Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические факторы, влияющие на качество работы врача СМП

Примеры наиболее часто встречающихся ситуаций, связанных с НТР смешанного характера

Таблица 3

№ п/п   Виды ресурсных потерь По причине ошибки на этапе
СМП ЛПУ
  Напрасный вызов бригады СМП участковым вра­чом. - +
  Необоснованный вызов СБ (участковым врачом, врачом приемного покоя, СМП). + +
  Перетранспортировка (в т.ч. напрасная) больного из одного ЛПУ в другое. + +
  Повторный вызов СМП. + +
  Поисковый вызов. + -
  Выезд к трупу. + +
  Напрасный или безрезультатный вызов, в т.ч. по указанию руководителя СМП, органа здравоохра­нения, учреждения, др. ведомства. + +

4.3.1. ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК НА СТАНЦИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ *

Врачебные ошибки, их частота, характер, причины, являясь разделом медицинской эрологии, издавна все чаще служат объектом анализа и изу­чения со стороны – экспертов страховых компаний, руководителей здра­воохранения и реже – психологов. (В.А.Фиало, 1991; Е.В.Ершова, 2001; М.Д.Петраш, 2001).

Так, по нашим данным средний процент ошибок составляет: диагности­ческие – 4,0%, лечебных – 10%, тактических – 14%.

При знакомстве с литературой обнаружилось, что наиболее изучены воп­росы происхождения врачебных ошибок в условиях стационара и поликли­ник. На этапе СМП, с ее спецификой работы в условиях 3-х дефицитов: времени, информации и ресурсов, а также стрессового характера работы, сложная природа медицинских ошибок наименее изучена и недостаточно освещена в трудах по ургентной медицине.

Определенный вклад в разработку данной проблемы внесли эрологичес-кие исследования, проводимые на СМП г.Екатеринбурга в течение 12 лет (1991-2003 гг.) В.А.Фиалко: о влиянии различных факторов, в том числе психологических, на происхождение ошибок в лечебно-диагностической деятельности врача СМП, отраженных в классификации автора. Они де­лятся на 2 основные группы:

I гр. Факторы. неизбежно приводящие к возникновению ошибок (12,1%)
(работа не по специальности, профессиональное несоответствие должности,
искаженная информация о болезни со стороны больного, другого врача)

II гр. Факторы, предрасполагающие возникновению ошибок (87,9) (ситуационные, гносеологические, психологические, методологические, этапные, организационно-методические, методологические, этико-деонтологические).

Изучение роли объективных и субъективных причин в происхождении ошибок показало, что на долю субъектвных приходится 13% от общего чис­ла ошибок. Наибольшим провоцирующим влиянием отличаются факторы I группы. В частности, профессиональный фактор, неизбежно (неотвратимо) приводящий к возникновению грубых ошибок у врачей т.н. “нерентабель­ных” для СМП профессий (“узкие” специалисты, патоморфологи, анесте­зиологи, бывшие военные врачи), ранее не работавших на догоспитальном этапе, и (или) неспособных освоить профессию врача СМП.

 

 

________________________

* Опублик.в соавт.с О.В.Агафоновой в ж.»Скорая помощь», № 3, 2002. С.46-47.

Среди факторов II группы, предрасполагающих к возникновению оши­бок, – обращают на себя внимание: 1) чисто психологические (сложный характер врача, профессиональный снобизм); 2) смешанные, профессио­нально-психологические (перемена места, профиля работы, должности)

Среди них важное значение придается характерологическим особеннос­тям личности врача, напрямую связанных с его профессиональной пригодностью для работы в специфических условиях СМП, и предрасположен­ностью к так называемой профессиональной деформации личности врача: “Отравление людьми” по выражению И.Харди и эмоциональному “выго­ранию” личности (по голланд.,1982) или иной форме нарушения эмоцио­нального равновесия.

Так, например, в начале 60-х годов в г.Екатеринбурге был проведен своеобразный эксперимент. В летний период на работу в СМП была на­правлена группа врачей терапевтов и хирургов из стационаров и поли­клиник, ранее не работавших в условиях СМП. Каждый из них допустил ряд грубых тактических и диагностических ошибок превосходивших по частоте и тяжести дефекты постоянно работающих врачей СМП за корот­кий промежуток времени, несмотря на солидный стаж работы, наличие 1 и высшей аттестационной категории и специально проведенный предва­рительно инструктаж по скорой помощи. Таким образом, эксперимент с передислокацией врачей других специальностей на “чужеродную” почву без предварительной психологической подготовки и стажировки окончил­ся неудачно.

В связи с этим мы сосредоточили внимание на изучении психологичес­ких особенностей личности врача СМП.

Была выдвинута рабочая гипотеза: сочетание определенных качеств личности врача может повлиять на принятие им неверного решения и при­вести к возникновению ошибки.

В рамках данной гипотезы были подобраны опросные методики, на­иболее подходящие для психологического исследования личности в усло­виях дефицита времени врача. При этом, внимание исследователя было обращено:

1) На умение слушать.

2) На адекватность самооценки.

3) На стратегию поведение в конфликтных ситуациях.

4) На уровень субъективного контроля.

Исследование проводилось на базе МУ “ССМП” г.Екатеринбурга. Ис­пытуемые – 60 врачей линейных бригад с различным стажем и разного возраста (случайная выборка).

Результаты тестирования сопоставлялись с частотой и степенью тяжес­ти врачебной ошибки методом корреляционного анализа. Использовался многолетний опыт и методические материалы по экспертной оценке ме­дицинских ошибок ССМП г.Екатеринбурга (В.А.Фиалко, А.В.Бушуев, И.Б.Улыбин., 1998).

В результате исследования выявились качества личности врача, влияю­щие на возникновение врачебных ошибок:

1.Низкий уровень аудирования (неумение выслушать и адекватно вос­принять вербальную информацию) – 53% из выборки.

2.Неадекватная оценка себя и своих возможностей (неправильное рас­пределение локуса контроля) – 45% из выборки.

3.Высокая нормативность поведения, отсутствие гибкости в выполнении социальных установок и преодоления психологических барьеров, неумение выбрать индивидуально (по ситуации) для больного тактику оказания экс­тренной медицинской помощи – 75 % из выборки.

4.Склонность к риску, беспечность врача, предпочтение собственных решений установленным на ССМП алгоритмам действий, агрессивность по отношению к окружающим – 60% из выборки.

5.Неадекватный выбор стратегии поведения в разрешении конфликт­ных ситуаций – 58% из выборки.

Сочетание именно этих качеств личности врача способствовало приня­тию неверных медицинских решений и приводило к возникновению врачеб­ных ошибок, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Так же нам удалось разработать, на основе полученных данных, ра­бочую модель психограммы – психологические требования к личности конкретного специалиста, а так же личностные, психофизиологические качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью.

Эти данные позволяют сделать следующие выводы:

1. При приеме на работу на должность врача, фельдшера выездной бри­гады СМП целесообразно проведение комплексной оценки личности ка­честв при помощи специально подобранных методик (тестов) специалистом психологом.

2.Так же важно проведение тренингов в специально оборудованном кабинете по психологии, психологической разгрузки и консультирования, оказания помощи в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем, как в обычных, так и, особенно в кризисных ситуациях.

3.Включение в образовательные программы медицинского персонала СМП вопросов медицинской, социальной психологии и конфликтологии.

Приобретение новых знаний в области психологии в сочетании с глу­бокими медицинскими знаниями открывает дополнительные возможности предупреждения принятия ошибочных диагностических и тактических ре­шений медицинским персоналом СМП.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Напрасная трата (потеря) ресурсов (от фр. – ressoures – средс­тва, запасы) | В происхождении медицинских ошибок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.