Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие политической системы общества, ее структура и функции




Теория разделения властей и ее значение в построении демократического правового государства.

 

Т.р.в. (или принцип разделения властей в конституционном праве) - основной принцип организации деятельности современного демократического государства, который положен в основу механизма государства.

Основоположники: английский философ-материалист Дж. Локк и французский философ и правовед Ш.-Л. Монтескье. Формирование теории имело место с начала XVI и до XIX вв.

Теория появляется на той ступени развития общества, когда созревают необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни, когда в обществе возникает потребность в механизации обеспечения прав и свобод и ограничении от возможной узурпации власти.

Локк считал, что такой институт, как государство (носитель публичной власти) способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в политической жизни, добиться главной цели - защита собственности гражданина. Для этой задачи государство должно быть организованно так: составные части должны уравновешивать друг друга, сдерживать от чрезмерных властных притязаний того или иного органа. При этом полномочия принимать законы находилось в руках парламента, полномочие исполнять законы - в руках монарха и правительства, судебная власть же не выделялась.

Монтескье имел аналогичные идеи, но он выделял 3 власти: законодательную (государство издавало, отменяло, исправляло законы), исполнительную, ведающую вопросами международного права (объявление войны, заключение мира, принятие послов, обеспечение безопасности), исполнительную, ведающую вопросами права граждан (карает преступления, разрешает столкновение частных лиц ≈ судебная власть).

Анализ основных положений теории с точки зрения применения в современной действительности отмечает, что в реальной жизни данная теория носит противоречивый характер. Существуют различные обстоятельства (национальная специфика), влияющие на практику применения теории, а также разночтения в соотношении ветвей власти. В идеале должна присутствовать эффективная система органов власти, находящихся в балансе, индивид в обществе не должен подавляться, зис власти должны быть тесно связаны, но в то же время самостоятельны, и действовать на правовой основе.


 

Политическая система общества - универсальная управленческая система государственно-организованного общества, составные части которой связаны политическими отношениями.

Структура

1. Институциональная подсистема

Состав:

- Собственно-политические организации (государство, партии, общественные организации) - свойственна непосредственная связь с политикой.

- Несобственно-политические организации (профсоюзы) - для реализации экономических, социальных целей, участвуют в принятии политических решений

- Некоторые выделяют организации, имеющие в своем содержании небольшой политический аспект, возникшие на основе индивидуальных интересах общества, но они скорее объект политического воздействия, чем субъект.

Центральное место занимает государство, т.к. оно имеет самую широкую социальную базу, выражает интересы всего населения, является единственной политической организацией, обладающей аппаратом управления и принуждения, распространяющего свою власть на всех членов общества, располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, является единственным аппаратом, устанавливающим правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, в том числе регулирующие деятельность других политических организаций, располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики, выполняет интегрирующую роль в рамках политической системы.

СМИ - 4 власть - тоже занимает важное место, т.к. формирует мировоззрение, политические взгляды, установки, ценности, влияет на политические проессы.

2. Нормативная подсистема

Состав:

- Правовые нормы и принципы, имеющие политическое содержание

- Корпоративные нормы (политических партий)

- Политические обычаи и традиции

- Правила политической этики

Через нормативную подсистему политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов и поведение граждан

3. Функциональная подсистема - метод политической деятельности, способ осуществления власти. Связана с политическим режимом, образует основы политического режима, деятельность которого направлена на осуществление функционирования, преобразование и защиту механизма осуществления власти в обществе.

Состав: способы и средства воздействия на политическую жизнь общества

4. Коммуникативная подсистема - предполагает отношения как внутри системы, так и во вне. Включает все формы взаимодействия как внутри, так и с другими системами. Выделяют 2 вида: формальные отношения (закреплены в н.п.), неформальные (между госаппаратом и представителями бизнеса.)

5. Культурно-идеологическая подсистема - система ценностей, совокупность устойчивых представлений в обществе о политике, способах ее осуществления и т.д.

 

Функции

1. политическая социализация - процесс приобретения политических знаний, усвоения политических ценностей.

2. социальная адаптация - осуществляется с помощью подготовки политической элиты, способной находить оптимальные пути развития общества.

3. реагирование

4. мобилизационная (аккумуляция ресурсов)

5. распределение ресурсов

6. управление - введение норм, правил, на основе которых воздействуют индивиды, контроль за выполнением и т.д.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.