Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Институциональный подход




Институционализм

Институционализм направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества, как комплекс различных объединений граждан — институций (семья, партия, профсоюз и т.д.)

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.

Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

[править] Отличия институционализма от других экономических школ

· Привычные для неоклассической школы категории (такие как цена, прибыль, спрос) не игнорируются, а рассматриваются с учетом более полного спектра интересов и отношений.

· В отличие от маржиналистов, которые исследуют экономику «в чистом виде», отбрасывая социальную сторону, институционалисты, напротив исследуют экономику лишь как часть социальной системы.

· С точки зрения классической политической экономии, экономика рассматривается как основа или «базис» для науки, культуры, политики, институционализм же считает эти понятия равноправными и взаимосвязанными.

· Отрицание принципа оптимизации. Хозяйствующие субъекты трактуются не как максимизаторы (или минимизаторы) целевой функции, а как следующие различным «привычкам» — приобретенным правилам поведения — и социальным нормам.

· Интересы общества первичны. Действия отдельно взятых субъектов в значительной мере предопределяются ситуацией в экономике в целом, а не наоборот. В частности, их цели и предпочтения формируются обществом. В маржинализме и классической политэкономии считается, что сначала возникают интересы индивида, и они являются порождающими по отношению к интересам социума.

· Отрицание подхода к экономике как к (механически) равновесной системе и трактовка экономики как эволюционирующей системы, управляемой процессами, носящими кумулятивный характер. Старые институционалисты исходили здесь из предложенного Т. Вебленом принципа «кумулятивной причинности», согласно которому экономическое развитие характеризуется причинным взаимодействием различных экономических феноменов, усиливающих друг друга. В то время как маржинализм рассматривает экономику в состоянии статики и динамики, а классики характеризуют какой-либо экономический подход как естественный.

· Благосклонное отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику.

· Отрицание «рационального человека», руководствующегося исключительно полезностью. По мнению институционалистов, действия индивида спрогнозировать невозможно из-за невозможности учесть все факторы (экономические и неэкономические), влияющие на поведение человека. Следует определить, какие именно факторы лежат в основе спроса. Помимо цен это может быть ожидание цены, стремление уберечь фирму от риска и т. п. На экономическую ситуацию влияют не только цены; наряду с ними действуют и должны быть приняты во внимание такие факторы как инфляция, безработица, кризисы, политическая нестабильность и т. п.

· Цены не столь изменчивы, как об этом говорится в трудах классиков. Издержки, спрос, конъюнктура чрезвычайно подвижны, цены же консервативны. Несмотря на происходящие на рынке изменения цены зачастую не меняются.

· С точки зрения институционалистов задача экономической науки не только в том, чтобы составить прогноз, понять систему взаимосвязей, но и дать рекомендации, обосновать рецепты соответствующих изменений в политике, поведении, общественном сознании.

[править] Методология институционализма

В работах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, логике, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, институционалисты не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать и взять на вооружение общую, логически стройную теорию.

[править] Представители институционализма

· Торстейн Веблен — основоположник

· Джон Коммонс

· Генри Адамс

· Кларенс Эйрс

· Митчелл, Уэсли Клэр

· Гэлбрейт, Джон Кеннет

· К причинам возникновения институционализма относят переход капитализма в монополистическую стадию, который сопровождался значительной централизацией производства и капитала, что и породило социальные противоречия в обществе.

· Институционализм (с лат. institutio – "обычай, наставление") – направление экономической мысли, которое сформировалось в 20–30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального контроля общества над экономикой.

· Институты – это первичные элементы движущей силы общества, рассматриваемые в историческом развитии. Среди институтов выделяют:
– общественные институты – семья, государство, правовые нормы, монополия, конкуренция и т. д.;
– понятия общественной психологии – собственность, кредит, доход, налог, обычаи, традиции и т. д.

· Институционализм характеризуется следующими положениями:
– основа анализа – метод описания экономических явлений;
– объект анализа – эволюция социальной психологии;
– движущей силой экономики наряду с материальными факторами являются моральные, этические и правовые, элементы в историческом развитии;
– трактовка социально-экономических явлений с точки зрения общественной психологии;
– неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму;
– стремление к интеграции экономической науки с общественными науками;
– необходимость детального количественного исследования явлений;
– защита проведения антимонопольной политики государства.

· В развитии институционализма выделяют три этапа.

· Первый этап – 20–30-е годы XX века; он характеризуется формированием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл.

· Второй этап – середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разработана теория профсоюзного движения; типичными представителями являются Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз.

· Третий этап – 60–70-е годы XX века; этот этап называют неоинституционализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Я. Ноув, Дж, Гэлбрейт, Р. Хайлбронер, Р. Коуз.

· Экономические воззрения последователей Т. Веблена

· 1. Социально-правовой институццонализм Дж. Коммонса.

· 2. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла.

· 3. Взгляды Дж. К. Гэлбрейта.

·!• Основной труд Джона Коммонса (1862 - 1945) - “Институциональная

· эко­номика” (1924 г.), в котором обсуждалось влияние на экономическое

· поведение “коллективных действий”. Автор уделял большое внимание изуче­нию

· роли корпораций и профсоюзов и их влиянию на поведение людей.

· Стоимость Дж. Коммонс определял как результат правового соглаше­ния

· “коллективных институтов” (союзов, корпораций, политических партий и т. д).

· Сделка, по мнению Дж. Коммонса, представляет собой разрешение кон­фликта

· путем установления соглашения, устраивающего всех участни­ков сделки. В

· сделках все чаще участвуют профсоюзы и союзы предпри­нимателей, а не

· отдельные рабочие и работодатели. Роль государства при этом заключается не

· только в арбитраже, но и в механизме, кото­рый заставляет исполнять принятые

· по договору обязательства.

· Ученый говорил о необходимости создания правительства из предста­вителей

· “коллективных институтов”, которое было бы подотчетно об­щественному мнению.

· Реформы такого правительства устранили бы кон­фликты в обществе.

· Дж. Коммонс заложил основы пенсионного обеспечения, которые были изложены в

· “Акте о социальной защищенности”, принятом в 1935 году.

· L Уэсли Клера Митчелла (1874 - 1948) интересовали циклические явле­ния в

· экономике. Циклы в экономике - это результат действия множе­ства

· взаимосвязанных факторов (инвестиций, денежного обращения, курсов акций,

· сбережений и т. д) в динамике. Деловой цикл, по У; Мит­челлу, - это

· повторяющиеся подъемы и упадки, которые проявляются в большинстве

· экономических процессов с достаточно развитой систе­мой денежного хозяйства,

· не разлагаются на какие-либо иные волны с амплитудой, приблизительно равной

· их собственной амплитуде, и про­должаются в странах, стоящих на разных

· стадиях экономического раз­вития, от 3 до 7 лет.

· Единственным механизмом разрешения общественных противоречий является

· государственное регулирование в области денежных, финансо­вых, кредитных

· факторов в сочетании с социально-культурными про­блемами.

· В своих исследованиях ученый широко применял методы статистики, которые

· позволили ему составить первые прогнозы экономического роста.

· В 1923 году У. Митчелл предложил систему государственного страхова­ния от

· безработицы.

· Из трудов У. Митчелла широко известны “История зеленых билетов” (1903 г.),

· “Деловые циклы” (1913 г.).

· I. Основные свои идеи Джон Кеннет Гэлбрейт изложил в труде “Новое

· индустриальное общество” (1961 г.), посвященном анализу и роли “тех-

· ноструктуры” (общественная прослойка, включающая в себя ученых,

· конструкторов, управленцев, финансистов) в экономике.

· Автором делаются следующие важные выводы:

· · в корпорациях реальной властью обладают не собственники, а

· инфра­структура;

· · власть техноструктуры безлика, так как решения принимаются

· коллек­тивно и поэтапно;

· · техноструктура должна планировать работу предприятий на несколько

· лет вперед;

· · техноструктура заинтересована не только в высокой прибыли на

· капи­тал, но и в упрочнении позиций фирмы на рынке.

 

 

Теория монетаризма:

Экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики.

Основоположник монетаризма – создатель Чикагской школы, американский ученый М. Фридмен (см. разд. 1.2). Его рекомендации использовались в 1960–70-е гг. в США, Великобритании, ФРГ, Чили и других странах. В России неудачные монетаристские преобразования в начале 1990-х гг. предпринимались Е. Гайдаром.

Термин «монетаризм» был введен К. Бруннером в 1968. Обычно он применяется для характеристики экономической школы, утверждающей, что совокупный денежный доход оказывает первоочередное влияние на изменение денежной массы.

Первоначально монетаризм отождествлялся с антикейнсианством, что подтверждается названиями некоторых работ видных представителей Т. м. (например, книга Г. Джонсона «Кейнсианская революция и монетаристская контрреволюция»). Одновременно с критикой кейнсианской макроэкономической теории и экономической политики Фридмен и его сторонники разработали монетарную теорию определения уровня национального дохода и теорию цикла.

За более чем три десятилетия существования Т. м. расширила свое влияние, претерпела определенные изменения. Она стала претендовать на роль универсальной общеэкономической доктрины, способной решить такие экономические проблемы, как эффективность экономического регулирования, роль государства в хозяйственной жизни и т. п. Монетаризм широко пропагандируется его представителями как кредитно-денежная политика, специально направленная на контроль роста денежной массы.

В основе монетаризма лежит ряд теоретических и методологических предпосылок: количественная теория денег, теория относительной цены А. Маршалла, теория рыночного равновесия Л. Вальраса, краткосрочный вариант концепции кривых Филлипса, кейнсианские модели ИСТД (инвестиции – сбережения – труд – деньги).

В конце 1960-х гг. Фридмен реформировал количественную теорию денег. Ее основная идея состоит в признании непосредственного влияния изменений денежной массы на уровень цен, которое выражается формулой MV = PQ, где M – денежная масса в обращении; V – скорость оборота; Q – общий объем операций; P – уровень цен.

Монетаристский вариант количественной теории можно свести к следующим положениям: 1) количественная теория есть прежде всего теория спроса на деньги, она не является теорией производства, денежного дохода или уровня цен; 2) для экономических агентов и владельцев собственности деньги являются одним из видов активов, формой владения богатством; 3) анализ спроса на деньги со стороны экономических агентов формально идентичен анализу спроса на потребительские услуги.

Основываясь на собственном варианте количественной теории, монетаристы связывают ее с производством. Поскольку динамика денежной массы имеет у них первостепенное значение для объяснения колебаний процесса производства, то делается вывод о том, что кредитно-денежная политика – это наиболее эффективный инструмент регулирования экономики.

Одно из ключевых положений монетаризма, на основе которого его представители строят свой вариант объяснения экономического цикла, состоит в том, что деньги играют исключительно важную роль в изменении реального дохода, занятости и общего уровня цен. Они утверждают, что существует взаимосвязь между темпом роста количества денег, темпом роста номинального дохода, при быстром росте денежной массы также быстро растет номинальный доход, и наоборот. Изменение денежной массы оказывает влияние как на уровень цен, так и на объем производства (в рамках ограниченного периода). Отсюда следует, что монетаристский вариант количественной теории денег выполняет функцию управления денежным спросом, а через него – и хозяйственными процессами.

В соответствии с монетаристской денежной конституцией сумма ежемесячных изменений денежной массы должна быть равна заранее определенному годовому темпу роста предложения денег – около 5 % ежегодно. По мнению монетаристов, изменения, обусловленные другими целями государства или выходящие за условленные границы, совершенно недопустимы, поскольку неизбежно ведут к росту инфляции и безработицы.

В основу монетаристских принципов регулирования экономики наряду с концепцией экономического цикла положены разработанные ими теории инфляции и безработицы.

Трактуя инфляцию как исключительно денежное явление, монетаристы считают, что в основе ее развития лежат изменения в соотношении между находящейся в обращении денежной массой и реальной потребностью населения в денежных средствах, т. е. соотношение между предложением денег и спросом на них.

Монетаристские теории инфляции и безработицы и связанные с ними рекомендации по регулированию экономики формировались как ответная реакция на кейнсианские аналоги. Монетаристы подвергли критическому анализу концепцию кривых Филлипса, в которой обосновывается взаимосвязь краткосрочных и долгосрочных изменений уровня безработицы и темпа инфляции, необходимость краткосрочного регулирования. Они выступают против этой концепции, признавая только краткосрочную связь уровня безработицы и темпа «непредвиденной» инфляции, являющейся результатом ошибочной экономической политики. Необходимость краткосрочного регулирования категорически отрицается.

Монетаристы в своей концепции инфляции проводят различие между ожидаемой и непредвиденной инфляцией. Первая предполагает долгосрочный темп роста цен, соответствующий рациональным ожиданиям агентов хозяйственной системы применительно к изменению цен. Непредвиденную инфляцию они считают следствием ошибочной деятельности правительственных органов. Монетаристская концепция естественного уровня безработицы утверждает, что в условиях равновесия сохраняется стабильный и оптимальный для экономики естественный уровень безработицы. По мнению широко известных монетаристов М. Фридмена, Т. Саржента и Р. Люкаса-младшего, естественная безработица не зависит от макроэкономических факторов и определяется только микроэкономическими. Они считают, что снизить естественный уровень безработицы с помощью государственного регулирования можно только сокращением расходов на социальные программы и жесткой финансово-бюджетной политикой. Другие государственные меры по регулированию занятости, например установление минимальных ставок заработной платы, неизбежно содействуют росту инфляции.

На основе теорий инфляции и безработицы монетаристы рекомендуют государству целый комплекс регулятивных мероприятий: снижение государственных расходов за счет сокращения социальных программ, расходов на выплаты различного рода пособий; поддержание минимальных ставок заработной платы; ослабление влияния профсоюзов; проведение кредитно-денежной политики на основе денежной конституции; приспособление налоговой системы к антиинфляционной политике (снижение налогов); обеспечение Федеральной резервной системой стабильного роста денежной массы; сокращение роста дефицита федерального бюджета, в том числе и за счет снижения расходов на оборону.

Монетаристы сделали определенный шаг в исследовании хозяйственного механизма современного капитализма, в изучении функциональных связей капиталистической экономики, факторов, влияющих на динамику инфляции и безработицы. В известной мере их концепция оказала положительное воздействие на разработку антиинфляционных мероприятий в США и Великобритании в 1980-е гг. Заслуживает внимания монетаристская оценка негативных проявлений кейнсианской теории государственного регулирования в части дефицитного финансирования, чрезмерного выпуска денег в обращение.

Вместе с тем монетаристы – типичные представители меновой концепции. Первопричину экономических процессов они видят не в производстве, а в обращении. Монетаристы не в состоянии объяснить внутреннее содержание, истоки рассматриваемых тенденций рыночной экономики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.