Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность заработной платы в рыночной экономике

В государственно-регулируемой экономике рабочая сила не признавалась товаром. Действовал затратный хозяйственный механизм со всеми отрицательными последствиями. Так, заработная плата, как правило, увязывалась с распределением по труду,

с количеством затраченного труда вне зависимости от конечного результата трудового коллектива, прибыльности предприятия.

Это приводило к уравнительности в оплате труда, к снижению эффективности, к экстенсивному развитию экономики.

Формирующийся в стране рынок труда кардинально меняет сущность и механизм организации заработной платы.

Сущность заработной платы в условиях рыночной экономики заключается в том, что рабочая сила как товар имеет свойства, присущие любому товару.

Цена рабочей силы как элемент рынка труда выражает ее стоимость. При ее определении учитывается стоимость всех благ и услуг, необходимых человеку для воспроизводства своей способности к труду. Этот фонд жизненных средств должен отвечать уровню развития производительных сил общества и отражать объективную меру вознаграждения за труд.

По мере роста эффективности труда должна повышаться и заработная плата, т. е. ее величина подлежит увязке с результатами хозяйственной деятельности.

Цена рабочей силы, как и цена любого товара, отклоняется от ее стоимости. Основными факторами, влияющими на отклонение фактической заработной платы от стоимости рабочей силы, могут быть:

- соотношение спроса и предложения на рабочую силу на конкретной территории в той или иной сфере деятельности;

- уровень безработицы;

- состояние развития экономики (рост или спад производства);

- динамика цен на потребительские товары и услуги;

- государственное регулирование заработной платы.

Главными элементами организации заработной платы (ЗП) является тарифная система и формы оплаты труда.

Тарифная система - это совокупность различных нормативов общегосударственного характера, нацеленных на достижение в стране равной оплаты за равный труд. К этой системе относят тарифно-квалификационный справочник, тарифные ставки по разрядам, категориям и т. п., районные коэффициенты.

Для эффективного функционирования предприятия очень важен социально-экономический аспект социальной справедливости, основным содержанием которого является основной

принцип эффективного функционирования системы ЗП независимо от общественно-экономической формации - «от каждого поспособностям - каждому по труду».

Совершенствование организации ЗП в современных условиях основано на соблюдении ряда принципов:

- строгая зависимость ЗП от количества и качества труда, от конечных производственных результатов;

- повышение уровня оплаты труда на основе роста его производительности и обеспечении опережающего роста темпов производительности труда над темпами прироста ЗП;

- принцип распределения по труду на основе учета количества и качества затраченного труда;

- устранение всех видов уравнительности в распределении средств на ЗП;

- создание механизма оплаты труда, учитывающего квалификацию, наибольший трудовой вклад в конечные результаты,рост качества и НТП работников предприятия;

- рост и совершенствование ЗП за счет повышения эффективности производства и рационального использования ресурсов;

- усиление стимулирующей роли ЗП путем совершенствования организации труда, производства, управления, активизации человеческого фактора. Предприятие имеет право самостоятельно:

- определять формы и системы оплаты труда;

- определять рабочие места с повышенными тарифными ставками и дополнительными льготами;

- вводить доплаты и надбавки;

- устанавливать должностные оклады руководителям подразделений, специалистам и служащим;

- разрабатывать и утверждать порядок и условия премирования и т.д.

Источник фонда оплаты труда предприятия - доходы и прибыль.

Контрольные вопросы

1. Трудовые ресурсы предприятия - приведите примеры монополии на рынках труда

2. Фонд рабочего времени – какие показатели используются в расчётах?

3. Производительность труда – какие показатели используются в расчётах?

4. Фонд заработной платы – цель расчёта?

5. В чём сущность и принципы организации оплаты труда?

6. Система тарифных ставок и должностных окладов – их назначение

7. Формы и системы оплаты труда в условиях рыночной экономики - их недостатки?

8. Совершенствование системы оплаты труда – в чём смысл концепции правительства?

9. Понятия - «прожиточный минимум», «потребительская корзина» - пояснить их связь

10.Индексация заработной платы – причины индексации?

11.Планирование заработной платы в условиях рынка – какие показатели необходимо рассчитывать?

12.Конкурентный рынок труда – подберите альтернативу

13.Значение коллективного договора - всегда ли противоположны интересы профсоюзов и предпринимателей?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

(В итерпритации, полный набор тестов по 16 темам

В банке тестовых эаданий по дисциплине ОПД.Р.02 Экономика предприятия, специальность – Менеджмент организации)

Раздел 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности

Тема 1.1. Субъекты предпринимательства в рыночной экономике Ю.Ю.Н.

№1 Закрытое Базовое

Рынок – это совокупность

-: предприятий и покупателей

-: продавцов и производителей конкретных товаров

-: продавцов и покупателей

Ю.Ю.Н. №2 Закрытое Базовое

Один и тот же рынок может включать

-: только одну отрасль

-: финансовый рынок

-: несколько отраслей

Тема1.2.Товарно-денежные отношения между субъектами предпринимательства

Ю.Ю.Н. №14 Закрытое Стандартное

Собственниками имущества полного товарищества являются

-: организации

-: учредители

-: кредиторы

Ю.Ю.Н. №28 Закрытое Стандартное

Демографическими критериями сегментации потребителей являются … потребителей (два ответа)

-: возраст

-: семейное положение

-: ожидания

-: регион проживания

-: национальность

Тема 3.1. Издержки производства. Себестоимость продук-

ции

Ю.Ю.Н. №58 На соответствие Стандартное

Соответствие между показателями и факторами снижения себестоимости продукции

Л1: Организация и нормирование труда персонала

Л2: Технология производства

Л3: Цены на материалы и комплектующие изделия

Р1: Внутренние факторы

Р2:Технический уровень производства

Р3:Внешние факторы

Р4: Некомпетентность

Тема 3.2. Ценообразование

Ю.Ю.Н. №75 Закрытое Сложное

Объём продукции и услуг предприятия оценивается в отчёте по

-: плановым ценам

-: фактическим ценам (договорным)

-: фактическим ценам без НДС, акцизов, экспортной пошлины и таможенных сборов

Тема 3.4. Прибыль, рентабельность Ю.Ю.Н.

Ю.Ю.Н. № 92 Закрытое Стандартное

Увеличение дебиторской задолженности приводит к… потребности в финансовых ресурсах

-: увеличению

-: уменьшению

-: сохранению

Заключение

Источником образования прибавочного продукта является труд, но не просто труд, а труд, часть которого всегда есть прибавочный труд, продукт которой всегда служит удовлетворению общих общественных потребностей, как бы ни распределялся

этот прибавочный продукт и кто бы ни функционировал в качестве этих общественных потребностей (52). В процессе формирования прибыли отражаются все стороны хозяйственной деятельности предприятия: уровень использования основных произ-

водственных фондов, оборотных средств, технологии, организации производства и труда. В условиях рыночных отношений прибыль от реализации имеет большое значение, так как стремление к максимизации прибыли стимулирует товаропроизводителя к увеличению объёмов производства и реализации продукции. Снижение выручки и прибыли является толчком к выявлению причин и разработке плана организационно – технических

мероприятий по их устранению.

Из лекций Вы узнали, что помимо прибыли от реализации результаты хозяйственной деятельности оцениваются по балансовой (общей), валовой и чистой прибыли. Но для оценки эффективности работы промышленного, например, предприятия использование только показателя прибыли недостаточно. Необходимо сопоставить прибыль и стоимость производственных фондов, с объёмом реализованной продукции, с производственными затратами. Это сопоставление покажет уровень рентабельности, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Напомню – Вам известны три вида рентабельности: рентабельность, рассчитываемую на основе балансовой прибыли, валовой и чистой.

В процессе изучения тем дисциплины Вы ознакомились с понятиями и методами расчёта: абсолютной экономической эффективности затрат; сравнительной экономической эффективностию капитальных вложений; экономической эффективностью от повышения качества продукции, эффективностью инвестиционных проектов; коммерческой и бюджетной эффективностью.

Ознакомились с методами учёта факторов неопределённости и риска при оценке эффективности проекта.

Полученные знания и умения при изучении дисциплины, должны стать базовыми при изучении других дисциплин и в практической работе на предприятии.

Восстановление промышленного производства, повышение уровня использования экономического потенциала, и прежде всего трудовых и материальных ресурсов – основное направление промышленной политики и структурной перестройки экономики в ближайшей перспективе. Экономика предприятия – это частица экономики народного хозяйства.

Литература

1. Абрютина М.С., Грачев А.В., Анализ финансово-

экономической деятельности предприятия. – М.: Дело и

сервис, 2008.

2. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому

оздоровлению, под ред. Иванова Г.П.- М.: ЮНИТИ, 1995.

3. Антикризисное управление: Учебник, под ред. Короткова

Э.М.- М.: ИНФРА-М, 2003.

4. Агеев В.М., Щербаков В.Н. Система экономических отно-

шений в России. – М.: Экономика, 1999.-452 с.

5. Архипов В. Стратегическая эффективность управленческих

решений// Проблемы теории и практики управления. М.:

1996, №5.

6. Аукуционек С.П., Батяева А.Е. Российские предприятия в

рыночной экономике: ожидания и действительность.- М.:

Наука, 2000.- 139 с.

7. Бенджамин Дж.А., Маргулис Дж. руководство для бизнес-

ангелов: как получить прибыль, инвестируя в растущий

бизнес. – М.: Вершина, 2007. – 320 с.

8. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО

«АИС», 1996. – 320 с.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Текст с изм. и

доп. на 1 августа 2010 г. часть первая, вторая, третья и чет-

вертая. М.: Рид групп, 2010. – 783 с.

10. Гражданское право /Институт частного права: Учебник,

второе изд., под общ. ред. д.ю.н., проф. чл. корр. РАК,

Алексеева С.С.- М.: Проспект, 2010.

11. Гражданское право в вопросах и ответах. Под ред. д.ю.н.,

проф. чл. корр. РАК Алексеева С.С.- М.: Проспект, 2011.-

360 с.

12. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебное по-

собие. – М.: Нормо-ИНФРА-М, 2008.- 457 с.

13. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руко-

водство для высшего управленческого персонала. Опыт

лучших промышленных фирм США, Японии и стран За-

падной Европы. – М.: Изд-во МП «Сувенир», 1993.

14. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Учеб-

ное пособие, перев. с англ. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2000.

– 272 с.

15. Ерохина Р.И., Самраилова Е.К. Анализ и моделирование

трудовых показателей на предприятии. – М.: МИК, 2007. –

459 с.

16. Жиделёва В.В., Копштейн Ю.Н. Экономика предприятия:

Учебное пособие, 2-е изд., перераб и доп.- М.: ИНФРА-М,

2009.

17. Зайцев Н.Л. Экономика организации: Учебник, третье

изд., исправ. и перераб.- М.: Экзамен, 2006.- 607 с.

18. Завлин П.Н. и др. Оценка экономической эффективности

инвестиционных проектов (современные подходы). – СПб.:

Наука, 1995. – 168 с.

19. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт-М,

2000. – 48 с.

20. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. – СПб.: Питер,

1999.

21. Маркс К. Капитал. Критика политической экономики., т.1,

книга 1. Процесс производства капитала.– М.: Изд. полити-

ческой литературы, 1973. – 907 с.

22. Маркс К. Капитал. Критика политической экономики., т.2,

книга 2. Процесс обращения капитала. Издан под ред. Эн-

гельса Ф.– М.: Изд. политической литературы, 1974. – 648

с.

23. Методические рекомендации по оценке эффективности

инвестиционных проектов (Вторая ред.) М-во экономики

РФ, М-во финансов РФ, ГК по строительству, архитектуре

и жилищной политике. Руковод. авт. коллектива Косов

В.В., Лившиц __________В.Н., Шахназаров А.Г.- М.: ОАО НПО, Изд.

«Экономика», 2000. – 421с.

24. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие:

конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М.:

Внешторгиздат, 1993.

25. Настас Т. Ниша для риска / Ведомости – Financial Times,

2008.12.03.

26. Перлаки И. Нововведения в организациях. – М.: Прогресс,

1981.

27. План счетов бухгалтерского учета и комментарии/ под

ред. Касьянова Г.Ю. – М.: НД «Аргумент», 2007.

28. Пласкова Н.С. Экономический анализ: Учебник, 2-е изд.,

перераб. и доп.- М.: Эксмо, 2009.

29. Павлова Л.Н. Финансы предприятия: Учебник для ВУЗов.

– М.: Финансы, Юнити, 2007. – 539 с.

30. Пригожин А.И. Дезорганизация: причины, виды, преодо-

ление. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 402 с.

31. Растова Ю.И., Малахов Р.Г., Горянинская О. А. Экономи-

ка организации (предприятий) в схемах. – М.: Эксмо, 2009.

32. Российский статистический ежегодник Госкомстат Рос-

сии. – М.: 2009.

33. Радиев В.В. Экономика переходного периода. – М.: МГУ,

1995. – 422 с.

34. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности пред-

приятия.- Минск: Новое знание, 2009.

35. Скляренко В.К., Продников В.М. Экономика предприятия

(в схемах и расчетах): Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,

2007. – 256 с.

36. Стребел П. Управленческие технологии внедрения инно-

ваций __________/ Маркетинг. 2000, №1.

37. Типовая методика разработки техпромфинплана произ-

водственного объединения (комбината) предприятия, Гос-

плана СССР. – М.: Экономика, 1979.

38. Теория организации: Учебник / под ред. Алиева В.Г. – М.:

Луч, 1999. – 416 с.

39. Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие

(под ред. Мазурина Т.Ю.)- М.: Изд-во РИОР, 2007. – 473 с.

40. Финансы предприятий / под ред. Колчиной Н.В. М.:

ЮНИТИ-Дана, 2007. -447 с.

41. Финансы: Уч. пособие / Под ред. Ковалевой А.М. 4-е изд.,

переаб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 339 с.

42. Финансовый менеджмент: Учебник / под ред. Самсонова

Н.Ф. – М.: ЮНИТИ, 2007.

43. Хлунов А. Государственная научно-техническая политика:

роль научных организаций / Проблемы, теория и практика

управления. 2009, №5.

44. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Про-

гресс, 1982.

45. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред.

Семенова В.М., 5-е изд. – М.: Питер, 2010. – 416 с.

46. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Волкова

О.В.- М.: ИНФРА-М, 2008.

47. Эффективность управления фирмой: Современная теория

и практика / Бондарь Н.П., Васюхин О.В., Голубев А.А.,

Подлесных В.И. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 1999. –

416 с.

48. Юдин Ю.Н. Экономическое обоснование мероприятий по

совершенствованию менеджмента организации: Уч. посо-

бие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2007.

49. Яковлев В.А. Переход к рынку / Методология, механизмы,

системы / Проблемный курс. - Краснодар: Изд-во «Север-

ный Кавказ», 1999. – 679 с.

50. Ясухиро М. Японская система управленческого контроля

// Как работают японские предприятия. – М.: 1989.

51. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов /

Маркс К., Энгельс Ф., соч., 1-е изд., т. 46, ч.1.- М.: Полит-

издат, 1960. – 907с.

52. Маркс К. Капитал //Маркс К., Энгельс Ф. соч., 2-е изд.

т.23, 39. – М.: Политиздат, 1960. – 907 с.

53. Организация производства и управления на промышлен-

ных предприятиях / Под руководством к.э.н. П.А. Матюхи-

на. – М.: Профиздат, 1973

54. Цветков А.Н. Менеджмент / Завтра экзамен. СПб.: Питер,

2008. – 173 с.

55. Цветков А.Н. Инновационный императив для России /

Монография/.- СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 217 с.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Административно–командная экономика – экономическая система, основанная на разработке и утверждении Верховным Советом и Правительством контрольных цифр по

пропорциональному развитию всех отраслей народного хозяйства и росту благосостояния населения, разработке и утверждению планов работ снизу до верху и жёстком контроле ис-

полнения на всех уровнях.

База – исходная позиция экономических показателей, относящихся к определённому периоду (базисному году).

Всеобщий закон роста производительности труда – отражает результат внедрения более совершенных и производительных орудий труда, технологий, систем управления, что

обеспечивает снижение затрат, рост объёмов производства работ в расчёте на работающего, жителя страны в сравнении с общественно – необходимыми затратами.

Демпинг – разновидность конкурентной борьбы, когда на рынке большое количество товара, продаваемого по заниженным ценам.

Депрессия – один из этапов: кризис – депрессия – оживление – подъём, т.е. когда спад в экономике достиг нижнего уровня.

Закон предложения – закон, согласно которому между ценой и предложением существует взаимосвязь, т.е. по мере роста предложения цены также растут.

Инновационный потенциал – технико–экономические возможности промышленного предприятия проектировать и производить новую продукцию, отвечающую требованиям

рынка.

Клиринг – система взаимных безналичных расчётов за товары, работы, услуги (зачёты по платёжным требованиям, обязательствам) участников сделки.

Контроль над ценами – совокупность государственных мер по регулированию оптовых и розничных цен. Превышение сверх установленного уровня изымается в бюджет госу-

дарства.

Коэффициент эластичности – процентное изменение количества продаваемого товара на один процент изменения цены товара.

Лизинг – одна из форм аренды оборудования.

Логистика – технологические процедуры, связанные с планированием, управлением и контролем за движением материальных потоков, затрат в производстве с целью снижения

затрат.

Маржа – доход, полученный на разнице процентов, которые устанавливаются для ссуды, выдаваемой клиенту и для привлечения денежных средств в банк.

Маржинальный доход – максимальный доход, выручка, полученный в результате реализации дополнительной единицы произведённой продукции.

Менеджмент – совокупность методов, приёмов и средств управления фирмой (предприятием) в рыночных условиях с целью максимизации прибыли.

Неэластичность цен – рыночная ситуация, при которой цена остаётся неизменной при возникновении дефицита или излишка товара на рынке.

Неэластичный спрос – рыночная ситуация, при которой выручка от реализации увеличенного объёма товара не покрывает потери, возникающие в результате падения цены.

Офёрта – предложение о заключении сделки купли –продажи между физическими или юридическими лицами.

Рыночное равновесие – рыночная ситуация, при которой потребности покупателей совпадают с планами продавцов.

Ремиссия – официальное разрешение на освобождение от уплаты долга, налога или неустойки (штрафа).

Сегментация рынка – разделение рынка на сегменты по определённым признакам –по категории покупателей, видутоваров и т.п.

Тендер – распределение заказов на поставку материальных ценностей и выполнение подрядных работ на конкурсной основе.

Точка безубыточности – уровень производства продукции, при котором выручка от реализации равна текущим затратам на её изготовление.

Условно чистая продукция – вновь созданная стоимость, которая представляет собой разницу между стоимостью товарной продукции (в оптовых ценах предприятия) и матери-

альными затратами, т.е. эта сумма, включающая заработную плату, прибыль, амортизацию.

Хайринг – среднесрочный договор аренды оборудования (от года до пяти лет).

Цены сопоставимые – цены, приведенные по величине к условиям определённого периода, на определённую дату. Используются при сопоставлении объёмов производства, товарооборота или других показателей в отдельные периоды для избежания искажений, вносимых инфляцией, законодательством.

Эластичность спроса – соотношение изменений цены и спроса на товар. При росте спроса на 1% цена снижается менее чем на 1%.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы заработной платы | Тема 4. Оборотные средства предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.