КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Директивное планирование
Основные формы макроэкономических планов
Планирование является видом управленческой деятельности, направленной на обоснование мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей, и является функцией собственника или уполномоченного им лица. Необходимость планирования обусловлено потребностями интеграции, углубляющимся разделением труда и не зависит от формы собственности или хозяйствования. Всякий целенаправленный процесс развития производительных сил и производственных отношений требует планирования и предвидения последствий. В условиях рыночной экономики государство вынуждено планировать следующие сферы деятельности: использование природных ресурсов; поступление доходов от имущества юридических и физических лиц; налоговые ставки и поступление налогов в бюджет от производства и оборота товаров; бюджетные расходы на содержание госаппарата; закупки продукции для государственных нужд; финансовую поддержку отраслям, регионам, отдельным категориям граждан, иностранным государствам; привлечение, погашение и обслуживание государственных займов; приобретение, продажу, использование государственного имущества; деятельность госпредприятий и др. Как показывает практика, развитые государства перераспределяют до половины и даже более ВВП. Ясно, что подобное планирование общественного сектора само по себе является макропланированием в урезанном виде. По форме и содержанию различают директивное и индикативное планирование.
Директивное планирование - представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий. Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника – государства. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов. В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим – макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием. Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали. Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в государственном масштабе: Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту. (Если верить оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономику приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год. См. Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics. N.Y., 1987, p. 422). Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения. Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его естественных (присущих человеческой природе) законов. Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |