Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия и общая характеристика и формы физической подготовки в вузах МВД России




 

В высшем образовательном учреждении МВД России формами проведения физической подготовки являются утренняя физическая зарядка, учебные занятия, самостоятельная физическая подготовка, спортивно-массовые мероприятия. Учебные занятия проводятся в виде теоретических (лекции) и практических занятий.

Ведущей формой физической подготовки являются урочные формы занятий по дисциплине «Физическая культура». Цикл «Физическая культура» является составной частью общей культуры и самостоятельным разделом высшего профессионального образования, обеспечивает гармоничное развитие духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как физическое и психическое здоровье, психофизическое благополучие, физическое совершенство. Физическая культура в образовательных учреждениях МВД России как учебная дисциплина является важнейшим компонентом профессиональной культуры будущего специалиста ОВД и целостного развития его личности. Она относиться к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, по своему содержанию взаимосвязана с социально-экономическими, естественнонаучными и профессиональными дисциплинами (Рисунок 1).

Необходимыми требованиями, обеспечивающими успешность изучения данной дисциплины является высокий уровень развития психофизических качеств, свойств личности курсантов и мотивации к обучению.

 

 


Рисунок 1 Физическая подготовка в системе дисциплин

 


 

Рисунок 2 Этапы прохождения дисциплины "Физическая подготовка"

«Физическая культура» является базовой для изучения дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел», «Начальная профессиональная подготовка» и получает своё дальнейшее развитие и совершенствуется при моделировании ситуаций служебной деятельности в рамках указанных дисциплин.

В зависимости от содержания изучаемого материала, его сложности, профессионально-прикладной специфики, применительно к служебно-боевой деятельности сотрудников полиции, требований, предъявляемых к уровню физической подготовки, изучение дисциплины проходит через ряд этапов (Рисунок 2):

· первоначальная подготовка;

· базовая подготовка;

· усиленная подготовка;

· специальная подготовка.

Деление на этапы непрерывного и многостороннего процесса физической подготовки на этапы достаточно условно, однако, при этом все же магистральная направленность каждого года обучения выражается таким образом точно.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по дисциплине физическая подготовка является практическое занятие продолжительностью 1 час 30 минут.

Содержание занятия зависит от целого ряда условий и факторов. Во-первых, каждое занятие отличается друг от друга темой, целью и задачами, местом проведения. Во-вторых, изучаемым содержанием по тематике легкоатлетической, лыжной подготовки, спортивных игр, боевых приёмов борьбы, развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости), комплексной подготовки. В-третьих, содержание занятия очень существенно зависит от этапа подготовки, а главное от подготовленности самих курсантов.

По направленности занятия могут быть преимущественно учебной направленности, на которых решаются задачи разучивания техники упражнений; преимущественно тренировочной направленности, на которых решаются задачи развития физических качеств, подготовки к выполнению контрольных упражнений, совершенствованию тактики, и контрольные занятия.

В теории и методике физического воспитания в учебном занятии различают, как правило, три части: подготовительную, основную и заключительную. Иногда организационное начало подготовительной части занятия выделяют в отдельную – вводную часть.

В водную часть занятия входит: построение, прибывших на занятие; отдача рапорта командиром группы; строевая проверка; краткая характеристика темы, цели, задач и содержания занятия; доведение мер безопасности и профилактике травматизма; организация освобожденных от занятия по болезни; подготовка места занятия. Продолжительность вводной части до 5 минут.

В подготовительную часть занятия для лучшей организации занимающихся и поддержания дисциплины включаются строевые упражнения и упражнения в перестроении; упражнения обще-развивающего характера для повышения тонуса и эластичности мышц, улучшения подвижности в суставах, повышения сосредоточенности и координации движений. На этапах усиленной и специальной физической подготовки (на III и IV годах обучения) в подготовительную часть включаются специализированные упражнения борьбы, рукопашного боя, боевых приёмов борьбы, требующие частого повторения. Для повышения занимательности занятия, эмоционального фона подготовительная часть, как правило, заканчивается подвижной игрой или упражнениями состязательного характера. Продолжительность подготовительной части занятия на этапе первоначальной и базовой подготовки 25-35 минут, а на следующих этапах 15-25 минут.

Содержание основной части складывается из упражнений, направленных для решения задач специальной и общей физической подготовленности. Посредством упражнений общей физической подготовки решаются задачи развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. А посредством специальных упражнений разучивается и совершенствуется техника действий, тактика применения приёмов борьбы, рукопашного боя, боевых приёмов борьбы, силового задержания правонарушителя. Продолжительность основной части занятия 45-60 минут.

Содержание заключительной части составляют бег в медленном темпе, ходьба, упражнения направленные на расслабление, снижение эмоционального фона, восстановления деятельности дыхательной и сердечнососудистой систем к естественному состоянию, подводятся итоги занятия, наводится порядок на учебных местах. Продолжительность заключительной части занятия 3-5 минут.

§3. Рабочая программа по «Физической культуре».

 

Содержание обучения, а также порядок изучения и преподавания дисциплины «Физическая культура» отражается в рабочей программе.

Рабочая программа дисциплины является основным документом, устанавливающим содержание и методическое построение учебной дисциплины. В программе дается перечень основных разделов, тем и учебных вопросов, последовательность их изучения, методические и организационные указания об особенностях преподавания дисциплины, исходя из целей и задач обучения, определяется место дисциплины, междисциплинарные связи в основной образовательной программе подготовки специалиста.

Нормативными основами, требованиям которых соответствует программа по дисциплине «Физическая подготовка» выступают:

· государственный образовательный стандарт[4] высшего профессионального образования третьего поколения;

· примерная программа дисциплины «Физическая подготовка» по специальности 031001 – Правоохранительная деятельность для образовательных учреждений МВД России, утвержденная начальником департамента кадрового обеспечения МВД России 16 июня 2011 г.;

· наставление по физической подготовке сотрудников ОВД МВД России от 29 июля 1996 г. № 412 в редакции приказов МВД России от 31.01.2001 № 76, от 15.05.2001 № 510 (в редакции от 20.05.2003 № 340).

Содержание рабочей программы основывается также на общенациональных концепциях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, охраны здоровья населения Российской Федерации, Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Программа состоит из разделов, в которых отражаются организационно-методические аспекты дисциплины, тематический план и примерный перечень учебных элементов, порядок изучения программного материала, зачетные и экзаменационные требования и ряд других.

Дисциплина «Физическая культура»[5] изучается в объеме 500 часов на протяжении всего периода обучения. После окончания каждого семестра курсанты сдают дифференцированный[6] зачет, а после окончания всего периода обучения – выпускной экзамен.

 

Таблица 1. Объем дисциплины «Физическая культура» и виды учебной работы.

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
                 
Аудиторные занятия (всего)                    
В том числе:                    
Лекции                    
Практические занятия (ПЗ)                    
Самостоятельная работа (всего)                    
Культура к практическим занятиям                    
Экзамен                    
Общая трудоемкость часы зачетные единицы                    

 

Оценка зачета складывается из оценок:

· выполнения нормативов контрольных упражнений общей физической подготовки;

· выполнения контрольных упражнений служебно-прикладной физической подготовки (боевые приёмы борьбы и полоса препятствий);

· участия в спортивно-массовых мероприятиях.

Оценка экзамена выводится по результатам выполнения контрольных упражнений в подтягивании на перекладине, челночном беге и оценки выполнения пяти заданий по боевым приёмам борьбы.

За весь период обучения программой предусматривается всего 16 часов на изучение её теоретического раздела – 8 лекций, которыми, как правило, начинается новый этап прохождения учебного материала по дисциплине. На лекциях изучаются:

· характеристика физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России (цель и задачи физической подготовки; основные понятия и общая характеристика и формы физической подготовки в вузах МВД России; рабочая программа по «Физической подготовке»; требования, предъявляемые курсантам на занятиях по физической подготовке);

· травматизм и его профилактика на занятиях по физической культуре в вузах МВД России (причины и виды травматизма; первая доврачебная помощь; признаки утомления или перетренированности; врачебный контроль и самоконтроль);

· основы здорового образа жизни (понятие «здоровье», его содержание; здоровый образ жизни учащейся молодежи; составляющие характеристики здорового образа);

· боевые приемы борьбы в системе физической подготовки сотрудников органов внутренних дел (история зарождения боевых приемов борьбы; классификация боевых приемов; общие принципы ведения боя; топография уязвимых частей человеческого тела);

· научные основы физического воспитания и спорта (организм человека как единая биологическая система; основы развития физических качеств; основы овладения двигательными действиями);

· основы физической подготовки сотрудников органов внутренних дел (принципы и организация физической подготовки в ОВД; структура и содержание занятий по физической подготовке; организационно-методические особенности изучения боевых приемов борьбы);

· организационно-методические основы самостоятельной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел (самостоятельные занятия как компонент системы физической подготовки сотрудников ОВД; средства, формы и содержание самостоятельных занятий; самоконтроль в физическом воспитании и спорте);

· прикладные аспекты применения боевых приемов борьбы в оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел (правовые аспекты применения физической силы и боевых приемов борьбы сотрудниками ОВД; анализ ситуаций и условий нападений правонарушителей на сотрудников милиции; анализ применения приёмов самозащиты работниками ОВД при задержании правонарушителей; условия и пределы применения физической силы на основе моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности).

Наиболее интересным, представляется более подробное представление программы по тематике практической подготовки. Практическая подготовка состоит из двух частей – общей и специальной[7] физической подготовки.

В рамках общей физической подготовки изучаются и совершенствуются умения и навыки рациональных способов перемещения бегом и на лыжах, гимнастические упражнения, способы перемещения по лестнице, канату, силовые упражнения на перекладине и брусьях, развиваются физические качества (сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость).

В рамках специальной физической подготовки изучаются способы преодоления естественных и искусственных препятствий (в т.ч. и на комплексных полосах препятствий), способы переноски и транспортировки человека, боевые приёмы борьбы, тактика их применения.

Бесспорно, главным содержанием практической (специальной) физической подготовки является изучение боевых приёмов борьбы.

Программой предусматривается освоение атакующих и защитных приёмов и действий боевой борьбы: ударов руками и ногами, резиновой палкой и автоматом; бросков, удушающих и болевых приёмов, приёмов силового удержания, надевания наручников, связывания, силового сопровождения задержанных.

В результате изучения дисциплины выпускник должен:

Знать:

· нормативно-правовые основы организации физической культуры в системе МВД России (ОК-13);

· цель, задачи, содержание и формы физической культуры курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России, сотрудников органов внутренних дел (ОК-13);

· средства и методы развития профессионально важных психофизических качеств и формирования двигательных умений и навыков сотрудников органов внутренних дел (ОК-13);

· основы здорового образа жизни, способы самоконтроля за состоянием здоровья (ОК-13).

Уметь:

· самостоятельно поддерживать собственную физическую и специальную подготовленность с учетом требований к профессиональной деятельности (ОК-13).

· применять физическую силу, в том числе и боевые приёмы борьбы, специальные средства по основаниям, в порядке и пределах установленных законом (ПК-28).

Владеть:

· необходимыми умениями и навыками общей и специальной физической культуры в соответствии с требованиями нормативных документов МВД России (ОК-13).

· техникой упреждающих ударов руками и ногами, резиновой палкой, проведения болевых и удушающих приемов, бросков; защитных действий и обезоруживания правонарушителя нападающего с применением подручных средств, холодного и огнестрельного оружия; проведения личного досмотра, связывания, сковывания наручниками и сопровождения правонарушителя (ПК-23, ПК-28);

· навыками передвижения по пересеченной местности, преодоления препятствий, переноски партнера (ПК-28).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.