КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические факторы, влияющие на качество работы врача СМП
Примеры наиболее часто встречающихся ситуаций, связанных с НТР смешанного характера Таблица 3
4.3.1. ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК НА СТАНЦИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ * Врачебные ошибки, их частота, характер, причины, являясь разделом медицинской эрологии, издавна все чаще служат объектом анализа и изучения со стороны – экспертов страховых компаний, руководителей здравоохранения и реже – психологов. (В.А.Фиало, 1991; Е.В.Ершова, 2001; М.Д.Петраш, 2001). Так, по нашим данным средний процент ошибок составляет: диагностические – 4,0%, лечебных – 10%, тактических – 14%. При знакомстве с литературой обнаружилось, что наиболее изучены вопросы происхождения врачебных ошибок в условиях стационара и поликлиник. На этапе СМП, с ее спецификой работы в условиях 3-х дефицитов: времени, информации и ресурсов, а также стрессового характера работы, сложная природа медицинских ошибок наименее изучена и недостаточно освещена в трудах по ургентной медицине. Определенный вклад в разработку данной проблемы внесли эрологичес-кие исследования, проводимые на СМП г.Екатеринбурга в течение 12 лет (1991-2003 гг.) В.А.Фиалко: о влиянии различных факторов, в том числе психологических, на происхождение ошибок в лечебно-диагностической деятельности врача СМП, отраженных в классификации автора. Они делятся на 2 основные группы: I гр. Факторы. неизбежно приводящие к возникновению ошибок (12,1%) II гр. Факторы, предрасполагающие возникновению ошибок (87,9) (ситуационные, гносеологические, психологические, методологические, этапные, организационно-методические, методологические, этико-деонтологические). Изучение роли объективных и субъективных причин в происхождении ошибок показало, что на долю субъектвных приходится 13% от общего числа ошибок. Наибольшим провоцирующим влиянием отличаются факторы I группы. В частности, профессиональный фактор, неизбежно (неотвратимо) приводящий к возникновению грубых ошибок у врачей т.н. “нерентабельных” для СМП профессий (“узкие” специалисты, патоморфологи, анестезиологи, бывшие военные врачи), ранее не работавших на догоспитальном этапе, и (или) неспособных освоить профессию врача СМП.
________________________ * Опублик.в соавт.с О.В.Агафоновой в ж.»Скорая помощь», № 3, 2002. С.46-47. Среди факторов II группы, предрасполагающих к возникновению ошибок, – обращают на себя внимание: 1) чисто психологические (сложный характер врача, профессиональный снобизм); 2) смешанные, профессионально-психологические (перемена места, профиля работы, должности) Среди них важное значение придается характерологическим особенностям личности врача, напрямую связанных с его профессиональной пригодностью для работы в специфических условиях СМП, и предрасположенностью к так называемой профессиональной деформации личности врача: “Отравление людьми” по выражению И.Харди и эмоциональному “выгоранию” личности (по голланд.,1982) или иной форме нарушения эмоционального равновесия. Так, например, в начале 60-х годов в г.Екатеринбурге был проведен своеобразный эксперимент. В летний период на работу в СМП была направлена группа врачей терапевтов и хирургов из стационаров и поликлиник, ранее не работавших в условиях СМП. Каждый из них допустил ряд грубых тактических и диагностических ошибок превосходивших по частоте и тяжести дефекты постоянно работающих врачей СМП за короткий промежуток времени, несмотря на солидный стаж работы, наличие 1 и высшей аттестационной категории и специально проведенный предварительно инструктаж по скорой помощи. Таким образом, эксперимент с передислокацией врачей других специальностей на “чужеродную” почву без предварительной психологической подготовки и стажировки окончился неудачно. В связи с этим мы сосредоточили внимание на изучении психологических особенностей личности врача СМП. Была выдвинута рабочая гипотеза: сочетание определенных качеств личности врача может повлиять на принятие им неверного решения и привести к возникновению ошибки. В рамках данной гипотезы были подобраны опросные методики, наиболее подходящие для психологического исследования личности в условиях дефицита времени врача. При этом, внимание исследователя было обращено: 1) На умение слушать. 2) На адекватность самооценки. 3) На стратегию поведение в конфликтных ситуациях. 4) На уровень субъективного контроля. Исследование проводилось на базе МУ “ССМП” г.Екатеринбурга. Испытуемые – 60 врачей линейных бригад с различным стажем и разного возраста (случайная выборка). Результаты тестирования сопоставлялись с частотой и степенью тяжести врачебной ошибки методом корреляционного анализа. Использовался многолетний опыт и методические материалы по экспертной оценке медицинских ошибок ССМП г.Екатеринбурга (В.А.Фиалко, А.В.Бушуев, И.Б.Улыбин., 1998). В результате исследования выявились качества личности врача, влияющие на возникновение врачебных ошибок: 1.Низкий уровень аудирования (неумение выслушать и адекватно воспринять вербальную информацию) – 53% из выборки. 2.Неадекватная оценка себя и своих возможностей (неправильное распределение локуса контроля) – 45% из выборки. 3.Высокая нормативность поведения, отсутствие гибкости в выполнении социальных установок и преодоления психологических барьеров, неумение выбрать индивидуально (по ситуации) для больного тактику оказания экстренной медицинской помощи – 75 % из выборки. 4.Склонность к риску, беспечность врача, предпочтение собственных решений установленным на ССМП алгоритмам действий, агрессивность по отношению к окружающим – 60% из выборки. 5.Неадекватный выбор стратегии поведения в разрешении конфликтных ситуаций – 58% из выборки. Сочетание именно этих качеств личности врача способствовало принятию неверных медицинских решений и приводило к возникновению врачебных ошибок, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Так же нам удалось разработать, на основе полученных данных, рабочую модель психограммы – психологические требования к личности конкретного специалиста, а так же личностные, психофизиологические качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью. Эти данные позволяют сделать следующие выводы: 1. При приеме на работу на должность врача, фельдшера выездной бригады СМП целесообразно проведение комплексной оценки личности качеств при помощи специально подобранных методик (тестов) специалистом психологом. 2.Так же важно проведение тренингов в специально оборудованном кабинете по психологии, психологической разгрузки и консультирования, оказания помощи в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем, как в обычных, так и, особенно в кризисных ситуациях. 3.Включение в образовательные программы медицинского персонала СМП вопросов медицинской, социальной психологии и конфликтологии. Приобретение новых знаний в области психологии в сочетании с глубокими медицинскими знаниями открывает дополнительные возможности предупреждения принятия ошибочных диагностических и тактических решений медицинским персоналом СМП.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |