КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-экономические сдвиги, обусловленные ИКТ
Основные тенденции, на развитие которых повлияли ИКТ В современном обществе можно отметить десять крупных тенденций, на развитие которых так или иначе повлияли ИКТ: 1) ускорение всех процессов в обществе; 2) усиление мобильности; 3) глобализация; 4) изменение социальной инфраструктуры за счет появления сетей; 5) усиление персональной регистрации, которая может быть использована как в целях управления, так и в целях контроля; 6) обновление капитализма и растущая нестабильность; 7) усиление социального неравенства; 8) гражданская эмансипация и усиление популизма; 9) появление возможности участия общества в средствах массовой информации; 10) расширение возможностей выбора в повседневной жизни. Развитию современного общества за счет распространения ИКТ также сопутствуют значительные социально-экономические сдвиги [6]: · усиление уязвимости и неустойчивости национальных хозяйств и мирохозяйственной системы в целом; · распад иерархических структур; · ужесточение конкурентной борьбы; · изменение характера труда; · формирование новой культуры потребления; · демассификация товаров и услуг; · развитие новых социальных отношений и структур; · появление новых средств познания и коммуникации; · расширение границ общения и сотрудничества; · возвращение к домашнему труду; · появление нового вида грамотности – информационной. Очевидно, что перечисленные тенденции имеют как позитивные, так и негативные стороны, поэтому при их рассмотрении требуется диалектический взгляд на технологии. Наиболее ярко социальное воздействие ИКТ проявляется в усилении: · рационализации, которая все больше проникает в модели повседневной жизни; · возможностей, в том числе с точки зрения доступа к жизненно важным социальным и экономическим ресурсам и участия граждан в управлении обществом; · роли информации и знания во всех сферах жизни (работа, обучение, быт, досуг и т. п.). До появления в последнее десятилетие достаточно большого количества эмпирических исследований, посвященных проблемам современной коммуникации, было распространено опасение, что интернет и другие ИКТ могут отрицательно сказаться на межличностном общении и нанести вред социальному капиталу [7]. При этом данные исследований в области социологии, этнографии, медицины и психологии последовательно подтверждают прямую связь здоровья и счастья людей с качеством их социальных связей, которые с развитием сетевой инфраструктуры могут не менее, а даже более успешно развиваться и укрепляться. М. Кастельс в своей книге «Интернет-галактика» указывает на то, что в настоящее время в формировании общностей происходит исторический процесс разделения таких сущностей, как «общение» и «место», тесно связанный с индивидуализацией как одной из доминирующих тенденций в западной цивилизации XX века. Сейчас при описании развивающихся моделей общения в сетевом обществе используются понятия «сетевой индивидуализации» (network individualization) или «индивидуализма с сетевой привязкой» (networked individualism). В сердцевине этих моделей по-прежнему остается нуклеарная семья в домохозяйстве, но из нее уже «плетутся паутины» выборочных связей в соответствии с интересами и ценностями каждого члена домохозяйства. Сети настолько продифференцировались, что люди теперь включаются во множество узкоспециализированных связей с меняющимися участниками, то есть конкретная общность утратила свое значение в качестве единственного средства самоидентификации. Параллельно с этим происходит изменение роли семьи по отношению к ее членам, что привело к появлению понятия «постпатриархальная семья» [8]. Study on the Social... отмечает, что использование ИКТ влечет за собой несколько социальных проблем: 1) замена прямой коммуникации на опосредованную; 2) использование ИКТ в антисоциальных целях; 3) резкое усиление прозрачности, которая хороша, например, для реализации новой концепции «открытого правительства», но может представлять опасность для отдельных личностей в связи с возможным неподобающим обращением с их персональными данными; 4) потенциальные риски, связанные с приложениями в сфере социальной информатики, в частности, использованием сервисов социальных сетей, которая не может исключить превалирования соображений коммерческой выгоды перед соображениями общественного блага у некоторых поставщиков социально значимых услуг; 5) ограниченная способность ИКТ трансформировать не только модели и процессы коммуникации, но также и модели и процессы социальной инклюзии, позволяющей людям более успешно решать свои личные проблемы и получать доступ к социально–экономическим ресурсам. Шерри Теркл (Sherry Turkle) в своей статье «Всегда на связи» [9] делает важный вывод: если то, что мы сейчас наблюдаем, является новой формой социальности, в которой «связанность» людей посредством сетей, имеющая для них смысл, определяется расстоянием до работающей коммуникационной технологии, то политика должна обеспечивать максимальное сокращение этого расстояния, понимаемого не только в географическом смысле, но и в смысле соответствующих навыков, экономической возможности, психологической готовности и использования ИКТ. К этому, по нашему мнению, следовало бы также добавить мотивированность к использованию ИКТ. 2 Тема: «Основные характеристики информационного общества» Дидактические единицы: Особенности и проблемы информационного общества. Информационное общество как стратегическая цель. Подходы к определению сути и особенностей информационного общества. Теории и концепции информационного общества как новой общественно-экономической формации Теории и концепции информационного общества, основанные на идее социальной преемственности. Исследования проблем развития информационного общества в России. Изучив данную тему, студент должен: Понимать: · особенности и проблемы информационного общества; · суть теоретического водораздела между основными теориями и концепциями развития информационного общества. Знать: · основные отличительные признаки и значимые характеристики информационного общества; · возможности, риски и опасности информационного общества; · определение информационного неравенства и факторы, влияющие на его усиление/сокращение; · основные пути перехода к экономике знаний; · основные этапы управления формированием информационного общества; · имена основоположников и суть основных теорий и концепций развития информационного общества; · основные этапы изучения проблем информационного общества в России и имена наиболее известных исследователей. Уметь: · оперировать терминами «информационное неравенство», «экономика знаний», «постиндустриализм», «постмодернизм» и др. Приобрести навыки: · изложения основных теорий и концепций информационного общества. При изучении темы 2 необходимо: Читать лекционный материал (тема 2). Для самооценки темы 2 необходимо: Ответить на следующие вопросы: 1. Что является характерным для информационного общества? 2. В чем заключаются возможности информационного общества? 3. Какие риски и опасности информационного общества вам известны и как их можно парировать? 4. Когда и где идея развития информационного общества впервые появилась в политической повестке дня? 5. Где проходит идеологический водораздел между теоретиками информационного общества? 6. Какие теории и концепции рассматривают информационного общества как новую общественно-экономическую формацию? Назовите их ведущих представителей и сформулируйте их суть. 7. Какие теории и концепции информационного общества основаны на идее социальной преемственности? Назовите их ведущих представителей и сформулируйте их суть. 8. Кто является последовательным критиком теорий и идеологии информационного общества? Какой подход он считает наиболее правильным? 9. Кто из российских (советских) ученых сформулировал фундаментальные идеи, наиболее важные для понимания информационного общества? В чем суть этих идей? 10. Что являлось наиболее характерным для изучения проблем информатики в СССР? 11. Что стало наиболее важным результатом изучения проблем информатизации в СССР? 12. Когда началось изучение собственно проблем информационного общества в новой России? Назовите основные направления исследований.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |