Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Допущения как основополагающие бухгалтерские принципы




Имуще­ственная обособленность означает, что активы и обязательства орга­низации существуют обособленно от активов и обязательств собст­венников этой организации и активов и обязательств других организаций. Непрерывность деятельности организаций означает, что органи­зация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обяза­тельства будут погашаться в установленном порядке.

Последовательность применения учётной политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется последова­тельно от одного отчетного года к другому, т.е. избранные и уста­новленные в учетной политике способы ведения бухгалтерского учета применяются последовательно от одного отчетного периода к другому.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности состоит в том, что все доходы и расходы, полученные или понесенные в отчетном периоде, считаются доходами и расхо­дами отчетного периода независимо от фактического времени по­ступления или выплаты денежных средств

Требования к ведению бухгалтерского учета. К числу требований, которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, относятся следующие: полноты, осмотрительно­сти (осторожности), приоритета содержания перед формой, непро­тиворечивости, рациональности.

Требование полноты учета означает исчерпывающее отражение за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества, ре­зультатов его инвентаризации, конечных финансовых результатов хозяйствования.

Требование осмотрительности (осторожности) предполагает, что используемые организацией способы оценки должны обеспечивать большую готовность к отражению в бухгалтерском учете потерь (расходов) и пассивов, чем доходов и активов.

Образование оценочных резервов является по существу приемом бухгалтерского учета, позволяющим уточнять балансовую оценку отдельных статей активов

Требование приоритета содержания над формой предполагает, что избранные способы должны быть ориентированы на отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания и хозяйственной ситуации, в которой они возникли.

Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода.

Требование рациональности означает, что учетная политика стро­ится таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и экономично, сообразно размерам организации и масштабам ее дея­тельности.

Правила ведения бухгалтерского учета. К числу правил бухгалтер­ского учета, которыми руководствуются в соответствии с дейст­вующим законодательством, относятся: правила (метод) двойной записи, денежного выражения (стоимостной оценки) объектов бух­галтерского учета, документирование хозяйственных операций, периодичность формирования бухгалтерской отчетности, обяза­тельность проведения инвентаризации.

Метод двойной записи означает, что в бухгалтерском учете все хозяйственные операции получают двойное отражение.

Правило денежного выражения (стоимостной оценки). Согласно этому правилу в бухгалтерском учете отражаются только те объек­ты учета, которые можно выразить в денежном эквиваленте.

Неразрывно с правилом денежного выражения (стоимостной оценки) связано правило раздельной оценки стоимости (индивидуальной оценки), согласно которому, каждая имущественная ценность и каждое обязатель­ство оценивается в бухгалтерском учете отдельно.

Правило документирования неразрывно связано с принципом полноты бухгалтерского учета и отчетности, что и закреплено в Законе «О бухгалтерском учете».

Правило периодичности в бухгалтерской отчетности дополняет принцип полноты учета, так как периодизация операционного и делового цикла организации существенно влияет на достоверность информации.

Это правило также называют принципом даты, т.е. все хозяйст­венные операции отражаются в момент их совершения и в учетных регистрах накапливаются в хронологическом порядке по учетным циклам (месяц, квартал, нарастающим итогом за год, год).

5.5. Критерии признания активов, обязательств,

доходов и расходов в бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и резуль­татах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе дан­ных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтер­ская отчетность состоит из бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), пояснений к ним (формы №№ 3, 4, 5, 6), пояснительной записки, аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с требованиями законодатель­ства подлежит обязательному аудиту.

Активы — это совокупность имущественных средств хозяйст­вующего субъекта. В международных стандартах финансовой отчет­ности (МСФО) активы трактуются более широко и определяются как ресурсы, контролируемые организацией в результате событий прошлых периодов, от которых она ожидает экономические выгоды в будущем. Аналогичная трактовка нашла отражение в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Таким обра­зом, заключенная в активах экономическая выгода представляет потенциал, который войдет в поток денежных средств или денеж­ных эквивалентов организации прямо или косвенно.

Обязательства. В международных стандартах обязательства рас­сматриваются как второй элемент финансовой отчетности — реаль­ная задолженность организации, существующая на отчетную дату, погашение которой вызывает уменьшение экономической выгоды в виде оттока ресурсов. Другими словами, обязательства (кредиторская задолженность) — это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием прошлых событий ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

Капитал. Капитал — это вложения собственника и прибыль, на­копленная за все время деятельности организации. При определе­нии финансового положения организации величина капитала опре­деляется как разница между активами и обязательствами, т.е. должна соответствовать величине чистых активов.

Доходы организации. Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности органи­зации, которые отражаются в отчете о прибылях и убытках, явля­ются доходы и расходы организации.

Расходы организации. В соответствии с п. 2 Положения по бух­галтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержден­ного Приказом Минфина РФ 6 мая 1999 г. № 33н, расходами орга­низации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Оценка активов, обязательств, доходов и расходов. Для оценки активов, обязательств, доходов и расходов, т.е. определения, в какой сумме должен быть признан тот или иной объект в бухгал­терской отчетности согласно п. 9 Концепции бухгалтерского учета) в рыночной экономике России, могут быть использованы сле­дующие методы:

а) фактическая (первоначальная) стоимость (себестоимость), т.е. сумма денежных средств или их эквивалентов, уплаченная или на­численная при приобретении или производстве объекта (или при учете кредиторской задолженности);

б) текущая (восстановительная) стоимость (себестоимость), т.е. сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена в настоящее время в случае необходимости замены како­го-либо объекта;

в) текущая рыночная стоимость (стоимость реализации), т.е. сумма денежных средств или их эквивалентов, которая может быть получена в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.

5.6. Формирование финансовых резервов в системе бухгалтерского дела

Понятие резервов. Слово «резерв» происходит от французского «reserve», что в переводе на русский язык означает «запас», или от латинского «reserve» — «сберегаю, сохраняю». Следует отметить, что термин «резервы» применяется в экономической специальной литературе и практике в разных смыслах: резервами считаются запасы ресурсов, которые необходимы для бесперебойной работы организации и создаются целенаправленно на случай дополни­тельной потребности в них; резервами считаются неиспользованные возможности повышения эффективности производства. Эти резер­вы относятся к экономическим резервам.

Финансовые резервы как способ защиты от рисков. Наиболее риско­ванной сферой является предпринимательская деятельность юридиче­ских и физических лиц, т.е. деятельность, осуществляемая ими самостоя­тельно за свой счет и на свой риск, которая активно развивается в России с переходом на рыночные условия хозяйствования. В связи с усложнением коммерческой я производственной деятельности возрас­тает риск как опасность возникновения непредусмотренных матери­альных и финансовых потерь, убытков в ходе проведения предприни­мательской деятельности и различного рода сделок.

Классификация резервов организации. Существует ряд признаков классификации резервов, по которым они объединяются в опре­деленные группы. Проведенное исследование типологии резервов, их предназначения и использования в процессе непрерывной дея­тельности хозяйствующих субъектов позволило нам разработать классификацию резервов организации по ряду признаков, пред­ставленных в табл. 8.1. В предложенной классификации резервов особое место занимают финансовые резервы (п. 14 табл. 8.1) как объект бухгалтерского учета, которые рекомендуется подразделять на следующие группы:

• уставные резервы, предусмотренные законодательством Рос­сийской Федерации и соответствующими учредительными до­кументами, в частности уставом юридического лица;

• резервы предстоящих расходов, формирующиеся для равномер­ного включения резервированных средств в затраты на произ­водство и расходы на продажи;

• оценочные резервы, создаваемые для уточнения и реальной оценки балансовых активов организации.

Уставные резервы. Уставные резервы (резервный капитал или фонд) фактически создаются как гарантия на вложенный в произ­водство капитал и представляют собой зарезервированную на опре­деленные цели часть нераспределенной прибыли (собственного капитала) для покрытия возможных убытков, непредвиденных рас­ходов и обязательств. Величина резервного капитала зависит в ос­новном от полученного организацией финансового результата, а также решения учредителей о его распределении и может изменять­ся из года в год. Резервный капитал по своей природе является страховым, он гарантирует благосостояние участников (акционеров) и обеспечивает страховой барьер для кредиторов в случае, если на эти цели не хватает прибыли. Его средства выступают гарантией бесперебойной работы организации и соблюдения интересов треть­их лиц.

Критерии создания и использования резервов предстоящих расходов. Отметим общие, на наш взгляд, для всех резервов предстоящих расходов критерии их создания и использования.

1. Формирование резервов хозяйствующими субъектами осуществ­ляется на добровольной основе, т.е. не является обязательным. Если организация исходя из принятой ею учетной политики не создает резервы, то она может сразу отнести на себестоимость расходы, связанные с созданием резервов предстоящих платежей.

2. Начисление резервов предусматривается и обосновывается в учетной политике организации. Наряду с отражением самого факта создания тех или иных резервов в учетной политике должны быть зафиксированы методы расчета оценочных значений для образова­ния резервов предстоящих платежей.

3. Отнесение предстоящих расходов равномерно на издержки про­изводства отчетного периода. Для обеспечения в будущем стабиль­ных финансовых результатов хозяйственной деятельности необхо­димо равномерное ежемесячное отнесение предстоящих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), что должно быть подтверждено соответствующими первичными документами.

4. Создание резервов сроком не более чем на один отчетный год. Ре­зервы предстоящих расходов не имеют остатков на конец отчетного года за исключением некоторых резервов, по которым допускаются остатки, переходящие на следующий год. К их числу относятся ре­зервы: на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы за год, на создание ремонтного фонда (резерва) и некоторые другие.

5. Инвентаризация резервов предстоящих расходов. Резервиро­вание осуществляется, как правило, на основании специальных расчетов или смет. Обоснованность, правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет, расчетов и т.п. и при необходимости корректируется.

6. Списание затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) при наличии источников их финансирования (резервов предстоящих расходов) не принимается для целей налогообложения. Например, создан резерв на покрытие предстоящих расходов на оплату отпус­ков. При наличии неиспользованных сумм данного резерва расходы на оплату отпусков организация относит их на себестоимость про­дукции (работ, услуг), однако в целях налогообложения они не принимаются.

Оценочные резервы. Образование оценочных резервов является по существу одним из приемов бухгалтерского учета, позволяющим уточнять балансовую оценку отдельных статей активов. Их формируют в соответствии с правилами бухгалтерского учета вне зависимо­сти от финансового результата деятельности организации в целях обеспечения одного из основных требований бухгалтерского учета — требования осмотрительности в соответствии с п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, т.е. большую готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская при этом создания скрытых резервов.

Контрольные вопросы

1. Какими нормативными документами регламентируются основ­ные принципы ведения бухгалтерского учета?

2. Перечислите основные принципы ведения бухгалтерского учета и раскройте их содержание.

3. По каким основным направлениям проводится реформа бухгалтерского учета согласно Программе реформирования бухгалтерского учета в со­ответствии с международными стандартами финансовой отчетности?

4. Назовите основные правила ведения бухгалтерского учета.

5. Какими требованиями следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики?

6. Как в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» в отчете о прибылях и убытках отражаются доходы организации за от­четный период?

7. Как в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» в отче­те о прибылях и убытках отражаются расходы организации за отчетный период?

8. Какие методы могут быть использованы в соответствии с Кон­цепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России для оценки активов, обязательств, доходов и расходов?

9. Каковы значение и роль финансовых резервов в организации бухгалтерского дела?

10. Охарактеризуйте систему российского законо­дательства о бухгалтерском учете.

11. Назовите основные цели законодательства РФ о бухгалтерском учете.

12. Какие документы, регулирующие ведение бух­галтерского учета, относятся к обязательным, а какие носят статус рекомендательных? Почему?

13. Какие органы осуществляют руководство бух­галтерским учетом в России?

14. Для чего служат ПБУ? Их основное содержание.

15. Какова роль методических указаний, инструк­ций, рекомендаций организации бухгалтерского дела?

16. Какие документы относятся к рабочим доку­ментам организации?

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бреславцева Н.А., Медведева О.В., Нораревян Г.Г. Бухгалтерское дело. - М.: «Приор-издат», 2004 г.

2. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. Под ред. Н.Н. Хахоновой. - Мо­сква: ИЦК «Март», 2003 г.

3. Бухгалтерское дело; Учебное пособие для вузов. Под ред. Профессора Л.Т. Гиляровской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г.

4. Проданова Н. А., Зацаринная Е. И. Бухгалтерское дело. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 г.

5. Соколова Е.С. Бухгалтерское дело. Учебник. - М.: ИД ФБК - Пресс, 2003г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.