Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гибкая аккумуляция




Ярким представителем школы гибкой аккумуляции является Д. Харви – англо-американский географ, один из основателей так называемой «радикальной географии», занимавшийся пространственным анализом. С начала 1970-х годов стал изучать проблемы социальной справедливости. Будучи марксистом, он делает акцент на экономической составляющей неравенства.

С его точки зрения (и здесь он разделяет позицию сторонников школы теории регулирования), особенности постсовременности связаны с изменениями в способе накопления капитала. Проще говоря, именно в гибкости, которая свойственна современному капитализму – в способности работников наемного труда к быстрой адаптации в потоках инноваций, в ускоренном развитии – нужно искать корни культуры постмодернизма. Харви считает, что если в послевоенный период, когда в организации производства преобладал фордизм, и основную массу составляли стандартизированные товары, изготовленные на конвейере, то сегодня на смену фордизму пришел постфордизм, когда предлагаются широкий выбор товаров и огромное разнообразие услуг, а экономическая система сильно отличается от системы прошлого с ее перманентными кризисами. В новой системе мы сталкиваемся с новыми проблемами (внедрение информационных технологий, конкуренция во всемирном масштабе, глобализация) и стараемся найти их решение, «повышая гибкость производственного процесса» и соответственно «гибкость системы потребления». По словам Харви, «на смену относительно устойчивой эстетике фордистского модернизма приходят нестабильность, брожение, мимолетность эстетики постмодернизма, которая высоко ценит оттенки, эфемерность, броскость, моду и товарность всех форм культуры».

В своей работе «Условие постсовременности» (The Condition of Postmodernity: An Enquiry into the Origins of Cultural Change, 1990) Харви вводит понятие «сжатия пространства-времени» (space-time compression), которое представляется ему наиболее важным фактором происходящих культурных изменений. Он иллюстрирует четыре стадии изменений такого рода в человеческой истории:

· 1500 – 1840 гг. – самой высокой скоростью повозки, запряженной лошадьми, или парусного судна могла быть скорость 10 миль в час (примерно 16 км/ч);

· 1850 – 1930 гг. – средняя скорость паровоза была 65 миль в час (около 105 км/ч), парохода – 36 миль в час (около 58 км/ч);

· 1950-е годы – скорость летательного аппарата с пропеллером достигает уже 300 – 400 миль в час (почти 500 – 650 км/ч);

· 1960-е годы – скорость сверхзвукового пассажирского самолета выросла до 500 – 700 миль в час (свыше 800 – 1100 км/ч).

По мнению Харви, увеличение скорости передвижения ведет к изменению у человека ощущения глобального пространства, а это в свою очередь – к соответствующему изменению ощущения времени и реальности как таковой. Он утверждает, что с 1973 г. эти изменения повлекли за собой целый ряд негативных трансформаций: порвалась связь между научными и моральными суждениями; эстетика одержала триумф над этикой в социальном и интеллектуальном контекстах (что вполне может привести к новым формам тоталитаризма); зрительные формы стали вытеснять словесные; вечные истины уступили место эфемерным, а единая политика – отдельным разрозненным подходам; аргументация стала основываться не на политико-экономических соображениях, а на практическом опыте автономных культурных или политических групп.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.