Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лицензирование предпринимательской деятельности




Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности. В целях либерализации условий осуществления экономической деятельности указом предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности, 7 из которых включают в себя 59 составляющих работ (услуг), а также около 60 работ (услуг) по иным 13 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется. Лицензирование – комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением в лицензии изменений и (или) дополнений, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии.

Право на получение лицензии имеют:

· юридические лица Республики Беларусь;

· индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь,

· иностранные юридические лица и иностранные организации при наличии открытого в

установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь;

· физические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской, частной нотариальной деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов.

За выдачу лицензии, внесение в нее изменений и (или) дополнений (за исключением случаев внесения их в связи с изменением законодательства), продление срока действия лицензии взимается государственная пошлина

Решения о выдаче (отказе в выдаче) лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, продлении срока действия лицензии, прекращении ее действия, аннулировании лицензии (далее – решения по вопросам лицензирования) принимаются коллегиальным органом лицензирующего органа и оформляются приказами (решениями) лицензирующего органа.

Принятое лицензирующим органом решение по вопросам лицензирования может быть обжаловано соискателем лицензии (лицензиатом) в судебном порядке в месячный срок со дня его принятия.

Лицензия выдается на конкретный вид деятельности с указанием работ и (или) услуг, составляющих этот вид деятельности. Для получения лицензии ее соискатель либо его уполномоченный представитель представляет в соответствующий лицензирующий орган:

а) Заявление о выдаче лицензии с указанием:

для юридического лица Республики Беларусь – наименования и местонахождения этого юридического лица, а также его обособленных подразделений, в том числе филиалов, в которых соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности (далее – обособленные подразделения, в том числе филиалы), работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности;

для физического лица, ходатайствующего о предоставлении ему права занятия адвокатской, частной нотариальной деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов, индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в Республике Беларусь, – фамилии, собственного имени, отчества, данных паспорта гражданина Республики Беларусь или вида на жительство в Республике Беларусь (серия, номер, дата выдачи, наименование государственного органа, выдавшего паспорт или вид на жительство, регистрация по месту жительства);

для иностранной организации – наименования и местонахождения этой организации, а также ее представительства, открытого в установленном порядке на территории Республики Беларусь;

лицензируемого вида деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности;

территории, на которой соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности;

наименования и адреса налогового органа по месту постановки соискателя лицензии на учет, учетного номера плательщика соискателя лицензии (при его наличии).

б) Копии учредительных документов юридического лица, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в) Легализованную выписку из торгового реестра страны, в которой иностранная организация учреждена, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения;

г) Документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;

д) Другие документы, предусмотренные настоящим Положением для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенные Президентом Республики Беларусь.

Заявление о выдаче лицензии и документы представляются соискателем лицензии либо его уполномоченным представителем с одновременным предъявлением:

документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия руководителя юридического лица (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор), – руководителем юридического лица;

документа, удостоверяющего личность, и доверенности, выданной иностранной организацией, – руководителем представительства иностранной организации;

документа, удостоверяющего личность, – физическим лицом, ходатайствующим о предоставлении ему права занятия адвокатской, частной нотариальной деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов, индивидуальным предпринимателем;

документа, удостоверяющего личность, и доверенности – уполномоченным представителем соискателя лицензии.

При необходимости получения документов (сведений) лицензирующий орган запрашивает такие документы (сведения) у иного государственного органа и другой организации в соответствии с их компетенцией не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в лицензирующий орган документов

Истребуемые лицензирующим органом документы должны быть представлены иными государственными органами и другими организациями в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Нотариальное засвидетельствование представляемых в лицензирующий орган копий документов не требуется при предъявлении их оригиналов или нотариально засвидетельствованных копий.

Документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой вручается соискателю лицензии либо его уполномоченному представителю с отметкой о дате приема этих документов.

Заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение 15 рабочих дней со дня приема документов. Лицензирующий орган по результатам рассмотрения заявления о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документов, а также материалов по результатам оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям принимает одно из следующих решений:

· о выдаче лицензии ее соискателю;

· об отказе в выдаче лицензии ее соискателю;

· об отказе в выдаче лицензии ее соискателю по одному или нескольким

обособленным подразделениям, в том числе филиалам, в отношении одной или нескольких составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг.

 

3.2.6. Проведение сертификации продукции

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О сертификации продукции, работ и услуг» под сертификацией продукции понимают деятельность соответ­ствующих органов и субъектов хозяйствования по под­тверждению соответствия продукции требованиям, установленным нормативными актами и конкретными стандар­тами или другими нормативными документами по стандар­тизации.

Целями осуществления сертификации являются:

Ø обеспечение безопасности продукции для жизни, здо­ровья и имущества населения, а также охраны окружающей среды;

Ø подтверждение соответствия показателей качества про­дукции, заявленных изготовителем (продавцом), конкрет­ным нормативным актам и нормативным документам по стандартизации;

Ø создание условий для участия изготовителей (продав­цов) продукции в международной торговле и повышения конкурентоспособности продукции;

Ø защита республиканского рынка от некачественной и небезопасной продукции, поступающей по импорту.

В Национальной системе сертификации Республики Беларусь проводится как обязательная, так и добровольная сертификация. В республике с 1 января 1994 года введена обязательная сертификация продукции на соответствие требованиям, обеспечивающим безопасность жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды. Она представляет собой действие, проводимое с целью подтверждения посредством сертификата соответствия или знака соответствия факта, что изделие или услуга соответствуют определенным стандартам или техническим условиям. Сертификацию осуществляют организации, специально аккредитированные для этой цели национальными органами по стандартизации. В Республике Беларусь таким органом по сертификации продукции является Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Белстандарт).

Испытания продукции для сертификации проводятся в специальных лабораториях. Работы по проведению сертификации оплачивает предприятие-заказчик, обратившееся в соответствующий орган по сертификации. Эта услуга является платной независимо от вида сертификации – и при обязательной, то есть по требованиям безопасности, и при добровольной, с целью подтвердить соответствие изделий показателям качества, содержащимся в стандарте, или, допустим, обеспечиваемым изготовителем по контракту с потребителем.

Основополагающим документом в этой системе является Закон «Об оценке соответствия требования технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» от 05.01.2004 № 269-3 (с последующими изменениями и дополнениями)

Товары, подлежащие обязательной сертификации, реализуются при наличии: сертификата соответствия или свидетельства о признании сертификата, удостоверения о качестве товара фирмы изготовителя, или выданного аккредитованной испытательной лабораторией. Обязательной сертификации подлежит продукция, в соответствии с перечнем, который включает: бытовую радиоэлектронную аппаратуру; средства связи и информации; изделия столовые кухонные; товары для детей; готовые пищевые продукты, алкогольные и безалкогольные напитки; кинопринадлежности; моющие средства и т.д.

Субъектам хозяйствования, обратившимся за получением сертификата соответствия или свидетельства о его признании на товары, для которых требуется подтверждение безопасности, сертификат соответствия выдается при наличии удостоверения о Государственной гигиенической регистрации, выданного Минздравом или временного регистрационного удостоверения, выданного областными центрами гигиены и эпидемиологии, осуществившими санитарно-гигиеническую экспертизу товара.

Для получения сертификата соответствия заявитель направляет в орган по сертификации или Белстандарт заявку-декларацию. По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов орган по сертификации принимает решение по заявке. При положительном решении по заявке орган по сертификации направляет заявителю проект договора (по типовой форме) на проведение работ по сертификации, включая инспекционный контроль за сертифицированными услугами.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите учредительные документы предпринимательских структур.

2. Перечислите информацию, содержащуюся в Уставе.

3. Охарактеризуйте информацию, которая содержится в учредительном договоре.

4. Опишите процесс государственной регистрации предпринимателя без образования юридического лица.

5. Укажите отличия регистрации индивидуального предпринимателя от регистрации юридического лица.

6. Поясните порядок постановки предпринимателя на учет в налоговой инспекции.

7. Раскройте порядок открытия расчетного счета в банке.

8. Перечислите основные виды деятельности, для осуществления которых требуется специальное разрешение – лицензия.

Литература: [1], [4], [9], [22], [24]

 

Тема 3.3. Банкротство и проведение санации организаций

План

1. Понятие, виды и причины банкротства

2. Проведение процедуры банкротства

 

3.3.1. Понятие, виды и причины банкротства

Фирмы, которые не могут адаптироваться на рынке, убыточны, должны

исчезнуть с рынка. Объявить банкротом предпринимателя или фирму может только суд. Дата принятия хозяйственным судом постановления о несостоятельности является датой банкротства. Банкрот теряет право на собственность, а руководство фирмы – право распоряжаться ею. После принятия судом решения о банкротстве банкрот юридически освобождается от всех своих обязательств. Банкротство может быть добровольным (инициируют сами должники) или принудительным (инициаторы - кредиторы).

Банкротство связано с неплатежеспособностью, вызванной нехваткой или отсутствием средств в момент наступления платежа. Неплатежеспособность бывает двух видов – практическая и абсолютная. Практическая неплатежеспособность наступает, если должник не может рассчитаться с кредиторами, не имея свободных денег (он должен, но и ему должны), а его активы значительно больше его долговых обязательств, что не влечет за собой банкротство. Она может быть быстро ликвидирована:

- получение кредитов;

- факторинг;

- передача кредиторам прав собственности на часть имущества и др.

Абсолютная неплатежеспособность может возникнуть в двух случаях:

- реальная стоимость активов должника меньше его обязательств;

- наблюдается недостаточная степень ликвидности его имущества (скопление непроданной продукции, устаревшее оборудование).

Под экономической несостоятельностью понимается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации).

Банкротство определяется как неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства).

Неплатежеспособность - неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Сущность неплатежеспособности заключается в неисполнении обязательств вне зависимости от наличия или отсутствия имущества, а также его стоимости.

Основанием для отнесения неплатежеспособности организации к неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер, служит неплатежеспособность организации в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса. Организация считается устойчиво неплатежеспособной в том случае, когда имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а также наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающего 0,85 или значение коэффициента обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами превышает 0,5 для всех видов отраслей народного хозяйства.

3.3.2. Проведение процедуры банкротства

На основании Закона Республики Беларусь от 31.12.2009 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп. от 15.02.2010) требования кредиторов в конкурсном производстве могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Уведомление кредиторов о ликвидации должника и об открытии конкурсного производства происходит путем публикации соответствующего сообщения в средствах массовой информации, которые будут определены судом. На сайте Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь размещается информация о банкротстве. Процедура банкротства лишь констатирует факт невозможности исполнения должником своих обязательств и призвана обеспечить права кредиторов в максимально возможном объеме.

Смысл института банкротства заключается в том, что в схеме управления фирмой высший орган управления в лице собрания участников (или учредитель) заменяется собранием кредиторов, а исполнительный орган в лице директора – управляющим. Фактически сами кредиторы определяют те меры, которые будут способствовать удовлетворению их требований. Кредиторам разрешается договориться о способах раздела имущества посредством проведения собрания кредиторов, где может быть принято решение о ликвидации банкрота или санации (смена руководства и контроль кредиторов). Ликвидация банкрота не всегда выгодна кредиторам, так как продажа ее чаще всего не может возместить их убытки. Реальная цена оказывается ниже балансовой стоимости. Плвн санации или ликвидации является, по сути, бизнес-планом будущего выхода фирмы из кризиса.

Дело о банкротстве возбуждается на основе письменного заявления, подаваемого в хозяйственный суд. Правом на подачу заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор (в том числе представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений), прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Кредиторы (конкурсные кредиторы) – это лица, предполагающие у них права требовать от должника денежного удовлетворения.

Действующее законодательство предусматривает наличие специфических образований кредиторов, связанных с правоотношением по банкротству:

Ø конкурсные кредиторы;

Ø собрание кредиторов;

Ø комитет кредиторов.

Конкурсные кредиторы – кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника – юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

В процессе конкурсного производства интересы всех кредиторов представляет собрание кредиторов и комитет кредиторов, образуемый в соответствии с законодательством. Собрание кредиторов состоит из конкурсных кредиторов, в обязанности которых входит рассмотрение наиболее существенных вопросов, связанных с судьбой должника. Комитет кредиторов - постоянно действующий полномочный орган, избираемый собранием кредиторов, осуществляющий контроль за деятельностью управляющего, которая должна соответствовать требованиям законодательства. В состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, определяемом собранием кредиторов, но не более 7 человек.

Осуществлять все процедуры, связанные с экономической несостоятельностью (банкротством) должника, реализуя основные положения законодательства о банкротстве, должен управляющий (временный управляющий, антикризисный управляющий). Временным управляющим является физическое или юридическое лицо, назначенное хозяйственным судом для проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника (защитный период).

Антикризисным управляющим может быть физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основе полученной лицензии, назначенное хозяйственным судом, в обязанности которого входит проведение некоторых процедур банкротства. Основными задачами управляющего являются:

Ø восстановление платежеспособности должника;

Ø обеспечение максимально возможной защиты прав и законных интересов должника и его трудового коллектива, а также кредиторов и иных лиц;

Ø урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов;

Ø максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в установленной очередности;

Ø содействие производству по делу о банкротстве.

При невозможности или отсутствии оснований для продолжения деятельности должника основными задачами управляющего являются:

Ø осуществление в установленном порядке ликвидации неплатежеспособного должника – юридического лица или прекращение деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов;

Ø продажа имущества должника;

Ø соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

ü защитный период;

ü конкурсное производство;

ü мировое соглашение;

ü иные процедуры банкротств, предусмотренные Законом о банкротстве.

При рассмотрении дела о банкротстве индивидуального предпринимателя исключением является отсутствие защитного периода.

Защитный период – процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника. Его продолжительность не может превышать 3-х месяцев. Хозяйственный суд по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, вправе установить защитный период сроком до 3-х лет в целях завершения досудебного оздоровления.

На срок защитного периода назначается временный управляющий.

На основании проведенного анализа финансового состояния должника и представленного отчета временного управляющего, при наличии оснований, предусмотренных Законом о банкротстве, хозяйственный суд выносит определение о возбуждении конкурсного производства и проводит подготовку дела к судебному разбирательству, освобождает временного управляющего от обязанностей и назначает управляющего либо прекращает производство по делу о банкротстве должника.

Конкурсное производство – процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствия оснований для её проведения – в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.

Санация - процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки.

Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе суда на срок, не превышающий 18 месяцев, но по ходатайству собрания кредиторов или управляющего этот срок может быть сокращен или продлен, но не более чем на 12 месяцев.

По итогам проведенной санации управляющий подает в хозяйственный суд отчет и одновременно выносит одно из следующих предложений на собрание кредиторов о:

ü прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;

ü заключении мирового соглашения; продлении установленного срока санации;

ü прекращении санации и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства в связи с невозможностью продления деятельности должника или отсутствием оснований для продолжения.

По результатам отчета управляющего с учетом мнения собрания кредиторов хозяйственный суд выносит из вышеперечисленных решений.

Ликвидационное производство имеет целью ликвидацию должника и освобождение его от долгов путем продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Должник вместе с кредиторами разрабатывает план ликвидации должника, который утверждается хозяйственным судом. Хозяйственный суд устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления требований кредиторов, который не может быть менее 2-х месяцев с момента объявления о ликвидации, если иное не установлено законодательством. Срок ликвидационного производства не может превышать одного года, но может быть продлен еще на 6 месяцев по решению суда.

Мировое соглашение – соглашение между должником и кредиторами об уплате долгов, которым предусматривается освобождение должника от долгов, или уменьшение долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов и др. Оно может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой стадии после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Мировое соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о размерах, порядке, сроках исполнения обязательств должником, иные способы исполнения.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие неплатежеспособности предпринимателя.

2. Как определяется устойчивая неплатежеспособность предпринимателя?

3. Охарактеризуйте практическую и абсолютную неплатежеспособность.

4. Приведите пути предупреждения банкротства.

5. Опишите процедуру банкротства.

6. Изложите порядок проведения санации организации.

 

Литература: [1], [4], [5], [6], [13]

 

Тема 3.4. Порядок ликвидации и реорганизации предпринимательских структур

1. Прекращение предпринимательской деятельности и реорганизация юридического лица

2. Примерные расходы на организацию бизнеса

 

3.4.1. Прекращение предпринимательской деятельности и реорганизация юридического лица

В соответствии с Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:

- собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием хозяйственным судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной;

- хозяйственного суда в случае:

· осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения

(лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной, аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

· экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;

· уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ,

закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых установлены минимальные размеры уставных фондов.

Собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации.

При ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в регистрирующий орган представляются:

заявление о ликвидации с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;

решение о ликвидации.

При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

На основании вышеприведенных документов регистрирующий орган:

в течение трех рабочих дней со дня получения этих документов представляет в Министерство юстиции сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), для внесения этих сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, направляет уведомление налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию "Белгосстрах" (его обособленному подразделению), территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов (далее - архивы) о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя).

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган:

· печати и штампы организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

· ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

· подлинник свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

· копию публикации в газете "Рэспублiка" о ликвидации.

Индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган:

· печати и штампы либо заявление индивидуального предпринимателя об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

· подлинник свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии - заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

· копию публикации в газете "Рэспублiка" о прекращении деятельности.

О принятом решении о ликвидации регистрирующий орган в течение трех рабочих дней уведомляет коммерческую организацию, а также налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах" (его обособленное подразделение).

Регистрирующий орган вносит запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъекта хозяйствования. Юридическое лицо обязано прекратить свою деятельность, а индивидуальный предприниматель - предпринимательскую деятельность с даты внесения регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него этого юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Реорганизация предприятия производится по решению собственника (учредителей, участников) либо уполномоченных государственных органов. При этом права и обязанности юридических лиц, прекративших свою деятельность, переходят ко вновь образованным. Выделяют следующие виды реорганизации юридических лиц:

1) преобразование, изменение вида юридического лица;

2) слияние нескольких юридических лиц с образованием нового;

3) присоединение юридического лица к другому;

4) разделение на несколько новых лиц, проходящее на основании разделительного баланса;

5) выделение нового юридического лица из остающегося. Права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса.

3.4.2. Примерные расходы по созданию бизнеса (по состоянию на 01.01.2011):

1. В форме юридического лица:

1.1. Плата за проведение оценки неденежного вклада в уставный фонд - в зависимости от вида имущества;

1.2. Плата за открытие временного счета для формирования уставного фонда за счет денежных средств - от 0 до 2,5 БВ (согласно тарифам банка), в том числе комиссия за зачисление денежных средств на временный счет (в % от зачисляемой суммы, согласно тарифам банка, может не взиматься);

Учредителю необходимо учитывать, что на временный счет вносится его вклад в уставный фонд (хотя он не относиться к «расходам» учредителя по созданию коммерческой организации):

- закрытого акционерного общества в размере не менее 100 БВ;

- открытого акционерного общества в размере не менее 400 БВ;

- иных коммерческих организаций в размере, определяемом учредителем самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

1.3. Госпошлина за свидетельствование нотариусом подлинности подписи на заявлении о государственной регистрации (если документы на государственную регистрацию представляются учредителями в регистрирующий орган не лично) - 0,3 БВ за каждую подпись, при необходимости удостоверение доверенности от имени учредителя - от 0,5 до 2 БВ;

Дополнительно частным нотариусом взыскивается нотариальный тариф.

Каждый из учредителей подписывает заявление 2 раза - общий лист заявления и Лист А (сведения о собственниках (учредителях, участниках).

1.4. Госпошлина за регистрацию юридического лица - 5 БВ;

1.5. Изготовление печати - 45 000 - 85 000 белорусских рублей, в зависимости от оснастки и эскиза печати;

1.6. Открытие счета - от 0 до 2,5 БВ (за каждый счет согласно тарифам банка);

1.7. Оплата юридических услуг - цена зависит от объема предоставляемых услуг.

2. В форме индивидуального предпринимателя:

2.1. Госпошлина за регистрацию индивидуального предпринимателя - 0,5 БВ;

2.2. Изготовление печати - 45 000 - 85 000 белорусских рублей, в зависимости от оснастки и эскиза печати;

2.3. Открытие счета - от 0 до 2,5 БВ (за каждый счет согласно тарифам банка);

2.4. Оплата юридических услуг - цена зависит от объема предоставляемых услуг.

3. В форме иностранного представительства:

3.1. Госпошлина за открытие/продление срока деятельности - 65 БВ за каждый год действия разрешения (для представительств коммерческих организаций) или 20 БВ за каждый год действия разрешения (для представительств некоммерческих организаций);

3.2. Плата за перевод документов - зависит от количества страниц и языка перевода, примерно 150 USD;

3.3. Нотариальное удостоверение копий документов - примерно 380 USD;

3.4. Изготовление печати - 20-30 USD;

3.5. Юридические услуги по открытию иностранного представительства в Беларуси - цена зависит от объема предоставляемых услуг.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите случаи, при которых начинается процесс ликвидации.

2. Кто может являться инициатором процесса ликвидации, в каких случаях?

3. Перечислите цели создания ликвидационной комиссии.

4. Опишите процесс ликвидации организации.

5. Охарактеризуйте наиболее распространенные виды реорганизации.

 

Литература: [1], [4], [5], [9]

 

Раздел 4. Предпринимательский риск

Тема 4.1. Сущность предпринимательского риска и его классификация

План

1. Понятие и сущность предпринимательского риска, причины возникновения потерь.

2. Виды предпринимательского риска.

3. Зоны риска.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.205 сек.