КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества и ее влияние на формирование глобальной и национальных политик
В 1998 году на Генеральной Ассамблее ООН была выдвинута инициатива проведения глобального форума на высшем уровне по проблемам информационного общества. Эта идея зрела в недрах ООН почти полтора десятка лет. Еще в 1984 г. Международный союз электросвязи (МСЭ) опубликовал доклад под названием «Недостающее звено», в котором попытался привлечь внимание международного сообщества к проблеме «телекоммуникационного разрыва» между промышленно развитыми и развивающимися странами. Процесс подготовки саммита занял несколько лет. Одним из первых шагов стало создание в ноябре 2001 г. Целевой группы ООН по информационно-коммуникационным технологиям (United Nations Information and Communication Technology Task Force, UN ICT Task Force) при Генеральном секретаре ООН. Группа была сформирована в соответствии с положениями Декларации тысячелетия ООН и стала ведущей глобальной инициативой, деятельность которой была направлена на широкую пропаганду и реальное использование ИКТ для развития. Главной задачей Целевой группы стало обеспечение широкого участия и координации усилий всех сил общества в деле подготовки и реализации программ перехода максимального количества стран к информационному обществу. Работа Целевой группы сопровождала весь процесс подготовки и проведения саммита и прекратилась только после его завершения в 2005 г. Подготовка к саммиту, получившему название Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) [22] проходила под патронажем ООН и ее специализированного агентства – МСЭ. С самого начала было принято решение провести саммит в два этапа: первый в 2003 году в Женеве, второй – в 2005 году в Тунисе. Необходимость двух этапов была не только организационной, но и политической: саммит принимала сначала одна из экономически развитых стран (Швейцария), а потом одна из развивающихся стран (Тунисская Республика). Целями саммита были объявлены: содействие тому, чтобы люди были во всеоружии перед вызовами развивающегося информационного общества; решение проблемы информационного неравенства и содействие максимальному использованию потенциала ИКТ для всестороннего социально-экономического развития. В течение подготовки к встрече выявились достаточно серьезные противоречия в понимании того, что нужно делать, чтобы использовать преимущества информационного общества и избежать тех опасностей, которые оно с собой несет. Для преодоления этих противоречий и выработки общего видения того, что и как нужно делать для достижения целей саммита, проводились заседания так называемых «Подготовительных комитетов» (ПодгКомов) [23]. В первом этапе саммита участвовало 175 стран, были представлены все основные движущие силы развития информационного общества. Основополагающими документами женевской встречи 2003 года стали Женевская Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» [24] и План действий [25]. Эти в высшей степени компромиссные документы, в которых каждая из заинтересованных сторон может найти целый ряд изъянов, знаменуют собой, тем не менее, самое главное: консенсус по ключевым вопросам, сбалансированные и сближенные в ходе многочисленных обсуждений точки зрения всех ключевых акторов на принципы и приоритеты действий. В Декларации принципов зафиксированы общая концепция информационного общества и принципы движения к информационному обществу для всех, основанного на совместном использовании знаний. План действий предусматривал более практическую проработку всех положений Декларации. В Плане действий были зафиксированы основные направления действий, каждое из которых содержало ключевые элементы формирования информационного общества: 1. Роль органов государственного управления и всех заинтересованных сторон в содействии применению ИКТ в целях развития; 2. Информационная и коммуникационная инфраструктура; 3. Доступ к информации и знаниям; 4. Создание потенциала информационного общества; 5. Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ; 6. Благоприятная среда; 7. Приложения на базе ИКТ: электронное правительство, электронный бизнес, электронное обучение, электронное здравоохранение, электронная занятость, электронная охрана окружающей среды, электронное сельское хозяйство, электронная научная деятельность; 8. Культурное разнообразие и культурная самобытность, языковое разнообразие и местный контент; 9. Средства массовой информации; 10. Этические аспекты информационного общества; 11. Международное и региональное сотрудничество. Второй этап саммита прошел в Тунисе в ноябре 2005 г. и собрал 19 401 участника, в том числе 46 глав государств и правительств. На итоговом заседании саммита 18 ноября были одобрены два главных документа: Тунисское обязательство [26], в котором подчеркнута значимость ИКТ в преодолении «цифрового разрыва» в мире, необходимость эффективного сотрудничества в целях построения глобального информационного общества; и Тунисская программа для информационного общества [27], содержащая положения по ключевым вопросам саммита и последующим шагам, которые необходимо предпринять для ее выполнения. В итоговых документах саммита подчеркивается необходимость предоставления качественного и приемлемого в ценовом отношении доступа к коммуникациям для всех людей и дается одобрение созданию Фонда цифровой солидарности для преодоления существующего неравенства. В них также определены области, где можно усовершенствовать имеющиеся финансовые механизмы и где развивающиеся страны и их партнеры могут более активно использовать ИКТ для развития. Принимая во внимание, что финансирование инфраструктуры ИКТ не может быть основано исключительно на государственных капиталовложениях, а также то, что частные инвестиции и рынок не могут сами по себе гарантировать полноправного участия развивающихся стран в глобальном рынке услуг ИКТ, была отмечена необходимость укрепления сотрудничества и солидарности всех заинтересованных сторон, а также проведения такой национальной политики развития, которая поддерживала бы благоприятную и конкурентную среду. Важным результатом тунисского этапа саммита стало создание Форума по управлению использованием интернета (Internet Governance Forum). Этот форум был созван генеральным секретарем ООН для обеспечения многостороннего диалога по вопросам общественной политики и проблемам развития интернета. Он стал платформой для обсуждения вопросов политики, которые не удается решить с помощью существующих механизмов. Всеми было признано, что ВВУИО – это лишь начало долгого пути. МСЭ начал отслеживать предпринимаемые в различных странах усилия через специальную базу данных «Инвентаризация деятельности в сфере развития информационного общества» (WSIS Stocktaking Activities). Также было объявлено о предстоящей работе по созданию согласованной на международном уровне методологии оценки прогресса в преодолении информационного неравенства, которая будет основана на общем наборе ключевых показателей, а также на использовании комплексных показателей. Процесс реализации последующих действий, установленный Всемирным саммитом, содержит несколько основных рубежей, на которых будет уточняться политика и будут продолжаться обсуждения с целью корректировки решений WSIS в зависимости от реальной ситуации. На национальном уровне все страны были призваны разработать национальные стратегии электронного развития, которые должны стать неотъемлемой частью планов социально-экономического развития. В качестве крайнего срока для этого намечен 2015 г. (WSIS +10). После проведения ВВУИО Генеральная Ассамблея ООН объявила о введении нового праздника – Всемирного дня информационного общества, которым стало 17 мая, традиционно отмечавшееся как день всемирных телекоммуникаций. В соответствии с рекомендациями ВВУИО в России в 2008 и 2010 гг. были разработаны и утверждены Стратегия развития информационного общества и Государственная программа РФ «Информационное общество (2011 – 2020 годы)». Утвержденные действующие (со сроком завершения до 2015 г.) программы развития информационного общества в настоящее время имеют около 70% субъектов Российской Федерации.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |