Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция электронно-сетевого общества

Возможности использования технологий в экономике и обществе глубоко анализируются в работах известного канадского публициста и бизнес-консультанта Дона Тапскотта (Don Tapscott). В своих книгах «Смена парадигмы: что нового сулят информационные технологии» [42] и «Электронно-цифровое общество: плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта» [43] Тапскотт отмечает несколько узловых признаков нового общества: ориентация на знания, цифровая форма представления информации, виртуализация производства, инновационная природа, интеграция, конвергенция, устранение посредников, трансформация отношений производитель-потребитель, динамизм, глобализация и ряд других. Кроме того, Тапскотт выделяет пять других ключевых элементов нового общества:

· эффективная личность – человек, вооруженный мультимедийным компьютером;

· высокопроизводительный коллектив – рабочая группа, взаимодействующая на основе компьютерных технологий;

· интегрированное предприятие – корпорация, обладающая целостной внутренней информационной структурой;

· расширенное предприятие – несколько разных организаций, связанных межкорпоративными компьютерными сетями;

· деловая активность в межсетевой среде – глобальное цифровое сообщество, Сеть.

Он также называет ряд факторов, в совокупности превращающих информационную магистраль в основу «новой экономики». Среди них – переход от аналоговой техники к цифровой, от полупроводников к микропроцессорам, от централизованных вычислений к архитектуре клиент-сервер, от раздельного существования данных, текста, изображения и звука к мультимедиа, от специализированных систем к открытым системам и некоторые другие.

Сферой, которой предстоит серьезная перестройка, является, по убеждению Тапскотта, образование. В электронном обществе пересматривается само представление об обучении, связях обучения с работой и повседневной жизнью. Поскольку информационное общество основывается на умственном труде, работа все теснее переплетается с обучением, которое превращается в пожизненное занятие. Сам процесс обучения, однако, совсем не требует обязательного посещения учебного заведения: интернет позволяет учиться дистанционно у самых лучших специалистов в своих областях.

Важны рассуждения Тапскотта о лидерстве в сетевом сообществе. Он утверждает, что на смену традиционным вертикальным иерархическим моделям принятия решений приходит коллективный интеллект целой команды, работающей в Сети, поскольку совокупный разум превышает потенциал даже самого умного руководителя.

В своей работе «Как вырастают “цифровые” люди: становление “сетевого поколения”» [44] [21] Тапскотт вводит концепт «N-Generation» [45] («сетевое поколение»). Представители этого поколения окружены цифровыми медиа, и большинство из них накоротке с компьютером. В отличие от многих, Тапскотт не думает, что они впустую сжигают драгоценное время за сетевыми играми. Он считает их высокомотивированными и социально ответственными людьми. «Нам не должна быть безразлична эта культура, потому что она, сформировавшись на основе их опыта в киберпространстве, является провозвестником той культуры, которую они – лидеры завтрашнего дня – создадут на рабочих местах и во всем обществе».

Тапскотт также говорит о разнице между детьми, освоившимися в Сети, и их менее продвинутыми родителями, ассоциирующими компьютеры и технологии с автоматизацией, сокращением рабочих мест, «Большим Братом»; с подозрением относящимися к новым медиа, концентрируя свое внимание не на том хорошем, что дает Сеть, а на ее «вредном» контенте, связанном с насилием, сексом, расовой и религиозной ненавистью и т. п. В зреющей новой культуре Тапскотт вычленяет целый ряд существенных черт: жесткая независимость, эмоциональная и интеллектуальная открытость, «включенность» [46], свобода самовыражения, непосредственность и прямота, твердость убеждений, инновативность, склонность к исследованию нового, высокий уровень доверия, и др.

Тапскотт прогнозирует развитие событий в недалеком будущем, когда «сетевое поколение» станет совсем взрослым и выйдет на арену общественной жизни во всей своей красе:

· они будут покупать только «подключенное» [47] жилье и предпочитать такие же места отдыха;

· они не будут склонны работать в стеклянных башнях в центре города – будут предпочитать телекомьютинг, что может повлечь за собой массовую конвертацию офисных помещений в жилые;

· им не нужны дорогие автомобили – лишь бы в машине была «цифровая» начинка;

· их не ослепишь брэндами – они будут иметь свои представления о стиле и делиться друг с другом информацией о том, где отыскать или заказать хорошую одежду (не исключая ныне презираемые секонд-хэнды), причем в основном через Сеть;

· они будут управлять своими финансами также через Сеть – поэтому банки вынуждены будут становиться «кибербанками», чтобы выжить;

· они будут все больше и больше выбирать онлайновые развлечения; организовывать свои поездки на отдых они захотят сами, без посредников;

· вряд ли они будут собирать музыкальные коллекции на дисках – им достаточно будет доступа к музыкальным произведениям в Сети;

· они не захотят перемещаться за нужными вещами – наоборот, вещи должны будут перемещаться к ним, и это, скорее всего, приведет к расцвету «логистических сервисов» – почтовых, курьерских и т. п.;

· лежа на диванах или на пляжах, они по-прежнему будут читать обычные книги, но вот новости они захотят получать в электронном и к тому же «кастомизированном» [48] формате – поставщики развлекательных и иных информационных продуктов должны будут озаботиться использованием последних достижений мультимедийных технологий;

· достаточно большая доля их личных расходов будет приходиться на бытовую электронику;

· они будут скептически относиться к крупным корпорациям и настойчиво проводить в жизнь тезис о том, что не деньги и не материальные ценности являются источниками процветания общества, а люди с их знаниями.

Тапскотт вообще говорит о том, что «N-Generation» – это поколение «работников знания» [49].

В 2000 году Тапскотт вместе с Дэвидом Тиколлом (David Ticoll) и Алексом Лоуи (Alex Lowy) выпустил еще одну книгу «Цифровой капитал: как использовать мощь деловых сетей» [50]. В ней они вводят понятие «деловой паутины» [51] – партнерских сетей производителей, поставщиков, инфраструктурных компаний и потребителей, соединенных благодаря цифровым каналам и демонстрирующих совершенно новые формы деловой активности.

Книга «Викиномика: как массовое сотрудничество меняет все вокруг» [52] анализирует новой явление, которое благодаря молодым сотрудникам все больше проникает в различные компании – социальный комьютинг, который обеспечивает эффективную совместную работу, помогает развивать и культивировать инновации. Средствами социального комьютинга являются, например, уже ставшие популярными в России вики [53] и блоги [54], обладающие невероятной коммуникационной мощью. Некоторые компании (например, Geek Squad, дочерняя компания Best Buy, компании Xerox и IBM) уже поняли, что внутренние блоги и вики помогают стимулировать творческое мышление и передачу знаний. Такие проекты, как Linux [55], Wikipedia и другие, демонстрируют, как люди более продуктивно и с меньшими затратами могут самостоятельно организовать собственную работу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория воздействия артефактов как средств коммуникации | Неомарксизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.