Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды форм государственного устройства

Читайте также:
  1. II. Функции государственного кредита
  2. III. Понятия виды государственного долга
  3. Агротехника устройства цветников
  4. Альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  5. Анализ возможностей государственного унитарного предприятия
  6. Аренда государственных предприятий с последующим выкупом арендованного имущества может стать одним из основных направлений формирования негосударственного сектора экономики.
  7. Взаимосвязь Концепции с другими направлениями развития и реформирования государственного управления
  8. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции
  9. Возрастание экономической роли государства. Необходимость государственного регулирования экономики
  10. Вопр. Средства государственного регулирования экономики
  11. Вопрос 1. Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Отличия внешнеторговой от внешнеэкономической деятельности.



Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное государство имеет следующие признаки:

1) полное территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

3)единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единаясудебная система;

4) единая система законодательства для всего государства;

5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

 

Под формой государственного устройства понимается структура государственности.

"форма государственного устройства" находит выражение в территориальном делении и структуре государства, закреплении за ним определенной территории.

Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство ( федерация ), конфедерация. Многие авторы полагают, что конфедерацияне является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д. ).

10. Понятие, признаки и виды унитарного государства.

Унитарное государство - это государство, части его – территориальные подразделения которого (департаменты, провинции, округа) являются административно - территориальными образованиями.

Унитарная форма государственного устройства характерна для государств с монархической формой правления.

Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных государственных союзов.

Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных(из - за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств. Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).



 

11. Федеративное государство: понятие, признаки и виды. Принцип разграничения предметов ведения и распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Принцип сочетания государственной автономии субъектов и единого государственного суверенитета федерации.

Федерация – это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа субъекты федерации) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее концентрацию.

К ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие законодательства субъекта, иногда налоговая политика.

Федерация как особая форма государственного устройства появилась в XVII - XVIII веках, вместе с волной буржуазно-демократических революций (США).

Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, многонациональных.

Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4)субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

5)двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

2. Федеративное государство - это государственное образование, которое представляет собой союзное государство, на территории которого действуют федеральные и республиканские органы власти.

Георг Еллинек: государственные образования, входящие в состав федерации, не суверенны, поскольку не обладают верховенством внутри федерации и внешней политической независимостью. Государства как субъекты федерации имеют некоторый эквивалент суверенитета, так как располагают определенной степенью суверенности и вправе участвовать в осуществлении федеральной власти через верхнюю палату парламента.

Отличительными признаками федерации являются:

а) наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;

б) разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;

в) определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;

г) двухканальная система налогов; д) двойное гражданство.

В зависимости от принципа формирования различают два вида федерации: административные федерации (США, Мексика) и национальные (Россия, Югославия).

В административных федерациях в основу деления территории положены объективные признаки: плотность населения, запасы полезных ископаемых, рельеф местности и другие территориально-экономические признаки.

В национальных федерациях основой деления территории служит субъективный фактор - национальный состав населения. Для национальной федерации характерны различные формы государственности: национальные республики, округа, автономии, которые создаются с учетом исторических традиций, языковых и культурных факторов.

3. Конфедерация - это союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических и военных задач.

Как правило, конфедерация не имеет единых законодательных органов, единой системы налогов, единого бюджета и единого гражданства.

Порядок вступления в конфедерацию основан на принципе добровольности и согласия всех ее членов. Выход из конфедерации может производиться на основе одностороннего волеизъявления. Со временем конфедерация превращается в федерацию (Швейцарский союз,

Германский союз, США) либо распадается (Австро-Венгрия, ОАР).

Разновидностями конфедераций являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств.

Межгосударственные союзы - это классические конфедерации, образованные из независимых государств.

Содружества образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например, СНГ).

Сообщества государств - это переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Как правило, сообщества имеют негосударственные органы и бюджет. Целью сообщества является, прежде всего, понятие экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров.

Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиции представляют собой политические и военные союзы двух и более государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.

Согласно двучленной классификации (Л.И. Спиридонов), государственное устройство может быть простым (то есть унитарным) и сложным.

Сложные государства в свою очередь делятся на протектораты и унии.

Протекторат - это договорный союз двух государств, в котором одно (более сильное) государство оказывает покровительство другому (более слабому) государству: представляет его во внешних делах, обеспечивает вооруженную защиту и оказывает экономическую помощь.

Унии представляют собой межгосударственные объединения различного характера. Разновидностями уний являются:

а) федерации - постоянные государственные образования;

б) конфедерации - временные союзы суверенных государств;

в) монархические унии - добровольные объединения двух государств под властью одного монархического (Австро-Венгрия);

г) империи - сложные государства, созданные насильственным путем (Римская империя);

д) фузии - воссоединенные государства, образовавшиеся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);

е) инкорпорации - исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940 г.).

 

12. Конфедерация как переходная форма административно-территориального устройства.

Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С. , "государственный союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д. .

Конфедерациявозникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это переходная форма государственного устройства. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке.

Алексеев С.С. пишет: "Не исключено, однако, что конфедерация ( и даже конфедеративное государство ) окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты федерации, такие, как СССР, Югославия."

Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особой формы ассоциированного государственного объединения, именуемой содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации ).

 

Конфедерация представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства. Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерациисоздаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

 

2. Публичная политическая власть как основной

содержательный элемент юридической формы государства –

Публичная власть – власть, чаще всего принадлежит особому институту общества – государству, в отличие от общественной власти.

В современных государствах публичная власть принадлежит также государственным образованиям (субъектам федерации).

Публ. Власть есть негосударственная власть органов муниципального самоуправления (территориального коллектива). Публичный характер имеет корпоративная власть общественного объединения в отношении своих членов (ограничена законом), возможны другие виды публ. власти.

В современном государствоведении чаще говорится не вообще о публичной власти, а о государственной власти (которая есть публичная власть, чаще, употребляется в отношении демократических политических режимов). Носитель суверенитета – народ.

Для понимания публичной политической власти уместно рассмотреть здесь понятие «публичное право » yus publicum – лат. – в объективном смысле совокупность отраслей права, нормы которых определяют организацию, функции и деятельность государства, его отношение к отдельным юридическим и физическим лицам, т.е. регулируют отношения, обеспечивающие универсальный, совокупный, (публичный) общегосударственный интерес.

Отрасли публ. права отличаются от отраслей частного права.

К публичному праву относятся: теория государства и права, конституционное право, административное право, финансовое право, быджетное, налоговое законодательство, уголовное право, судоустройство, процессуальное право, , международное публичное право, информационное право, , некоторые нормы и институты гражданского права (публичный договор в гражданском праве).

Статья 426 ГК РФ называет публичным договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Любой гражданин, являясь потребителем указанных услуг или покупателем товаров в розничной торговле, практически ежедневно вступает в гражданско-правовые отношения, регулируемые нормами публичного договора, зачастую не обладая при этом достаточными знаниями об особенностях данного института гражданского права.

Пользуясь услугами связи, транспортными услугами, услугами бытового подряда и др., мы вряд ли серьезно задумывается над природой этих

правоотношений, возможно потому, что они кажутся нам простыми и легко доступными.

Нормы публичного договора призваны обеспечить, в первую очередь, защиту интересов традиционно признаваемой более слабой стороны в правоотношении - гражданина-потребителя. Однако, в практическом их применении возникают многочисленные споры о силе данных обеспечительных мер государства, осуществляющего свое вмешательство в общие принципы частного права.

По мнению автора, позицию государства при регулировании публичных договоров наиболее точно выразил М.И, Брагинский1. Известный правовед, член рабочей группы по разработке Гражданского кодекса РФ указал на то, что в публичном договоре вмешательство государства является многоцелевым. На первый план при таком вмешательстве выступает цель - защита слабой стороны. Имеется в виду, что в нормально насыщенном рынке обычно более сильны позиции заказчика (покупателя, потребителя). В случае же, когда потребитель как экономически более слабая сторона нуждается в услугах (товарах, работах), он обращается за ними к тому, кто занимает заведомо экономически более сильные позиции на рынке, то есть к коммерческой организации. Уравнять положение обеих сторон законодатель может, только создав те односторонние гарантии, которые предоставляет потребителю ст. 426 ГК РФ.

 

 

18. Форма государства современной России.

Понятие российской государственности

Возникновение российской государственности

Факторы, определяющие особенности российской государственности.

Советское государство

Современное Российское государство: Функции и аппарат современного Российского государства; методы и формы осуществления функций Российского государства

19. теория Российской государственности.

 

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1960; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. II. Функции государственного кредита
  2. III. Понятия виды государственного долга
  3. Агротехника устройства цветников
  4. Альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  5. Анализ возможностей государственного унитарного предприятия
  6. Аренда государственных предприятий с последующим выкупом арендованного имущества может стать одним из основных направлений формирования негосударственного сектора экономики.
  7. Взаимосвязь Концепции с другими направлениями развития и реформирования государственного управления
  8. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции
  9. Возрастание экономической роли государства. Необходимость государственного регулирования экономики
  10. Вопр. Средства государственного регулирования экономики
  11. Вопрос 1. Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Отличия внешнеторговой от внешнеэкономической деятельности.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.79.128
Генерация страницы за: 0.019 сек.