КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее понятие о психике и психологии
Задачи и значение психологии. Структура современной психологии. Краткая история развития психологии. Общее понятие о психике и психологии. Тема 1.1. Предмет, задачи,значение науки психологии. План: Любой психически здоровый человек способен воспринимать и познавать окружающий мир, различные предметы и явления. - Мы слышим различные звуки: шорох травы, пение птиц, гул самолета, транспорта. - Мы видим различные предметы, явления, людей и животных, различаем форму, цвет, высоту. - Мы ощущаем ароматы и запахи (например, запах бензина и аромат духов). - Мы мыслим над прочитанной книгой, над фильмом, обдумываем действия, принимаем решения. - Наш мозг способен запомнить, вспомнить, припомнить. - Мы способны представить то, чего никогда не воспринимали (например, тропический лес, мамонтов) и представить то, чего не существует на свете (например, события фантастических книг, фильмов, сказок). Человек не только познает окружающий мир, но и имеет свое отношение к предметам и явлениям. Что-то его радует, доставляет удовольствие, к чему-то он равнодушен, чем-то огорчен. Каждый человек по-своему своеобразен и имеет свои особенности: одни занимаются танцами, другие музыкой, спортом, книгами. Все эти разнообразные психические явления, проявления темперамента, характера, чувств и воли составляют в своей совокупности психику. А наука, изучающая психические явления, называется психологией. Психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Название это произошло от слияния двух древнегреческих слов – «псюхе» - душа и «логос» - учение, слово, и означает «наука о душе». Предметом психологии является изучение психики животных и человека. Психика – способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Психика в себя включает, а, следовательно, психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Психические процессы -отдельные формы или виды психической деятельности. Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяют познавательные процессы - ощущение, память, восприятие, мышление, воображение, речь, и эмоционально-волевые к ним относят чувства, эмоции и волю. Познавательными психические процессы называют потому, что с их помощью человек познает окружающий мир и самого себя. Ощущение – процесс, который связан с выделением каких-то отдельных свойств предметов (цвет, форма, запах, вкус). Восприятие – это процесс восприятия предметов в совокупности их свойств. Память – это процесс, который дает нам право и возможность запомнить все, что мы когда-то делали, видели, чувствовали и в какой-то момент вспомнить и воспроизвести. С помощью мышления человек познает общие законы, устанавливает взаимоотношения между предметами и явлениями окружающего мира. Воображение дает возможность представить себе то, что человек раньше не видел, не слышал, не делал, и не чувствовал. Речь позволяет передавать знания, информацию от одного поколения к другому, позволяет воздействовать друг на друга, вызывать чувства, призывать к действиям. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сосредоточиться на чем-либо. Оно лежит в основе всех познавательных психических процессов. К эмоциональным процессам относятся чувства и эмоции. Они отражают переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, устанавливают личностную значимость того или иного события. К волевым психическим процессам относится воля. Воля обеспечивает сознательную регуляцию повеления, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению. Психические свойства -наиболее существенные и устойчивые психические особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности человека – темперамент, характер, способности и направленность личности, выражающаяся в потребностях, мотивации, интересах, желаниях, убеждениях… Темперамент – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих динамику психической деятельности человека. Характер – это сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поведении. Способности – индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в деятельности. Интерес – проявляется в направленности личности на тот или иной предмет. Мотивация – процесс внутреннего психического управления поведением. Психические состояния – это особая характеристика психической деятельности человека за некоторый периодвремени. Психические состояния вызываются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на поведение человека в течение этого периода. К ним относятся: бодрость, утомление, апатия, рассеянностью, аффект, переживание, фрустрация, эйфория, адаптация, агрессивность, радость и др. Агрессивность – повеление человека, проявляющееся в стремлении причинить другому человеку неприятность, нанести вред. Адаптация – приспособление, привыкание к новой сфере. Утомление - плохое настроение, усталость. Фрустрация – эмоциональное тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающейся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели. Эйфория – состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами. Рассеянность – это состояние забывчивости, которое оказывает влияние на человека. Самоактуализация – стремление к личному самосовершенствованию. Психические состояния, психические процессы и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют друг с другом. Психика человека проявляется, формируется и развивается в деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, продуктивные). Проявление психики свойственны только животным и человеку. Психика человека качественно отличается от психики животного. Психика животного гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Только человеку присуща высшая форма психической жизни – сознание. Поэтому психология занимается вопросами сознания. Таким образом, психология – это наука, изучающая психические свойства, процессы и состояния, закономерности из развития и проявления. 2. Краткая история развития психологии. Психология – наука с одной стороны очень старая, а с другой - очень молодая. С одной стороны ее возраст насчитывает 2400 лет. Первое систематическое изложение психических явлений было предложено древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотель считается основоположником психологии. С другой стороны – научно-экспериментальные исследования психических явлений и закономерностей начались с середины XIX века, а подлинно научная психология стала складываться позже – на рубеже XIX-XX веков. В истории развития психологии как науки можно выделить 4 периода. I период: Психология – наука о душе. Этот период длился от IV века до нашей эры до XVI века нашей эры. Началась наука психология с трактата Аристотеля «О душе», поэтому в переводе с древнегреческого психология означает «наука о душе». Ученые в этот период занимались изучением душевных или психических явлений, которые каждый человек может обнаружить в своем сознании путем самонаблюдения. Основным методом изучения психики была интроспекция, т.е. самонаблюдение. В этот период большой вклад в развитие науки внесли Сократ, Платон, Гераклит, Демокрит. II период: Психология – наука о сознании. Он длился от XVI века до начала XIX века нашей эры. Это время открытий в области физиологии и анатомии. Открытия в области физиологии и анатомии являлись новой отправной точкой в развитии психологии, они внесли новый импульс в развитие науки. Это новая эпоха в развитии психологических данных. Декарт открыл рефлекс. Чешский ученый И. Прохазка – рефлекторную дугу. Немецкий ученый Э.Вебер исследовал работу органов чувств. Ч. Дарвин и русские ученые И.П. Павлови И.Н. Сеченов исследовали работу нервной системы и головного мозга. Эти открытия в области физиологии позволили прийти к мысли, что психика определяется работой нервной системы и коры головного мозга, т.е. в основе психики лежит деятельность нервной системы и головного мозга. III период: Психология – наука о поведении. Начало XIX века до середины ХХ века. Это этап экспериментальной и дифференциальной психологии. На этом этапе складывается подлинно научная психология – появляются первые лаборатории, специальное оборудование, приборы для изучения психики. Появляются новые методы исследования, например, лабораторный эксперимент. Одна из первых лабораторий появилась в Лейпциге в Германии, ее основатель немецкий ученый В.Вундт. Появляется новый метод исследования – естественный эксперимент, его автор русский ученый А.Ф.Лазурский. Появляются новые методы: тестирование, анкетирование. Разрабатываются новые методики. Огромное количество ученых и в России и за рубежом разрабатывают науку психологию. Например, Г.Айзенк – создает «Тест по определению темперамента». Р.Кеттел – «16- факторный опросник по изучению личности». Психоаналитик З.Фрейд занимается вопросами бессознательного. Огромный вклад внесли русские ученые Д.М. Теплов С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский,А.В. Петровский. IV период: Современный этап развития психологии. Ученые занимаются изучением фактов, закономерностей, механизмов психики. Создаются новые отрасли психологии: генетическая, парапсихология, психодиагностика. Представителями этого этапа являются: И.ВДубровина, П.Я.Ярошевский, Е.ЕКравцова, Н.И. Гуткина. 3. Структура современной психологии. Сегодня психология представляет сложную структуру разных ее отраслей. Образно психологию можно представить в виде дерева, где ствол составляет общая психология, а ветви, отходящие от нее – отрасли психологии. Отраслей очень много. Общая психология изучает историю данной науки, методы и теории исследования человека. Изучает общие закономерности познавательной и практической деятельности взрослого человека. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития взрослого и ребенка. Парапсихология изучает необычные явления психики: ясновидение, летаргический сон, телепатию, экстросенсорику. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения. Предметом изучения экопсихологии является экологическое сознание. Одной из задач является изучение влияния внешней среды на психическое состояние человека. Возрастная психология исследует особенности развития психики на различных возрастных этапах. Здесь выделяются разделы: 1. Детская психология – от рождения до 10 лет. 2. Психология подростка – от 10 лет до 14-15 лет. 3. Психология юности – от 14-15 до 17-18 лет. 4. Психология взрослого – от 7-18 лет до 60 (по этапам). 5. Геронтопсихология – от 60 лет до 90 лет. 6. Психология долгожителя – свыше 90 лет. Педагогическая психология занимается психологическими закономерностями воспитания и обучения молодого поколения. Предметом изучения социальной психологии является психология группы и коллективов, взаимоотношения людей в них. Патопсихология изучает болезненные расстройства психики. Ее разделы: 1. Олигофренопсихология – врожденные дефекты мозга. 2. Сурдопсихология – дефект слуха. 3. Тифлопсихология – дефект зрения. Медицинская психология изучает деятельность врача и поведение больного. Зоопсихология изучает психику и поведение животных. Психология труда рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности. Космическая психология изучает психику в условиях невесомости. Военная психология изучает психические особенности человека в условиях боя, военной обстановки; психическую деятельность военнослужащих. Психология спорта исследует законы выработки спортивных навыков; деятельность и личность спортсмена. Таким образом, современная психология представляет сложную систему различных ее отраслей.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 8710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |