![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние Лиссабонского договора на деятельность Суда Европейского Союза
Лиссабонский договор развивает и продолжает линию на углубление судебной реформы и улучшение порядка судопроизводства. Вводимый в действие учредительный акт и приложенный к нему протокол, содержащий Статут Суда ЕС, уточняет и закрепляет новую структуру судебной системы, призванную содействовать совершенствованию и повышению эффективности судопроизводства. Судебной системе посвящены целый ряд общих и специальных положений. Они содержатся в ст. 251–281 ДФЕС. Их дополняет Протокол, содержащий Статут Суда ЕС. Этот Протокол был принят в 2001 году в качестве приложения к Ниццкому договору. В новый текст внесены в основном редакционные изменения и поправки, связанные с изменениями, вносимыми Договором о реформе в ДЕС и ДФЕС. В отличие от реформы политических институтов, осуществленные Лиссабонским договором 2007 г. преобразования в судебной системе Европейского Союза носят более осторожный и ограниченный характер. Это обусловлено, с одной стороны, здоровым консерватизмом авторов Лиссабонского договора, их нежеланием разрушать сложившийся механизм наднационального правосудия ЕС, который функционирует без серьезных сбоев уже свыше полувека и обеспечил себе высокий авторитет в обществе. С другой стороны, судебная система Союза уже была подвергнута реформе всего несколько лет назад (поправки Ниццкого договора 2001 г. и принятый вместе с ним новый «Статут Суда»). Упомянутая реформа в целом имела позитивный эффект, и ее потенциал еще не до конца исчерпан (в частности, создан только один из специализированных трибуналов ЕС, количество которых, в принципе, не ограничивается). Важнейшие изменения, которые претерпит судебная система Европейского Союза после вступления в силу Лиссабонского договора, заключаются в следующем: 1) В качестве общего наименования европейских органов правосудия введено новое понятие «Суд Европейского Союза». Суд Европейского Союза, как и ранее Суд Европейских сообществ, будет являться одним из институтов данной организации (статья 19 Договора о Европейском Союзе). В то же время, в отличие от наименования других институтов, выражение «Суд Европейского Союза» используется учредительными документами в специфическом смысле, а именно как собирательное понятие. Под «Судом Европейского Союза» понимается вся система наднациональных органов правосудия ЕС. Эта система сохранит трехзвенный характер: Суд, Трибунал и специализированные трибуналы. Термин «Суд», как видно, не является эквивалентным понятию «Суд Европейского Союза». Последнее обозначает всю судебную систему Союза. «Суд», напротив, служит названием только ее высшего звена (бывший Суд Европейских сообществ). Суд все более напоминает верховный или конституционный суд в традициях государственного права. Вторым звеном судебной системы «новою» ЕС выступает Трибунал (бывший Трибунал первой инстанции). Такое изменение названия является совершенно обоснованным, поскольку с появлением после Ниццкого договора специализированных трибуналов в качестве третьего уровня судебной иерархии Трибунал фактически перестал быть судебным органом первой инстанции. Это положение заняли в новой судебной системе специализированные трибуналы. Таким образом, названия элементов судебной системы ЕС наконец-то приведены Лиссабонским договором в соответствие с логикой реально выполняемых ими функций. Третий — нижний — уровень образуют специализированные трибуналы, которые могут учреждаться в неограниченном количестве для рассмотрения определенных категорий правовых споров. На момент подписания Лиссабонского договора 2007 г. функционировал один подобный судебный орган, рассматривающий споры между ЕС и его служащими или другими сотрудниками: Трибунал по делам пуб личной службы Европейского Союза*69. Детальные правила в отношении организации и функционирования судебной системы ЕС изложены в части шестой «Институциональные и финансовые положения» Договора о функционировании Европейского Союза (статьи 251-281) и обновленном Статуте, который отныне будет именоваться «Статут Суда Европейского Союза»1™. 2) По инициативе Польши предусмотрено дальнейшее увеличение числа генеральных адвокатов — особой категории членов Суда (в Трибунале и специализированных трибуналах генеральных адвокатов нет), название и роль которых заимствованы из французской правовой системы. Генеральные адвокаты Суда осуществляют независимое исследование материалов порученных им дел в целях подготовки мотивированных заключений (статья 252 Договора о функционировании ЕС)171. В последние годы число генеральных адвокатов составляло восемь человек, что являлось недостаточным ввиду большого и возрастающего количества поступающих в Суд дел. Совет Европейского Союза по запросу Суда может увеличить указанное количество, однако до сих пор не воспользовался данным полномочием. В этой связи в специальной декларации, приложенной к Заключительному акту Межправительственной конференции по подготовке Лиссабонского договора 2007 г. (Декларация № 38), государства-члены согласились с возможностью увеличения числа генеральных адвокатов Суда до 11. Из этого числа, как и в настоящее время, шесть генеральных адвокатов (ранее — пять) будут постоянно являться гражданами крупнейших государств-членов: Германии, Франции, Италии, Испании, Великобритании и — впервые — Польши. Остальные пять вакантных мест генеральных адвокатов в порядке ротации будут заполняться гражданами другие государств-членов. В отношении членов всех судов Европейского Союза Лиссабонский договор 2007 г. в полной мере сохранил существующие гарантии независимости, порядок назначения (по общему согласию правительств государств-членов, кроме специализированных трибуналов, назначаемых Советом) и срок полномочий (шесть лет). Количество судей также не подвергнуто изменениям: 27 в Суде (по одному от каждого государства-члена), столько же в Трибунале (допускается увеличение квот до 2, 3 и более судей от государства-члена) и 7 в Трибунале по делам публичной службы. 3) В целях более профессионального отбора кандидатов в высшие Указанный комитет будет давать заключения о соответствии кандидатов на должности судей и генеральных адвокатов предъявляемым требованиям перед тем, как правительства государств-член о в осуществят предусмотренные назначения. 4) Наиболее существенный характер носит произведенное Лиссабонским договором 2007 г. предметное расширение юрисдикции судов Союза. В отличие от «старого» ЕС, где его судебные органы были По общему правилу, юрисдикция Суда Европейского Союза будет охватывать все сферы компетенции данной организации — кроме отдельных изъятий, прямо предусмотренных учредительными документами. Наиболее серьезным среди этих изъятий служит невключение в юрисдикцию Суда Европейского Союза вопросов общей внешней политики и политики безопасности (статья 275 Договора о функционировании ЕС). Соответственно, и в дальнейшем Суд Европейского Союза не будет полномочен контролировать правомерность актов Европейского совета и Совета, принимаемых по общеполитическим вопросам международных отношений ЕС (например, правомерность решений о военных операциях и гражданских миссиях Европейского Союза на территории третьих стран, изданных в соответствии со статьей 43 Договора о Европейском Союзе). 5) Важным достижением проекта Европейской конституции Речь идет, во-первых, о предоставлении частным лицам возможности оспаривать регламентарные акты ЕС (четвертый абзац статьи 263 Договора о функционировании ЕС), например регламенты Совета о фиксировании цен на сельскохозяйственную продукцию и о других мерах в сфере общей сельскохозяйственной политики Союза. Во-вторых, несмотря на исключение общей внешней политики и политики безопасности из юрисдикции Суда Европейского Союза, последний все же уполномочен контролировать правомерность решений, которыми вводятся ограничительные меры против физических и юридических лиц (второй абзац статьи 275 Договора о функционировании ЕС). Например, государственные деятели третьих стран, которым запрещен въезд на территорию ЕС, отныне смогут оспаривать подобную меру в Суде Европейского Союза17'. 6) Наконец, следует отметить предоставленные Лиссабонским Кроме единовременной суммы (штрафа) или пени, которую Суд Европейского Союза вправе налагать на государства-члены за неисполнение его решений, после вступления в силу Лиссабонского договора он сможет применять аналогичные меры, если какое-либо государство-член в установленный срок не отчиталось перед Комиссией о мерах по «трансформации» директивы ЕС, то есть о приведении своего национального права в соответствие с основами законодательства Европейского Союза в определенной сфере. Обращает на себя внимание некоторое расхождение между практикой Суда ЕС и постановлениями Лиссабонского договора в части, относящейся к приданию обязательной силы Хартии основных прав. Формально участники Лиссабонского договора признают обязательную силу Хартии основных прав. Исключение составляют лишь Польша и Великобритания, особые позиции которых оговорены непосредственно в документах, приложенных к ДР. Однако никакой специальной процедуры, связанной с рассмотрением жалоб, приносимых на нарушение основных прав, учредительный акт, как, впрочем, и регламент Суда, не предусматривает. Судебная практика последних лет (2006–2008 годов) подтверждает еще некоторые положения, имеющие важное значение для решения проблемы соотношения права ЕС и международного права. Обязательства, принятые государствами-членами ЕС по договорам с третьими странами и противоречащие праву ЕС, не имеют юридической силы на территории ЕС. Ответственность за нарушение договора, заключаемого с третьими государствами и международными организациями, стороной в которых выступает ЕС, автоматически предполагает ответственность ЕС за любые нарушения этого договора, независимо от того, кем именно – государством-членом или институтом – они допущены. Ответственность за нарушение наступает независимо от того, решаются ли в данном договоре вопросы исключительной или смешанной компетенции. Лиссабонский договор в целом подтверждает эти выводы Суда. Вместе с тем согласно общим началам, заложенным в учредительном акте, ни один из договоров, заключаемых ЕС с третьими государствами и международными организациями, не может или не должен влечь за собой приращения компетенции Европейского Союза. Такого рода положение, закрепленное в ДР, напрямую увязывается с приданием Европейскому Союзу международной правосубъектности и ликвидацией системы трех опор, взамен которой создается, во всяком случае, номинально, единое правовое пространство. Следует обратить внимание также на то обстоятельство, что Cтатут Суда ЕС оформлен в качестве Протокола, прилагаемого к учредительным актам. В этом своем качестве он имеет ту же юридическую силу, что и сами учредительные акты. Вместе с тем он содержит весьма существенную оговорку. За исключением постановлений, содержащих изложение общих принципов построения и деятельности судебной системы ЕС, все другие постановления Статута могут пересматриваться на основе общей законодательной процедуры. Суд ЕС остается одним из главных гарантов незыблемости правовой системы ЕС и обязательности для всех субъектов права ЕС ее предписаний. Неисполнение и ненадлежащее или несвоевременное исполнение решений Суда, имеющих обязательную силу, влечет за собой наложение определенных санкций. Их объем и характер определяются самим Судом.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |