Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортная инфраструктура

 

Республика Беларусь имеет развитую транспортную систему, что в целом способствует эффективному развитию туристских перевозок. По густоте и качеству автомобильных и железных дорог Беларусь является лидером среди государств СНГ, однако существенно уступает ведущим странам Европейского Союза.

Автомобильный транспорт играет исключительно важную роль в обслуживании внутренних туристско-экскурсионных потоков, организации выездных экскурсионных маршрутов и доставке туристов к местам отдыха на зарубежных курортах. Автомобильный транспорт отличается высокой мобильностью, наибольшей информативностью впечатлений туристов, а современные технические решения позволяют обеспечить комфорт пассажиров автобусов туристского класса.

Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в Республике Беларусь составляет 85,7 тыс. км (2000 г. – 74,4 тыс.), в том числе 74,3 тыс. км автодорог с твердым покрытием (2000 г. – 66,2 тыс.). Довольно существенный прирост протяженности автодорог свидетельствует о динамичном развитии дорожного строительства.

Средний показатель густоты автомобильных дорог с твердым покрытием в Беларуси в 2008 г. составил 357,7 км на 1 тыс. км2 (2000 г. – 319,1 км на 1 тыс. км2). Среди регионов Беларуси наиболее высокие показатели густоты автодорожной сети с твердым покрытием имеют Гродненская (467,3) и Минская (430,3) области, средним уровнем характеризуются Витебская (361,3), Могилевская (335,7) и Брестская (315,9) области при значительном отставании Гомельского региона (263,7).

Наибольшей привлекательностью для организации туристско-экскурсионных маршрутов обладают автодороги с высокими характеристиками экскурсионной аттрактивности, вдоль которых в пределах получасовой транспортной доступности сконцентрировано большое количество ценных объектов природного и историко-культурного наследия:

· Гродно – Слоним – Кобрин;

· Брест – Минск – Орша;

· Витебск – Полоцк – Верхнедвинск;

· Минск – Лида – Гродно;

· Брест – Кобрин – Пинск – Туров;

· Минск – Молодечно – Ошмяны [28].

Наиболее высокий уровень инфраструктурного обустройства имеет главная транзитная автомагистраль Республики Беларусь М1/Е30 Брест – Минск – Москва. Однако и она, как и остальные белорусские автодороги, нуждается в дальнейшем повышении параметров качества и безопасности дорожного движения, совершенствовании системы придорожного сервиса.

Важной проблемой остается недостаточно высокий уровень развития системы придорожного сервиса. В настоящее время в Беларуси функционирует около 1 тыс. объектов придорожного сервиса, но уровень инфраструктурной обустроенности основных туристско-экскурсионных трасс нельзя признать приемлемым (табл. 3).

Таблица 3

Количество и региональная структура объектов придорожного сервиса в Республике Беларусь, на 01.01.2009 г.

Область автозаправочные станции магазины объекты общественного питания общее количество объектов
Брестская        
Витебская        
Гомельская        
Гродненская        
Минская        
Могилевская        
Всего        

Составлено по данным Национального статистического комитета РБ.

 

Международный опыт свидетельствует о том, что сфера придорожного сервиса наиболее активно развивается на транзитных трассах, где достигнута интенсивность движения свыше 8 тыс. автомобилей в сутки. В настоящее время только на главной автомагистрали Республики Беларусь М1/Е30 Брест – Минск – граница Российской Федерации интенсивность движения достигла 6 тыс. автомобилей в сутки, а на других транзитных трассах этот показатель составляет до 3 тыс. автомобилей.

Требует решения проблема старения парка автобусов, используемых при организации внутренних и международных перевозок белорусских туристов. Около 90 % автобусов, используемых при международных туристских перевозках, имеют возраст старше 10 лет. Использование устаревшей автобусной техники создает угрозу безопасности туристов, а также не позволяет обеспечить достойный уровень комфорта, приводит к поломкам, потерям времени и т. п.

В Республике Беларусь налажено производство автобусов туристского класса на предприятии «МАЗ», однако новые автобусы белорусского производства не доступны по цене для большинства туристских предприятий, а система их лизинга на приемлемых для турфирм условиях до настоящего времени отсутствует. Кроме того, не решены некоторые вопросы технического обслуживания и текущего ремонта белорусских автобусов на международных маршрутах за пределами Республики Беларусь.

В целях защиты интересов отечественного производителя автобусов туристского класса в Беларуси установлены высокие таможенные пошлины на ввоз новых и бывших в употреблении импортных автобусов для туристских перевозок, что, безусловно, ограничивает возможности обновления автобусного парка туристских предприятий и транспортных компаний. В сложившихся условиях многие туроператоры выездного туризма при организации зарубежных автобусных маршрутов предпочитают пользоваться услугами иностранных перевозчиков, тем самым вынужденно поддерживая развитие частных предпринимателей из Польши и Литвы.

Следует отметить, что указанная проблема находится в поле внимания органов государственного управления. Указом Президента РБ № 371 от 02.06.2006 г. было предоставлено право беспошлинного ввоза новых автобусов для туристских перевозок стандарта Евро-3, но, в силу установленных ограничений временного периода (до 01.01.2007 г., то есть, менее чем на полгода) и технического, а значит и ценового, диапазона ввоза автобусов без оплаты таможенных пошлин, указанная мера была использована белорусскими туроператорами в незначительной степени.

При планировании развития туризма следует учитывать уровень автомобилизации населения Беларуси, который существенно возрос за последние годы. Расширение парка личных легковых автомобилей создает предпосылки развития и необходимость территориального планирования массового пригородного отдыха и автомобильных маршрутов выходного дня. Кроме того, автомобили являются средством доставки туристов к начальным точкам зеленых маршрутов (Greenways), на которых, наряду с пешеходными отрезками, используются немоторизованные средства передвижения (велосипеды, байдарки и др.).

Железнодорожный транспорт Беларуси активно задействован в организации внутренних и международных пассажирских перевозок, но необходимы дополнительные меры по его более эффективному использованию в развитии туристской индустрии. Протяженность железнодорожных путей общего пользования в Республике Беларусь составляет 5,5 тыс. км, густота сети железных дорог – 26,5 км на 1 тыс. км2. Электрифицировано около 16 % протяженности железных дорог.

В настоящее время значение железнодорожного транспорта во внутреннем туризме выражается в основном в обеспечении массовых пригородных перевозок пассажиров, часть из которых составляют отдыхающие в пригородных зонах отдыха Минска и других городов. Кроме того, туристы, самостоятельно планирующие свои путешествия по Беларуси, используют поезда как средство доставки к историческим городам или районам туристских походов. Организованный железнодорожный внутренний туризм представлен единичными предложениями компании «Дортур», периодически организующей специализированные железнодорожные экскурсионные туры в Полоцк, Брест и др.

Роль железнодорожного транспорта в развитии выездного международного туризма в основном выражается в обеспечении перевозок массовых летних рекреационных потоков в Украину (Крым, Одесская область), Болгарию и, в меньшей степени – перевозок экскурсионных групп в Санкт-Петербург, Москву и Киев. К сожалению, в настоящее время недостаточно используются возможности взаимовыгодного сотрудничества Белорусской железной дороги с туроператорами в сфере организации специальных туристских поездов с льготными групповыми тарифами по направлениям массового туристско-экскурсионного спроса.

Водный транспорт в настоящее время занимает незначительное место в структуре туристских перевозок в Беларуси, однако, с учетом густой сети рек и озер, водный туризм может стать одним из важных направлений развития внутреннего туризма. Общая протяженность судоходных участков белорусских рек составляет 2,9 тыс. км. В 2008 г. водным транспортом было перевезено 220,1 тыс. пассажиров (1990 г. – 912 тыс.), в том числе 172,7 тыс. было перевезено на туристско-экскурсионных линиях водного транспорта.

Водный транспорт в настоящее время используется в Беларуси лишь в форме теплоходных экскурсий и прогулок. Средняя протяженность водных перевозок на туристско-экскурсионных линиях в расчете на одного пассажира составляет лишь около 14 км. Организованные маршрутные путешествия практически отсутствуют, несмотря на интерес белорусских и иностранных туристов к маршрутным водным путешествиям по крупным рекам с живописными прибрежными ландшафтами (Припять, Днепр, Западная Двина, Березина) и богатым историко-культурным наследием (древние города, фрагменты средневекового торгового пути «из варяг в греки» и др.).

В настоящее время для проведения водных экскурсий используется более 10 теплоходов в Гомеле, Пинске, Гродно, Мозыре, Бресте и др. Новый теплоход «Полонез» вместимостью до 50 пассажиров, изготовленный на Пинском судостроительно-судоремонтном заводе, будет использоваться для организации водных экскурсий на Выгонощанском озере. Речные теплоходные экскурсии по Припяти регулярно проводятся для посетителей национального парка «Припятский». Для организации речных прогулок по Припяти планируется строительство плавучей гостиницы, лодочных станций, причалов для экскурсионных теплоходов и лодок. Представляет особый интерес возможность организации теплоходных туристско-экскурсионных маршрутов природоведческой направленности из Пинска в Туров по территории заказника «Средняя Припять».

Привлекательными объектами водного туризма являются старинные каналы, среди которых наиболее подготовлены к организации теплоходных путешествий Августовский и Днепровско-Бугский (Королевский) каналы. Днепровско-Бугский канал в настоящее время регулярно используется для грузовых перевозок, но практически не используется в целях водного туризма.

По белорусской части Августовского канала в настоящее время организуются экскурсии на новом теплоходе «Неман» вместимостью до 50 пассажиров, изготовленном на Пинском судостроительно-судоремонтном заводе. Кроме того, водные экскурсии и прогулки по Неману для жителей и гостей Гродно проводятся на теплоходе «Ольга Соломова» вместимостью 70 человек. В перспективе планируется организовать водный теплоходный маршрут от Гродно по Неману и Августовскому каналу до г. Друскининкая (Литва), для чего потребуется провести работы по углублению русла реки и решить организационно-правовые вопросы по упрощению погранично-визового режима для участников организованных групповых водных туров.

Перспективы организации теплоходных путешествий связаны с обновлением парка теплоходов, оснащением их современными экономичными двигателями с низким уровнем шума (в настоящее время шум не позволяет обеспечивать туристов экскурсионной информацией и во многом ухудшает впечатление от водных путешествий по живописным природным ландшафтам). При организации водного туризма следует учитывать требования природоохранного законодательства, ограничивающие использование плавательных средств в период нереста рыбы с апреля по июнь – наиболее привлекательный период для водного туризма (туристские путешествия в этот сезон необходимо согласовывать с местными органами власти). В некоторых случаях согласование маршрута водного путешествия может потребовать значительных усилий (например, если маршрут проходит по территории нескольких административных районов).

Воздушный транспорт играет важную роль в организации международных туристских перевозок. Объем регулярных международных авиаперевозок после резкого спада в условиях социально-экономического кризиса 1990-х гг. на протяжении последних лет постоянно увеличивается: 2000 г. – 309,1 тыс., 2005 г. – 464,2 тыс., 2006 г. – 482,7 тыс., 2007 г. – 620,9 тыс., 2008 г. – 785,8 тыс. пассажиров.

В окрестностях столицы расположен национальный аэропорт Минск – главные «воздушные ворота» Беларуси. Аэропорт Минск связан регулярными международными авиалиниями с более чем 30 городами зарубежных стран и сезонными чартерными линиями с основными курортными зонами отдыха белорусских граждан.

В Беларуси также действуют аэропорты гражданского назначения в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, связанные регулярными рейсами с Минском. Новой формой использования воздушного транспорта во внутреннем туризме являются вертолетные экскурсии, предлагаемые в национальных парках «Нарочанский» и «Браславские озера».

На белорусском рынке авиаперевозок ключевое положение занимает отечественный перевозчик – Национальная авиакомпания «Белавиа» (создана в 1996 г.), а также действует ряд зарубежных авиакомпаний: Lufthansa, Austrian Airlines, Air Baltic, Аэрофлот, Трансаэро и др.

Национальная авиакомпания «Белавиа» с 1997 г. является действительным членом Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), с 2010 г. присоединилась к Европейской ассоциации региональных авиакомпаний (ERAA). Компания предпринимает значительные усилия по обновлению авиапарка, приобретая на условиях лизинга лайнеры «Боинг» (около 10 самолетов различных модификаций), «Эмбраер» и др. Компания «Белавиа» осуществляет полеты в 37 городов 20 зарубежных стран, выполняет чартерные рейсы в более чем 90 городов 36 государств. Общее количество пассажиров «Белавиа» достигает около 1 млн в год. Национальный авиаперевозчик проводит активную маркетинговую политику, сотрудничает с зарубежными авиакомпаниями, имеет 17 зарубежных представительств.

Одной из основных проблем в сфере воздушных перевозок в Беларуси остается высокая величина тарифов на авиаперевозки вследствие незначительного количества рейсов по сравнению с ведущими аэропортами соседних стран и ограниченности конкурирующего предложения различных авиаперевозчиков. В результате многие туристские фирмы Беларуси предлагают своим клиентам гораздо более дешевые туры с вылетом не из Минска, а из Москвы, Киева, Вильнюса, а для иностранных туристов цена на авиабилет в Минск нередко сопоставима со стоимостью перелета в географически отдаленные страны других континентов.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные характеристики развития гостиничного хозяйства | Природная среда развития туризма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.