Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преобразование форм собственности




 

Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Огосударствление имеет различные сферы и формы проявления:

1) огосударствление процессов присвоения условий, факторов производства и результатов производства, что неизбежно приводит к отчуждению непосредственных производителей (работников и трудовые коллективы) от средств и результатов производства. Отсюда возникает объективная необходимость создания формирования форм присвоения работниками и трудовыми коллективами средств и результатов производства, при которых они могли бы относиться к ним как к своим, а не чужим. В этом предпосылка демократизации общества;

2) огосударствление управления общественным производством, проявляющееся через монополию государства на экономические процессы (директивный характер государственного планирования, определение только государством ближайших и долгосрочных целей развития экономики в целом и отдельных ее звеньев, монополия на распределение материально-технических ресурсов и товаров народного потребления, монополия на ценообразование, определение предпринимательской деятельности, внешней торговли и т.д.).

Разгосударствление — это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Разгосударствление — это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов. Оно означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям:

1) разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения, демонополизация;

2) создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;

3) возникновение новых организационных структур, новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.п.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

Итоги разгосударствления:

1) меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной.

2) меняются экономическая роль и функции государства: государство перестает быть субъектом хозяйствования; государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

Рассмотрим основные понятия, связанные с этим процессом.

Национализация — переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации, является приватизация.

Денационализация представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам (так называемая реституция).

Реприватизация — это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и т. д. у частных собственников. Реприватизация в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти.

Приватизация (лат. privatus — частный) — это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может иметь скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства местных органов власти в собственность:

· предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия;

· материальных и нематериальных активов предприятий;

· долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ);

· принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий.

Таким образом, различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая является понятием, охватывающим весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д.

После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества) и т.д.

В современной России приватизация приняла широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации, принятым в 1991 г. В нем были заложены основы приватизации:

1. Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.

2. Созданы две государственные структуры: первая — комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом, вторая — фонды имущества. В функции первых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

3. Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов. Справедливости ради отметим, что реализация закона о приватизации усилила социальные противоречия в обществе и поэтому сам закон подвергается критике.

Особенности приватизации в России сводятся к следующим:

1. Приватизация носила директивный характер и по существу была принудительной.

2. Продажа предприятий происходила в очень сжатые сроки без рыночной реструктуризации.

3. Применялись особые квазиденьги – «ваучеры» без их экономической направленности (бесплатно раздавались!).

4. Основной капитал приватизируемых предприятий оценивался по остаточной стоимости, без учета инфляции, то есть в десятки и сотни раз меньше их рыночной стоимости.

5. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Всего за 4 года в частные руки перешло не менее 70% собственности (без земли), но работать предприятия не стали лучше. Большинство населения осталось без собственности.

6. Не проводилась реституция (возврат собственности прежним владельцам).

Предлагавшиеся обществу целевые установки приватизации имели часто демагогический характер, воплощая идеи «вернуть собственность народу», сделать всех трудящихся настоящими собственниками» и т. п. В первой Государственной программе приватизации 1992 г. цели приватизации в России формулировались так.

1. Формирование слоя частных собственников и содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики.

2. Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации.

3. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации.

4. Содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ.

5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.

6. Привлечение иностранных инвестиций.

Можно условно выделить следующие этапы приватизации в России:

· 1988-1991 гг. — спонтанная приватизация, связанная с принятием союзного закона «О государственном предприятии»; проходит и бесплатная приватизация жилья.

· 1992-1994 гг. — массовая приватизация с помощью ваучеров;

· с 1995 г. — денежная приватизация, включающая продажу государственных активов за деньги и по рыночной стоимости.

На первом этапе приватизация регулировалась в основном указами Президента РФ, зачастую противоречившими законам и Конституции. Наиболее известен в этом плане первый такой указ от 29 декабря 1991 г. «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Ряд президентских указов был посвящен приватизации в отдельных стратегически важных отраслях промышленности: добыче, переработке и транспортировке нефти, электроэнергетике, угольной и газовой промышленности, военно-промышленном комплексе.

Часто сохранение старых процессов достигалось с помощью формирования холдинговых компаний, финансово-промышленных групп и принудительного картелирования. В результате в ряде случаев государственная монополия сменилась более вредоносной частной монополией, зачастую с преобладающим финансовым участием государства, но фактически неподконтрольной ему.

Второй этап – так называемая чековая приватизация. Она регулировалась в основном подзаконными актами: указами Президента и постановлениями Правительства. В законах была предусмотрена лишь возможность такой приватизации, а акцентирование внимания на ней являлось инициативой исключительно исполнительной власти.

В России применялось несколько способов приватизации.

1. Акционирование — преобразование предприятия в открытое акционерное общество. Согласно Программе приватизации определяется количество акций, которые должны быть так или иначе отчуждены частным лицам, часто с указанием удельного веса каждого вида отчуждения, количества акций, остающихся в государственной собственности, наличия «золотой акции», дающей право вето на любое стратегическое решение предприятия. Закон о приватизации 1997 г, устанавливает в рамках этого способа создание ОАО со 100%-ным государственным участием.

2. Выкуп арендованного имущества — распространенное на заре приватизации явление, введенное вновь в практику Законом 1997 года. До этого выкуп арендованного имущества рассматривался как частный случай покупки предприятия. Вопрос о выкупе предприятии коллективом, столь актуальный для малого бизнеса, прежними законами урегулирован не был.

3. Банкротство — ликвидация неэффективных государственных предприятий с последующей распродажей их имущества. Банкротство имеет своей целью защиту кредиторов от неэффективного хозяйствования должников, когда должник принудительно ликвидируется, прежде чем он растратит все имущество.

4. Залоговая приватизация.

5. Коммерческий конкурс с инвестиционными или социальными условиями — продажа на конкурентной основе заявителям государственного пакета акций или, если приватизируется малое предприятие, всего предприятия как имущественного комплекса. Победителем конкурса объявляется тот, кто предложит наибольшую цену и при этом выполнит все предложенные продавцом социальные и инвестиционные условия.

6. Продажа на аукционе — приобретение права на покупку государственного имущества (акций или предприятия) без дополнительных условий тем, кто предложит наивысшую цену. Аукцион может быть как закрытым, так и открытым.

Последний этап приватизации характеризуется, прежде всего, доминированием проблем инвестиций и модернизации в экономике. Приватизация перестает носить массовый характер, а вместо этого становится точечной. Создается новая законодательная база: вводится 14 схем приватизации, которые делятся на три основные группы:

1) по инвестиционно-привлекательным предприятиям (предусматривается открытая продажа);

2) по менее инвестиционно-привлекательным предприятиям (с конкурсной продажей);

3) по минимально инвестиционно-привлекательным предприятиям.

В отличие от этапа массовой ваучерной приватизации на денежном ее этапе были четко сформулированы цели государственной политики в области приватизации, в которые включался поиск рациональной пропорции между интересами бюджета и инвестиционной поддержкой приватизируемых предприятий. На практике в связи с ухудшением бюджета утвердился абсолютный приоритет фискальной цели приватизации.

 

Вопрос: К формам приватизации не относится…

 

+Государственная

Бесплатная

Платная

Частично бесплатная


Задачи: Кривая производственных возможностей и альтернативные издержки

 

Задача 1.

Илья имеет в течение рабочего дня возможность получить работу во множестве мест, где оплата труда сдельная и колеблется от 17 до 20 руб. в час. Привлекательность работы в разных местах примерно одинакова. Какова альтернативная стоимость одного часа свободного времени Ильи в течение рабочего дня?

Решение:

В данном случае, Илья из вариантов работы должен выбрать наиболее выгодный, т.е. тот, который приносит 20 р. в час. Поэтому отказ от работы в пользу свободного времени стоит 20 руб. в час.

Ответ: 20 руб. в час

 

Задача 2.

Студент заплатил 50 тыс. руб. за первый год обучения. Бросив учение, он мог бы зарабатывать 40 тыс. руб. в год. Одновременно работать и учиться не хватает ни сил, ни времени. Какова упущенная выгода, если принять во внимание только первый год обучения?

Решение:

50 + 40 = 90 тыс. р. в год. Плата за обучение суммируется с недополученным доходом. Все вместе и дает полную цену обучения, т.е. упущенную выгоду, так как не учитываются никакие различия между вариантами, кроме ценовых.

Ответ: 90 тыс. руб.

 

Задача 3.

В стране производят автомобили и тракторы. При производстве 5 автомобилей тракторы не производят. При производстве 4 автомобилей производят 7 тракторов, и т.д. как это изображено в таблице.

Автомобили Тракторы
   

Определите альтернативные издержки производства:

1) одного дополнительного автомобиля (при нарастании их числа с 0 до 5);

2) одного дополнительного трактора (при нарастании их числа с 0 до 25).

Решение:

1) Альтернативные издержки производства одного дополнительного автомобиля:

От 0-го до 1-го автомобиля: (25 – 22) / (1-0) = 3 трактора.

От 1-го до 2-го автомобиля: (22 – 18) / (2-1) = 4 трактора.

От 2-го до 3-го автомобиля: (18 – 13) / (3-2) = 5 тракторов.

От 3-го до 4-го автомобиля: (13 – 7) / (4-3) = 6 тракторов.

От 4-го до 5-го автомобиля: (7-0) / (5-4) = 7 тракторов.

2) Альтернативные издержки производства одного дополнительного трактора

От 0-го до 7-го трактора: (5-4) / (7-0) = 1/7 автомобиля.

От 7-го до 13 трактора: (4-3) / (13-7) = 1/6 автомобиля.

От 13-го до 18 трактора: (3-2) / (18-13) = 1/5 автомобиля.

От 18-го до 22 трактора: (2-1) / (22-13) = ¼ автомобиля.

От 22-го до 25 трактора: (1-0) / (25-22) = 1/3 автомобиля.

 

Автомобили Тракторы Альтернативные издержки производства одного дополнительного автомобиля Альтернативные издержки производства одного дополнительного трактора
    (7-0)/(5-4)=7 тракторов (13-7)/(4-3)=6 тракторов (18-13)/(3-2)=5 тракторов (22-18)/(2-1)=4 трактора (25-22)/(1-0)=3 трактора   (5-4)/(7-0)=1/7 автомобиля (4-3)/(13-7)=1/6 автомобиля (3-2)/(18-13)=1/5 автомобиля (2-1)/(22-18)=1/4 автомобиля (1-0)/(25-22)=1/3 автомобиля

Ответ: 1) 3, 4, 5, 6, 7 тракторов соответственно. 2) 1/7, 1/6, 1/5, ¼, 1/3 автомобилей соответственно

 

Задача 4.

На небольшом острове живут 5 человек. Они собирают кокосы и ловят крабов. В день каждый может собрать 20 кокосов, либо выловить 10 крабов. На острове нет никаких государственных институтов и не действует закон возрастающих альтернативных издержек.

1) Начертите КПВ экономики этого острова.

2) Могут ли островитяне добыть в день 50 кокосов и 30 крабов?

3) На остров завезена техника, в результате применения которой каждый островитянин теперь может собирать 30 кокосов. Как изменилось положение КПВ?

Решение:

1. На основании условий задачи строится таблица альтернативных возможностей, затем по точкам строится КПВ.

Крабы Кокосы
10*0=0 10*1=10 10*2=20 10*3=30 10*4=40 10*5=50 20*5=100 20*4=80 20*3=60 40*2=40 20*1=20 20*0=0

в день:20*5=100 кокосов или 5*10=50 крабов

 

 

2. Не могут, т.к. точка лежит за пределами КПВ.

3. Таблица альтернативных возможностей будет иметь вид:

Крабы Кокосы
10*0=0 10*1=10 10*2=20 10*3=30 10*4=40 10*5=50 30*5=150 30*4=120 30*3=90 30*2=60 30*1=30 30*0=0

 

 

Задача 5.

Могут ли следующие точки лежать на одной кривой производственных возможностей: А(0, 60), Б(20, 35), В(30, 20), Г(40, 0)?

Решение:

Для решения задачи необходимо проверить, выполняется ли закон «Возрастающих альтернативных затрат». Рассчитаем альтернативные издержки на каждом из отрезков кривой:

[0, 20]: (60-35)/(20-0) = 1,25

[20, 30]: (35-20)/(30-20) = 1,5

[30,40]: (20-0)/(40-30) = 2

Ответ: Да, т.к. закон возрастающих альтернативных затрат выполняется.



Форум 1: «Собственность как экономическая категория»

 

На данном форуме происходит обсуждение вопросов по теме "Собственность как экономическая категория".

Цель – закрепление знаний о понятии собственности в экономике ходе обсуждения практических ситуаций и базовых вопросов. На форуме рассматриваются вопросы разграничения субъекта и объекта собственности, виды и формы собственности, преобразование форм собственности.

 

Ход занятия:

 

1. Студенты должны предварительно ознакомиться с понятием и основными характеристиками категории собственности. Знать основные элементы "пучка прав в собственности. Отличать основные виды и формы собственности в современной экономике. Различать формы преобразования форм собственности.

2. Ознакомиться с проблемной ситуацией и ответить на предлагаемые вопросы.

 

Проблемная ситуация:

 

МОЖНО ЛИ ГАРАНТИРОВАТЬ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ?

 

Прочитайте вначале отрывок из статьи А Заборовской, а затем ответьте на предложенные вопросы.

Заболовская А. Новая экономика // Компьютера. 2001. 19 фев.

 

«Впервые документ об охране программного обеспечения (ПО) появился в США в 1961 г. В законодательстве появилось понятие «компьютерной программы». Конкретное содержание этого термина в разных странах варьируется, однако можно выделить две основные трактовки. Для США, например, характерно понимание программы как набора данных и (или) инструкций. В других странах (например, в Японии) программа определяется исключительно как набор инструкций. Кроме того, из объектов защиты исключили языки программирования и алгоритмы написания программ. Другой важной особенностью защиты ПО стал почти абсолютный режим закрепления права собственности. Разумеется, реальная защита имеет ряд изъянов. Нелегальное копирование программ требует небольших издержек и небольшого числа людей: развивается феномен компьютерного пиратства.

Производители ПО, устанавливая цены, руководствуются соображениями увеличения доходов и оправдывают высокие цены рядом причин.

Например, наличием дополнительных услуг, технической поддержки, отсутствием угрозы вирусов. Утверждается, что, не получая большой прибыли от продажи ПО, компании не имели бы достаточных средств для разработки новых, требующихся в условиях информационного бума программ.

Но нелегальные пользователи, почти не обращая внимания на угрозу преследования, продолжают покупать пиратские копии, которые во много раз дешевле, а поддержка ПО ценится рядовыми пользователями ниже, чем того хотят производители. Что касается профессиональных пользователей, то зачастую уровень поддержки не отвечает их запросам: ни в части оперативности, ни в содержательной части. Вирусы не очень беспокоят пользователей, так как практически для всех вирусов существует противоядие, зачастую тоже лицензионно. Резонно также поставить вопрос, почему в отличие от программ запись на аудиокассету для личного пользования не запрещена.

 

Вопросы:

1. В России действует Закон РФ от 23.09.92 г. №3523-1 «О правовой охране программ электронных вычислительных машин и баз данных». Между тем существует мнение, что слабая защита прав собственности в данной области способствует большему экономическому прогрессу. Как вы расцениваете такое мнение?

 

2. Правильно ли утверждение, что защита прав собственности в области ПО достигается не за счет закона, а за счет постоянного технологического лидерства?

 

3. Понятие «собственность» выражается по Коузу в «пучке» прав, независимо от того, идет ли речь о несложных материальных активах или же о таком сложном нематериальном активе, как ПО. Проследите, каким образом расщепляются права собственности на ПО в реальной действительности.

 

 


Вопросы для самоконтроля 1:

 

1. Дайте определение экономики.

2. Какие методы исследования в экономике существуют?

3. Назовите основные экономические школы и дайте им краткую характеристику.

4. Что такое позитивизм и нормативизм? Приведите примеры.

5. Как обосновать собственность и хозяйствование?

6. Перечислите основные экономические интересы и дайте их классификацию.

7. Какие цели и средства хозяйственной деятельности выделяют?

8. Что такое экономические потребности и какова их классификация?

9. Что такое экономические блага и какова их классификация?

10. Дайте определение полным и частичным, взаимодополняемым и взаимозаменяемым благам.

11. Обоснуйте кругообороты благ и доходов.

12. Что такое альтернативные издержки?

13. Нарисуйте и обоснуйте границу производственных возможностей.

14. Что такое краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе?

15. Что такое закон возрастания вмененных издержек?

16. Какие экономические законы вы знаете?

17. Дайте понятие экономической системы и экономическим институтам.

18. Каково было историческое развитие экономических систем?

19. Перечислите современные экономические системы

20. Дайте классификацию экономических систем по форме собственности и типу управления

21. Какие существуют национальные модели смешанной экономической систем?

22. Что представляет собой переходная экономика?

23. Дайте определение собственности как экономической категории.

24. Какие отношения между людьми являются вещными, а какие личностными? Являются ли отношения между членами семьи вещными?

25. В чем отличие формального права собственности от действительного права собственности?

26. Какая форма собственности преобладает у нас в стране?

27. Какая форма собственности обеспечивает наибольшую эффективность производства? Поясните относительно различных экономических систем.

28. Определите особенности (отличительные черты) теории прав собственности.

29. Какие права из «пучка» прав вы считаете наиболее важными с точки зрения работодателя, наемного работника, общества?

30. Что представляет собой национализация и денационализация?

31. Как происходит процесс разгосударствления и приватизации?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 9650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.