.4.1. Следовательно, экономический результат изменения системы бизнес-правил или появления таковой должен найти отражение в тех или иных КПР. Таким же образом описывается совокупное изменение капитала знаний. Временно остается открытой проблема повторного счета, например учета одного и того же события как изменения стоимости бизнес-процесса и одновременно как изменение соответствующего КПР. Эта проблема будет рассмотрена в следующем разделе. В заключение отметим, что необходимым условием применения вышеописанного подхода (далеко не всегда выполненным) является наличие на предприятии сбалансированной системы показателей результативности. Создание таковой - сложная задача, рассмотрение которой выходит за рамки данного курса. Тем не менее, ввиду существенности данной проблемы отметим некоторые признаки отсутствия означенной системы на предприятии: смешенные оценки, допустим выработка на одного работника. Данная метрика подает один сигнал «производи», что может противоречить, например, философии «точно в срок», если таковая принята на предприятии; ориентация на историю, проявляемая обычно как предпочтение финансовых измерителей (см. выше); чрезмерное внимание к локальным метрикам, например к затратам на один обработанный счет-фактуру; избыток устаревших метрик. Их набор меняется с изменением стратегии, так что старые метрики следует своевременно упразднять; сосредоточение на данных, а не на информации. Различие между данными и метрикой: набор данных становится метрикой, будучи подкрепленным целью и ожиданием достижения этой цели со стороны менеджмента. Таким образом, применение набора метрик, используемых предприятием, к оценке финансовой отдачи ИТ-проекта требует предварительной проверки набора метрик на соответствие принципам сбалансированной системы показателей. Ее отсутствие является не только серьезным препятствием для экономической оценки проекта, но и аргументом против реализации крупных ИТ-проектов как таковых, поскольку низкое качество метрик легко может привести к неверной постановке целей и задач самого проекта.
1.4.3. Измерители результативности в оценке воздействия проекта на акционерную стоимость предприятия Выше было показано, что изменение капитала знаний предприятия, в частности (и прежде всего) применяемого на нем набора бизнес-правил, может наблюдаться в системе метрик сбалансированной системы измерения результативности. В настоящем разделе будут рассмотрены две проблемы, связанные с таким измерением. Первая — оценка финансового результата ИТ-проекта через изменение отдельных КПР, то есть воздействия результатов проекта на изменение КПР и воздействия изменения КПР на изменение акционерной стоимости предприятия. Вторая — исключение двойного учета результата одного и того же изменения, например в модели КПР и в модели ФСА/ФСУ.
Изменение КПР и изменение акционерной стоимости предприятия В настоящем разделе будет предложен механизм оценки финансового результата проекта на основании изменений отдельных КПР. Первую задачу составляет оценка воздействия ИТ-проекта на КПР предприятия. Основной инструмент такой оценки - привязка к бизнес-процессам КПР с одной стороны, и результатам ИТ-проекта, с другой. При этом построение сбалансированной системы измерения результативности уже предполагает привязку КПР к определенным бизнес-процессам, тогда как привязка к бизнес-процессам результатов ИТ-проекта должна быть проведена в ходе экономического анализа последнего. С этими целями при анализе проекта средствами модели ФСА/ФСУ определяются не только изменения в потреблении отдельных ресурсов, но и изменение других характеристик бизнес-процесса: времени, вероятности успешного завершения и т.д. (напомним, что модель ФСУ не только допускает, но и прямо предполагает такой анализ). Соответствующие показатели выступают в качестве атрибутов функций, используемых на предприятии. Анализ по модели ФСУ позволяет разложить итоговый КПР на результаты выполнения отдельных операций. Например, время оборота для торговой компании определяется временем обработки заказа покупателя, вероятностью наличия товара на складе, временем заказа товара у поставщика, временем осуществления поставки и временем получения задолженности от покупателей. В рамках построения модели ФСУ необходимо определить взаимосвязь этих показателей и чувствительность КПР к изменению показателей результативности отдельных операций. В итого выводится ФСУ-модель КПР - уравнение, описывающее чувствительность КПР к изменению показателей результативности определяющих его операций: AKPI = £s,Aii 1-1где AKPI - изменение значения итогового KI IP; Дг( изменение показателя результативности i-й операции, составляющей бизнес-процесс; s коэффициент чувствительности для i - й операции (определяется при построении ФСУ-модели). При систематическом отслеживании в качестве атрибутов функций бизнес-процессов результирующая оценка КПР выводится путем простой подстановки соответствующих значений атрибутов в уравнение (2.4). Далее определяется изменение показателей результативности отдельных операций в целевых бизнес-процессах, которые являются предполагаемым результатом ИТ-проекта. Методика такого расчета была подробно описана в предыдущей главе (мы по-прежнему предполагаем эволюционный характер изменений бизнес-процесса). Подставляя полученные таким образом оценки Дг в ФСУ-модель КПР (2.4), получаем искомое ДКР1. Отметим, что коэффициенты чувствительности сохраняют свои значения при малых Дг,, гак что уравнение (1.2) также применимо лишь при малых изменениях, то есть при эволюционном совершенствовании бизнес-процесса. Наконец, необходимо количественно оценить воздействие изменения одного или нескольких КПР на акционерную стоимость предприятия. Методически эта задача значительно сложнее, чем рассмотренная выше задача оценки эффективности бизнес-процесса, так что непосредственное решение еще более сложно, чем в рассмотренном выше случае. Поэтому и в данном случае применяются косвенные методы оценки. Наиболее распространена методика Value Builder, которая наряду с одноименной программой разработана фирмой PricewaterhouseCoopers. Первый шаг, согласно этой методике, состоит в построении дерева факторов, определяющих акционерную стоимость компании, вплоть до уровня отдельных КПР. Второй этап - определение чувствительности стоимости компании к изменению отдельных КПР средствами регрессионного анализа путем построения для стоимости компании уравнения: FCF= а+j^p, KPI, +u, и где FCF - свободный денежный поток; а. р....Р., — коэффициенты регрессии; KPI1'...KPI|i - значения КПР; и] - случайная переменная. Если размерность рядов данных не позволяет построить регрессионное уравнение для отдельных КПР, то уравнение (1.5) строится для основных факторов, определяющих стоимость (см. предыдущий раздел). В последнем случае чувствительность факторов, определяющих стоимость, к изменению отдельных КПР определяется экспертным путем. Наконец, на последнем этапе прогнозные значения КПР, полученные на предыдущем шаге, подставляются в уравнение (2.5), что позволяет оценить свободный денежный поток. Таким образом, применение сбалансированной системы показателей результативности позволяет в конечном счете оценить финансовый результат ИТ-проекта. Условия достоверности такого расчета — наличие сбалансированной системы показателей результативности, связывающей КПР со свободным денежным потоком, и ФСУ-моделей для отдельных КПР, связывающих их изменения с изменениями показателей результативности составляющих их операции. В отсутствие таких данных приближенная оценка финансового результата может быть получена экспертным путем. Крупные консалтинговые фирмы располагают соответствующими методиками. К сожалению, стоимость таких исследований высока, а точность их результата оставляет желать лучшего, поэтому такие приближенные оценки полезны только для наиболее крупных ИТ-проектов.
Совместное использование КПР, ФСА/ФСУ и ССВ в расчете финансового результата ИТ-проекта В определенных условиях совместное применение различных моделей оценки финансового результата ИТ-проекта может привести к повторному учету экономического эффекта одного и того же события. Например, если одним из КПР является сумма затрат на вспомогательные бизнес-процессы, то эффект автоматизации бухгалтерского учета может быть рассчитан по меньшей мере тремя способами: средствами модели ФСА/ФСУ (сумма изменений затрат на бизнес-процессы бухгалтерского учета), средствами сбалансированной системы показателей результативности (изменение соответствующего КПР), и, наконец, средствами обеих моделей. В настоящем разделе будет предложена методика, позволяющая избежать неопределенности результатов при одновременном применении нескольких моделей. Итак, в качестве основного метода оценки необходимо рассматривать систему КПР. Причина заключается в том, что правильно построенная система КПР дает наиболее общую оценку финансового результата ИТ-проекта, включающую в себя оценку изменения как финансовых, так и нефинансовых измерителей. Поэтому именно модель КПР, вообще говоря, может вобрать в себя эффекты, рассчитываемые средствами моделей ССВ и ФСЛ/ФСУ. Более того, она обеспечивает стоимостную оценку показателей, учитываемых как атрибуты функций в модели ФСУ. Ключевые показатели результативности, которые не могут быть оценены через значения атрибутов функций согласно уравнению (1.4), должны быть оценены экспертно. Далее производится оценка пересечения моделей КПР и ФСА/ФСУ. Пересечение имеет место в случае, если один или несколько КПР оценивают полностью или частично издержки выполнения бизнес-процессов. Если пересечение обнаружено, то бизнес-процессы, стоимость которых оценивается соответствующими КПР, не подлежат дальнейшему рассмотрению. Воздействие ИТ-проекта на оставшиеся бизнес-процессы (если таковые существуют) можно оценить средствами модели ФСА/ФСУ. Модель ССВ в этом случае применяется в рамках моделей КПР и ФСА/ФСУ для повышения точности опенок изменения издержек бизнес-процессов в части затрат на ИТ. Так, финансовый результат внедрения системы управления масштаба предприятия должен быть получен путем соотнесения экономической оценки изменения КПР и изменения ССВ вследствие крупных изменений применяемых средств ИТ. Аналогично ССВ может быть использована для повышения точности оценки изменения стоимости бизнес-процесса в модели ФСА/ФСУ. При работе над крупным ИТ-проектом затраты на ИТ изменяются скачком (что противоречит условиям модели ФСА/ФСУ), но модель ССВ позволяет их предсказать. Поэтому затраты на ИТ рассматриваются в рамках модели ССВ, а при расчетах по модели ФСА/ФСУ вычитаются из суммы затрат на бизнес-процесс. Таким образом, может быть предложена следующая схема расчета финансового результата ИТ-проекта.
Таким образом, в оценке финансового результата ИТ-проекта КПР модели ФСА/ФСУ и ССВ имеют строго определенные области применения. Взаимоотношения между ними в общей методике расчета могут и должны быть определены в рамках схемы на рис. 1.14 до начала собственно процедуры оценки. Выполнение этого условия гарантирует, что совместное применение вышеназванных моделей к решаемой задаче приведет к повышению точности результата.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |