Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение, как основная экономическая категория




Колбаса Эластичный спрос

Бензин Единичная эластичность

Хлеб Совершенно неэластичный спрос

Соль Совершенно неэластичный спрос

Под предложением понимают чье-либо желание продать товар.

Объем предложения при этом составляет то количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

Предложение — это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены.

Следует различать натурально-вещественную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в деньгах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения.

Объем и структура предложения характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть производимой продукции потребляется в производстве.

В настоящее время в предложение принято включать следующие пять групп товаров (услуг):

1) сырье (ресурсы);

2) товары производственного назначения (оборудование и т.п.);

3) труд (наемный);

4) капитал (производительный и денежный);

5) товары потребительского назначения, в том числе: изделия длительного пользования, изделия краткосрочного пользования, услуги.

Объем предложения у каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то производители постараются увеличить предложение товара, попытаются сбыть даже бракованные изделия.

На объем предложения, кроме самого товара, оказывают влияние и такие факторы, как цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров, уровень технологии, деятельность государства, налоги, перспективные ожидания, степень монополизации производства и рынка и т.д.

Технический прогресс приводит к снижению затрат на производство и последующему увеличению объема предложения. Государство, осуществляя законодательную деятельность, устанавливает правила поведения экономических агентов, взимает налоги с производителей. Налоговая политика разрабатывается не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с целью оказать то или иное влияние на производство товаров (а в некоторых случаях выплачиваются дотации), государство занимается регулированием цен и стандартизацией товаров.

Состав предложения постоянно меняется, включая новые товары (информация, лицензии, патенты, ноу-хау и т.п.), порождая свой локальный рынок.

На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно также отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсциссы (Q) служит для обозначения товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены (Р). График предложения получит форму кривой предложения (рис. 5.3).

Рис. 2.10 Кривая предложения

 

Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. На графике кривая предложения представляет собой плавно изогнутую и поднимающуюся кверху кривую. Она иллюстрирует зависимость между рыночными ценами и количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. Эту зависимость Курно описал математически в виде формулы:

S = f (P), где S — предложение; Р — цена; f —функция.

Курно назвал ее законом изменения предложения. Суть закона предложения состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

На кривую предложения все возрастающее влияние оказывает технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и изменить предложение товара. Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов и труда, кривая предложения более крутая.

Предложение является функцией всех факторов, определяющих его изменение:

S = f (Р, Рr, К, T, N, B),

где Рr — цены ресурсов; К — характер применяемой технологии; Т — налоги и субсидии; N — количество продавцов; В — прочие факторы.

Если все перечисленные факторы, кроме первого – цены на данный товар, принять как неизменные, то функция кривой предложения будет выглядеть так: Qs= f (Р).

Таким образом, функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Аналогично спросу необходимо различать изменение предложения и изменение объема предложения. Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Изменение предложения происходит, когда изменяются другие факторы, которые раньше принимались за постоянные. Предположим, что используется новая технология, которая позволяет при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо в положение S1. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество товара. Так, при цене Р1 - Q 2 > Q 1 а при цене Р2 - Q 3 > Q 2 (рис.2.11).

Рис. 2.11 Кривая изменения предложения

Если увеличиваются налоги, растут издержки потребления, кривая предложения смещается влево в положение S2. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит меньшее количество товара (Q4). То есть на предложение влияют так называемые «неценовые детерминанты». Это те факторы, которые раньше принимались нами за постоянные:

· Новая (устаревшая) технология,

· изменяющиеся налоги и субсидии,

· изменяется количество продавцов,

· степень монополизации производства и рынка,

· уровень конкуренции на рынке,

· ожидания продавца и т.д.

Само предложение, изменяясь, приводит к сдвигу всей кривой предложения.

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени, обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.).

Рис. 2.12 Изменение цен и объемов предложения в а) кротчайший (мгновенный), б) короткий, в) длительный период.

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис. 2.12 а). В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства в соответствии со спросом (рис. 2.12 б). В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (рис. 2.12 в).

 

Вопрос: Как, в условиях длительного периода времени, поведет себя предложение на товар Х, если спрос на товар Y увеличится?

переместится влево

+останется неизменным

переместится вправо

станет равной нулю




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.