Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Афинский этап

Ионийский этап.

Древнегреческая натурфилософия.

Введение.

 

В античном мире наука возникает как обособленная сфера духовной культуры. Появляется особая группа людей, специализирующаяся на получении новых знаний, знания становятся системными и рациональными

-естественные науки существуют в форме натурфилософии, не отделимой от философии. Историю античной науки принято делить на 4 этапа в соответствие с возникавшими центрами научных знаний –ионийский, афинский, александрийский и древнеримский.

 

 

Этот период охватывает 6 в до н.э. Ионийский этап связан с именами Фалеса (635-547 до н.э.) Гераклита (544-483) Анаксимена (585-524), Анаксимандра (610-546) Пифагора (582-500) Эмпедокла (490-430).

Фалес Милетский явился основателем греческой натурфилософии. По мнению Фалеса, поскольку все вещества способны к взаимопревращениям, все они являются проявлениями одного основного вещества – архесомы (элемента). У Фалеса основным веществом является вода. Причина выбора воды – в её всеобщности, поскольку Земля представляется Фалесу в виде диска, плывущего по бесконечному Океану и накрытого полусферой Неба. При этом сама Земля образована "сгущением" воды.

Анаксимен из Милета, опираясь на новые представления о том, что Земля представляет собой шар, окружённый воздухом, утверждает, что первоосновой Вселенной и всех тел (веществ) является именно воздух. Сгущаясь к центру Вселенной, воздух образует воду и землю.

Гераклит выделяет первоначало всех вещей по иному принципу. Поскольку основным свойством Вселенной является постоянное изменение, первосубстанцией должно быть нечто, наделённое способностью к изменению в максимальной степени. Таковой субстанцией, по мнению Гераклита, является огонь – изменчивый и всё изменяющий.

Эмпедокл доводит число элементов-стихий до четырёх. По Эмпедоклу, вещество образовано смешением земли, воды, воздуха и огня. Элементы Эмпедокла материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды). Эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение.

 

Этот период охватывает 480-330 гг до н.э. от окончания персидских войн до подчинения Александром македонским греческих городов. В это время возвышаются Афины. В афинский этап выделилось две линии –идеалистическая Сократ (469-399) Платон (428-347) и Аристотель (384-322) и вторая, материалистическая –Демокрит (460-370) и Левкипп (500 -440).

Сократ не занимался натурфилософией, но его взгляды оказали огромное влияние на развитие науки. Создал свою философскую школу –академию, которая просуществовала почти 1000 лет. Платон заимствовал у своих предшественников представление о четырех видах материи (земле, воде, воздухе и огне), но изобразил их взаимопревращаемыми. Платон объяснял свойство видов материи геометрией многогранников. Как было доказано греческими геометрами, существует лишь пять правильных многогранников: тетраэдр, октаэдр, куб, икосаэдр и додекаэдр. Поскольку из существующих видов материи самым устойчивым и наименее подвижным является Земля, то ей соответствует четырехугольная плоскость куба как наиболее обеспечивающая эту устойчивость. Свойство других видов материи обеспечиваются соответствующими многогранниками: огню соответствует тетраэдр, воде – октаэдр, воздуху – икосаэдр. Поскольку не было элемента, соответствующего додекаэдру, Платон высказал идею, что существует еще пятый элемент, который бог использовал, чтобы создать небесные тела.

Аристотель собрал и систематизировал все знания, имеющиеся к тому времени и довёл до логического совершенства систему четырёх стихий. По мнению Аристотеля, четыре известные стихии не материальны, а являются лишь различными проявлениями (состояниями) первоматерии. Первоматерия предстаёт человеку, проявляя одновременно два из двух пар противоположных свойств – холода или тепла и влажности или сухости:

Тепло + сухость = огонь Тепло + влажность = воздух

Холод + сухость = земля Холод + влажность = вода

Существование двух пар противоположных элементов, являющихся носителями двух противоположных пар качеств, Аристотель представлял графически в виде т.н. квадрата противоположностей.

В результате соединения элементов в различных сочетаниях возможно образование сложных тел с различными свойствами. Образование нового тела (с иным сочетанием элементов) возможно, по Аристотелю, в результате миксиса – истинного смешивания (в отличие от механического). Важным моментом в учении Аристотеля является способность элементов к взаимопревращению. Это возможно, поскольку каждый элемент представляет собой лишь одно из состояний единой первоматерии (определённое сочетание качеств). Положение о возможности превращения одного элемента в другой стало позднее основой алхимической идеи о возможности взаимных превращений металлов (трансмутации). Ещё одним моментом в учении Аристотеля является сделанное им предположение о существовании пятого элемента (по латыни quinta essentia; эфир или начало движения), из которого состоят небесные тела. Поскольку небесам присущи вечность и совершенство, они не могут быть образованы теми же элементами, что и земные тела (тела "подлунного мира").

Атомистическое учение античности было создано философами-материалистами – Левкипом и особенно его учеником Демокритом. Левкип первым предположил, что в мире существует бесчисленное множество атомов, которые вместе с пустотой являются первоначалом всего существующего и находятся в вечном движении. Предложенное атомистами решение задачи о природе вещей сводилось к следующему. Все существующее понимали так, как если бы оно было построено из двух основных составляющих: из неуничтожимых, неразрушимых твердых тел –атомов и из противоположного, того, что позволяет атомам двигаться, рассыпаться, перестраиваться –пустоты. Вещь во-первых, не исчезает сразу, а постепенно истирается, расходуется, а во-вторых, никогда не уничтожается до конца. В противном случае, она должна бы и получаться из ничего, что противоречит здравому смыслу. Согласно Демокриту атомы различаются по форме, а также положением и порядком или взаиморасположением. Фигура, положение и порядок –три основных источника разнообразной формы предметов, которые могут получаться при сочетаниях атомов в сложные структуры реальных тел.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Литературные памятники древности | Средневековая наука
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.