КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Менеджмента
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ Будова індустрії туризму
В этом разделе говорится о том, как зарождались научные идеи и научные направления менеджмента, почему их развитие было сопряжено с определенными трудностями, когда именно научные идеи стали использоваться в формировании профессиональных навыков и кто был лидером научных направлений менеджмента. Проблематика 1. Особенности и проблемы признания науки управления. 2. Роль выдающихся менеджеров в утверждении науки управления. 3. Анализ и синтез в утверждении науки менеджмента.
В становлении теории управления организацией большую роль играли примеры из успешной практики. Но, несмотря на то что практический опыт обобщатся, вводилось ученичество как форма обучения и форма преемственности отдельных научных подходов, разрабатывались методологические основы теории (принципы X. Эмерсона, Ф. Тэйлора и др.), менеджмент как наука был признан далеко не сразу, хотя это было необходимо. Прежде всего потому, что позволило бы рассматривать менеджмент как легитимную область научных исследований (рис. 2.1.1). Более ста лет назад Г. Таун выбрал Американское общество инженеров-механиков в качестве своей трибуны для того, чтобы это общество признали форумом организаторов производства. Но для того чтобы организационная наука была признана, потребовалось не только время. Биографы и исследователи наследия Ф. Тэйлора рассказывают о его нелегком пути и выработке мотивации исследований. У него был трудный характер, его рекомендации часто подвергались критике, которую он с трудом переносил. Были взлеты и падения в карьере, потери верных коллег, но преданность науке и той системе, которую самостоятельно разработал, он пронес через всю жизнь. Три задачи: ♦ на простых примерах показать потери, которые допускаются в стране из-за неэффективности управления; ♦ убедить читателя в том, что единственным средством, позволяющим избежать потерь, является не поиск виноватого работника, а системный менеджмент; ♦ доказать, что лучший менеджмент — это подлинная наука, основанная на законах, принципах и правилах; ♦ убедить, что принципы научного менеджмента применимы во всех видах человеческой деятельности, и если их правильно применять, то они дадут поразительные результаты. Впоследствии Ф. Тэйлор обнаружил много препятствий, не дающих реального успеха научным проработкам. Но главное было сделано. Были разработаны практические нормы и правила, которые приводили не только к более высоким результатам, но и были внесены в инструкции, методики преподавания, что создавало условия для продвижения управленческой мысли в каждой организации. Продолжая научные поиски Ф. Тэйлора, Г. Гантт (он был всего на пять лет младше своего учителя, а после окончания Технологического института Стивенса с дипломом инженера-механика стал помощником главного инженера в компании Ф. Тэйлора Midval Steel) увлекся поиском точных методов анализа проблем управления. Он считал, что для выработки общих законов и принципов необходим аналитический инструментарий, устраняющий все риски и случайности. А для того
Фрэнк Банкер Гилбрет (1868-1924). Родился в США, в Фэйлфирде штата Мэн в семье торговца скобяными изделиями. Когда ему исполнилось три года, умер отец и семья переехала в штат Массачусетс. Учебу начал в Бостоне, закончил English High School, сдал вступительные экзамены в Мас-сачусетский технологический институт, но принял решение оставить учебу и поступить на работу учеником каменщика. За десять лет, начиная с 1885 г., в Whidden Construction Company он делает карьеру от ученика до главного инженера-смотрителя. В этот период практический опыт работы, необычайная работоспособность и исследовательский ум помогают ему в изучении трудовых движений и разработке более совершенного оборудования в строительстве. В 1895 г. он создал собственную компанию по производству железобетонных конструкций, стал членом Американского общества инженеров-механиков и в течение последующих лет стал заниматься исследованиями и патентовать изобретения в области совершенствования труда строителей. В 1907 г. в ASME состоялась встреча Ф. Гилбрета и Ф. Тэйлора. К этому времени Тэйлором были разработаны общие принципы эффективности научного менеджмента, которые использовались в дальнейших исследованиях Ф. Гилбрета и Л. Гилбрет.
чтобы достичь высокой эффективности управления организацией, менеджеры должны знать каждую деталь производственного процесса и подвергать ее такому же анализу, как это делают химики или биологи. Изучение конкретных операций и деталей, а также их научный анализ были первой ступенькой в формировании научного менеджмента. Г. Гантт считал, что для признания науки управления организацией важно и то, что в результате проводимого научного анализа были бы устранены возможные риски и случайности и скоординированная работа приводила к успешному достижению поставленных целей. Таким образом, практическая исследовательская деятельность переходила бы в ранг «чистых форм научной аргументации» и тем оказала бы поддержку легитимизации науки менеджмента. В формировании мировоззрения Г. Гантта немалую роль сыграла Л. Гилбрет. Она предложила новую идею изучения комплексных операций. Новизна заключалась в том, что для более эффективного проведения процесса анализа одного сложного движения Комплексную операцию можно было разделить на составные, более простые, и изучать каждую из них отдельно (анализ), затем путем последовательного суммирования простых компонентов (синтез) восстановить весь комплекс. Расчленение на компоненты должно продолжаться до тех пор, пока не будет найдена эффективная форма, потому как, например, комплекс движений каменщика и движений рабочего при погрузке или отгрузке материалов состояли из разных компонентов. Важно, что в процессе обсуждения и эксперимента, Л. Гилбрет и Г. Гантт вдвоем пришли к выводу, что анализ и синтез помогают найти наиболее эффективную форму сложной комплексной операции. Необходимо отметить, что Л. Гилбрет (в девичестве Моллер) была увлечена исследованиями менеджмента уже после того, как защитила докторскую диссертацию по психологии. В эту область ее увлек муж, Ф. Гилберт. Всю дальнейшую жизнь она посвятила занятию научным менеджментом, была ближайшим помощником Ф. Гилберта в проведении всех его исследований, воспитала 12 детей и уже после смерти своего мужа за совместную с ним работу получила Нобелевскую премию. Впоследствии в трудах Гилбретов для проблем управления были введены четкие формулировки, анализируемые виды работ назывались зависимыми и независимыми переменными величинами. Были введены и определены различные научные термины. ♦ Традиционный менеджмент — системы управления, основанные на эмпирической практике и передаваемые из поколения в поколение. ♦ Переходный менеджмент — системы управления, стремящиеся К совершенствованию и интеллектуализации по Ф. Тэйлору. ♦ Научный менеджмент — особый тип управления, в котором исследование является неотъемлемой частью (функцией) менеджмента («предельная система управления» по Ф. Тэйлору). Л. Гилбрет ввела методику анализа и синтеза и классификацию менеджмента в практику исследования и экспериментирования. Она утверждала, что каждое исследование менеджмента, если оно претендует на научность, должно проводиться на основе именно анализа и синтеза. Эта система работала следующим образом: посредством анализа выделяется один из аспектов менеджмента (например, труд, технология производства и др.), который в свою очередь разбивается на основные элементы. В процессе синтеза элементы воссоединяются, но в новый комплекс входят только те элементы, которые необходимы для эффективного решения задачи. Практический менеджмент использовался для решения актуальных задач фабричной системы управления. Ф. Тэйлор, Г. Гантт и супруги
Лилиан Эвелин Моллер-Гилбрет (1878-1972). Родилась в США в Окленде штата Калифорния в семье успешного промышленника. Получила степень бакалавра и магистра по английскому языку и литературе в Калифорнийском университете. В 1904 г. в путешествии по восточным штатам встретила Ф. Гилбрета, вскоре вышла замуж и изменила свою профессию. Стала активно помогать мужу в исследованиях менеджмента. В 1912 г. она представляет к защите в Калифорнийский университет докторскую диссертацию по психологии менеджмента и публикует совместно с мужем книгу «Начальный учебник научного менеджмента». Опираясь на методику измерения Ф. Тэйлора, супруги Гилбрет более глубоко начинают исследовать психологические особенности движений и производственной утомляемости. После смерти мужа Л. Гилбрет продолжила исследования психологических проблем менеджмента, используя более совершенные средства измерения движений. Она читала лекции по проблемам научного управления и экономики домашнего хозяйства во многих университетах США и вела исследования в области применения науки о движениях для помощи инвалидам.
Ф. и Л. Гилбрет сделали многое для того, чтобы научный подход в менеджменте нашел всеобщее признание. Своими сторонниками они сделали также X. Эмерсона, М. Кука и У. Кларка. Анализ и экспериментирование позволили сформулировать общие принципы и методы, по которым можно было обучать рабочих эффективному выполнению конкретных заданий, но, чтобы менеджмент стал одной целостной теорией, необходимо было объединить разрозненные исследовательские результаты, полученные инженерами, в единую концепцию. Разработке такой единой теории менеджмента были посвящены работы другой группы исследователей. А. Файоль в 1916 г., подводя итоги исследованиям, проведенным в компании Commentary Fourchambault, опубликовал в форме отчета книгу «Общий и промышленный менеджмент». В этой книге менеджмент рассматривался как последовательный ряд операций или функций (работа менеджера, подобно труду рабочего, могла быть подвергнута анализу и синтезу комплекса простых операций (функций)), поэтому такое определение менеджмента применимо к любому виду предпринимательской деятельности. К сожалению, при жизни А. Файоль не смог переработать свою главную книгу. Но он преподавал в Политехническом колледже в Лондоне, и его ученики сохранили ег0 лекции под названием «Основы администрирования». Благодаря одному из них Л. Эрвику, были опубликованы пять лекций. В них и заключалась фундаментальная идея единой теории менеджмента. Здесь нужно отметить, что имя ученика А. Файоля, Л. Эрвика, вошло в список классиков теории менеджмента, потому как публикация лекций учителя содержала немалd и трактовок самого ученика. Л. Эр-вик сделал следующие выводы; ♦ различные принципы, разработанные разными людьми в разных странах, можно упорядочить ♦ при всем многообразии onыта и незнании менеджерами друг друга менеджеры руководствуются одними и теми же принципами работы; ♦ методы изучения естественных законов, которые фактически способствовали развитию химии, биологии и технических наук, могут и должны быть применены к анализу человеческих отношений, администрирование при этом не является исключением. Впоследствии эти принципы были проанализированы и детализированы Л. Эрвиком в книге «Основы администрирования», которая вошла в фонд классиков теории управления. Использование обобщающих пРинципов Файоля-Эрвика привело к формированию единой концепг*ии исследования сложных проблем управления, и впоследствии быЛи развиты в работах Дж. Муни и А. Рейли. Эти ученые особое ениИание уделили принципам научного управления, рассматривая их в формировании процесса и результата менеджмента. На основе предЛо^енных А- Файолем административных принципов, организациоиных принципов Дж. Муни и А. Рейли, принципов Ф. Тэйлора, а также собственных идей и обобщений Л. Эр-вик первым подошел к пониманИю и описанию научного управления как единой теории административной науки, имеющей единую интегрированную область исследований' ~~ менеджмента. В России путь легитимизации науки управления производством тоже был нелегким. Свою идею всеобщей организационной науки -тектологии А. А. Богданов впервые четко высказал в литературном произведении — романе «Инженер Менни», а реализовал только в учебном процессе в лекциях «Краткий КурС экономической науки». Таким образом, более 100 лет назаД инженеры и ученые решили использовать власть науки для Повышения эффективности производства. Особое значение они придавали фактам и техническим приемам. Инженеры, знавшие до тонкостей свое дело, блестяще овладели анализом как составляющей единой теории менеджмента и сделали первый шаг к легитимизации науки менеджмента. Исследователи в области административного управления и организации управления овладели синтезом как другой составляющей единой теории менеджмента. На их долю и выпала задача создать теорию, которая помогает повышать эффективность практического управления организацией. Сегодня наука и научные методы менеджмента представляют основной источник знаний для профессиональных менеджеров. Не только будущие управляющие, но и врачи, юристы, инженеры могут пройти университетский курс менеджмента. Это значит, что без подкрепления знаниями науки менеджмента в хорошо управляемых организациях уже не обойтись.
Вопросы для самоконтроля 1. Почему менеджмент нуждался в профессиональном научном статусе? 2. Чем отличаются подходы к исследованию менеджмента Ф. Тэйлора, Г. Гантта, Ф. и Л. Гилбрет? 3. Что дает унификация задач менеджмента? 4. В чем вы видите вклад в теорию менеджмента А. Файоля и Л. Эрвика? 5. В чем выражается легитимность современного менеджмента?
Литература 1. Дункан У. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. — М.: Дело, 1996. 2. Корицкий Э. Б., Нинциева Г. В., Шетов В. X. Научный менеджмент. Российская история. — СПб., М.: Питер, 1999. 3. Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. — М.: Финансы и стати стика, 1989. 4. Фостер Р. Обновление производства. Атакующие выигрывают / Под ред. В. И. Данилова-Данильяна. — М.: Прогресс, 1987. Глава 2.2 Классическая школа управления
Проблематика 1. Сущность и принципы формирования научной школы. 2. Научная идея, ее развитие и становление менеджмента. 3. Ф. Тэйлор: от практики к науке, от науки к практике. 4. Развитие тэйлоризма. 5. Профессионализация менеджмента.
Эволюция взглядов, концепций и подходов к управлению организацией являлась объектом исследования многих российских и зарубежных ученых. Желание систематизировать исследования и опыт известных и успешных менеджеров всегда сталкивалось с проблемой выбора критерия систематизации. Действительно, если в качестве критерия выбрать время (с точки зрения истории это лучший критерий, потому как время в истории главный и, казалось бы, лучший критерий, но время часто ассоциируется с этапом в общем развитии и т. д.), то оказывается, что в одно и то же время в одном и том же государстве разрабатываются и реализуются разные идеи, а в результате каждая идея будет иметь научных последователей. В этом случае время не лучший помощник систематизации. Если в качестве критерия использовать страну, то можно классифицировать отдельно зарубежный и отечественный опыт. Но это приводит к следующей проблеме — выбора критерия систематизации: в разных государствах исследователи могут прийти к одной идее, но разрабатывать и использовать будут ее в разной среде. В этой связи важными становятся и другие критерии. Таким образом, появилось несколько классификаций научных школ менеджмента. В основном систематизацию зарубежных исследований проводили: Т. Хеллригель и Дж. Слокум; Г. Кунц, С. О'Дон-нел; А. Силадьи. В исследованиях этих авторов четко выделены по критерию вклада в развитие науки управления четыре научных школы: ♦ классическая; ♦ бихевиористская (поведенческая); ♦ управленческой науки (системного подхода); ♦ ситуационного подхода. Сначала рассмотрим особенности формирования и развития классической научной школы менеджмента. Основоположником ее признан Ф. Тэйлор. Его идеи изучения движений и использования хронометража в повышении эффективности труда заложили основу организационно-технологического подхода в теории и практике менеджмента. Он первым из исследователей подошел к изучению отношений, складывающихся внутри производственного коллектива, как к системе «человек — машина». Затратил на исследования 26 лет, провел больше 50 тыс. опытов, предложил несколько инновационных инженерных решений, за которые получил признание американского научного сообщества еще в 1900 г. Через три года после признания его как инженера-мыслителя он отходит от технических аспектов производства и представляет новую концепцию организации производственного процесса. В этой концепции он по-новому определял сущность организации, выделял в производственном процессе человека как основную движущую силу и занимался изучением движений для повышения производительности труда. Предложения об унификации всех деталей, элементов и нормативов приводят к изменению функций администрации, а впоследствии и к введению самостоятельных подразделений, осуществляющих нетрадиционную для того времени функцию распределения. Предложение Ф. Тэйлора по установлению системы доставки сведений регулярно, через каждые полчаса, для собирания и распределения обычных донесений, записей и сведений по всему заводу без особой суеты изменило традиционные функции, структуру управления производственным процессом и наметили контуры иерархии производственной и управленческой информации. Опыт внедрения своих предложений помог Ф. Тэйлору прийти к революционной идее научного управления. Она сводилась к следующему. В каждое новое предприятие вливаются работники других предприятий, отраслей, регионов страны и других стран. Каждый из работников является носителем знаний, умений, навыков и представлений о лучших методах работы и вознаграждении за труд, получен ных на других предприятиях. Поэтому на предприятии концентрируются различные представления о труде, производительности и эффективности. Если предоставить рабочим полную инициативу в выборе производительности, то разные представления могут привести к плохим результатам. Для того чтобы достичь общей эффективности, управление предприятием должно основываться на научных методах: выработать законы и правила, которые заменят индивидуальные мнения рабочих, установить письменные регламенты организации труда на каждом рабочем месте, обучить трудящихся в соответствии с разработанными нормами, разделить ответственность за производительность между рабочими и администрацией (рис. 2.2.1). В результате внедрения научного управления, по мнению Ф. Тэйлора, производительность должна была удвоиться. После смерти Ф. Тэйлора в 1915 г. в его доме было основано общество «Сотрудники Фредерика Тэйлора». Впоследствии оно сыграло
Генри Лоренс Гантт (1861-1919). Родился в США в семье владельца плантацией в Мэриленде. Манифест Линкольна 1862 г. об освобождении рабов привел семью Гантта к драматическому изменению финансовых обстоятельств. Г. Гантту в 12 лет пришлось продолжить обучение в школе для бедных детей и вырабатывать способности много и упорно трудиться. В 1880 г. он заканчивает John Hopkins University, в 1883 г. — поступает для изучения физики и естественных наук в Stevens Institute of Technology, который в этом же году заканчивал Ф. Тэйлор. В 1887 г. Г. Гантт приходит на работу в Midvale Steel на должность ассистента технического отдела. Ф. Тэйлор уже был главным инженером в Midvale Steel и оказал большое влияние на формирование научной позиции Г. Гантта. В 1888 г. Г. Гантт становится членом Американского общества инженеров-механиков и помощником Ф. Тэйлора. Многолетнее научное сотрудничество и способность много трудиться позволили Г. Гантту разработать и предложить в 1903 г. в докладе на заседании Американского общества инженеров-механиков методику использования графического изображения производственных потоков, которая впоследствии получила название «графики Гантта».
большую роль в объединении его последователей и распространении тэйлоровского учения. Ученик Ф. Тэйлора — Г. Гантт сделал следующий шаг в научном управлении, от отдельных операций и движений он пришел к измерению производственного процесса в целом. Разрабатывая вместе с Ф. Тэйлором систему сдельной оплаты труда, Г. Гантт заметил, что причиной низкой производительности нередко бывает плохая организация. И, поскольку он обладал неординарной способностью к обобщениям, его заинтересовало все, что было связано с планированием работ. Изучая то, как выполняется нагрузка трудящихся, он предложил планировать и контролировать (рис. 2.2.2) не только загрузку материалов и оборудования, но и время, и резервы выполнения работ (рис. 2.2.3). Для удобства планирования и контроля он составлял компактные записи по всем объектам и времени выполнения работ. Данные накапливались последовательно и систематически и помогали проводить анализ хода выполнения работы за отдельные промежутки времени и за весь период в целом. Так Г. Гантт привел научное управление от статики к динамике. Благодаря введению в процесс управления системы плановых графиков (графики Гантта) появилось оперативное и календарное
планирование. Многие нововведения Г. Гантта используются по сей день. Ф. и Л. Гилбрет также использовали принципы Ф. Тэйлора разделения движений на элементарные части, но расширили область их использования. Ф. Гилбрет разрабатывал идею выработки нормативов времени на элемент операции для разработки стандартных технологических процессов как составляющих элементарных операций и их сочетания. Так была разработана идея универсальности микродвижений и технологических процессов. Впоследствии эта универсальность была использована в конструировании автоматизированных и сборочных линий и робототехники. В дальнейшем Ф. Гилбрет разработал методику изучения движений, провел их классификацию и сформулировал принципы экономии движений. Они позволили оптимизировать движения и затрату энергии на производство самых разных продуктов. Особым уважением пользовалось его исследование в строительстве. После изучения и тщательного анализа трудовых движений при кладке кирпича он сумел добиться увеличения количества кирпичей, укладываемых одним каменщиком, со 175 до 350 шт. в час. Важным вкладом Ф. Гилбрета в науку было доказательство эффективности использования определенных методов работы в проектировании технологического процесса. Л. Гилбрет продолжила исследования мужа, но имеет собственный вклад в науку. Глубокие знания психологии помогли ей развить мысль об элементах, их измерении и объединении в процесс — в формулу: цель — не что иное, как хорошо продуманный процесс измерения и синтеза (рис. 2.2.4). Таким образом, «задание» для рабочего, которое на начальных этапах становления научного управления составляло самостоятельный объект исследования, Л. Гилбрет превратила в эмпирическую реальность цели. Наука управления получила развитие от управления по заданию к формулированию целей организации. Другой последователь Ф. Тэйлора — Г. Эмерсон сформулировал знаменитые 12 принципов производительности благодаря тому, что
Анри Файоль (1841-1925). Родился во Франции в Сент-Этьене, учился в лионском лицее и Национальной горной школе. В 1860 г. поступил на работу на должность инженера в Commentry, систему шахт горнометаллургического комбината Comambault, где проработал всю жизнь и прошел карьеру от рядового исполнителя до президента. Исследователь Л. Урвик глубоко изучал наследие А. Файоля и подразделил всю его деятельность на четыре периода. В первый период, с 1860 по 1872 г., А. Файоль работал на шахте на рядовых должностях, его исследования были посвящены решению проблем пожароопасности. Во второй период, с 1872 по 1888 г., он получил должность директора группы шахт и стал проводить исследования по проблемам геологии. В третий период, с 1888 по 1918 г., А. Файоль стал директором-распорядителем и сумел спасти компанию от финансового краха. Этот период принес известность А. Файолю как человеку, сумевшему спасти металлургическую промышленность Франции. В 77 лет, когда он оставлял руководство компанией, ее экономическая позиция была устойчивой и непоколебимой. В четвертый период, с 1918 г. и до конца жизни, он занимается обобщением и публикациями идей научного менеджмента. Главный научный труд А. Файоля «Общее и промышленное управление» был опубликован, когда ему исполнилось 75 лет. Книга вышла на французском языке и долгое время не получала должной оценки ведущих американских менеджеров, только в 1949 г. была переведена на английский язык.
Ф. Тэйлор до него уже сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих. Но Г. Эмерсон в отличие от своего предшественника считал, что эффективность приносит лучшие результаты при меньших усилиях, а напряженный труд дает лучшие результаты при непомерно
больших усилиях. Благодаря этому он стал исследовать те области, где эффективность является следствием повышения производительности за счет усовершенствования труда, а не его интенсификации. Вклад Г. Эмерсона в науку управления определяется не только системой принципов. Не менее важно то, что он первым из учеников Ф. Тэйлора рассматривал труд как благо, а не как проклятие. Г. Эмерсон искренне считал, что когда труд для человека является удовольствие — он легко справляется с заданием. Французский промышленник А. Файоль не был прямым учеником Ф. Тэйлора, но его идея разделения управленческого труда на операции позволила включить этих ученых в одну научную школу. Ученики А. Файоля — Дж. Муни и А. Рейли каждый принцип менеджмента представили в одних случаях процессом, в других — результатом и представили принципы организации труда как систему элементов единого управленческого процесса. В терминах функций менеджмента это может трактоваться следующим образом: при осуществлении одного комплекса функций должен быть получен результат, который дает возможность осуществить другой комплекс функций. По существу, они тоже использовали идею разделения и объединения (анализа и синтеза) труда, но на другом объекте исследования — процессе управления. Л. Эрвик продолжил исследование Дж. Муни и А. Рейли, но идею процессного подхода ассоциировал с самим исследованием. В результате и пришел к выводу, что научное исследование лежит в основе административного управления и является его основным принципом. Он разработал конкретную структуру (логический квадрат и принципы) администрирования, в которой систематизирован принцип, процесс и результат при осуществлении функций менеджмента. В соответствии с его идеей реализация принципов позволяет говорить и о реализации процесса, а реализация процесса на основе сформулированных принципов приводит к планируемому результату. Таким образом, выдающимися представителями классической школы являются: Ф. Тэйлор (1911 г.), Г. Гант (1908 г.), Ф. и Л. Гилбрет (1911 г.), А. Файоль (1916 г.), Дж. Муни и А. Рэйли (1931 г.), Л. Эрвик (1943 г.). Они имели последователей во многих странах мира. В Великобритании вопросы эффективности инженерного труда продолжал Д. Льюис, во Франции идеи научного управления популяризировали Ш. Фременквиль, М. Андре и Э. Андре, в Германии проблемы внедрения научного управления исследовал В. Ратенау, в Бельгии — Э. Ландауэр и многие др. Их вклад в развитие науки состоит в разработке принципов научного управления, систем контроля, хронометража и изучения движений, функций управления и административной теории (рис. 2.2.5). Следует отметить, что в качестве среды, которая могла способствовать рождению идей этих великих исследователей, большую роль играли: ♦ открытия в области науки и техники; ♦ рост размеров организаций; ♦ рост рынка товаров и услуг; ♦ Первая мировая война; ♦ экономическая депрессия; ♦ снижение роли собственника в управлении организацией; ♦ рост влияния профессиональных менеджеров. На наш взгляд, число представителей классической школы могли бы пополнить и российские исследователи, например известный ученый А. К. Гастев. В России была другая среда формирования научных школ менеджмента. А. К. Гастев участвовал в революционном движении. После Февральской революции работал в ЦК профсоюза металлистов, был комиссаром Сормовского завода, работал на заводе «Всеобщая компания электричества» в Харькове, на заводах Николаева и Москвы. Следует отметить, что созданные уже в первые годы советской власти исследовательские институты НОТ и управления разработали множество плодотворных идей, были первыми среди тех, кто создавал научный потенциал единой административной централизованной системы, и заложили фундамент современной российской модели управления. А. К. Гастев был одним из инициаторов создания Центрального института труда (ЦИТ), возглавлял исследовательскую работу всех направлений НОТ и в итоге стал выдающимся специалистом в области НОТ. Научная деятельность А. К. Гастева сосредоточивалась на двух направлениях: исследование трудовых движений в производственных процессах и разработка методов рационального производственного обучения. Тематика исследования операций включала очень широкий для того времени круг проблем. Изучались геометрия и энергетика движений, психологические и физиологические факторы, организация рабочего места. В то время к труду привлекалось много инвалидов войны. При исследовании движений в гастевском институте использовалась методика световой записи, которую применяли при решении задачи определения наилучшей нормы работы в пределах производительных возможностей организма супруги Ф. и Л. Гилбрет. Но А. К. Гастев в своих исследованиях пошел дальше своих зарубежных коллег, он проводил исследования и эксперименты по количественному учету процессов в организме и разрабатывал методы активизации возможностей работников. А. К. Гастев впервые ввел в управленческую лексику понятия «социальная инженерия», «биоэнергетика», «оргоэнергетика», «двигательная культура», «политехнизм» и многие др., которые давали его ученикам целые направления для дальнейших исследований. Он написал свыше 200 монографий, брошюр, статей. Эти работы убеждают, что проведенные исследования заложили основы будущей инженерной психологии, будущей эргономики и новых направлений эффективности управления. А. К. Гастев является разработчиком инновационных методов выполнения технологических операций и классификации работ в зависимости от применяемых операций и социально-производственных условий труда. А. К. Гастев и его ученики участвовали в полемике с Ф. Тэйлором и представителями его научной школы. В табл. 2.2.1 представлены некоторые результаты анализа различий в их позициях. Однако нельзя утверждать, что у этих научных школ не было общих взглядов. И у тэйлористов, и у приверженцев школы Гастева была часть научных подходов, очень схожих друг с другом. ♦ И тех и других волновал тот факт, что работники на предприятиях трудятся не в полную силу. ♦ Научные исследования опираются на предварительный расчет и подготовку всех факторов производства во времени и в пространстве, обеспечивающих максимальное ускорение и уплотнение производственных процессов. ♦ Научное исследование материального и личного факторов производства в обеих концепциях носит преимущественно лабораторный характер и завершается экспериментальной апробацией найденных решений. ♦ На смену традиции и рутине приходит научное исследование. ♦ Максимальное использование ограничения функций основной массы рабочих узкими специальными заданиями (на основе углубленного разделения труда) и одновременного усиления организаторской роли низшего и среднего административно-технического персонала, введение инструктажа и различных организационных приспособлений. ♦ Научное управление — это борьба за максимальное повышение производительности каждого отдельного (даже мельчайшего) элемента производственного комплекса, увеличение отдачи каждого станка, механизма и работника. ♦ Субъективизм уступает место системе рациональных принципов, привычных форм и методов работы. ♦ Отказ от эмпирического подхода к организации и управлению производством. ♦ Работники научного управления сводят массу традиционных знаний в законы, правила и даже математические формулы, которые заменяют личное суждение индивидуального работника. ■»
1. Какие научные идеи были развиты представителями классической школы? 2. Какую роль техника управления играла в развитии науки управления? 3. Почему исследователи проявляют приверженность выбранному научному направлению? 4. Проведите сравнение и дайте характеристику сходства и различия взглядов на эффективное управление зарубежных и российских исследователей.
Литература 1. БерковичД. М. Формирование науки управления производством. Краткий исторический очерк. — М.: Наука. 1973. 2. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д. В. Валового. - М.: ИНФРА-М, 1997. 3. Тэйлор Ф. Принципы научного менеджмента. — М.: Контроллинг, 1991. 4. Управление — это наука и искусство. — М.: Экономика, 1992.
Следует отметить, что история зарубежной и отечественной науки управления еще имеет «белые пятна», идеи многих известных в прошлом исследователей почти забыты. Так, например, по изданиям и цитируемое™ за границей мы можем говорить о профессоре Н. И. Савине. Его книга «Резание металла» у европейских ученых ставится на один уровень с трудами Ф. Тэйлора. Глава 2.3 Бихевиоризм и школа человеческих отношений
Проблематика 1. Роль человеческого фактора в развитии науки менеджмента. 2. Хоторнские исследования и социализация менеджмента. 3. Потребности, мотивация и их использование в развитии теории менеджмента. 4. Роль человеческого фактора в эффективности менеджмента.
В первой четверти XX в. менеджмент США, России и Европы придерживался принципов научного управления, разработанных представителями классической школы. На крупных промышленных предприятиях работали консультанты по менеджменту, решение конкретных проблем осуществлялось с помощью исследований (рис. 2.3.1). Так, в начале 20-х гг. в США, в г. Хоторне (недалеко от г. Чикаго) управляющие компании Western Electric предложили изучить влияние условий труда на повышение его производительности. Работа не предвещала ничего необычного. Перед исследователями была поставлена традиционная задача повышения производительности труда и увеличения продажи изготавливаемого продукта (электрических лампочек). Задача повышения производства количества электрических лампочек была связана с проблемой увеличения выработки электроэнергии. Это заинтересовало компанию Commonwealth Edison. Через некоторое время обе компании обратились в Национальный научно-исследовательский совет США с просьбой помочь провести исследования. Совет проявил интерес к заявленной проблеме благодаря появлению в средствах массовой информации (СМИ) большого количества публикаций о связи между производительностью трудящегося и освещенностью его рабочего места, которые требовали дополнительных проверок. Так, объединение коммерческих и неком- мерческих интересов определило судьбу Хоторнских исследований. Советом был создан комитет по промышленному освещению под руководством Т. Эдисона, в качестве экспериментального полигона был предложен завод в г. Хоторне. Для проведения исследований были приглашены преподаватели Гарвардского университета Э. Мэйо и Ф. Ретлисбергер. Ф. Ретлисбергер на девять лет был младше своего учителя. Он увлекался естественными науками, учился в Массачусетском технологическом институте, получил ученую степень, был разочарован своим образованием и решил еще раз испытать судьбу и сменить профессию. Поступил в Гарвардский университет к молодому профессору Э. Мэйо. Их встреча оказалась судьбоносной и внесла коррективы в науку управления. Хоторнские исследования прошли четыре стадии и охватили более 20 тыс. рабочих. Завод производил телефонные аппараты, но изучению подвергался только процесс их сборки. Ставились задачи определения зависимости и влияния рабочего времени и его сокращения на
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |