КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность заработной платы в рыночной экономике
В государственно-регулируемой экономике рабочая сила не признавалась товаром. Действовал затратный хозяйственный механизм со всеми отрицательными последствиями. Так, заработная плата, как правило, увязывалась с распределением по труду, с количеством затраченного труда вне зависимости от конечного результата трудового коллектива, прибыльности предприятия. Это приводило к уравнительности в оплате труда, к снижению эффективности, к экстенсивному развитию экономики. Формирующийся в стране рынок труда кардинально меняет сущность и механизм организации заработной платы. Сущность заработной платы в условиях рыночной экономики заключается в том, что рабочая сила как товар имеет свойства, присущие любому товару. Цена рабочей силы как элемент рынка труда выражает ее стоимость. При ее определении учитывается стоимость всех благ и услуг, необходимых человеку для воспроизводства своей способности к труду. Этот фонд жизненных средств должен отвечать уровню развития производительных сил общества и отражать объективную меру вознаграждения за труд. По мере роста эффективности труда должна повышаться и заработная плата, т. е. ее величина подлежит увязке с результатами хозяйственной деятельности. Цена рабочей силы, как и цена любого товара, отклоняется от ее стоимости. Основными факторами, влияющими на отклонение фактической заработной платы от стоимости рабочей силы, могут быть: - соотношение спроса и предложения на рабочую силу на конкретной территории в той или иной сфере деятельности; - уровень безработицы; - состояние развития экономики (рост или спад производства); - динамика цен на потребительские товары и услуги; - государственное регулирование заработной платы. Главными элементами организации заработной платы (ЗП) является тарифная система и формы оплаты труда. Тарифная система - это совокупность различных нормативов общегосударственного характера, нацеленных на достижение в стране равной оплаты за равный труд. К этой системе относят тарифно-квалификационный справочник, тарифные ставки по разрядам, категориям и т. п., районные коэффициенты. Для эффективного функционирования предприятия очень важен социально-экономический аспект социальной справедливости, основным содержанием которого является основной принцип эффективного функционирования системы ЗП независимо от общественно-экономической формации - «от каждого поспособностям - каждому по труду». Совершенствование организации ЗП в современных условиях основано на соблюдении ряда принципов: - строгая зависимость ЗП от количества и качества труда, от конечных производственных результатов; - повышение уровня оплаты труда на основе роста его производительности и обеспечении опережающего роста темпов производительности труда над темпами прироста ЗП; - принцип распределения по труду на основе учета количества и качества затраченного труда; - устранение всех видов уравнительности в распределении средств на ЗП; - создание механизма оплаты труда, учитывающего квалификацию, наибольший трудовой вклад в конечные результаты,рост качества и НТП работников предприятия; - рост и совершенствование ЗП за счет повышения эффективности производства и рационального использования ресурсов; - усиление стимулирующей роли ЗП путем совершенствования организации труда, производства, управления, активизации человеческого фактора. Предприятие имеет право самостоятельно: - определять формы и системы оплаты труда; - определять рабочие места с повышенными тарифными ставками и дополнительными льготами; - вводить доплаты и надбавки; - устанавливать должностные оклады руководителям подразделений, специалистам и служащим; - разрабатывать и утверждать порядок и условия премирования и т.д. Источник фонда оплаты труда предприятия - доходы и прибыль. Контрольные вопросы 1. Трудовые ресурсы предприятия - приведите примеры монополии на рынках труда 2. Фонд рабочего времени – какие показатели используются в расчётах? 3. Производительность труда – какие показатели используются в расчётах? 4. Фонд заработной платы – цель расчёта? 5. В чём сущность и принципы организации оплаты труда? 6. Система тарифных ставок и должностных окладов – их назначение 7. Формы и системы оплаты труда в условиях рыночной экономики - их недостатки? 8. Совершенствование системы оплаты труда – в чём смысл концепции правительства? 9. Понятия - «прожиточный минимум», «потребительская корзина» - пояснить их связь 10.Индексация заработной платы – причины индексации? 11.Планирование заработной платы в условиях рынка – какие показатели необходимо рассчитывать? 12.Конкурентный рынок труда – подберите альтернативу 13.Значение коллективного договора - всегда ли противоположны интересы профсоюзов и предпринимателей? ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (В итерпритации, полный набор тестов по 16 темам В банке тестовых эаданий по дисциплине ОПД.Р.02 Экономика предприятия, специальность – Менеджмент организации) Раздел 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности Тема 1.1. Субъекты предпринимательства в рыночной экономике Ю.Ю.Н. №1 Закрытое Базовое Рынок – это совокупность -: предприятий и покупателей -: продавцов и производителей конкретных товаров -: продавцов и покупателей Ю.Ю.Н. №2 Закрытое Базовое Один и тот же рынок может включать -: только одну отрасль -: финансовый рынок -: несколько отраслей Тема1.2.Товарно-денежные отношения между субъектами предпринимательства Ю.Ю.Н. №14 Закрытое Стандартное Собственниками имущества полного товарищества являются -: организации -: учредители -: кредиторы Ю.Ю.Н. №28 Закрытое Стандартное Демографическими критериями сегментации потребителей являются … потребителей (два ответа) -: возраст -: семейное положение -: ожидания -: регион проживания -: национальность Тема 3.1. Издержки производства. Себестоимость продук- ции Ю.Ю.Н. №58 На соответствие Стандартное Соответствие между показателями и факторами снижения себестоимости продукции Л1: Организация и нормирование труда персонала Л2: Технология производства Л3: Цены на материалы и комплектующие изделия Р1: Внутренние факторы Р2:Технический уровень производства Р3:Внешние факторы Р4: Некомпетентность Тема 3.2. Ценообразование Ю.Ю.Н. №75 Закрытое Сложное Объём продукции и услуг предприятия оценивается в отчёте по -: плановым ценам -: фактическим ценам (договорным) -: фактическим ценам без НДС, акцизов, экспортной пошлины и таможенных сборов Тема 3.4. Прибыль, рентабельность Ю.Ю.Н. Ю.Ю.Н. № 92 Закрытое Стандартное Увеличение дебиторской задолженности приводит к… потребности в финансовых ресурсах -: увеличению -: уменьшению -: сохранению Заключение Источником образования прибавочного продукта является труд, но не просто труд, а труд, часть которого всегда есть прибавочный труд, продукт которой всегда служит удовлетворению общих общественных потребностей, как бы ни распределялся этот прибавочный продукт и кто бы ни функционировал в качестве этих общественных потребностей (52). В процессе формирования прибыли отражаются все стороны хозяйственной деятельности предприятия: уровень использования основных произ- водственных фондов, оборотных средств, технологии, организации производства и труда. В условиях рыночных отношений прибыль от реализации имеет большое значение, так как стремление к максимизации прибыли стимулирует товаропроизводителя к увеличению объёмов производства и реализации продукции. Снижение выручки и прибыли является толчком к выявлению причин и разработке плана организационно – технических мероприятий по их устранению. Из лекций Вы узнали, что помимо прибыли от реализации результаты хозяйственной деятельности оцениваются по балансовой (общей), валовой и чистой прибыли. Но для оценки эффективности работы промышленного, например, предприятия использование только показателя прибыли недостаточно. Необходимо сопоставить прибыль и стоимость производственных фондов, с объёмом реализованной продукции, с производственными затратами. Это сопоставление покажет уровень рентабельности, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Напомню – Вам известны три вида рентабельности: рентабельность, рассчитываемую на основе балансовой прибыли, валовой и чистой. В процессе изучения тем дисциплины Вы ознакомились с понятиями и методами расчёта: абсолютной экономической эффективности затрат; сравнительной экономической эффективностию капитальных вложений; экономической эффективностью от повышения качества продукции, эффективностью инвестиционных проектов; коммерческой и бюджетной эффективностью. Ознакомились с методами учёта факторов неопределённости и риска при оценке эффективности проекта. Полученные знания и умения при изучении дисциплины, должны стать базовыми при изучении других дисциплин и в практической работе на предприятии. Восстановление промышленного производства, повышение уровня использования экономического потенциала, и прежде всего трудовых и материальных ресурсов – основное направление промышленной политики и структурной перестройки экономики в ближайшей перспективе. Экономика предприятия – это частица экономики народного хозяйства. Литература 1. Абрютина М.С., Грачев А.В., Анализ финансово- экономической деятельности предприятия. – М.: Дело и сервис, 2008. 2. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению, под ред. Иванова Г.П.- М.: ЮНИТИ, 1995. 3. Антикризисное управление: Учебник, под ред. Короткова Э.М.- М.: ИНФРА-М, 2003. 4. Агеев В.М., Щербаков В.Н. Система экономических отно- шений в России. – М.: Экономика, 1999.-452 с. 5. Архипов В. Стратегическая эффективность управленческих решений// Проблемы теории и практики управления. М.: 1996, №5. 6. Аукуционек С.П., Батяева А.Е. Российские предприятия в рыночной экономике: ожидания и действительность.- М.: Наука, 2000.- 139 с. 7. Бенджамин Дж.А., Маргулис Дж. руководство для бизнес- ангелов: как получить прибыль, инвестируя в растущий бизнес. – М.: Вершина, 2007. – 320 с. 8. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: АО «АИС», 1996. – 320 с. 9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Текст с изм. и доп. на 1 августа 2010 г. часть первая, вторая, третья и чет- вертая. М.: Рид групп, 2010. – 783 с. 10. Гражданское право /Институт частного права: Учебник, второе изд., под общ. ред. д.ю.н., проф. чл. корр. РАК, Алексеева С.С.- М.: Проспект, 2010. 11. Гражданское право в вопросах и ответах. Под ред. д.ю.н., проф. чл. корр. РАК Алексеева С.С.- М.: Проспект, 2011.- 360 с. 12. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебное по- собие. – М.: Нормо-ИНФРА-М, 2008.- 457 с. 13. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руко- водство для высшего управленческого персонала. Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран За- падной Европы. – М.: Изд-во МП «Сувенир», 1993. 14. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Учеб- ное пособие, перев. с англ. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. – 272 с. 15. Ерохина Р.И., Самраилова Е.К. Анализ и моделирование трудовых показателей на предприятии. – М.: МИК, 2007. – 459 с. 16. Жиделёва В.В., Копштейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие, 2-е изд., перераб и доп.- М.: ИНФРА-М, 2009. 17. Зайцев Н.Л. Экономика организации: Учебник, третье изд., исправ. и перераб.- М.: Экзамен, 2006.- 607 с. 18. Завлин П.Н. и др. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов (современные подходы). – СПб.: Наука, 1995. – 168 с. 19. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт-М, 2000. – 48 с. 20. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. – СПб.: Питер, 1999. 21. Маркс К. Капитал. Критика политической экономики., т.1, книга 1. Процесс производства капитала.– М.: Изд. полити- ческой литературы, 1973. – 907 с. 22. Маркс К. Капитал. Критика политической экономики., т.2, книга 2. Процесс обращения капитала. Издан под ред. Эн- гельса Ф.– М.: Изд. политической литературы, 1974. – 648 с. 23. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая ред.) М-во экономики РФ, М-во финансов РФ, ГК по строительству, архитектуре и жилищной политике. Руковод. авт. коллектива Косов В.В., Лившиц __________В.Н., Шахназаров А.Г.- М.: ОАО НПО, Изд. «Экономика», 2000. – 421с. 24. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М.: Внешторгиздат, 1993. 25. Настас Т. Ниша для риска / Ведомости – Financial Times, 2008.12.03. 26. Перлаки И. Нововведения в организациях. – М.: Прогресс, 1981. 27. План счетов бухгалтерского учета и комментарии/ под ред. Касьянова Г.Ю. – М.: НД «Аргумент», 2007. 28. Пласкова Н.С. Экономический анализ: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Эксмо, 2009. 29. Павлова Л.Н. Финансы предприятия: Учебник для ВУЗов. – М.: Финансы, Юнити, 2007. – 539 с. 30. Пригожин А.И. Дезорганизация: причины, виды, преодо- ление. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 402 с. 31. Растова Ю.И., Малахов Р.Г., Горянинская О. А. Экономи- ка организации (предприятий) в схемах. – М.: Эксмо, 2009. 32. Российский статистический ежегодник Госкомстат Рос- сии. – М.: 2009. 33. Радиев В.В. Экономика переходного периода. – М.: МГУ, 1995. – 422 с. 34. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности пред- приятия.- Минск: Новое знание, 2009. 35. Скляренко В.К., Продников В.М. Экономика предприятия (в схемах и расчетах): Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 256 с. 36. Стребел П. Управленческие технологии внедрения инно- ваций __________/ Маркетинг. 2000, №1. 37. Типовая методика разработки техпромфинплана произ- водственного объединения (комбината) предприятия, Гос- плана СССР. – М.: Экономика, 1979. 38. Теория организации: Учебник / под ред. Алиева В.Г. – М.: Луч, 1999. – 416 с. 39. Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие (под ред. Мазурина Т.Ю.)- М.: Изд-во РИОР, 2007. – 473 с. 40. Финансы предприятий / под ред. Колчиной Н.В. М.: ЮНИТИ-Дана, 2007. -447 с. 41. Финансы: Уч. пособие / Под ред. Ковалевой А.М. 4-е изд., переаб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 339 с. 42. Финансовый менеджмент: Учебник / под ред. Самсонова Н.Ф. – М.: ЮНИТИ, 2007. 43. Хлунов А. Государственная научно-техническая политика: роль научных организаций / Проблемы, теория и практика управления. 2009, №5. 44. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Про- гресс, 1982. 45. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Семенова В.М., 5-е изд. – М.: Питер, 2010. – 416 с. 46. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Волкова О.В.- М.: ИНФРА-М, 2008. 47. Эффективность управления фирмой: Современная теория и практика / Бондарь Н.П., Васюхин О.В., Голубев А.А., Подлесных В.И. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 1999. – 416 с. 48. Юдин Ю.Н. Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию менеджмента организации: Уч. посо- бие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2007. 49. Яковлев В.А. Переход к рынку / Методология, механизмы, системы / Проблемный курс. - Краснодар: Изд-во «Север- ный Кавказ», 1999. – 679 с. 50. Ясухиро М. Японская система управленческого контроля // Как работают японские предприятия. – М.: 1989. 51. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов / Маркс К., Энгельс Ф., соч., 1-е изд., т. 46, ч.1.- М.: Полит- издат, 1960. – 907с. 52. Маркс К. Капитал //Маркс К., Энгельс Ф. соч., 2-е изд. т.23, 39. – М.: Политиздат, 1960. – 907 с. 53. Организация производства и управления на промышлен- ных предприятиях / Под руководством к.э.н. П.А. Матюхи- на. – М.: Профиздат, 1973 54. Цветков А.Н. Менеджмент / Завтра экзамен. СПб.: Питер, 2008. – 173 с. 55. Цветков А.Н. Инновационный императив для России / Монография/.- СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 217 с. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Административно–командная экономика – экономическая система, основанная на разработке и утверждении Верховным Советом и Правительством контрольных цифр по пропорциональному развитию всех отраслей народного хозяйства и росту благосостояния населения, разработке и утверждению планов работ снизу до верху и жёстком контроле ис- полнения на всех уровнях. База – исходная позиция экономических показателей, относящихся к определённому периоду (базисному году). Всеобщий закон роста производительности труда – отражает результат внедрения более совершенных и производительных орудий труда, технологий, систем управления, что обеспечивает снижение затрат, рост объёмов производства работ в расчёте на работающего, жителя страны в сравнении с общественно – необходимыми затратами. Демпинг – разновидность конкурентной борьбы, когда на рынке большое количество товара, продаваемого по заниженным ценам. Депрессия – один из этапов: кризис – депрессия – оживление – подъём, т.е. когда спад в экономике достиг нижнего уровня. Закон предложения – закон, согласно которому между ценой и предложением существует взаимосвязь, т.е. по мере роста предложения цены также растут. Инновационный потенциал – технико–экономические возможности промышленного предприятия проектировать и производить новую продукцию, отвечающую требованиям рынка. Клиринг – система взаимных безналичных расчётов за товары, работы, услуги (зачёты по платёжным требованиям, обязательствам) участников сделки. Контроль над ценами – совокупность государственных мер по регулированию оптовых и розничных цен. Превышение сверх установленного уровня изымается в бюджет госу- дарства. Коэффициент эластичности – процентное изменение количества продаваемого товара на один процент изменения цены товара. Лизинг – одна из форм аренды оборудования. Логистика – технологические процедуры, связанные с планированием, управлением и контролем за движением материальных потоков, затрат в производстве с целью снижения затрат. Маржа – доход, полученный на разнице процентов, которые устанавливаются для ссуды, выдаваемой клиенту и для привлечения денежных средств в банк. Маржинальный доход – максимальный доход, выручка, полученный в результате реализации дополнительной единицы произведённой продукции. Менеджмент – совокупность методов, приёмов и средств управления фирмой (предприятием) в рыночных условиях с целью максимизации прибыли. Неэластичность цен – рыночная ситуация, при которой цена остаётся неизменной при возникновении дефицита или излишка товара на рынке. Неэластичный спрос – рыночная ситуация, при которой выручка от реализации увеличенного объёма товара не покрывает потери, возникающие в результате падения цены. Офёрта – предложение о заключении сделки купли –продажи между физическими или юридическими лицами. Рыночное равновесие – рыночная ситуация, при которой потребности покупателей совпадают с планами продавцов. Ремиссия – официальное разрешение на освобождение от уплаты долга, налога или неустойки (штрафа). Сегментация рынка – разделение рынка на сегменты по определённым признакам –по категории покупателей, видутоваров и т.п. Тендер – распределение заказов на поставку материальных ценностей и выполнение подрядных работ на конкурсной основе. Точка безубыточности – уровень производства продукции, при котором выручка от реализации равна текущим затратам на её изготовление. Условно чистая продукция – вновь созданная стоимость, которая представляет собой разницу между стоимостью товарной продукции (в оптовых ценах предприятия) и матери- альными затратами, т.е. эта сумма, включающая заработную плату, прибыль, амортизацию. Хайринг – среднесрочный договор аренды оборудования (от года до пяти лет). Цены сопоставимые – цены, приведенные по величине к условиям определённого периода, на определённую дату. Используются при сопоставлении объёмов производства, товарооборота или других показателей в отдельные периоды для избежания искажений, вносимых инфляцией, законодательством. Эластичность спроса – соотношение изменений цены и спроса на товар. При росте спроса на 1% цена снижается менее чем на 1%.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |