КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международное производство
Углубление специализации составляет материальную основу развития международного производства и транснационализации отраслей в современной мировой экономике. Для характеристики различных аспектов этого процесса используются такие понятия, как фрагментация, делокализация, многоступенчатое производство и др.[2] Предприятия расширяют свое производство за пределы национальной экономики в целях получения положительной отдачи от масштаба деятельности, снижения издержек за счет использования более дешевых ресурсов, размещенных в других странах, и т.д. Этому способствует значительное сокращение транспортных и информационных издержек, характерное для глобализации. Предприятие, размещающее свои производственные операции за рубежом, по своей природе многонационально. Деятельность многонациональных предприятий (multinational enterprise — MNE) ведет к дальнейшему углублению международного разделения труда и росту международного производства. Международное производство — это производство, осуществляемое многонациональными предприятиями, их зарубежными филиалами. Оно характеризуется высокими темпами роста. Валовая продукция иностранных филиалов за период 1982—2006 гг. выросла более чем в 7 раз, объем продаж — в 9 раз, численность работников — в 3,5 раза. Если в начале 1990-х гг. насчитывалось 37 тыс. ТНК и 170 тыс. зарубежных филиалов (при этом 33,5 тыс. родительских компаний размещались в развитых странах), то к 2006 г. число ТНК возросло до 78,5 тыс., а их зарубежных подразделений —до 777,5 тыс. Большая часть родительских компаний по-прежнему размещается в развитых странах (58,2 тыс.), а многие зарубежные подразделения ТНК — в развивающихся странах (407 тыс.). Все более активно в процесс транснационализации экономики включаются страны СНГ. В 2006 г. в них насчитывалось более тысячи родительских компаний и 10,7 тыс. филиалов иностранных компаний, в том числе 1176 в России. Транснационализация производства, т.е. размещение производственных операций предприятий за рубежом и расширение их производственных линий в масштабе мировой экономики, меняет границы предприятий. Для измерения транснациональной деятельности компаний широко используется индекс транснациональности (ИТ) (Transnationality Index — TI), который был разработан ЮНКТАД для крупнейших ТНК и впервые использован в Докладе о мировых инвестициях за 1995 г. Он рассчитывается как среднее арифметическое значение трех показателей: доли зарубежных активов компании в ее совокупных активах, доли работников, занятых в зарубежных филиалах в общей численности, доли продаж за рубежом в совокупных продажах. Для 100 крупнейших ТНК в 2005 г. он составил 59,9%. Кроме ИТ для характеристики степени транснационализации деятельности ТНК используются еще два показателя: индекс интернационализации (ИИ) (Internationalization Index — II) и индекс географического распространения (ИГР) (Geographical Spread Index — GSI). ИИ компании рассчитывается как отношение числа ее зарубежных подразделений к общему количеству подразделений. Для 100 крупнейших компаний в 2005 г. в(среднем он составил 69,5%, при этом высокие показатели характерны для ТНК из небольших стран, например для бельгийской компании Inbev SA (98,3%) и компании из Нидерландов Mittal Steel Groupe (97,1%). ИГР, учитывающий как количество зарубежных филиалов, так и число принимающих стран, в которых они размешаются, введен в Докладе о мировых инвестициях за 2006 г. Он рассчитывается на основе ИИ как корень квадратный из произведения ИИ и числа принимающих стран. Поданным за 2005 г., наиболее высокие значения этого показателя имели среди финансовых компаний американские корпорации Citigroup Inc. (66%) и GE (General Electric) Capital Corporation (61,7%), среди нефинансовых — германские компании Deutsche Post Ag (93,1%) и BASFAG (80,8%), имеющие филиалы в 103 и 84 странах соответственно, а также швейцарская компания Nestle SA (93,9%) с филиалами в 94 странах. Международные производственные сети получили наибольшее распространение в промышленности. Международное производство в секторе услуг пока еще находится на начальной стадии формирования, и степень транснационализации сектора услуг и работающих в нем ТНК ниже, чем, например, в обрабатывающей промышленности (20 против 40%). Стремление компаний создавать производственные подразделения за рубежом объясняется рядом общеэкономических и специфических преимуществ и выгод, которые они в результате этого получают. Можно выделить три группы таких преимуществ: 1) преимущества, связанные с собственностью; 2) выгоды интернализации; 3) выгоды от размещения. Преимущества, основанные на отношениях собственности, проявляются в двух направлениях. Во-первых, это общеэкономические преимущества, связанные с владением нематериальными («неосязаемыми») активами, такими как инновации продукта, производственный менеджмент, организационная и маркетинговая системы, инновационный потенциал, «банк» опыта человеческих ресурсов, финансы, ноу-хау и т.д. Во-вторых, это преимущества единого управления, которые можно разделить на два вида. Прежде всего это выгоды, которые фирма получает в связи со своим размером или рыночным положением, например экономия на масштабе производства, монопольная власть, ресурсный потенциал и его использование. Они проявляются в следующих формах: o эксклюзивный или привилегированный доступ к трудовым, природным, финансовым и информационным ресурсам; o возможность получить эти ресурсы привилегированным образом, например за счет своего размера или монопольной власти; o эксклюзивный или привилегированный доступ к товарным рынкам; o доступ к ресурсам родительской компании с минимальными издержками; o экономия не только за счет организации совместного производства, но и за счет совместных закупок, маркетинга, финансов и т.д. Эти выгоды носят общеэкономический характер, так как они типичны для любой компании, расширяющей свою производственную деятельность, будь то в пределах национальной экономики или за ее пределами. Компании, расширяющие свои производственные операции за пределы национальной экономики, наряду с общеэкономическими имеют еще и специфические выгоды, обусловленные деятельностью за рубежом. Выход производственной деятельности за пределы национальной экономики дает компании больше возможностей: o более благоприятный доступ к международным рынкам и более совершенное знание о них, например об информационном и финансовом рынках, рынке труда и т.д.; o возможность извлекать выгоду из различий в рынках и наделенности факторами производства; o возможность диверсифицировать или сокращать риски, например действуя в различных валютных зонах или различных политических сценариях и т.д. Еще одним источником преимуществ, характерных для международного производства, служит интернализация. Это сочетание двух или более родственных видов производства в рамках одной фирмы в противоположность распределению этих видов деятельности отдельно по разным фирмам с последующей их координацией посредством рынка. Компании, стремящиеся к максимизации прибыли, интернализируют, т.е. делают внутренними для фирмы, операции тогда, когда производство определенных компонентов продукта внутри фирмы оказывается дешевле, чем их приобретение на рынке у других производителей. Интернализация позволяет компании защититься от провалов рынка либо использовать их в своих интересах в следующих направлениях: o устранять издержки поиска партнеров и ведения переговоров; o устранять издержки по защите прав собственности; o преодолевать неопределенность, связанную с покупкой факторов производства в отношении их происхождения и цены, что очень важно, например, для технологий; o защищать качество промежуточных или конечных продуктов; o получать возможность использовать методы конкурентной или антиконкурентной стратегии (перекрестное субсидирование, хищническое ценообразование, опережения и запаздывания, внутрифирменное ценообразование и др.); o контролировать производство и условия продажи факторов производства (включая технологии); o контролировать рыночные каналы (в том числе те, которые могут быть использованы конкурентами) и т.д. Специфический аспект интернализации, типичный для международного производства, заключается в том, что создание производственных подразделений за рубежом вместо поставок продукции посредством экспорта позволяет фирме избегать государственного регулирования, например квот, пошлин, ценового контроля, налогов, либо, наоборот, использовать его в своих интересах. Третья группа преимуществ международного производства, получаемых в результате размещения производственных подразделений в разных странах, связана с особенностями политических, экономических, рыночных и других условий в стране базирования многонациональной компании или в принимающей стране. К ним относятся: þ особенности международного распределения естественных и приобретенных ресурсов и их рынков; þ цены на факторы производства (труд, сырье и материалы, энергия, компоненты и полуфабрикаты), их качество и производительность; þ издержки международной транспортировки и коммуникаций; þ стимулы и препятствия в инвестировании; þ искусственные барьеры в торговле товарами (например, ограничения импорта); þ обеспеченность инфраструктурами (коммерческой, правовой, транспортной, коммуникационной, образовательной); þ психологическая дистанция, создаваемая языковыми, культурными, деловыми различиями, особенностями традиций и обычаев; þ экономия на централизации производства, маркетинга, исследований и разработок; þ экономическая система и политика правительства, институциональная структура для размещения ресурсов. В целях выявления тенденций и перспектив роста мировых инвестиций и международного производства ЮНКТАД проводит исследования на основе опросов управляющих высшего звена ТНК и их зарубежных подразделений, результаты которых излагаются в регулярных публикациях: «Обзор перспектив мировых инвестиций» (World Investment Survey) и «Всемирный обзор иностранных филиалов» (Worldwide Survey of Foreign Affiliates). В частности, установлены факторы, оказывающие непосредственное влияние на принятие решений ТНК о размещении своих производств в той иди иной стране (расположены по мере убывания их значимости[3]): þ макроэкономическая стабильность; þ политическая стабильность; þ качество телекоммуникаций; þ стоимость высококвалифицированной рабочей силы; þ предложение высококвалифицированной рабочей силы; þ налоги на доходы корпораций; þ качество банковских и других финансовых услуг; þ стимулирование инвестиционной деятельности; þ отношение к иностранным инвесторам; þ регулирование найма работников и их увольнения; þ соглашения об избежании двойного налогообложения; þ качество международных воздушных сообщений; þ совокупные издержки на ведение бизнеса; þ качество товаров и услуг, производимых местными поставщиками; þ доступ на экспортные рынки; þ качество услуг здравоохранения; þ качество университетов и исследовательских институтов; þ стоимость энергии; þ качество автодорожной сети; þ двусторонние инвестиционные соглашения; þ наличие требовательных потребителей; þ присутствие других компаний в отрасли; þ качество жилья; þ возможность привлекать иностранную рабочую силу; þ международное образование; þ стоимость недвижимости; þ налогообложение физических лиц; þ стоимость низкоквалифицированной рабочей силы; þ качество международных морских сообщений; þ предложение низкоквалифицированной рабочей силы; þ доступность природных ресурсов; þ качество железнодорожной сети. В «Обзоре перспектив мировых инвестиций на 2007—2009 гг.» указывается, что наиболее привлекательными странами инвесторы считают Китай, Индию, США, Россию, Бразилию и Вьетнам. К. числу наиболее важных факторов размещения производственной деятельности в других странах они относят размер рынка, его рост, доступ на международные (региональные) рынки, стабильность среды для инвестиций, наличие квалифицированной рабочей силы. В качестве факторов, способных оказать отрицательное влияние на глобальные инвестиции, они выделяют финансовую нестабильность, изменение инвестиционного режима, глобальный экономический спад, коррупцию. Отличительная особенность современного международного производства заключается в том, что в процессе транснационализации участвуют не только крупные корпорации, но и малый и средний бизнес. Однако главным субъектом этого процесса остаются ТНК — предприятия, которые состоят из родительской (материнской) компании и зарубежных подразделений. Родительская компания контролирует активы в компаниях, размещенных за пределами страны ее базирования, владея частью их акционерного капитала, которая составляет не менее 10% обычных акций и голосов, что позволяет осуществлять контроль над активами. Деятельность ТНК опирается на прямое инвестирование зарубежных подразделений; предприятие, основанное на прямом инвестировании, определяется как подразделение, которое непосредственно или косвенно находится в собственности прямого инвестора. Это может быть дочернее предприятие или филиал (subsidiary), ассоциированное предприятие (associate), отделение (branch). Дочерняя компания — это корпорированное предприятие, в котором родительская компания владеет более 50% собственности и имеет право назначать или устранять от должности большую часть членов административного, наблюдательного или исполнительного органа. Ассоциированное предприятие — это корпорированное предприятие, в котором родительская компания-инвестор владеет от 10 до 50% собственности. Отделение — это некорпорированное предприятие, которое находится в полной или совместной собственности родительской компании и представляет собой следующие формы: þ временное представительство родительской компании-инвестора; þ некорпорированное партнерство или совместное предприятие инвестора с третьей стороной; þ землю или недвижимое оборудование и объекты, находящиеся в непосредственной собственности родительской компании; þ движимое оборудование, например корабли, самолеты, газо-и нефтедобывающее оборудование, используемое в принимающей стране не менее года. В условиях глобализации меняются не только границы предприятий, но и контрактные отношения между ними. Предприятия осуществляют международное расширение производства, создавая новые связи с предприятиями, действующими в глобальной экономике. Формируются международные производственные сети (international production networks) на основе таких форм отношений, как аутсорсинг[4], субподряд, стратегический альянс и др. Современные многонациональные предприятия размещают за рубежом не только производственные операции, но и другие направления своей хозяйственной деятельности, которые вносят свой вклад в создание продукта и формирование его ценности (исследования и разработки, маркетинг и послепродажное обслуживание), формируя тем самым глобальные цепи создания ценности (global value chains). В современной мировой экономике международная специализация производства перешла на новый уровень развития. Процесс производства все больше разделяется на последовательные виды деятельности, которые осуществляются различными предприятиями, формирующими взаимосвязанные международные производственные сети и глобальные цепи создания ценности. Рост глобализации экономики ведет к тому, что разделение труда в мировом хозяйстве все больше осуществляется между предприятиями.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |