Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводная часть

Статистика. Обзорная лекция

для студентов III курса всех специальностей
Кафедра Статистики
Автор: проф. Г. П. Кожевникова

Уважаемые студенты!

Вы приступаете к изучению новой учебной дисциплины – статистики, которая занимает важное место в системе высшего экономического образования как базовая дисциплина, формирующая профессиональный уровень современного специалиста в области экономики и финансов.

Сегодня, для того чтобы быть конкурентоспобным на рынке труда, экономисту, финансисту, менеджеру, маркетологу необходимо владеть статистической методологией, т.е. знать основные методы и приемы изучения массовых данных, их сбора, обработки и анализа; понимать, как получены те или иные исходные данные, какова их природа; насколько они полны и достоверны; уметь обобщать их и оформлять в виде таблиц и графиков; уметь использовать различные статистические методы при решении конкретных задач анализа данных в сфере своей профессиональной деятельности.

Методы и приемы, составляющие статистическую методологию, Вам и предстоит освоить при изучении курса статистики.

В ВЗФЭИ учебный процесс по дисциплине «Статистика» включает:

  • лекционный курс,
  • практические знания,
  • выполнение курсовой работы,
  • выполнение компьютерной лабораторной работы.

Наша задача состоит в том, чтобы используя технологию дистанционного обучения в сочетании с традиционной формой обучения (на это хотелось бы обратить особое внимание!), способствовать повышению эффективности изучения статистики.

Данная обзорная (установочная) лекция, подготовленная профессором Кожевниковой Г.П., должна помочь Вам получить в целом представление о дисциплине «Статистика», служить Вам навигатором на всем протяжении изучения курса статистики, помочь наиболее результативно организовать работу по овладению статистическими методами, выполнению курсовой работы и лабораторных заданий. Лекция предназначена как для студентов, обучающихся по системе дистанционного обучения, так и для «обычных» студентов, которые по тем или иным причинам осваивают отдельные (или все) темы курса самостоятельно.

В установочной лекции будут освещены следующие вопросы.

  1. Значение статистки в жизни современного общества.
  2. Цели и задачи изучения статистики в экономическом вузе, ее место в системе подготовки современного экономиста.
  3. Учебно-методические материалы, используемые при изучении статистики.
  4. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов над лекционным материалом, выполнению курсовой работы и лабораторных заданий.
  5. Тематика изучаемых разделов курса статистки и краткие рекомендации к их изучению.

 

1. Значение статистки в жизни современного общества можно емко выразить одной фразой из романа «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова: «Статистика знает все!»

Сегодня трудно найти сферу экономической деятельности и повседневной жизни людей, где бы не применялась статистика. К статистике, её методам и прежде всего обобщающим показателям (таким, как численность населения, национальное богатство, валовой внутренний продукт, уровень жизни и т.д.), обращаются везде и всюду. Без статистики немыслимо подведение итогов деятельности как отдельно взятых хозяйствующих субъектов, так и целых стран и мировой экономики в целом. В равной мере невозможно принятие научно-обоснованных управленческих решений, невозможна оперативная работа в любой области профессиональной деятельности.

Жизнедеятельность общества свидетельствует о всеобщей востребованности статистики не только как обширного и надежного первоисточника данных, но и столь же мощного инструмента познания объективных закономерностей прошлого и грядущего развития окружающего мира. С помощью статистических методов можно обосновать и доказать экономические предположения, проверить теоретические гипотезы, восстановить, пополнить и скорректировать существующие оценки, представить изучаемые явления в полном объеме накопленных знаний.

Нет другой отрасли современных знаний, которая решала бы эти вопросы более квалифицированно, полно и объективно, чем статистика.

Вместе с тем, история статистики свидетельствует о сложном и противоречивом её использовании, о применении статистики как инструмента манипулирования общественным сознанием, искажения явлений окружающего мира, как средства сокрытия правды.

Этим во многом объясняются многочисленные нелестные эпитеты адресованные статистике, скептическое отношение к официальным статистическим данным. Известно, например, изречение английского государственного деятеля и писателя Б. Дизраэли: «Имеются три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика» (Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой.- М.: Финансы и статистика, 1982.-С.15.).

Распространенное представление о возможности доказать любое явление с помощью статистики, конечно, слишком преувеличено, но и не лишено основания, т.к. статистические методы анализа данных, будучи безупречными с научно-методологической точки зрения, имеют каждый строго определенные условия и границы применения. Даже незначительное нарушение этих условий и границ может привести к недостаточно объективной статистической информации и, следовательно, неправомерным заключениям и выводам о состоянии и тенденциях развития изучаемого явления.

Ввиду этого, при изучении статистической методологии от студента требуется не только овладеть принятыми в отечественной и международной практике статистическими методами, но и научиться правильно их применять в анализе и оценках того или иного конкретного социально-экономического явления или процесса.

2. Преподавание статистки в экономическом вузе преследует две основные цели.

Первая – освоение студентами статистической методологии, позволяющей решать конкретные прикладные задачи экономико-статистического анализа в различных сферах экономической деятельности и социальных отношений (в том числе с применением компьютерной техники).

Другая (не менее важная) цель – повышение общего уровня статистической культуры студентов, т.е. повышение уровня аналитического и алгоритмического мышления студентов при проведении экономико-статистического анализа данных, умения самостоятельно изучать научную литературу по проблемам приложения статистических методов в экономике и социальной сфере.

Изучаемая дисциплина состоит из двух разделов - теории статистики и социально-экономической статистики.

Теория статистики - наука, разрабатывающая понятия и категории статистики, методы сбора, обработки, обобщения и анализа данных, характеризующих массовые общественные явления, а также методы анализа взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических процессов.

Предмет изучения социально-экономической статистики - количественная оценка, обобщение и истолкование системы показателей, характеризующих уровни, структуру, динамику и взаимосвязи социально-экономических процессов с целью выявления общих закономерностей развития национальной экономики, ее отдельных звеньев (отраслей, секторов, предприятий), а также социальной сферы.

В ходе изучения статистики ставятся и решаются следующие задачи:

  • овладение комплексом современных методов сбора, обработки, обобщения и анализа статистической информации для оценки состояния и выявления тенденций, закономерностей и особенностей развития экономики и социальной сферы;
  • освоение системы национального счетоводства, как основополагающей базы современной рыночной экономики, а также и других стандартов, принятых в международной практике учета и статистики;
  • овладение современными методиками сопоставления статистических показателей финансово-экономической деятельности;
  • освоение методики проведения статистических расчетов с применением компьютерной техники.

Таким образом, основной принцип, лежащий в основе изучения статистики, состоит, с одной стороны, в повышения уровня фундаментальной статистической подготовки студентов, а с другой – в усилении ее прикладной направленности.

Эффективное изучение дисциплины предполагает знание студентом основ экономической теории, математической статистики, информатики как дисциплин, предшествующих преподаванию статистики.

Знания статистической методологии и практические навыки проведения экономико-статистических расчетов (включая использование компьютерной техники), приобретенные Вами в результате изучения курса, будут полезны Вам в дальнейшей учебе при освоении специальных дисциплин профессиональной подготовки – в курсах экономического и финансового анализа, менеджмента, маркетинга, экономики труда и др., при написании курсовых работ и выполнении выпускных квалификационных работ.

3. Методическое обеспечение дисциплины «Статистика» при обучении студентов по дистанционной форме обучения составляют следующие учебно-методические материалы.

1. Программы курса статистики. Для студентов различных специальностей кафедрой статистики разработаны разные программы, соответствующие действующим Государственным образовательным стандартам:

Специальность Год издания Год издания
Финансы и кредит    
Бухгалтерский учет, анализ и аудит    
Экономика труда    
Маркетинг    
Государственное и муниципальное управление    
Менеджмент организации    

2. Учебное пособие: Гусаров В.М. Статистика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, 2003, 2006.

3. Учебное пособие: Гусаров В.М. Теория статистики.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

4. Практикум по статистике: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Симчеры В.М. – М.: Минстатинформ, 1999.

5. Компьютерная обучающая программа (КОПР) по дисциплине «Статистика».

6. Методические указанияпо выполнению курсовых работ. Для студентов различных специальностей кафедрой разработаны методические указания, соответствующие различным программам курса статистики:

Специальность Год издания Количество тем и вариантов заданий
Менеджмент организации, экономика труда 2002,2003  
Государственное и муниципальное управление    
Финансы и кредит    
Бухгалтерский учет, анализ и аудит    
Маркетинг    

7. Методические рекомендации к выполнению статистических расчетовкурсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ.

Часть 1. Комплексное использование статистических методов при проведении анализа данных.-М.: ВЗФЭИ, 2007 г.

8. Методические указания по выполнению лабораторной работы №1 «Автоматизированный априорный анализ статистической совокупности в среде MS Exсel».- М.: Вузовский учебник, 2005 г.

9. Методические указания по выполнению лабораторной работы №2 ««Автоматизированный корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи статистических данных в среде MS Ex с el».- М.: Вузовский учебник, 2006 г.

Поясним назначение каждого из перечисленных учебно-методических материалов.

[1] – В программе курса статистики изложены цели и задачи дисциплины, указано ее место в учебном процессе, раскрыто содержание дисциплины (включая лекционный курс, практические и лабораторные занятия), тематический план, цели выполнения курсовой работы

Наличие различных программ по статистике для студентов разных специальностей обусловлено существенными различиями в содержании раздела «Социально-экономическая статистика» в Государственных образовательных стандартах по статистике для разных специальностей.

[2,3] – В учебных пособиях изложены основные положения учебного материала по курсу статистики, иллюстрируемые примерами по каждому из разделов и тем курса.

В случае отсутствия в пособиях [2,3] необходимой информации по той или иной теме программы курса, студенту следует обратиться к другим учебникам или учебным пособиям, указанным в списке литературы на сайте кафедры.

[4] – В практикуме представлены задачи по трем основным разделам курса статистики – теории статистики, макроэкономической статистики, статистике предпринимательства.

Отличительной особенностью практикума являются краткие методические указания по расчету показателей и решению типовых задач, а также задачи, предназначенные для самостоятельного решения.

[5] – КОПР призвана оказать Вам максимальную помощь в усвоении курса с тем, чтобы в наибольшей степени восполнить отсутствие у студентов дистанционной формы обучения аудиторных занятий и, как следствие, отсутствие соответствующих контактов с преподавателем. По существу, КОПР – это электронный вариант учебного пособия, который включает необходимый для понимания статистической методологии минимум теоретических положений, определений, поясняющих и иллюстративных примеров.

[6] – Методические указания по выполнению курсовых работ учитывают различия в Государственных образовательных стандартах по статистике, ввиду чего их тематика дифференцировала для разных специальностей. В методических указаниях к КР изложены цели и задачи КР, структура КР, представлен список тем КР, изложена типовая структура расчетной части, даны индивидуальные варианты заданий расчетной части, сформулированы требования к оформлению КР, представлены образцы выполнения и оформления аналитической части, приведен список литературы.

[7] – Методические рекомендации к выполнению статистических расчетов курсовых работ обеспечивают студентов методикой проведения статистического анализа данных в соответствии с заданиями вариантов расчетной части КР, а также предоставляют образец выполнения и оформления этих заданий при подготовке студентом курсовой работы.

[8,9] – Методические указания к выполнению двух частей компьютерной лабораторной работы (нацеленной на освоение студентами компьютерной технологии статистических расчетов) содержат алгоритмы проведения компьютерных расчетов, а также стандартные форматы отчетов по выполненным работам.

Дополнительная учебная литература, перечисленная в учебниках и методических указаниях к КР, имеется в библиотеках территориальных подразделений ВЗФЭИ, к которым прикреплены Представительства дистанционного обучения, либо же она может быть найдена студентом в городских библиотеках.

Кроме перечисленных учебно-методических материалов, студенты дистанционной формы обучения (равно как и традиционной) имеют доступ к материалам, размещенным на сайте кафедры по адресу: http://www.vzfei.ru/rus/platforms/stat.htm

Учебно-методические материалы сайта кафедры включают следующие разделы.

  1. Литература по курсу статистики (обновляется по мере появления новых учебных пособий и практикумов):
    • Для студентов специальностей «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,
    • Для студентов специальностей «Менеджмент организации», «Экономика труда», «Маркетинг», «Государственное и муниципальное управление».
  2. Методическое обеспечение выполнения курсовых работ (обновляются по мере подготовки новых методических материалов):
    • Требования к содержанию и структуре теоретической части.
    • Рекомендации к выполнению расчетной части (электронная версия издания [7]).
    • Разные образцы выполнения и оформления аналитической части.
  3. Методическое обеспечение компьютерной лабораторной работы (обновляется по мере внесения изменений в алгоритмы, включения новых лабораторных заданий):
    • Информация для студентов по организации выполнения лабораторной работы.
    • Файл с макетами результативных таблиц, заполняемых в процессе выполнения лабораторной работы.
    • Файл с алгоритмами компьютерных расчетов.
    • Файл со стандартными форматами отчетов к двум частям лабораторной работы.
  4. Раздаточные материалы по лекционному курсу (обновляется по мере появления новых материалов):
    • Файлы с иллюстративными материалами – таблицами, графиками, формулами и т.д.
    • Лекционный материал, ориентированный на самостоятельное освоение тем и разделов курса.

Обращаясь на форум кафедры, студенты могут задать преподавателям интересующие их вопросы по содержанию курса статистики, его освоению, учебно-методическим материалам, подготовке курсовых работ и выполнению лабораторных работ.

 

4. Для обучающихся по системе дистанционного обучения (равно как и для всех студентов заочной формы обучения) первостепенное значение имеет организация самостоятельной работы. Поэтому выскажем несколько рекомендаций.

Перед изучением каждой темы ознакомьтесь с программой курса [1]. Здесь Вы найдете по каждой теме перечень вопросов, которые Вам предстоит изучить.

Затем перейдите к изучению основного учебного материала по пособиям [2] и [3]. Советуем конспектировать в отдельной тетради основные теоретические положения курса, виды и формы изучаемых показателей, их назначение и формулы расчета. Для статистических терминов желательно составить терминологический словарь, пополняя его по мере изучения новых тем. Формулы целесообразно выписывать в специальную таблицу, пополняя её по мере изучения каждой следующей темы курса.

Регулярное пользование конспектом, в частности, таблицами формул и терминологическим словарем, окажет несомненную помощь в подготовке к экзамену по дисциплине «Статистика».

Лишь после проработки по каждой теме основного учебного материала по учебным пособиям [2,3] или другим учебникам можно перейти к изучению этой темы с помощью КОПР.

Для каждой темы курса в КОПР в краткой форме дается справочный материал по данной теме (или определенным параграфам этой темы) – основные определения, основополагающие положения, формулы показателей, приводятся примеры решения задач с подробным разбором решений. В процессе изучения темы Вы можете также вызвать на экран те фрагменты справочного материала (по данной или предыдущим темам), которые необходимы в данный момент для их повторения или изучения.

После ознакомления с теоретическими положениями учебного материала темы и примерами решения статистических задач Вы должны выполнить упражнения для самоконтроля, чтобы закрепить полученные знания по каждой теме. По завершении решения Вы можете ознакомиться с правильным ответом и сравнить его с тем, который Вы дали.

После изучения шестой темы раздела «Общая теория статистки» Вы можете приступить к выполнению лабораторной работы. Вся необходимая информация для выполнения вашего варианта лабораторной работы имеется в изданиях [7,8], а также на сайте кафедры в соответствующем разделе. По каждой части выполненной лабораторной работы Вы должны подготовить отчет и представить его тьютору для последующей защиты проверенного отчета.

К выполнению курсовой работы рекомендуется приступать после завершения изучения раздела «Общая теория статистики». Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями [6] и включает 3 части – теоретическую, расчетную и аналитическую.

Первая часть работы – теоретическая – предусматривает раскрытие выбранной студентом темы на основе литературных источников в рамках учебной программы.

Вторая часть курсовой работы – расчетная – включает выполнение статистических расчетов по заданному варианту расчетной части КР.

В аналитической части студент проводит небольшое статистическое исследование по теме КР, самостоятельно сформулировав задачу анализа данных. Данные могут быть заимствованы из различных статистических сборников, сайтов сети Internet или по месту работы студента.

При выполнении и оформлении КР Вы должны строго соблюдать требования, изложенные в «Методических указаниях по выполнению КР» [6].

Начинать выполнение КР надо с детального ознакомления с методическими указаниями, где содержится перечень тем теоретической части и варианты заданий расчетной части КР.

Выбор темы осуществляется на основании приведенной в «Методических указаниях» [6] таблицы. Однако Вы можете выбрать не стандартную тему, а тему из кафедрального перечня тем, рекомендованных студентам для свободного выбора, или же предложить свою индивидуальную тему, связанную с вашей профессиональной деятельностью.

Факт выбора студентом темы курсовой работы оформляется его заявлением на имя зав. кафедрой статистики ВЗФЭИ, которое в письменной форме передается тьютору для передачи на кафедру и назначения руководителя-консультанта работы. Руководителем курсовой работы может быть назначен кафедрой статистики тьютор местного Представительства дистанционного обучения, либо преподаватель территориального подразделения (филиала) ВЗФЭИ, к которому прикреплено Представительство дистанционного обучения. Не исключен вариант и направления курсовой работы по электронной почте преподавателю кафедры статистики ВЗФЭИ для проверки курсовой работы.

При выполнении КР по выбранной теме следует руководствоваться учебно-методическими материалами к КР, размещенными на сайте кафедры:

  • требованиями к содержанию о структуре теоретической части,
  • методическими рекомендациями к выполнению статистических расчетов,
  • образцами выполнения и оформления аналитической части.

Курсовая работа оформляется с использованием текстового редактора и других компьютерных средств. Требования к оформлению изложены в «Методических указаниях по выполнению КР» [6].

Как показала практика, выполнение лабораторной работы и подготовка курсовой работы по дисциплине «Статистика» закладывают необходимую основу для применения статистических методов в дальнейшей учебной и профессиональной работе студентов-заочников ВЗФЭИ.

Литература по дисциплине.

Основная:

  1. Статистика: Учебник / Под ред. С.А. Орехова. - М.: Эксмо, 2010.
  2. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов - М.: ЮНИТИ, 2001-2007.

Дополнительная:

  1. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. М.Г. Назарова. - М.: ОМЕГА-Л, 2007.
  2. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник/ Под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина. -М.: Финансы и статистика,2007.
  3. Региональная статистика: Учебник / Под. ред. Е.В. Заровой, Г.И. Чудилина. - М.: Финансы и статистика, 2006.
  4. Социально-экономическая статистика: Учебник/Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.
  5. Социально-экономическая статистика: Практикум: Учебное пособие / Под ред. Салина В.Н., Шпаковской Е.П. – М.: Финансы и статистика, 2006.
  6. Социально-экономическая статистика. Практикум/ Под ред. С.А. Орехова. – М.: ЭКСМО, 2007.
  7. Статистика: Учебник/Под ред. И.И.Елисеевой – М.: ТК Велби, Проспект, 2010.
  8. Теория статистики: Учебник/ Под ред. Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2006.
  9. Финансовая статистка: Учебное пособие / Под ред. Т.В. Тимофеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В 13. Метод абсолютных разностей в индексном анализе | Тема 2. Статистическое наблюдение. Сводка и группировка статистических данных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.