Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Читайте также:
  1. В психологии, в том числе педагогической, к настоящему моменту сложились два методологических подхода к изучению человека: естественнонаучный и гуманитарный (психотехни­ческий).
  2. Вопрос 3. Язык и стиль закона
  3. Вопрос. Характеристика конкретных функций управления в текстильной и легкой промышленности.
  4. Емоційно-імпровізаційний стиль
  5. Индивидуальный стиль оратора
  6. Класифікація текстильних волокон
  7. ЛЕКЦИЯ 10. РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ
  8. ЛЕКЦИЯ 11. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
  9. ЛЕКЦИЯ 7. НАУЧНЫЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
  10. ЛЕКЦИЯ 9. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
  11. Мовний стиль. Стилі української мови в професійному спілкуванні
  12. Мовний стиль. Стилі української мови в професійному спілкуванні

ПРИМЕРЫ ТЕКСТОВ РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ

- Представляешь… Иду я вечером домой и вдруг навстречу большущая собака.

- Да ну!

- Ага. Темно. На улице ни души, а она летит прямо на меня.

- Ну ты, наверное, от страха со всех ног бросилась наутёк.

- Наоборот. Встал и стою как столб. Боюсь пошевелиться.

- А дальше?

- Что дальше? Промчалась она мимо меня, как метеор. Оглядываюсь, а она, оказывается, кошку увидела – и за ней.

- Догнала?

- Да нет. Кошка в подъезд прыгнула, а собаку хозяин отозвал.

 

 

Разговорный стиль широко используется в художественной литературе для образного отображения тех или иных событий, а также для речевой характеристики героев:

… Фёдор вытащил холст на подрамнике, ящик…

Савва Ильич поднял голову:

- Федюшка, ты чего?

- Спи, спи, Ильич.

- Куда там. Сплю, что птичка Божия. А ты-то чего?

- Хочу холст прогрунтовать.

- Время-то, вроде, не рабочее – ночное?

- К утру нужно.

- Безалаберный ты парень, вижу. К утру нужно, а не готов.

Савва Ильич стал подыматься.

- Да спи же!

- Помогу… Безалаберный, огорчаешь меня. Серьёзно к делу не относишься.

(В. Тендряков)

Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи.

Основная функция научного стиля – доказательное изложение научной информации. Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Научная речь – это монологическая речь.

 

1. Лексический уровень:

- узкоспециальная терминология (специальные термины данной науки): процессор, девиантное поведение, лексика, интеграл и др.

- общенаучная лексика (термины, употребляющиеся в разных областях науки: фактор, цель, эксперимент и др.

- абстрактные существительные (не являющиеся терминами): возможность, обстоятельства, интерес и др.

2. Морфологический уровень:

- глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени (отвечают на вопросы: что делаем? Что делаете? Что делает? Что делают?): играете, решаем, использует, объясняют и др.

- глаголы в страдательной форме (с постфиксом -ся): используются, усложняются, рассматриваются и др.

- отглагольные существительные (слова отвечают на вопросы: кто? Что? и образованы от глаголов): расширение, усложнение, описание идр.

- причастия (слова отвечают на вопрос какой? и называют признак предмета по совершаемому действию): находящийся, решаемый, рассмотренный, говорящий и др.

- деепричастия (слова отвечают на вопросы: что делая? Что сделав? и обозначают дополнительное действие): изучая, уменьшая, характеризуя, делая и др.

3. Синтаксический уровень:



- авторское «мы» (личная конструкция: мы + глагол в личной форме, автор (о себе) + глагол в личной форме; безличная конструкция, страдательная конструкция): Далее мы представим классификацию затрат; Автор занимается данной проблемой долгое время (личные формы); На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод (безличная форма); В процессе проведения анализа принимаются следующие допущения (страдательная форма).

- сложные предложения с союзным словом который (в такой конструкции не меньше двух основ (подлежащее + сказуемое): Статьи затрат, которые мы не можем учесть отдельно, будут отражены в статье «прочие затраты» (в данном предложении две основы: статьи будут отражены, мы не можем учесть);

- причастные и деепричастные обороты (причастия и деепричастия с зависимыми словами): затраты, связанные с работой подразделения; уровень можно определить, оценив возможные затраты.

- однородные члены предложения (слова отвечают на один и тот же вопрос и являются одним членом предложения): Интонация перечисления, пояснения и противопоставления оформляет речь в текстовое единство.

- цепочки слов в форме родительного падежа (существительные связаны вопросами родительного падежа: кого? чего?): В данной работе рассматриваются проблемы доказательства (р.п.) вины (р.п.) предполагаемого загрязнителя (р.п.) установления (р.п.) причинной связи (р.п.) между фактором экологического воздействия и ущербом.

- вводные слова и словосочетания (слова, грамматически не связанные с другими членами предложения): во-первых, таким образом, конечно, к счастью, к огорчению и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3981; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.80.236.48
Генерация страницы за: 0.009 сек.