Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С о д е р ж а н и е




Авторитарный политический режим

 

Авторитарный (от лат. autorias — власть) режим — государ­ственно-политическое устройство общества, основу которого составляет диктатура одного лица или группы. При этом, одна­ко, государственный контроль не распространяется на внеполитические сферы: экономику, культуру, религию и т.д.

Исторический опыт показывает, что авторитарный режим возникает, как правило, в странах, где происходит смена обще­ственного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией поли­тических сил; в странах, где наблюдаются длительные эконо­мические и политические кризисы, преодоление которых демо­кратическими средствами становится невозможным. Поскольку такие ситуации в развитии мирового сообщества — явление весь­ма частое, то очевидно, что авторитаризм относится к доста­точно распространенным политическим режимам. Много при­меров авторитарного режима знают и история, и современность. В частности, во второй половине XX в. авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки. В СССР после 1953 г. начинается превращение тоталитарного режима в авторитарный.

Чрезвычайные условия, в которых «стартует» авторитарный политический режим, определяют и основную выдвигаемую им цель — навести в стране порядок, обеспечить нормальные усло­вия жизни общества. Данная цель, в свою очередь, определяет средства ее достижения (прежде всего это концентрация политической власти в едином центре принятия решений), а также возможности и состояние всех сфер общественной жизни и всех социальных слоев.

Поскольку конкретные условия возникновения авторитарных режимов различны, постольку каждый из них имеет свои отли­чительные характеристики. В нашу задачу входит, так же как и при изучении демократического и тоталитарного режимов, вы­делить общие черты, присущие всем авторитарным режимам, и специфические особенности, позволяющие говорить о различных типах авторитаризма. Кроме того, необходимо рассмотреть от­личие авторитаризма от тоталитаризма.

К общим чертам авторитарных политических режимов отно­сятся следующие.

1. Отчуждение народа от власти. Ее носителем является либо один человек, либо группа. Это могут быть харизматический лидер, монарх, военная хунта, диктаторы, популистские лидеры. Им принадлежит неограниченная и неконтролируемая обществом власть. Авторитарное общество порождает глубокую пропасть между народом и политической властью. Возведения мостов че­рез эту пропасть избегают и государство, и народ.

2. Отсутствие единой идеологии. Авторитарные лидеры (в от­личие от тоталитарных) не оправдывают свои поступки стрем­лением к высоким целям, например преобразовать мир. Они просто констатируют, что общество находится на самом краю пропасти, и берут на себя задачу спасти его, после чего, по их утверждению, они готовы отдать власть.

3. Опора на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости заставить непокорных повиноваться. Однако данный режим не прибегает к массовым репрессиям, как это происходит при то­талитаризме. Более того, он может пользоваться популярностью у населения, особенно если положительные результаты его ак­тивности вполне очевидны.

4. Монополизация политики. Вся политическая деятельность становится исключительной функцией политической власти. Соответственно запрещены все иные субъекты политики: поли­тическая оппозиция, политические партии и другие обще­ственные организации. В отдельных случаях при авторитаризме допускается ограниченное число профсоюзов и политических партий, но они действуют под строгим контролем власти.

5. Отказ от полного, тотального контроля над обществом. Ав­торитарный режим в своем наиболее развитом виде основан на принципе — «разрешено все, кроме политики». Власть отказы­вается от нереальных претензий на всеобщий контроль и остав­ляет под своим полным контролем лишь несколько зон: собствен­ную безопасность, национальную оборону, общественный поря­док, внешнюю политику. Кроме того, политическая власть ак­тивно вмешивается в организацию социального обеспечения и выработку общей стратегии развития. Экономика, культура, ре­лигия, частная жизнь остаются вне государственного контроля.

6. Формирование правящей элиты не демократическим путем, а посредством назначения сверху. В результате окружение автори­тарного лидера подбирается на основе личных симпатий и преданности вождю, а не в соответствии с деловыми качества­ми и способностями.

Таковы общие черты, присущие всем авторитарным режимам.

Однако эти режимы имеют и специфические черты, в соот­ветствии с которыми проводятся их дифференциация и типология.

Приведем типологию авторитарных режимов, предложенную известным польским политологом Е. Вятром.

1. Военное правление. Власть захватывают военные. Полити­ческая деятельность либо вообще запрещается, либо резко огра­ничивается. Так, с приходом в 1973 г. к власти в Чили военной хунты во главе с Пиночетом все партии были запрещены. При­мером авторитарного режима данного типа, который хотя и до­пускал существование политических партий, но при этом их деятельность ограничивал, является Польшапри маршале Пилсудском.

2. Теократический авторитарный режим. Этоттип означает сосредоточение политической власти в руках фанатичного религиозного клана. Такой режим установился в Иране после революции 1979 г. Правда, по сумме характеристик теократи­ческий режим весьма похож на тоталитарный.

3. Персонифицированный режим, когда власть принадлежит политическому лидеру без сильных институтов власти (кроме полиции). Такие режимы крайне недолговечны, ибо не позволя­ют лидеру находиться у власти достаточно продолжительное время.

4. Монархические авторитарные режимы. Существуют в Иор­дании, Марокко, Саудовской Аравии и др.

5. Неоавторитарные режимы отличаются допущением мас­совых партий (например, в Мексике), существованием оппози­ции, выборов. Однако результаты выборов фальсифицируются.

Изучив три основных вида политических режимов: демо­кратический, тоталитарный и авторитарный, — можно отве­тить достаточно полно на вопрос, чем отличается авторитарный режим от тоталитарного.

Во-первых, одно из различий связано с пониманием цели, которую преследует режим. Тоталитаризм связан, как правило, с утопической идеей. Например, «третий рейх» намеревался суще­ствовать тысячу лет. Советская коммунистическая система пола­гала, что она вечна. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционного переустройства общества. Как уже было отмечено, их цель — выполнить конкретную задачу, а именно вывести страну из тупика. Например, когда в итоге 20-и лет авто­ритарного режима Пиночета страна была выведена из экономи­ческого кризиса, хунта во главе с Пиночетом не препятствовала проведению всеобщих выборов главы государства и парламента.

Во-вторых, если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторитаризм предполагает наличие сфер общественной жизни, свободных от государствен­ного контроля. Принцип тоталитарного общества, как уже было отмечено, — «разрешено то, что приказано властью», а автори­тарного — «разрешено то, что не имеет отношения к политике».

В-третьих, в тоталитарном обществе осуществляется система­тический террор по отношению к противникам, а в авторитар­ном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

В-четвертых, в тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от народа — послушание и скромность. При авторитаризме от власти требуется компетентность, а от обще­ства — послушание и профессионализм.

5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические

 

Изучением тоталитарных и авторитарных политических ре­жимов занимались многие политологи. В более или менее цело­стном виде теория политических режимов сложилась к 50-м годам XX в. Однако многие вопросы и до настоящего времени остаются дискуссионными. Существу ют также проблемы, теоре­тические выводы о развитии которых претерпели существенные изменения. Это касается вопроса о перерастании тоталитарных и авторитарных режимов в демократические. Как уже отмечалось, в 70-х годах Фридрих и Бжезинский сделали вывод, что тотали­тарный режим не способен меняться, что его можно уничто­жить лишь извне. Они доказывали, что все тоталитарные государ­ства обречены на гибель. Например, погиб тоталитарный режим в Германии: развязав вторую мировую войну, он проиграл ее. Однако жизнь показала ошибочность такой точки зрения. Тотали­тарные режимы способны эволюционировать. Так произошло после 1953 г. в бывшем СССР, когда политический режим стал эволюционировать от тоталитаризма к авторитаризму. Рассмот­рим этот вопрос более подробно.

Переход к демократии, как показывает опыт, наиболее веро­ятен в условиях мирных перемен и происходит в трех формах.

Первая форма - реформа сверху. Так случается, когда стоящие у власти решают по своей воле воплотить программу демокра­тических перемен. Например, в Бразилии группа генералов, зах­вативших в 1964 г. власть, спустя некоторое время пошла на со­здание гражданского демократического правительства. Так же было и в Чили. Однако следует отметить, что реформы сверху — нечастое явление.

Вторая форма трансформации тоталитарных и авторитарных режимов связана со стремительным их крушением и отказом от существующих режимов в пользу демократии. В 1982 г. аргентинские генералы захватили Мальвинские (англичане называют их Фол­клендскими) острова. Известно, что через короткое время анг­лийские ВВС полностью разгромили аргентинские силы. Это настолько дискредитировало аргентинских генералов, что они вынуждены были уйти в отставку и передать власть гражданско­му правительству.

Можно привести и другого рода примеры отказа от суще­ствующих тоталитарных и авторитарных режимов в пользу де­мократии. Так было в связи с реформами, начатыми в СССР, Чехословакии, ГДР и других государствах Восточной Европы.

Третья форма трансформации — постепенное проведение ре­форм, основанное на согласовании действий сил, стоящих у вла­сти, и оппозиции. Примером может быть трансформация политического режима в Испании после смерти Франко. Здесь со­вместные усилия правительства и короля Хуана Карлоса поло­жили начало длительному пути прогрессивных преобразований в стране.

Переход от тоталитарных и авторитарных режимов к демо­кратии связан с большими трудностями, прежде всего экономи­ческими. Переход к демократическому режиму существенно облегчается в случаях, когда экономика находится в хорошем состоянии, и затрудняется в условиях ее кризиса. Состояние эко­номики — это первая проблема, с которой сталкиваются стра­ны при переходе к демократии.

Вторая проблема — радикализация оппозиции, что суще­ственно дестабилизирует экономическую и политическую обста­новку. Современная Россия в этом смысле дает показательный пример. Пока не было демократии, оппозиция ставила цели, которые достигались сравнительно легко: право свободно выра­жать свое мнение, освобождение политзаключенных, право сво­бодного передвижения. Однако с началом процесса демокра­тизации радикальная оппозиция выдвигает все более трудно­решаемые и дестабилизирующие ситуацию требования, вплоть до отставки правительства и президента. Такая ситуация чревата прекращением демократических преобразований и возвратом к прошлым временам.

Третья большая проблема на пути к демократии связана с многонациональным характером многих государств. Проблемы демократизации существенно усложняются, в частности движе­ниями за установление суверенных национальных единиц. И вновь примеры такого рода мы найдем в нашей стране.

Четвертая проблема, заключающая в себе опасность для де­мократии, состоит в том, что в каждом государстве есть люди (и немало!), которые, находясь в оппозиции к прошлому (тота­литарному) режиму, вместе с тем не являются сторонниками демократии. Их идеал — авторитаризм.

Таким образом, процесс перехода от тоталитарного и авто­ритарного режимов к демократии сложный, но вполне реаль­ный.


ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДАННОЙ ЛЕКЦИИ

Авторитаризм

Бюрократия

Гласность

демократические движения

демократия

Диктатура

Коммунизм

Культ личности

Национал-социализм

Политическая оппозиция

Политический режим

Тоталитаризм

фашизм

Форма правления

ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Какими чертами характеризуется политический режим?

2. Что вы понимаете под политическим режимом?

3. Из каких предпосылок складывается демократический режим?

4. В чем проявляется сущность тоталитарного режима?

5. Назовите основные черты тоталитарного режима.

6. Какими чертами характеризуется авторитарный режим?

7. Назовите основные пути перехода стран к демократии.

8. Каковы общие черты и отличия авторитаризма и тоталита­ризма?

 

ЛИТЕРАТУРА для более глубокого изучения темы и отдельных ее вопросов

Арон Раймон. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993.

Бглоусов Л., Шумаван А. История фашизма и его преодоления в единой истории Европы XX века // ПОЛИС. 1999. № 4.

Белоусов Л.С. Режим Муссолини и массы. М.: МГУ, 2000.

Бурлацкий Ф.М. Проблемы прав человека в СССР и России. М.:

Научная книга, 1999.

Вводная часть – 5 мин

Учебные вопросы (основная часть):-80 мин

1. Место и роль взвода в наступлении. Боевая задача и боевой порядок. Средства усиления.

2. Порядок и содержание работы командира взвода по организации наступления.

3. Действия взвода при наступлении с выдвижением из глубины, из положения непосредственного соприкосновения с противником, способы выполнения боевой задачи. Управление взводом в ходе наступления.

Заключительная часть – 5 мин.

 

Литература:

1. Боевой Устав Сухопутных войск часть 3 М.: Воениздат.2011

2. Тактика (батальон, рота). Гл. Наступление. М.: Воениздат, С.191-218, 240-262.

3. Тактика (взвод, отделение, танк). Гл. Наступление. М.: Воениздат, С.258-270, 282-314.

4. Тактика (взвод, отделение, танк). Гл. Наступление. М.: Воениздат, 1985 г., С.195-223, 231-237.

 


Учебно-материальное обеспечение:

1. Наглядные пособия: схемы (слайды).

2. Технические средства обучения: мультимедийный проектор – 1 ед.; классная доска; экран; указка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.