Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение собственно проблем информационного общества




Изучение собственно проблем информационного общества стало для российских исследователей актуальным только с 1990-х годов. Здесь явно просматриваются несколько основных направлений исследований:

· комплексное изучение проблем ИО – А.И. Ракитов, Г.Л. Смолян, Д.С. Черешкин;

· философские аспекты – Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов, Г.Л. Смолян, И.С. Мелюхин, И.Ю. Алексеева;

· информационная политика – Д.С. Черешкин, Ю.А. Нисневич, А.Н. Райков, Ю.Е. Хохлов;

· правовые аспекты – И.Л. Бачило, Б.В. Кристальный, М.В. Якушев;

· социально-экономические аспекты – О.Н. Вершинская, Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова, А.Н. Райков, Ю.Е. Хохлов, Т.В. Ершова, С.Б. Шапошник;

· аспекты информационной безопасности – А.А. Стрельцов, В.Н. Цыгичко.

А.И. Ракитов еще в 1989 году писал [78], что переход к информационному обществу предполагает превращение производства и использования услуг и знаний в важнейший продукт социальной деятельности. Он также отмечал, что удельный вес знаний в экономике будет постоянно возрастать. По его мнению, основными критериями информационного общества могут служить количество и качество имеющейся в обработке информации, а также ее эффективные передача и переработка, дополнительным критерием – доступность информации для каждого человека, которая достигается снижением ее стоимости в результате развития и своевременного внедрения новых ИКТ. В качестве залога успешного функционирования экономики постиндустриального общества он называл развитие ее информационного сектора, который должен выйти на первые позиции по числу занятых в нем трудящихся.

В 1991 г. вышла книга А.И. Ракитова «Философия компьютерной революции» [79]. Ее первый раздел называется «Путь к информационному обществу: проблемы, реальность перспективы». Автор пишет, что информатизация, собственно, и означала путь к информационному обществу как к социально-историческому феномену. Подчеркнем, что на фоне общепринятого тогда догматического марксизма-ленинизма утверждение автора о том, что «технология становится фактором различных общественных модификаций и трансформаций, влияющих на разнообразные общественные структуры и подсистемы общества», дорогого стоило.

А.И. Ракитов, видимо, первым из советских ученых сформулировал следующие признаки информационного общества, которые потом в том или ином виде долго кочевали из издания в издание, из концепции в концепцию:

· любой индивид, группа лиц или предприятие (организация) в любое время могут получить информацию и знания, необходимые им для жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

· имеются все необходимые технологии для решения вышеуказанной задачи;

· имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание национальных информационных ресурсов;

· ускоренная автоматизация и роботизация производства и управления;

· расширение сферы информационной деятельности и информационных услуг.

Автор книги справедливо отмечал, что движение к информационному обществу – процесс, в котором технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а сплавлены, слиты воедино. Эта мысль А.И. Ракитова, впоследствии развитая другими исследователями, очень долго оставалась практически невостребованной нашей властью и большинством специалистов в сферах, прямо влияющих на развитие информационного общества[80].

А.И. Ракитов считал, что именно развитие информационного сектора экономики позволит значительно ускорить интеграцию отдельно взятой страны в глобальное информационное общество. Подыскивая максимально точный русскоязычный эквивалент понятию «knowledge-based society» – «общество, основанное на знаниях», он рассматривает последнее как усиленный вариант понятия «информационное общество», подчеркивая особое значение знаний как наиболее ценной формы информации.

Разнообразные проблемы информационного общества уже почти 35 лет исследуют Д.С. Черешкин и Георгий Львович Смолян [81]. В разработанном ими подходе [82] к основным признакам нового общества относятся:

· формирование единого информационного пространства и углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов;

· становление и в дальнейшем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

· повышение уровня образования за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как основных характеристик услуг труда.

Особое внимание эти исследователи уделяют вопросам информационной безопасности личности, общества и государства в складывающемся обществе и созданию эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации.

Д.С. Черешкин и Г.Л. Смолян указывают пять технологических достижений, имевших огромное общественное и культурное значение и приведших к информационному обществу. Они называют их информационными революциями, о которых речь шла в разделе 1.1.2 настоящего курса.

Д.С. Черешкин и Г.Л. Смолян отмечают, что пятая информационная революция является свидетельством того, что технологические достижения человечества могут использоваться в различных целях. Сами машины, как писал Рэй Брэдбери, – это пустые перчатки, которые надевает человеческая рука.

Работы других упомянутых здесь российских исследователей так или иначе связаны с осмыслением влиятельных концепций, выдвинутых в начальный период формирования идеологии информационного общества. Они в той или иной степени подчеркивают ценность научного, теоретического знания и достоверной информации, прогнозируют возрастание их роли в обществе с развитием компьютерных и телекоммуникационных технологий. Дискуссии о соотношении научного и ненаучного знания, достоверной и недостоверной информации и информации, не допускающей в принципе применения таких оценок, позволили увидеть новые важные аспекты в проблематике информационного общества. В результате таких дискуссий одной из принципиально важных характеристик рубежа 1980/90-х годов стало то, что, начиная с первой половины 1990-х годов, большинство исследователей и специалистов стали акцентировать внимание на роли и значении не столько самой информации в различных сферах жизни, сколько знаний и беспрецедентного ускорения их прироста.

Если в 1970-е годы объем суммарных знаний человечества увеличивался вдвое раз в 10 лет, в 1980-е годы – раз в 5 лет, то к концу 1990-х годов он удваивался практически каждый год. Подобное положение дел породило целый ряд новых определений высокоиндустриального общества, таких, например, как «общество знаний», или «общество, основанное на знаниях». В результате большая часть российских исследователей сегодня связывает становление информационного общества не столько с технологическим развитием и количеством используемой в обществе информации, сколько с ее качеством и новыми характеристиками, происходящими от новых условий ее распространения по компьютерным сетям. Концепция информационного общества превращается в концепцию общества знаний, в которой на первый план выходят ценность информации как экономического и интеллектуального ресурса, который заслоняет значение технологического прогресса, а также «контент-провайдеры» – создатели информационных продуктов.


[1] Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. Пятая информационная революция // Мир связи. Connect. 1997. № 7-8.

[2] Веб (син.: «Сеть», «Всемирная паутина»): Глобальная распределенная гипермедийная информационная система и, вместе с тем, среда функционирования разнообразных распределенных приложений и приложений с распределенным доступом через интернет. Информационное наполнение Веб составляет множество взаимосвязанных веб-сайтов

[3] ICT capabilities in action: What people do / Ed. by E. Mante-Meijer, L. Klamer. (COST Action 269. User Aspects of ICTs. Work Group Report No. 2). Brussels, 2005. 248 p.

[4] Study on the Social Impact of ICT (CPP N°55A – SMART N°2007/0068). Topic Report 3 (D7.2). Report on Findings from Flash EB / Universität Siegen, 2010. 587 p.

[5] Imagining Tomorrow. History, Technology and the American Future / Ed. by J. Corn. Cambridge: The MIT Press, 1986. 256 p.

[6] Вершинская О.Н., Ершова Т. В. Информационное общество в России как проблема социально-политического выбора и общественной инициативы // Мир России: социология, этнология. 2003. Т. XII. № 1. C. 102; Швецов А.Н. «Информационное общество»: Теория и практика становления в мире и в России. М.: КРАСАНД, 2012. C. 36–40; Transforming Enterprise: The Economic and Social Implications of Information Technology / Ed. by Dutton, W.H., Kahin, B., O’Callaghan, R. and Wyckoff, A.W. Cambridge, London: MIT Press, 2005. C. 375–397.

[7] Под социальным капиталом здесь понимаются социальные сети и взаимосвязь между ними в обществе.

[8] По определению М. Кастельса, «это семья, формируемая индивидуумами, утверждающими свою автономию, включая детей, но в то же время нуждающаяся в постоянной координации, мониторинге, поддержке и “резервной системе”» [Castells, 2001, c. 116].

[9] Turkle S. Always-On / Always-On-You: The Tethered Self // Handbook of Mobile Communication Studies / Ed. by J.E. Katz. Cambridge: MIT Press, 2008. P. 122.

[10] Индекс человеческого развития (Human Development Report) ООН – ежегодное исследование и издание о состоянии развития человека на Земле, с межстрановыми сопоставлениями и точными статистическим данными.

[11] The new world information order / International Commission for the Study of Communication Problems. 1978. 24 p.

[12] Communication and Society Today and Tomorrow. Many Voices One World: Towards a new more just and more efficient world information and communication order. London: Kogan Page, New York: Uniput, Paris: Unesco, 1980. 312 p.

[13] World Telecommunication Development Report 1998: Universal Access. [Executive summary]. Geneva: ITU, 1998. 16 p.

[14] Декларация принципов, 2003, п. 10, 17, 61, 64, 66; План действий, 2003, п. 4, 17, 26, 27, 28b, 29а; Тунисское обязательство, 2005, п. 7, 10, 16, 18, 19, 23, 26, 31; Тунисская программа для информационного общества, 2005, п. 4, 7–9, 13, 17, 28, 49, 53b, 87, 113, 114, 119 121.

[15] Семёнова Н.Н. Мировые технологические приоритеты // Наука. Инновации. Образование. Вып. 2. М., 2007.

[16] EPA: Economic Planning Agency. Japan's Information Society: Themes and Visions. 1969.

[17] ISC: Industrial Structure Council. Policy Outlines for Promoting the Informatisation of Japanese Society. 1969.

[18] JACUDI: Japan Computer Usage Development Institute. The Plan for an Information Society. 1971.

[19] Мартин Бангеманн (Martin Bangemann) – немецкий политик, в 1989 – 1995 гг. занимавший должность Комиссара (министра Европейской Комиссии) по делам внутреннего рынка и промышленности.

[20] Europe and the Global Information Society: Bangemann Report Recommendations to the European Council. 1994.

[21] High-Level Group on the Information Society – группа специалистов, в которую входили, главным образом, представители крупного европейского бизнеса – электронной промышленности, информационных и телекоммуникационных технологий.

[22] Англ.: World Summit on the Information Society, WSIS.

[23] Англ.: Preparatory Commitee (PrepCom).

[24] URL: http://www.itu.int/dms_pub/itu–s/md/03/wsis/doc/S03–WSIS–DOC-0004!!MSW–R.doc

[25] URL: http://www.itu.int/dms_pub/itu-s/md/03/wsis/doc/S03-WSIS-DOC-0005!!MSW-R.doc

[26] URL: http://www.itu.int/wsis/docs2/tunis/off/7-ru.doc

[27] URL: http://www.itu.int/wsis/docs2/tunis/off/6rev1-ru.doc

[28] Информатизация – процесс распространения знаний и информации, основанный на использовании ИКТ; процесс широкомасштабного использования ИКТ во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и государства и создания предпосылок перехода к информационному обществу

[29] Post (лат.) – после.

[30] Диверсификация (от ср.-век. лат. diversificatio – «изменение», «разнообразие») – мера разнообразия в совокупности. Чем больше разнообразие, тем больше диверсификация

[31] По данным, приведенным в 2005 г. на сайте http://www.eto.org.uk/eustats/index.htm

[32] Под «созидательной деструкцией» Й. Шумпетер подразумевал способность инноваций разрушать устаревшие технологии и открывать путь более новым и эффективным.

[33] IP-технологии – технологии, основанные на использовании интернет-протокола.

[34] Кремниевая долина (англ. Silicon Valley) – регион в штате Калифорния (США), отличающийся высокой плотностью высокотехнологичных компаний (компьютеры и их составляющие, программное обеспечение, мобильная связь, биотехнологии и т. п.). Возникновение Кремниевой долины связано с присутствием ведущих университетов, крупных городов на расстоянии менее часа езды, источников финансирования новых компаний, а также климатом средиземноморского типа. Название долины происходит от использования кремния как полупроводника при производстве микропроцессоров. Именно с этой индустрии началась история долины как технологического центра. В русскоязычных источниках часто по ошибке употребляется вариант «Силиконовая долина» – ошибка основана на созвучии английских слов silicon (кремний) и silicone (силикон).

[35] Аутентичность (в психологии) – согласованное, целостное, взаимосвязанное проявление основных психологических процессов и механизмов, обусловливающих личностное функционирование.

[36] Кастомизация (от англ. customer – «потребитель») в общеупотребительном смысле – изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя путем ее комплектации дополнительными элементами или принадлежностями.

[37] Пьер Трюдо (Pierre Trudeau, 1919 – 2000) – выдающийся политический деятель, пятнадцатый премьер-министр Канады. Возглавлял правительство Канады с 1968 г. в течение 15 лет.

[38] McLuhan, M. Understanding Media: The Extensions of Man / M. McLuhan. N.Y.: McGraw Hill, 1964.

Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. М.: Канон-Пресс, Кучково поле, 2003.

[39] McLuhan M., Fiore Q. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. N.Y.: Random House, 1967.

[40] McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto: Univ. of Toronto Press, 1962.

Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего / М. Маклюэн. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005.

[41] Детрайбализация общества – 1) естественноисторический процесс сближения этнических общностей, роста взаимопонимания и всестороннего взаимодействия между ними; 2) идеология и политика, направленные на принудительную форсированную унификацию этнического многообразия общества

[42] Tapscott D., Caston A. Paradigm Shift: The New Promise of Information Technology. 1992.

[43] Tapscott, D. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence. N.-Y.: McGraw-Hill, 1997.

[44] Tapscott D. Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation. N.-Y.: McGraw-Hill, 1998.

[45] «N» означает «net» (сеть), которое является в этом контексте сокращенной формой слова «Internet»

[46] Под «включенностью» (от англ. inclusion) понимается стремление «встревать» в самые разнообразные дела, сообщества и т. п. – в противоположность «исключенности» (от англ. exclusion) – самоизоляции, отгораживанию себя от всего и вся

[47] «Подключенные» – обеспечивающие полноценный доступ к глобальной Сети (интернету) и иным принципиально важным источникам информации и средствам коммуникации

[48] «Кастомизированный» (от англ. customized) – приспособленный к потребностям или вкусу конкретного пользователя

[49] «Работник знания» – (от англ. knowledge worker) – в принципе, любой работник, действующий в сетевом, полностью интегрированном мире. Он не просто выполняет повторяющиеся операции, но формулирует и реализует свое понимание стоящей перед ним задачи.

[50] Tapscott D., Ticoll D., Lowy F. Digital Capital: Harnessing the Power of Business Webs. Harvard Business School Press Book, 2000.

[51] B-web (сокр. от англ. business web) – деловая сеть.

[52] Tapscott D., Williams A.D. Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything. Portfolio, 2006.

[53] Вики (Wiki) – веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Известнейший вики-сайт – Википедия.

[54] Блог (англ. blog, сокращенная форма от web log, «сетевой журнал или дневник событий») – веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа.

[55] Linux – ядро операционной системы, разработка которого была начата в 1991 г. финским студентом Линусом Торвальдсом. Сейчас семейство операционных систем на базе ядра Linux – третье по популярности в мире на рынке настольных компьютеров.

[56] Генри Форд (Henry Ford) был зачинателем такого способа производства, который давал возможность массового выпуска товаров по цене, стимулирующей массовое потребление, он же одним из первых стал выплачивать относительно высокую заработную плату, что также способствовало приобретению товаров, и потому его именем обозначается вся система в целом.

[57] Франкфуртская школа – направление в немецкой философии и социологии ХХ века, которое сложилось в 1930 – 40-х гг. вокруг Института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. Одно из центральных понятий философии культуры этой школы – анализ внутренних противоречий Просвещения, отождествляемого с рациональным овладением природой вообще, становится ключом к пониманию культуры и общества нового времени, и в частности «массовой культуры» и «массового общества».

[58] Webster, F. Theories of the Information Society. London: Routledge, 1995.
Уэбстер, Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.

[59] Для представления книги Ф. Уэбстера использована рецензия российского экономиста Ю.В. Латова (http://artpragmatica.ru/km_content/?auid=362).

[60] Сам термин «ноосфера» (древнегреч. noos – человеческий разум) был предложен в 1927 г. французским математиком и философом Эдуардом Ле Руа (Edouard Le Roy)

[61] Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества // Экология и жизнь. 1997. Весна-лето.

[62] К. Саган выдвинул гипотезу, что после возможной крупномасштабной ядерной войны между СССР и США могут образоваться гигантские пожары, дым от которых плотным покрывалом окутает Землю на долгие месяцы, перекрыв дорогу солнечным лучам. Лишенная живительного солнечного тепла, поверхность планеты сильно охладится. Наступят так называемые «ядерная ночь» и «ядерная зима», смертельные для человечества

[63] Синергетика (от греч. syn – «совместный» и ergos – «действие») – междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем).

[64] Моисеев Н. Информационное общество: Возможность и реальность (1993) // Информационное общество: Сб. М.: АСТ, 2004. С. 428–451.

[65] Велихов Е.П. (р. 1935) – российский ученый, физик-теоретик. С 1992 года и по настоящее время – президент Курчатовского института. Академик-секретарь Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН. Вице-президент Академии наук СССР в 1978 – 91 гг. и Российской академии наук в 1991 – 96 гг.

[66] Белоцерковский О.М. (р. 1925) – советский ученый, математик и механик, основоположник нескольких направлений в вычислительной математике, нелинейной механике и математическом моделировании, действительный член Российской Академии наук. В 1962 – 87 гг. – ректор Московского физико-технического института.

[67] Глушков В.М. (1923 – 1982) – выдающийся советский ученый, один из пионеров отечественной кибернетики. Под его руководством в 1966 г. была разработана первая персональная ЭВМ МИР-1 (Машина для Инженерных Расчетов). В 1967 г. в Киеве под руководством академика Глушкова была организована кафедра МФТИ при Институте кибернетики АН УССР, в будущем – Институт кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины. В 1996 году IEEE Computer Society удостоило В.М. Глушкова медали «Пионер компьютерной техники» (Computer Pioneer)

[68] Ершов А.П. (1931 – 1988) – один из зачинателей теоретического и системного программирования, создатель Сибирской школы информатики. Его существенный вклад в становление информатики как новой отрасли науки и нового феномена общественной жизни широко признан в нашей стране и за рубежом. Благодаря уникальным способностям научного предвидения А. П. Ершов одним первых в нашей стране осознал ключевую роль вычислительной техники в прогрессе науки и общества. Его блестящие идеи заложили основу для развития в России таких научных направлений, как параллельное программирование и искусственный интеллект.

[69] Соколов А.В. – заслуженный деятель науки РФ, заслуженный деятель культуры РФ, действительный член Российской академии естественных наук, д. п. н., профессор. Тесно связан с кафедрой информатики Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

[70] Гиляревский Р.С. – известный советский и российский исследователь теоретических основ информатики, аналитико-синтетической обработки источников научно-технической информации, систем классификации и кластеризации.

[71] Самарский А.А. – ученый с мировым именем, основоположник отечественной школы математического моделирования, создатель фундаментальной общей теории разностных схем. В начале 1980-х гг. предложил концепцию математического моделирования как «интеллектуального ядра» всего процесса информатизации. В 1986 г. возглавил Всесоюзный Центр математического моделирования, преобразованный в 1990 г. в первый в стране Институт математического моделирования АН СССР.

[72] Информатизация – процесс распространения знаний и информации, основанный на использовании ИКТ; процесс широкомасштабного использования ИКТ во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и государства и создания предпосылок перехода к информационному обществу.

[73] Ракитов А.И. (р. 1928) – д.ф.н., профессор, заслуженный деятель науки. Почти 40 лет профессионально занимается науковедением, методологией, организацией, стратегическим управлением наукой, социологией и экономикой науки, научным кадрами, а также динамикой структуры и состояния высшего профессионального образования в России, сравнительным анализом науки и образования в России и других странах. В течение 16 лет был директором и научным руководителем Центра информатизации, социально-технологических исследований и науковедческого анализа (Центр «ИСТИНА»). С 1971 года – заведующий отделом, с 1986 г. – главный научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН

[74] Черешкин Д.С. – д.т.н., профессор, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), заведующий лабораторией Института системного анализа РАН (ИСА РАН).

[75] Гвишиани Д.М. – советский философ и социолог, д.ф.н., профессор, специалист в области управления. Академик АН СССР и РАЕН, член Римского клуба. Был одним из организаторов Международного института прикладного системного анализа. Лауреат Государственной премии СССР. С 1977 г. директор, с 1992 г. – почетный директор Института системного анализа (РАН (ранее ВНИИСИ).

[76] Михалевич В.С. (1930 – 1994) – украинский математик и кибернетик, академик АН Украины, академик АН СССР и РАН. Автор трудов по теории оптимальных статистических решений, системному анализу, теоретической и экономической кибернетике. Лауреат Государственной премии СССР.

[77] Семенихин В.С. – советский ученый, академик, заместитель министра радиопромышленности СССР (1971 – 74). В 1963 – 1971, 1976 – 1990 гг. – директор Московского НИИ-101 Госкомитета СССР по радиоэлектронике (головного института в СССР по созданию больших АСУ), названного позже НИИ автоматической аппаратуры и получившего в 1990 г. его имя.

[78] Ракитов А.И. Наш путь к информационному обществу // Теория и практика общественно-научной информации. М.: ИНИОН, 1989.

[79] Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.

[80] Причиной этому было многолетнее доминирование инженерно-технократических взглядов на информационные и управляющие процессы, истоком которых была идеология ОГАС (Общегосударственная автоматизированная система), возникшая в середине 1960-х годов. Не кто иной, как академик Глушков своим авторитетом убеждал в то время, что стоит покрыть страну сетью информационно-вычислительных центров, связанных каналами передачи данных, и проблемы эффективного управления народным хозяйством будут решены

[81] Смолян Г.Л., д.ф.н., академик РАЕН. В 1965 – 90 гг. работал в НИИ автоматической аппаратуры им. академика В.С. Семенихина, с 1990 г. работает в ИСА РАН. Является известным специалистом в области философских проблем кибернетики, ведущим исследователем в области социально-философских и психологических проблем информатизации.

[82] Черешкин Д.С., Смолян Г.Л. Сетевая информационная революция // Информационные ресурсы России. 1997. № 4. С. 15–18.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.263 сек.