Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные аспекты госрегулирования

Тема 6. Объекты и направления государственного регулирования экономики

План:

 

6.1. Социальные аспекты госрегулирования

6.2. Макроэкономическое регулирование НТП

6.3. Регулирование инвестиций

6.4. Государственное регулирование сбыта

6.5. Регулирование рынка труда

6.6. Экологическое регулирование

6.7. Внешнеэкономическое регулирование

6.8. Социальные аспекты госрегулирования

Социальная политика государства. Социальная политика — политика государства, направленная на улучшение материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения; конституционных прав граждан в области социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры.

В рамках социальной политики предусматривается для экономически активного населения создание условий для развития предприимчивости и деловой инициативы. Для граждан, которые вследствие возраста или по состоянию здоровья вынуждены прекратить трудовую деятельность, предусматривается повышение уровня социальной защищенности, индексация пенсий с учетом роста потребительских цен.

Стратегическими целями социальной политики являются:

1. Достижение улучшения материального положения и условий жизни людей.

2. Обеспечение занятости населения.

3. Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем.

4. Ориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи.

5. Нормализация и улучшение демографической ситуации (снижение смертности, особенно детской и граждан трудоспособного возраста).

6. Улучшение социальной инфраструктуры.

Повышение уровня жизни населения находится в центре социальной политики государства. Показатели жизненного уровня кладутся в основу экономического прогнозирования и планирования развития экономики. В прогнозировании и планировании социального развития выделяют три группы факторов, непосредственным образом влияющих на уровень жизни.

Первая группа охватывает материальные условия поддержания жизнедеятельности населения: питание, одежда, жилье, предметы быта и др. Эта группа факторов является исходной в прогнозировании и планировании социального развития.

Основными проблемами этой группы являются улучшение структуры питания за счет увеличения потребления мяса, молочных продуктов, яиц, фруктов и других качественных продуктов, а также удовлетворение потребности в жилье, товарах длительного пользования и др.

Вторая группа охватывает потребности населения связанные с поддержанием необходимого уровня здоровья, т.е. развитие здравоохранения и медицинского обслуживания, создание условий для активного отдыха, охрану окружающей среды и др.

Третья группа охватывает факторы совершенствования и развития культурной и духовной жизни общества. С ростом благосостояния повышается социальная активность человека, расширяется его культурный уровень, возрастает потребность творчества, самоутверждения, потребность участвовать в политической жизни, в повышении образовательного и культурного уровня и др.

Одним из важнейших направлений социальной политики является обеспечение социальной защищенности населения. Под социальной защищенностью населения подразумевается система экономических отношений, гарантирующая каждому человеку достаточный уровень жизни и обеспечивающая его необходимыми благами при утрате тех или иных способностей. Основными слагаемыми системы социальной защиты являются:

- защита от безработицы;

- обеспечение пособиями нетрудоспособных, инвалидов, обездоленных групп населения и др.;

- гарантия минимальных доходов или пособия, обеспечивающих нормальный уровень жизни;

- минимальное обеспечение жильем, услугами культуры и здравоохранения, возможностями отдыха, получения образования и других услуг.

Основную работу по социальной защите населения выполняют следующие органы:

- государственные органы социальной защиты населения;

- специализированные общественные и профессиональные организации;

- негосударственные коммерческие и предпринимательские структуры;

- фонды благотворительности и милосердия;

- религиозные организации;

- профессиональные организации юристов, социальных работников и д.р.;

- политические партии и общественные движения.

Показатели уровня жизни населения. Уровень жизни — совокупность условий жизни населения, соответствующий достигнутому уровню ее экономического развития.

Степень удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей населения зависит от количества и качества производимых и потребляемых населением жизненных благ и услуг. Для измерения уровня жизни применяется совокупность качественных и количественных показателей. Экономические реформы в России вызвали необходимость изменения модели государственной социальной политики. Возникла потребность в формировании системы социальных показателей, которая позволяла бы в условиях переходного периода проводить анализ благосостояния и реального уровня жизни различных групп населения и всего населения в целом, оценивать социально- экономическое положение отдельных субъектов Федерации.

Важнейшими обобщающими показателями уровня жизни являются доходы населения. Их величина определяется размерами национального дохода и пропорций его деления на необходимый и прибавочный продукт. Доходы населения подразделяются на совокупные, денежные, номинальные и реальные.

Совокупные доходы – общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых населению за счет социальных фондов.

Денежные доходы – номинальная заработная плата, т.е. сумма денежных средств начисленная работникам и являющаяся вознаграждением за выполненную работу (в международной статистике труда это соответствует понятию заработка или вознаграждения – брутто).

Сумма денежных средств начисленная работникам за вычетом налогов и обязательных платежей составляет номинальные доходы населения.

Реальные доходы – доходы, характеризующие количество потребительских товаров и платных услуг, которые могут приобретены на них населением в целях удовлетворения своих личных потребностей в потреблении и накоплении.

При прогнозировании и планировании уровня жизни населения большую роль играют социальные нормативы и среди них – минимальный потребительский бюджет и рациональный потребительский бюджет.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) - стоимостная оценка натурального набора потребительской корзины а также расходы на налоги и другие обязательные платежи. С помощью МПБ определяется минимальная необходимая граница доходов семьи, обеспечивающая ей при данном уровне экономического развития социально приемлемое удовлетворение материальных и культурных потребностей. МПБ должен обеспечить на минимально необходимом уровне удовлетворение потребностей, привычных для подавляющей части населения, и учитывать особенности потребления в семьях разного размера и состава. МПБ используется для регулирования процесса улучшения благосостояния населения, нуждающегося в поддержке государства.

Прожиточный минимум – это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне (потребительская корзина), обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. В его состав входит примерно 250 наименований товаров и услуг, они объединены в три укрупненные потребительские корзины: по продуктам питания, непродовольственным товарам и услугам. Прожиточный минимум предназначается для оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий и других социальных выплат. Кроме того, прожиточный минимум должен использоваться при формировании федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально- демографическим группам населения определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата РФ об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Потребительская корзина – расчетный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Этот набор используется для расчета минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчетных и реальных уровней потребления.

Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально- демографическим группам ежеквартально публикуются в официальных изданиях Правительства и субъектов РФ.

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты населения страны.

Минимальный размер оплаты труда и пенсии по старости в РФ должны поэтапно повышаться до величины прожиточного минимума. Соотношение между минимальным размером оплаты труда, пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Те категории населения, среднегодовой доход которых ниже величины прожиточного минимума, считаются малоимущими и имеют право на получение государственной социальной помощи.

При разработке социальных программ на долгосрочную перспективу используется рациональный потребительский бюджет (РПБ). Под рациональным потребительским бюджетом понимается типовой семейный потребительский бюджет с рационально построенной структурой расходов. Основная цель РПБ — создать эталон, сопоставление с которым текущих доходов позволяет разрабатывать мероприятия, обеспечивающие более полное и всестороннее удовлетворение потребностей населения. Существует множественность схем РПБ, учитывающих уровень потребления в зависимости от величины среднедушевых доходов, региона проживания, национальных традиций, состава семьи и т.д.

Кроме, рассмотренных выше показателей, при прогнозировании и планировании социального развития также используются следующие показатели:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Финансирование целевых программ | Население
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.