Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 17




1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 сентября 2010 года* прием на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) федеральными государственными требованиями в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения.

2. Прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 31 августа 2010 года*.

3. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2010 года* в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.

* - Изменения, внесенные Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ.

Статья 8. Понятие системы образования (Закон РФ. «Об образовании» (в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года N 12-ФЗ)

«Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов [5] различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций».

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

Структура реального управления системой образования представлена в Разделе III. Закона РФ «Об образовании».

Цель функционирования и развития образовательной системы, являющуюся большой подсистемой социальной системы государства, формируется за пределами подсистемы, определяется потребностью общества, государства в целом. Такая целевая установка должна носить законодательный характер, что и было реализовано Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. вместе с Постановлением Верховного Совета РФ о порядке введения в действие Закона РФ «Об образовании». В Законе дано определение понятия «Образование» и зафиксирована его направленность.

«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации».

В Законе нет статьи или отдельного пункта, непосредственно определяющего цели образования иначе, чем зафиксировано в выше приведенной ссылке, но как бы в продолжении прежнего подхода, представленного в типовых учебных планах Советского периода, Статья 14. Общие требования к содержанию образования фиксирует:

«1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».

Существенно, что пункт 5 этой статьи гласит:

«5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ». Если учесть, что понятие «образовательная программа» определяется в Статье 9. как «1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности», то процесс разрушения единства образовательного пространства государства можно избежать только введением единого образовательного стандарта, что и делается законодателем в Статье 7. Государственные образовательные стандарты

«1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

3. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом.

5. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.

6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования».

В таком виде ГОСы просуществовали до 2007 г., когда Законом РФ от 1 декабря 2007 года N 309-Ф3 в них были внесены изменения, частично обсужденные ранее, но принципиально ориентирующие их на компетентностный подход.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Их предназначение. Компетентностный подход к их проектированию и реализации. Обучение, воспитание и развитие. Описание конечных целей обучения. Системно-образующая роль конечных целей обучения. Иерархия конечных целей уровней образования. Цели и содержание образования.

Государственные образовательные стандарты в Статье 7 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г.

«1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательномпорядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

 

ФЗ № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» 01 декабря 2007 г.

Статью 5 изложить в следующей редакции:

"Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования 1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения:

1) единства образовательного пространства Российской Федерации;

2) качества высшего профессионального образования;

3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;

4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

3. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».

Основной особенностью образовательных стандартов нового поколения является компетентностный подход к их проектированию и реализации. Отсутствие общепринятого определения компетентности, выходящей за пределы типичных словарей, [6]обязывает авторов, стремящихся к однозначности, предложить рабочее определение профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность выпускника это: целостная, системная совокупность свойств выпускника вуза, позволяющая ему целенаправленно, успешно и достаточно эффективно выполнять типовую деятельность (в пределах освоенной образовательной программы) и разрешать проблемные ситуации, возникающие в реальной профессиональной деятельности. При таком подходе компетенции представляют собой взаимосвязанную совокупность частных, профессионально ориентированных свойств, взаимосодействующих успешному достижению предвосхищаемого результата совокупности конкретных, профессиональных действий[7]. (Подробнее см. Приложение 1)

В материалах симпозиума «Ключевые компетенции для Европы», проведенного Советом Европы в Берне в 1996 году, дано следующее определение понятию «ключевая компетенция» - ключевая компетенция – это определяющая компетенция, соответствующая наиболее широкому спектру специфики, т.е. наиболее универсальная по своему характеру и степени применимости.

Совет Европы определил пять ключевых компетенций, которым он придает особое значение - это:

1 Политические и социальные компетенции, такие, как способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов.

2 Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма и ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими, как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.

3 Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества. К этой группе общения относится владение несколькими языками, понимающее все возрастающее значение.

4 Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.

5 Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Очевидно, что приведенные выше ключевые компетенции носят общечеловеческий, универсальный характер (далее – универсальные компетенции). Они совсем не дифференцированы по профессиональным признакам.

Теперь следует отметить, что более простое продолжение компетентностного подхода в сфере профессионального образования, поскольку термин «профессия» существенно сужает совокупность наиболее значимых свойств, определяющих успешную деятельность человека профессионала.

Тогда договоримся, что профессиональная компетентность - это целостная системная совокупность свойств (компетенций) человека, специалиста, профессионала, в частности, выпускника вуза позволяющая ему(в пределах освоенной образовательной программы):

Ø целенаправленно, успешно и достаточно эффективно выполнять типовую профессиональную деятельность;

Ø адаптироваться к меняющимся условиям;

Ø разрешать проблемные ситуации, возникающие в реальной профессиональной деятельности;

Ø успешно заниматься саморазвитием, самосовершенствованием;

Ø эффективно взаимодействовать с профессиональной группой, коллективом, следуя приверженности профессиональным идеалам, профессиональной этике, проявляя разумную, взвешенную [8] чувствительность к мнению профессионального сообщества, которое и определяет степень компетентности конкретного своего члена.

Легко видеть, что представленные описания конечных целей подготовки выпускника системы высшего профессионального образования (компетентностной модели выпускника) – являются очень обобщенными, их можно с равным успехом отнести и к физикам и к «лирикам», к философам и инженерам, но еще более обобщенными представляются, выписанные выше ключевые компетенции Совета Европы. В дальнейшем мы будем разделять универсальные компетенции от профессиональных, хотя они пересекаются между собой. Легко заметить, что профессиональные компетенции ориентированы на профессиональное образование и их перенос на общее образование проблематичен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.