КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Насаждения
Способы определения и значение таксационных показателей Главная, преобладающая и коренная породы насаждения. Главной породой в насаждениях признается порода, наиболее отвечающая целям хозяйства при данных природных и экономических условиях. Порода считается преобладающей, если она составляет наибольшую долю в общем запасе яруса (насаждения). Главная порода считается преобладающей, если доля ее запаса в средневозрастных и более старших насаждениях составляет не менее 5/10, а для дуба (Д), бука (Бк), ясеня (Яс), ореха грецкого и маньчжурского не менее 4/10 общего запаса насаждения (яруса). В молодняках преобладающими породами считаются главные породы при доле их участия в составе насаждений во втором классе возраста на 1/10, а первом классе возраста на 2/10 меньше, чем указано выше. К кедровым относятся насаждения с долей участия кедра в составе древостоев 3 ед. и более в молодняках, 4 ед. и более в средневозрастных и более старших насаждениях. В сложных многоярусных древостоях преобладающая порода устанавливается по основному ярусу, представленному наибольшей величиной запаса. В лесных насаждения в пространстве и во времени происходят изменения в составе древостоев. При этом выделяются категории насаждений: коренные, коротко-производные и длительно-производные. Коренная порода – наиболее соответствующая данным климатическим и почвенно-грунтовым условиям, достаточно устойчивая к смене растительности. Подробно данный вопрос освещается в курсе лесоведения. Процессы смены пород отражаются в составляемых лесотаксационных нормативах, учитываются при назначении лесохозяйственных мероприятий при лесоустройстве. Класс возраста насаждений. В целях удобства учета возраста леса установлены классы возраста, продолжительность которых принята: - для хвойных и семенных твердолиственных пород – 20 лет; - для мягколиственных пород и порослевых пород – 10 лет; - для быстрорастущих пород при организации хозяйства в них (Т, Оск, Ив) – 5 лет. Класс возраста обозначается римскими цифрами (I, II и.т.д.). В южных и западных районах страны, в зонах высокой интенсивности лесного хозяйства продолжительность класса возраста для хвойных и твёрдолиственных семенных пород также установлена в 10 лет. В горных лесах Кавказа, Карпат, районах Сибири, Дальнего Востока для древесных пород с высокими возрастами рубок продолжительность класса возраста равна 40 годам. Класс возраста насаждений устанавливается по среднему возрасту (Аср) преобладающей породы. Для целей организации хозяйства на основе классов возраста и установления возраста рубки проводится распределение насаждений по группе возраста (молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые и перестойные). Класс бонитета насаждения характеризует качество условий местопроизрастания леса, степень пригодности почвенно-грунтовых условий для произрастания насаждений данной породы. В то же время для древостоя насаждения класс бонитета служит количественным показателем потенциальной производительности леса. Он обозначается римскими цифрами. Всего принято семь основных классов бонитета: Iа, I, II, III, IV, V, Vа. Было установлено, что лучшим показателем для отражения качества условий местопроизрастания для данной породы может служить средняя высота древостоя (Нср). Энергия накопления запаса происходит пропорционально средней высоте. Независимо от степени сомкнутости полога, при одинаковых возрастах и почвенно-грунтовых условиях средние высоты древостоев одной породы практически одинаковы. В 1911 г. профессор М.М. Орлов разработал методику и составил общебонитировочную шкалу для семенных и порослевых насаждений, а позже им разработана шкала для быстрорастущих пород. Достоинством применения единой общей системы оценки продуктивности леса является исключение субъективного подхода к характеристике природных условий роста леса. Недостатки применения единой бонитетной шкалы следующие: 1) В таблице для семенных насаждений в пределах каждого класса бонитета с 130 лет предусмотрено постоянство средней высоты (Нср), однако для ряда пород (К, С, Л, Е) рост в высоту продолжается до 200 – 300 лет и старше. 2) Бонитетная шкала составлена для насаждений лишь умеренного роста, однако в природе наблюдаются древостои и других линий развития (возрастающая и убывающая энергия роста с возрастом). 3) Существующая бонитетная шкала представляет собой лишь статистическую таблицу распределения насаждений по классам высоты и возраста, но не является таблицей динамики высот древостоев с их возрастом по классам производительности. Не обеспечивает удовлетворительного прогноза роста насаждений в высоту, столь необходимого в целях ведения лесного хозяйства. В совершенствовании методов бонитирования насаждений выявляются следующие направления научных поисков: 1. Уточнение и детализация роста для отдельных пород, районов, условий местопроизрастания, режимов выращивания леса. Однако при этом наряду с преимуществом проявляются и крупные недостатки такого бонитирования – это отсутствие унификации и получения характеристики лесного фонда в однозначных единицах по всей стране. 2. Введение дополнительных шкал бонитирования для древостоев с возрастающей и убывающей энергией роста с возрастом. 3. Построение динамической шкалы класса бонитета по верхней высоте древостоя, среднего возраста, происхождению и породе. 4. Аналитический метод составления системы взаимосвязанных бонитировочных шкал по породам на основе типовых линий роста древостоев в высоту, моделирование этого процесса (В.В. Загреев). С теоретических позиции данный метод наиболее совершенен. При этом считают, что: а) траектория роста древостоев в высоту с возрастом тождественна бонитированию насаждений; б) бонитетные таблицы строятся по породам в зависимости от характера их роста в высоту с возрастом. Это приводит к неодинаковому числу классов бонитета для отдельных пород, т.к. границы почвенно-грунтовых условий их произрастания существенно различны; в) для каждой породы характерны три основных типа роста древостоев по высоте, которые возможно определить в натуре по морфологическим признакам леса; г) рост древостоев в высоту имеет S – образную кривую, зависящую от условий местопроизрастания, породы и происхождения насаждений. Для моделирования этой кривой роста возможен подбор конкретных видов уравнений. Работы в этом направлении не завершены до практической основы в лесном хозяйстве в виде ГОСТ. Поэтому сейчас нет оснований отказаться в лесоустроительных и лесоучётных работах от шкалы классов бонитета Орлова М.М. Класс бонитета является входом во многие лесотаксационные нормативы, служит основой организации и ведения лесного хозяйства в объекте. Тип леса (тип лесорастительных условий) устанавливается в лесоустройстве по схеме типов, разработанной для устраиваемого объекта, на основе специально заложенных пробных площадей, на которых проверяется соответствие основных диагностических признаков леса. Тип леса служит входом в ряд лесотаксационных таблиц (таблиц хода роста, прироста запаса, шкала оценки лесовозобновления и др.), способствует правильному назначению лесохозяйственных мероприятий в процессе лесоустройства.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |