Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок в Римской империи поддерживался при помощи многочисленного административно-судебного и военного аппарата

Государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней ее стадии, стали образцом для подражания в Средние века. Они в значительной мере получили реальное отражение в государственности Франции, Германии, Испании, Италии.

Римская империя — составная часть римской цивилизации. Это время дало человеческой истории не только Калигулу и Нерона, но и таких выдающихся мыслителей, ученых, литераторов, архитекторов, юристов, историков, как Сенека и Плиний Старший, Марк Аврелий и Апулей, Корнелий Тацит и Петроний, Овидий и Марциал.

Феодальная (средневековая) монархия последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархий.

Это Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы, не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Киевская Русь). Раннефеодальное государство характеризуется раздробленностью территории и слабой центральной властью. Феодальная военная и чиновная знать в этот период вынуждена была уживаться с остатками родового самоуправления.

Раннефеодальная монархия носила децентрализованный характер: практически не была связана центральной властью. Своим хозяйством феодал управлял и как землевладелец, и как носитель верховной власти на своей территории. Конкретными исполнителями воли феодала являлись слуги, которые назначались и сменялись по его усмотрению. У феодала был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых он осуществлял личное властвование на своей территории и защищался от нападения извне.

Одновременно формируется аппарат центральной власти. Особенность данного аппарата состояла в том, что общие органы государственной власти были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов. Эти органы еще полностью не выделились из органов управления королевскими имениями, княжескими вотчинами. Как военные, так и хозяйственные слуги короля, князя выполняли судебные функции по отношению к подвластному населению. Такая структура государственного аппарата обеспечивала специфически феодальный принцип непосредственной и неотъемлемой принадлежности политической власти земельному собственнику.

Разновидностью раннефеодального государства является раннефеодальная империя, возникла как результат завоеваний воинственными феодальными государственными образованиями многочисленных, слабо организованных народов, между которыми не было прочных экономических, военных и культурных связей (например, империи Карла Великого, Чингисхана).

Империи возглавлялись единым владыкою — королем, великим князем, халифом или ханом. Несмотря на кажущуюся мощь, раннефеодальные монархии были непрочными государственными образованиями. Феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в своих собственных экономических интересах. Они постепенно устраняются от военных походов под знаменем короля, поскольку им выгоднее заниматься собственным хозяйством.

Итак, с развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи — она распадается на отдельные изолированные государства.

Сословно-представительная монархия — это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (собранием). Такие сословно-представительные собрания возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной монархии. Во Франции это Генеральные штаты, в Англии — парламент, в Испании — кортесы, в России — Земский собор.

Признаки дуалистической монархии

1. Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя — назначается монархом.

2. Правительство при дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности членов правительства.

3.Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

Парламентарная (конституционная) монархия

При парламентарной монархиикороль царствует, но не правит". Его наличие обуслав­ливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т.д. власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Монарх в конституционной монархии является своего рода символом, традицией, представителем нации, народа, государства.

Исполнительная власть сосредоточена либо непосредственно у монарха, либо принадлежит правительству, которое подконтрольно монарху. Иногда монарх является лишь символом государства (Например, современная Великобритания, Япония).

Аб солютная и ограниченная монархия.

Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается по наследству («монархия» греч. monos - один, единый и arche - главенство, власть), монарх издает законы, назначает высших чиновников, расходует казну (Российская Империя времен Петра I, французская монархия времен Людовика XIV).

Признаки абсолютной монархии:

1. Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней и внутренней политике как глава государства.

2. Монарх осуществляет единоличное правление.

3. Власть монарха объявляется священной,

4. Монарх формально независим в своей деятельности.

5. Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом.

6. Установлено бессрочное пожизненное правление монарха.

(Древневосточная - Вавилон, Индия, Древний Египет; Римская централизованная - Рим в I-III вв. н.э.; Средневековая раннефеодальная- Древнерусское государство; Сословно-представительная - Земский собор в России, парламент в Англии, кортесы в Испании; Абсолютная - Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I, современная Саудовская Аравия).

Как разновидность монархии выделяют теократию – форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно светским главой государства (Ватикан).

 

 

  Абсолютная Дуалистическая Парламентарная
Принадлежность законодательной власти Монарху Власть разделена между монархом и парламентом Парламенту
Осуществление исполнительной власти Монархом Формально – монархом, фактически – правительством
Назначение главы правительства Монархом Формально – монархом, но с учетом итогов парламентских выборов
Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
Право роспуска парламента ------------- (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
Право veto монарха на решения парламента ------------ Абсолютное veto Предусмотрено, но не используется
Чрезвычайно указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
Современные страны Средний Восток: Саудовская Аравия, Оман Иордания, Кувейт, Германия (1871-1918), Кувейт, Ирак Англия, Япония, Испания, Швеция, Бельгия, Норвегия

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

1) это, как правило, единоличное правление;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена иной властью. В государстве отсутствуют представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничена конституцией и представительным органом (парламентом).

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Абсолютная (неограниченная) монархия - это форма правления единодержавного характера. Монарх единолично издает законы, руководит правительством, контролирует правосудие (Россия, XVII-XVIII вв.).

Основным признаком абсолютной монархии является неограниченная, никому не подотчетная власть монарха (это положение зафиксировано в Воинском уставе Петра I).

В рабовладельческом государстве монархия зачастую выступает как восточная деспотия, характерными чертами которой являются самовластие и произвол правителей в отношении населения (Древний Египет).

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия - это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Саудовская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом - парламентом - и особым правовым актом - конституцией, то есть имеет место распределение полномочий верховной власти между единоличным органом - монархом - и коллективным органом - парламентом.

Конституционная монархия - парламентская и дуалистическая. В парламентской монархии законодательная власть принадлежит парламенту.

Правительство согласно конституции несет ответственность перед законодательным собранием, а

монарх выполняет представительские функции: формально утверждает состав правительства и подписывает законы, принятые парламентом (Великобритания, Бельгия, Дания).

Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностями менталитета, то есть национального мышления.

В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер: монарх выражает интересы феодалов и формирует путем назначения верхнюю палату парламента; нижняя палата парламента, которая формируется выборным путем, представляет интересы буржуазии (Марокко, Иордания).

Дуалистическая монархия возникает на стыке двух исторических эпох - феодальной и буржуазной, когда феодалы не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не в силах взять полноту власти.

Республика - это форма правления, при которой верховная власть принадлежит избранным на определенный срок органам власти. Республика - форма правления, при которой высшие органы власти коллегиальные.

Парламентская,

Президентская,

смешанная.

Для республики обязательно наличие высшего представительного органа власти, избираемого народом (В Новое время, под влиянием идей гуманизма, "свободы, равенства, братства").

Республиканская форма правления наиболее распространена в мире.

Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок - парламентом, президентом. Наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Само слово происходит от латинского словосочетания respublicum, которое означает «общее дело».

Признаки республики

1. Наличие высших выборных органов власти.

2. Возможность участия граждан в управлении делами государства

3. Разделение властей.

4.Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.

5. Высокий авторитет судебной власти.

 

Республика - форма правления при которой высшие органы власти коллегиальные, имеют мандат народа на осуществление государственной власти. Для республики обязательно наличие высшего представительного органа власти, избираемого народом.

Исторически республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире (республики Эллады, Древний Рим периода республики). Однако при неразвитости институтов демократии и рабовладении не создавали предпосылок для возникновения современных принципов демократического государства.

Республиканская форма правления связана с идеями свободы, равенства, братства, гуманизма. Сначала в Европе, затем в Америке, во всем мире республиканская форма правления становится характерной формой правления в современной мировой цивилизации.

Классификация республик связана с формами осуществления государственной власти, государственно - правовыми отношениями наделен народ как источник власти и носитель суверенитета.

Республики подразделяются на парламентские и президентские. Ещё одна классификация указывает на республики аристократические и демократические.

В наше время существуют только демократические республики.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. В республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента.

Истории известны различные республики: античные государства-полисы (Рим, Афины); феодальные, к числу которых относятся Новгород и Псков (торгово-промышленные республики); буржуазные, где республиканская форма правления выступает как способ политической организации гражданского общества; социалистические - Республика Советов и так называемые страны народной демократии (ГДР, ПНР, ЧССР и так далее), для которых характерен отказ от парламентских форм организации и деятельности представительных органов.

Современные республики делятся на парламентарные и президентские.

Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства (Италия, Австрия, ФРГ и другие). Правительство формируется парламентом из числа лидеров партий, победивших на выборах и находящихся у власти, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Формальной особенностью такой республики является наличие должности премьер-министра, которого назначает парламент. Парламент вправе вынести вотум недоверия и отправить в отставку правительство или отдельных его членов. Президент формально наделен большими полномочиями, но осуществить их может с согласия правительства, а исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу после одобрения правительства или утверждения парламентом.

Парламентская республика. При этой форме правления большинство полномочий принадлежит представительным органам власти, а на исполнительно - распорядительные выполняют роль особо важных полномочий и прав в осуществлении государственной власти. В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

 

Президентская республика характеризуется тем, что президент является самостоятельной государственной фигурой и наделен реальными властными полномочиями.

Существуют две модели правления президентской республики.

По одной модели президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства (США, Мексика, Бразилия).

Президент при известном парламентском контроле формирует правительство, ответственное перед ним. Президенту принадлежит вето на законы, принимаемые парламентом. Он является главнокомандующим и вправе объявить военное либо чрезвычайное положение. Вместе с тем президент лишен права роспуска парламента,

в то время как парламент может отстранить президента от власти путем импичмента, то есть особой процедуры в случае злоупотребления властью, совершения преступления либо грубого нарушения конституции.

По другой модели президент является главой государства, но не имеет статуса главы правитель ства. При президенте образуется система органов - государственных и общественных, которые содействуют ему в выполнении полномочий главы государства и гаранта конституции.

Президентская республика. При президентской республике большинство полномочий предоставляется президенту, который зачастую является главой исполнительной власти. Права президента на формирование высших органов государственной власти, осуществления внешних сношений, обороны страны и командования Вооруженными Силами, предоставления и выхода из гражданства, амнистии и др. В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства. К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.),

а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент (например, ФРГ).

В компетенции высшего представительного органа власти - вопросы законодательства, а также контрольные и надзорные функции.

Государственное устройство республики строится на принципах демократии и народного суверенитета.

Во-первых, это выборность и сменяемость органов государственной власти (ротация).

Во-вторых, это принцип народного суверенитета.

В-третьих, это принцип разделения властей.

В-четвертых, верховенство прав и свобод человека и гражданина. другие принципы. Благодаря этим принципам в государствах, обладающих республиканской формой правления, получили широкое распространение институты непосредственной и представительной демократии, системы сдержек и противовесов между различными ветвями власти и другие государственно-правовые институты демократического государства.

В Форме правления заключено, кому принадлежит власть в обществе (пусть иногда формально), а это, в свою очередь, говорит о развитости правовой культуры общества.

Некоторые государства имеют смешанные парламентско-президентские формы правления. Для них характерно сочетание признаков парламентарной и президентской республики. Например, во Франции президент при соблюдении определенных условий может объявить о роспуске Национального собрания. Президент России,

не являясь формально главой исполнительной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики, назначает с согласия Государственной Думы премьер-министра и принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседаниях правительства.

Парламентская республика: большинство полномочий принадлежит представительным органам власти, исполнительно - распорядительные органы выполняют некоторые важные полномочия.

Президентская республика: большинство полномочий предоставляется президенту, который зачастую является главой исполнительной власти, его прерогативы: формирование высших органов государственной власти, осуществление внешних сношений, руководство вопросами обороны страны, командования Вооруженными Силами, предоставления и выхода из гражданства, амнистии и т. д.

Представительный орган власти в президентских республиках осуществляет: вопросы законодательства, функции контрольные, надзорные.

Государственное устройство республики строится на принципах демократии и народного суверенитета:

Во-первых, выборность и сменяемость органов государственной власти (ротация);

Во-вторых, принцип народного суверенитета;

В-третьих, принцип разделения властей.

В-четвертых, обеспечение гарантий прав и свобод человека и гражданина и др., деятельность институтов непосредственной и представительной демократии, системы сдержек и противовесов между различными ветвями власти и др. государственно-правовые институты, присущие демократическому государству.

2. Форма государственного устройства, способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация);

Ф орма государственного устройства – структура государства, территориальное деление государства, закрепление за ним определенной территории.

Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное, федеративное, конфедеративное.

Унитарное государство предполагает территориальные подразделения – департаменты, провинции, округа, и т. д., которые являются административно-территориальными образованиями, не имеют суверенных прав, не имеют законодательства, судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение - "центру" и местным представительным органам (Польская республика, Италия, Япония и др.).

Федеративное государство. Это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа, субъекты) обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. На территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации, способствует, с одной стороны децентрализации государственной власти на три "ветви" власти, предупреждающим ее концентрацию.

К ведению федеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика.

Федерация характерна для крупных и средних по территории демократических государств, часто многонациональных.

К онфедерацию юристы сравнивают с государственным союзом (Алексеева С.С.). Ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но и сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию.

Алексеев С.С.: "Не исключено, однако, что конфедерация (и даже конфедеративное государство) окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты федерации, такие Югославия, Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, Сообществом. После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло Содружество Независимых Государств.

3) формы (государственного, политического) режима - методы осуществления государственной власти, обеспечения государственной политики (демократический и антидемократический режимы).

 

Форма государственного устройства характеризует способы национально-государственного и административно-территориального деления государства и способы взаимосвязи его территориальных образований.

Форма государственного устройства отвечает на вопрос, какое территориальное устройство имеет данное государство.

Либерально-демократическое общество основано на правовых принципах невмешательства государства в жизнь гражданского общества; принцип политического плюрализма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними | Политический режим
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.