Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование социологических идей о труде




План

1. Предмет, содержание, основные проблемы социологии труда

 

2. Формирование социологических идей о труде.

 

3. Социально-трудовые отношения и процессы.

 

1. Предмет, содержание, основные проблемы социологии труда

 

 

Труд – основное условие жизни человека и функционирования общества. Труд есть, в первую очередь, процесс, что происходит между человеком и природой, процесс, где человек собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы человек сама противостоит как сила природы. Благодаря труду человек напал на след своего естественного развития, выделился из мира животных и стал думающим, умным существом, то есть действительно человеком. Обычно, труд создал человека. Труд создал человека и человеческое общество, выступает одной из первых предпосылок жизни и развития человека, поскольку сама является специфическим процессом, что возможен лишь в общественной деятельности, в общении людей между собой. Труд всегда выступает в форме коллективной деятельности. В производстве люди вступают во взаимоотношения не только с природой, ведь люди не могут производить не объединяясь для достижения общей цели для взаимного обмена деятельностью. Для того чтобы производить, создавать материальные блага люди вступают в определенные отношения, но только в пределах общественных связей эти отношения, как и их отношения к природе выступают в форме производства.

Социология труда – наиболее общая из специальных социологических теорий, что имеет предметами своего исследования социально-трудовые отношения и процессы, социальные институты и общности в сфере труды (социология организаций, промышленная социология, социология села, социология трудового коллектива, социология профессий и ін), закономерности, формы и методы целеустремленного влияния на них, то есть является социологической основой менеджмента.

Данная социология – одна из специальных социологических теорий, предметом изучения которой являются социальные аспекты труда, то есть человеческий фактор, его функционирование в процессе труда. Однако этот подход очень общий, потому что проблемы труда изучает и много других наук, в том числе социологических.

Социология труда – это отрасль социологии, специальная социологическая теория, которая изучает труд, трудовую деятельность и поведение, трудовой коллектив как специфическую социальную подсистему общества, его социальные институты, а также социальные общности в сфере труды, социально-трудовые отношения и процессы и закономерности, формы и методы целеустремленного влияния на них.

Предметом изучения социологии труда является:

¨ социальные общности, то есть разные социальные группы (субъекты труда), которые принимают участие в трудовой деятельности, а именно: предприниматели, менеджеры, инженерно-технические работники, служащие, рабочие и ін;

¨ социальные институты в сфере труда, то есть исторически сформированные специфические формы совместной деятельности людей, а именно: труд, трудовая деятельность и поведение, трудовой коллектив и ін.;

¨ социально-трудовые процессы, то есть процессы, которые происходят непосредственно в трудовых коллективах, в процессе труда и связанные с функционированием и изменением состояний социальных групп, отдельных работников, связанных с их трудовой деятельностью.

Предмет науки “соединяет” пять составляющих: социальные слои и институты в сфере труда, социально-трудовые отношения и процессы, социальное управление ими.

Социология труда изучает много разных проблем, прежде всего соотношение социальных и профессиональных групп, источники формирования социальных отличий в трудовых коллективах (то есть, почему есть предприниматели, управленцы и рабочие, которые же до того могут стать безработными). Наконец, она изучает специфические социальные интересы социальных групп, необходимых для организации эффективного развития коллективов, предупреждения или разрешения конфликтов у них. Социология труда изучает методологические и методические аспекты решения таких проблем, как выработка, принятие и реализация управленческих решений; использование многообразной информации в процессе управления; определенных методов и стилей руководства; эффективность самоуправления и производственной демократии и др.

 

Труд, как целеустремленная деятельность людей, является в то же время самой простой абстракцией, что выражает самое давнее отношение людей к природе и друг к другу во всех общественных формах производства. Труд, как отдельное понятие, появилось сравнительно недавно, а именно тогда, когда возникает относительно развитая сукупністі многих видов труда и когда ни один из конкретных ее видов – земледельца, ремесленника, коммерсанта и других не мог уже воспроизводить разнообразие человеческой деятельности. С победой большого машинного производства возникла развитая совокупность конкретных видов труды, за которые труд более найчіткіше выступает как средство создания богатства вообще, то есть капитала, и теряет свою специфическую связь с определенным рабочим.

Субъектом и носителем труда становится лишь человек. Машина, животное, определенные силы природы могут выполнять определенную работу, и в понятие труда эта деятельность не входит. Однако и деятельность человека не в полной мере совпадает с понятием труда, потому что труд – это не всякая, а лишь общественно-полезная деятельность. Труд как общественно-полезная деятельность – категория социально-историческая. Чем шире, глубже, універсальніше осуществляется человеком труд, который раскрывается в трудовом процессе, тем более многообразной становится совокупность зесвоєних и усваиваемых человеком явлений и вещей внешнего мира, тем более богатым и універсальнішим становится внутренний духовный мир личности и общества. С развитием и разнообразит трудовой деятельности растет практическая необходимость духовного освоения окружающего мира. Человек все более сознательно опережает ход будущих событий, мнимо обгоняет исторический процесс. Превращая и видоизменяя реальный мир, человек в процессе труда ставит новую цель, внутренне более сложные проблемы, опережает в намерениях и прогнозах следствия своей деятельности. К сожалению, труд, создавая прекрасные вещи для других, нередко сопровождается обнищанием работника. Изменяется ручной труд машиной, но в то же время часть рабочих попадает в варварские условия труда, превращая рабочего человека в придаток к машине. Целью труда является создание возможностей для повышения благосостояния людей, улучшения условий их труда и быта.

В теории и на практике ведущая и определяющая роль принадлежит активно практическому отношению к реальностям жизни, что выступает как объективный закон возникновения и развития внутреннего духовного мира общества и человека. Производство материальных благ сопровождается присвоением, приспособлением и видоизменением предметов природы при условиях определенной общественной формы. Общественная форма производства предопределяет ту или другую структуру общества, отношение людей к природе через отражение в их чувствах и мышлении связей людей, которые возникают в процессе производства материальных благ. Одновременно обобщается и раскрывается отношение людей к объективному миру, к обществу и природе. Богатство и ограниченность духовного мира отдельного человека и общества полностью определяется и типом господствующих в обществе производственных отношений. В прошлом в теории и практике закрепилось узкое понимание труда как экономической категории. Трудовая деятельность оценивалась из позиций материального утилитаризма и сводилась к процессу производства материальных ценностей, а в общем выражении понимала как процесс утилітаризації природы. Вещественно-образовывающая функция труда гипертрофировалась так, что сам субъект труда – человек – рассматривался преимущественно как производитель потребительских стоимостей, а социально-образовывающая функция лишь декларировалась. Но известно, еще Георг Гегель, а за ним и Карл Маркс, за процессом производства вещей смогли увидеть процесс воссоздания человека, опосредствованный изменением окружающего мира.

Основное назначение труда – удовлетворение потребностей индивида и общества, необходимость достижения практически полезных, утилитарных результатов. Но труд не следует ограничивать лишь производством материальных благ, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей, а видеть в ней процесс удовлетворения главной человеческой потребности – потребности в труде. Порожденная необходимостью удовольствия у жизненных потребностей, труд постоянно формирует и увеличивает новые потребности, актуализируя жизнедеятельность человека. Бесспорно, труд по природе – явление общественное. Первисносуспильний строй объединил людей через необходимость добывать еду, преодолевать стихийные бедствия, бороться с врагами. Именно поэтому труд каждого члена рода без любых опосередковуючих звеньев непосредственно включался в общественный труд.

С развитием производственных сил в характере труда произошли существенные изменения и, в первую очередь, углубляется разделение труда. Общественный характер труда проявляется не в процессе создания продукта, а в процессе его реализации, когда оказывается, что индивидуальные затраты на производство продукта не совпадают с общественными нормами. Конечно же, к содержанию труда всегда входит обмен деятельностью между индивидами, а труд рабочего – живой труд – дополнение живого труда всех других индивидов. Отношение к окружающему миру осуществляется человеком через совокупный труд. Если специфически характерную черту человеческого труда составляют использование и создание средств труда, то труд несет в себе атрибут общественности, а такая общественность переносится на исторически определенные виды труда как механизмы социального наследования.

Представление о труде складывается у людей достаточно рано, а возникновение общей формы труда приходится на период относительно зрелого общества, когда не только возникает развитая совокупность конкретных видов труда, но и ни один из них не претендует на господство. Все виды труда превращаются в разновидность промышленного труда, а система разделения труда приводит до того, что целью производства становится производство богатства. Богатство – исторически накопленный труд в ее конкретной форме. Труд при таких исторических условиях – это труд вообще, направленная на накопление богатства независимо от его разновидностей. Формирование такого труда предусматривает реальную возможность перехода индивидов от одного вида труда в условиях развитой совокупности ее разновидностей. Общественный труд позволяет преодолеть узкий горизонт утилитаризма человеческой деятельности с выходом к ее духовности. Основанная на мышлении логика человеческой деятельности приобретает утилитаризм, позволяет действовать не в интересах произвола, а по меркам всех вещей и обстоятельств. Перестраиваются схемы человеческой деятельности, и человек, становлячись субъектом деятельности, подчиняет ее внутренней логике развития. Мышление как субъективный базис такой деятельности представляет ее в социальном виденье как общественный труд, потому что ее содержание становится общественным. Такой труд адекватная общественной природе человека. Труд раскрывает и переводит в материал мышления общие закономерные связки, на основе чего и складываются общие проявления человеческого сознания – наука, мораль, искусство, право и др.

В современном обществе перенесения центра веса в общественном разделении труда на умственный труд связано с коренным изменением места и роли человека в производстве: рабочий вместо того, чтобы быть главным агентом процесса производства, становится если бы рядом с ним. Тенденции развития современного производства такие, что простой труд оттискивается, правилом становится творческая деятельность, которая открывает пространство для развития всей одаренности, способностей и т.п. Изменение содержания труда, все больше наполнение ее духовно мислючим содержанием, как и открытие в труде ее важнейшей человекотворческой функции, является достижением развития человеческой мысли. В таком определении труд обеспечивает движение мысли к овладению общим. Человеческая деятельность – это такое образование и использование орудий труда, что, в сущности, бесконечное, не имеет завершенного состояния, не создает итогового абсолютного продукта. Основным результатом трудового процесса является превращение приобретенных знаний и навыков на личную собственность.

Социализация лица раскрывает собственно общественную природу человека: не только прямое непосредственное общение между людьми, но и общение через орудия труда, через опосредствование трудовой деятельность, воплощенных в орудиях труда, становится исходным моментом при привлечении лица к трудовой жизни. И не только через собственный опыт, но и через знание личность начинает воспринимать мир, открывая в нем свойства и отношения. Труд своей сутью является средством бытия, через посредничество которого формируется и развивается человек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.