КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потребительский выбор и его особенности
Лекция3.1. Анализ поведения потребителей
Исследование поведения потребителя на рынке стало заслугой целого направления в экономической науке – маржинализма (от англ. marginal – предельный, находящийся на краю). В основе теории лежит изучение потребностей и блага, рассмотренных ранее. Полезность некоторого блага определяется, как его способность удовлетворить одну или несколько потребностей. Полезность – это субъективная выгода, извлекаемая индивидом из потребления блага. В классической школе политэкономии полезностью называют потребительскую стоимость товара в противоположность его меновой стоимости. Экономическая теория исходит из того, что у потребителя существует масса альтернативных наборов благ, и он ищет ту комбинацию наборов благ, которая максимизирует его полезность. При анализе поведения потребителя исследователи обычно полагают, что имеются некие предпосылки в поведении потребителей: 1) все рынки товаров и услуг являются совершенно конкурентными, а все товары и услуги имеют рыночную цену; 2) все домохозяйства и фирмы располагают полной и достоверной информацией, необходимой им для совершения выбора и принятия решений о потреблении или производстве. Всем точно известны цены, процентные ставки, ставки заработной платы, величина издержек производства, качество товаров и т.д.; 3) в основе потребительского выбора лежит полезность, величину которой можно измерить; 4) все контрагенты ведут себя рационально, т.е. соотносят свои затраты и выигрыши по каждой дополнительной единице потребленного или произведенного товара и принимают решения, при которых выигрыш был бы не меньше, чем издержки; 5) Выбор наборов благ зависит от их цен. То есть при прочих равных условиях потребитель стремиться выбрать товар по более низкой цене. 6) У потребителя всегда существуют предпочтения. Предпочтение – это выбор между возможными вариантами, исходя из того, что один вариант лучше других и обладает большей полезностью для лица, осуществляющего выбор. Предпочтение может быть и во времени, которое затратит потребитель на приобретение товара, а не в свойствах самого блага. Легко заметить, что большая часть названных выше предпосылок является условными и не реализуется на практике. Нигде, по сути, нет рынков совершенной конкуренции, покупатели никогда не знают точно о реальном качестве покупаемого товара, производители не знают истинного дохода покупателей и пр. Наконец, далеко не всегда и не все покупатели (равно как и производители) ведут себя рационально и последовательно. Наиболее уязвимым является тезис о полезности, которую можно соотнести с затратами. Индивидуальная оценка полезности является субъективной характеристикой. Отдельные индивиды оценивают полезность одной и той же вещи по-разному, в зависимости от своих вкусов и предпочтений. Более того, один и тот же потребитель оценивает полезность того же самого продукта/услуги не одинаково в зависимости от конкретной ситуации, места, времени, моды и пр. Есть ряд случаев, которые противоречат перечисленным выше предпосылкам в поведении потребителя, но довольно часто встречаются на практике. Исключения в поведении потребителей: Это 3 эффекта: 1) эффект присоединения (заключается в том, что человек делает свой выбор под воздействием предпочтений среды его обитания, чтобы «не выделяться»); 2) эффект«сноба» - стремление сделать выбор вопреки мнению окружающих лиц и принципа рациональности, чтобы выделиться из толпы; 3) эффект Веблена – эффект престижности, когда благо приобретается не ради его полезных свойств, а ради престижа. Возможности выбора у каждого потребителя ограничены. В качестве основного ограничителя выступает ограниченность ресурсов и, прежде всего денежный доход самого потребителя. Объяснение мотивов поведения потребителя производится двумя основными направлениями маржинализма – кардиналистами (количественниками) и ординалистами (сторонниками порядкового подхода).
Вопрос: Если потребитель при выборе товара ориентируется в первую очередь на известность марки, а не на свойства товара, то действует эффект… присоединения Правильного ответа нет +Веблена «сноба»
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |