Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное производство




Углубление специализации составляет материальную основу раз­вития международного производства и транснационализации от­раслей в современной мировой экономике. Для характеристики различных аспектов этого процесса используются такие понятия, как фрагментация, делокализация, многоступенчатое производ­ство и др.[2] Предприятия расширяют свое производство за пределы национальной экономики в целях получения положительной от­дачи от масштаба деятельности, снижения издержек за счет ис­пользования более дешевых ресурсов, размещенных в других странах, и т.д. Этому способствует значительное сокращение транс­портных и информационных издержек, характерное для глобали­зации.

Предприятие, размещающее свои производственные операции за рубежом, по своей природе многонационально. Деятельность многонациональных предприятий (multinational enterprise — MNE) ведет к дальнейшему углублению международного разделения труда и росту международного производства. Международное производ­ство — это производство, осуществляемое многонациональными предприятиями, их зарубежными филиалами. Оно характеризует­ся высокими темпами роста. Валовая продукция иностранных фи­лиалов за период 1982—2006 гг. выросла более чем в 7 раз, объем продаж — в 9 раз, численность работников — в 3,5 раза. Если в начале 1990-х гг. насчитывалось 37 тыс. ТНК и 170 тыс. за­рубежных филиалов (при этом 33,5 тыс. родительских компаний размещались в развитых странах), то к 2006 г. число ТНК возросло до 78,5 тыс., а их зарубежных подразделений —до 777,5 тыс. Боль­шая часть родительских компаний по-прежнему размещается в развитых странах (58,2 тыс.), а многие зарубежные подразделения ТНК — в развивающихся странах (407 тыс.). Все более активно в процесс транснационализации экономики включаются страны СНГ. В 2006 г. в них насчитывалось более тысячи родительских компаний и 10,7 тыс. филиалов иностранных компаний, в том чис­ле 1176 в России.

Транснационализация производства, т.е. размещение производственных операций предприятий за рубежом и расширение их производственных линий в масштабе мировой экономики, меняет границы предприятий. Для измерения транснациональной дея­тельности компаний широко используется индекс транснациональности (ИТ) (Transnationality Index — TI), который был разра­ботан ЮНКТАД для крупнейших ТНК и впервые использован в Докладе о мировых инвестициях за 1995 г. Он рассчитывается как среднее арифметическое значение трех показателей: доли зару­бежных активов компании в ее совокупных активах, доли работни­ков, занятых в зарубежных филиалах в общей численности, доли продаж за рубежом в совокупных продажах. Для 100 крупнейших ТНК в 2005 г. он составил 59,9%. Кроме ИТ для характеристики сте­пени транснационализации деятельности ТНК используются еще два показателя: индекс интернационализации (ИИ) (Internationalization Index — II) и индекс географического распространения (ИГР) (Geographical Spread Index — GSI).

ИИ компании рассчитывается как отношение числа ее зару­бежных подразделений к общему количеству подразделений. Для 100 крупнейших компаний в 2005 г. в(среднем он составил 69,5%, при этом высокие показатели характерны для ТНК из небольших стран, например для бельгийской компании Inbev SA (98,3%) и компании из Нидерландов Mittal Steel Groupe (97,1%).

ИГР, учитывающий как количество зарубежных филиалов, так и число принимающих стран, в которых они размешаются, введен в Докладе о мировых инвестициях за 2006 г. Он рассчитывается на основе ИИ как корень квадратный из произведения ИИ и числа принимающих стран. Поданным за 2005 г., наиболее высокие зна­чения этого показателя имели среди финансовых компаний аме­риканские корпорации Citigroup Inc. (66%) и GE (General Electric) Capital Corporation (61,7%), среди нефинансовых — германские компании Deutsche Post Ag (93,1%) и BASFAG (80,8%), имеющие филиалы в 103 и 84 странах соответственно, а также швейцарская компания Nestle SA (93,9%) с филиалами в 94 странах.

Международные производственные сети получили наибольшее распространение в промышленности. Международное производ­ство в секторе услуг пока еще находится на начальной стадии фор­мирования, и степень транснационализации сектора услуг и ра­ботающих в нем ТНК ниже, чем, например, в обрабатывающей промышленности (20 против 40%).

Стремление компаний создавать производственные подразде­ления за рубежом объясняется рядом общеэкономических и спе­цифических преимуществ и выгод, которые они в результате этого получают. Можно выделить три группы таких преимуществ:

1) преимущества, связанные с собственностью;

2) выгоды интернализации;

3) выгоды от размещения.

Преимущества, основанные на отношениях собственности, проявляются в двух направлениях. Во-первых, это общеэкономиче­ские преимущества, связанные с владением нематериальными («неосязаемыми») активами, такими как инновации продукта, производственный менеджмент, организационная и маркетинго­вая системы, инновационный потенциал, «банк» опыта человече­ских ресурсов, финансы, ноу-хау и т.д. Во-вторых, это преимущества единого управления, которые можно разделить на два вида. Прежде всего это выгоды, которые фирма получает в связи со сво­им размером или рыночным положением, например экономия на масштабе производства, монопольная власть, ресурсный потенци­ал и его использование. Они проявляются в следующих формах:

o эксклюзивный или привилегированный доступ к трудовым, природным, финансовым и информационным ресурсам;

o возможность получить эти ресурсы привилегированным обра­зом, например за счет своего размера или монопольной власти;

o эксклюзивный или привилегированный доступ к товарным рынкам;

o доступ к ресурсам родительской компании с минимальными издержками;

o экономия не только за счет организации совместного произ­водства, но и за счет совместных закупок, маркетинга, финан­сов и т.д.

Эти выгоды носят общеэкономический характер, так как они типичны для любой компании, расширяющей свою производ­ственную деятельность, будь то в пределах национальной эконо­мики или за ее пределами. Компании, расширяющие свои произ­водственные операции за пределы национальной экономики, наряду с общеэкономическими имеют еще и специфические выго­ды, обусловленные деятельностью за рубежом. Выход производ­ственной деятельности за пределы национальной экономики дает компании больше возможностей:

o более благоприятный доступ к международным рынкам и более совершенное знание о них, например об информаци­онном и финансовом рынках, рынке труда и т.д.;

o возможность извлекать выгоду из различий в рынках и наделенности факторами производства;

o возможность диверсифицировать или сокращать риски, на­пример действуя в различных валютных зонах или различ­ных политических сценариях и т.д.

Еще одним источником преимуществ, характерных для международного производства, служит интернализация. Это сочетание двух или более родственных видов производства в рамках одной фирмы в противоположность распределению этих видов деятель­ности отдельно по разным фирмам с последующей их координаци­ей посредством рынка. Компании, стремящиеся к максимизации прибыли, интернализируют, т.е. делают внутренними для фирмы, операции тогда, когда производство определенных компонентов продукта внутри фирмы оказывается дешевле, чем их приобрете­ние на рынке у других производителей. Интернализация позволяет компании защититься от провалов рынка либо использовать их в своих интересах в следующих направлениях:

o устранять издержки поиска партнеров и ведения переговоров;

o устранять издержки по защите прав собственности;

o преодолевать неопределенность, связанную с покупкой факторов производства в отношении их происхождения и цены, что очень важно, например, для технологий;

o защищать качество промежуточных или конечных продуктов;

o получать возможность использовать методы конкурентной или антиконкурентной стратегии (перекрестное субсидиро­вание, хищническое ценообразование, опережения и запаздывания, внутрифирменное ценообразование и др.);

o контролировать производство и условия продажи факторов производства (включая технологии);

o контролировать рыночные каналы (в том числе те, которые могут быть использованы конкурентами) и т.д.

Специфический аспект интернализации, типичный для международного производства, заключается в том, что создание производ­ственных подразделений за рубежом вместо поставок продукции посредством экспорта позволяет фирме избегать государственного регулирования, например квот, пошлин, ценового контроля, нало­гов, либо, наоборот, использовать его в своих интересах.

Третья группа преимуществ международного производства, получаемых в результате размещения производственных подразделе­ний в разных странах, связана с особенностями политических, эко­номических, рыночных и других условий в стране базирования многонациональной компании или в принимающей стране. К ним относятся:

þ особенности международного распределения естественных и приобретенных ресурсов и их рынков;

þ цены на факторы производства (труд, сырье и материалы, энергия, компоненты и полуфабрикаты), их качество и про­изводительность;

þ издержки международной транспортировки и коммуникаций;

þ стимулы и препятствия в инвестировании;

þ искусственные барьеры в торговле товарами (например, ог­раничения импорта);

þ обеспеченность инфраструктурами (коммерческой, право­вой, транспортной, коммуникационной, образовательной);

þ психологическая дистанция, создаваемая языковыми, куль­турными, деловыми различиями, особенностями традиций и обычаев;

þ экономия на централизации производства, маркетинга, ис­следований и разработок;

þ экономическая система и политика правительства, институ­циональная структура для размещения ресурсов.

В целях выявления тенденций и перспектив роста мировых ин­вестиций и международного производства ЮНКТАД проводит ис­следования на основе опросов управляющих высшего звена ТНК и их зарубежных подразделений, результаты которых излагаются в регулярных публикациях: «Обзор перспектив мировых инвести­ций» (World Investment Survey) и «Всемирный обзор иностранных филиалов» (Worldwide Survey of Foreign Affiliates). В частности, установлены факторы, оказывающие непосредственное влияние на принятие решений ТНК о размещении своих производств в той иди иной стране (расположены по мере убывания их значимости[3]):

þ макроэкономическая стабильность;

þ политическая стабильность;

þ качество телекоммуникаций;

þ стоимость высококвалифицированной рабочей силы;

þ предложение высококвалифицированной рабочей силы;

þ налоги на доходы корпораций;

þ качество банковских и других финансовых услуг;

þ стимулирование инвестиционной деятельности;

þ отношение к иностранным инвесторам;

þ регулирование найма работников и их увольнения;

þ соглашения об избежании двойного налогообложения;

þ качество международных воздушных сообщений;

þ совокупные издержки на ведение бизнеса;

þ качество товаров и услуг, производимых местными постав­щиками;

þ доступ на экспортные рынки;

þ качество услуг здравоохранения;

þ качество университетов и исследовательских институтов;

þ стоимость энергии;

þ качество автодорожной сети;

þ двусторонние инвестиционные соглашения;

þ наличие требовательных потребителей;

þ присутствие других компаний в отрасли;

þ качество жилья;

þ возможность привлекать иностранную рабочую силу;

þ международное образование;

þ стоимость недвижимости;

þ налогообложение физических лиц;

þ стоимость низкоквалифицированной рабочей силы;

þ качество международных морских сообщений;

þ предложение низкоквалифицированной рабочей силы;

þ доступность природных ресурсов;

þ качество железнодорожной сети.

В «Обзоре перспектив мировых инвестиций на 2007—2009 гг.» указывается, что наиболее привлекательными странами инвесто­ры считают Китай, Индию, США, Россию, Бразилию и Вьетнам. К. числу наиболее важных факторов размещения производствен­ной деятельности в других странах они относят размер рынка, его рост, доступ на международные (региональные) рынки, стабиль­ность среды для инвестиций, наличие квалифицированной рабо­чей силы. В качестве факторов, способных оказать отрицательное влияние на глобальные инвестиции, они выделяют финансовую нестабильность, изменение инвестиционного режима, глобаль­ный экономический спад, коррупцию.

Отличительная особенность современного международного производства заключается в том, что в процессе транснационализации участвуют не только крупные корпорации, но и малый и средний бизнес. Однако главным субъектом этого процесса остаются ТНК — предприятия, которые состоят из родительской (материнской) компании и зарубежных подразделений. Родительская компания контролирует активы в компаниях, размещенных за пределами страны ее базирования, владея частью их акционерного капитала, которая составляет не менее 10% обычных акций и голосов, что позволяет осуществлять контроль над активами.

Деятельность ТНК опирается на прямое инвестирование за­рубежных подразделений; предприятие, основанное на прямом инвестировании, определяется как подразделение, которое непо­средственно или косвенно находится в собственности прямого инвестора. Это может быть дочернее предприятие или филиал (subsidiary), ассоциированное предприятие (associate), отделение (branch). Дочерняя компания — это корпорированное предприятие, в котором родительская компания владеет более 50% собственно­сти и имеет право назначать или устранять от должности большую часть членов административного, наблюдательного или исполни­тельного органа. Ассоциированное предприятие — это корпорированное предприятие, в котором родительская компания-инвестор владеет от 10 до 50% собственности. Отделение — это некорпори­рованное предприятие, которое находится в полной или совмест­ной собственности родительской компании и представляет собой следующие формы:

þ временное представительство родительской компании-ин­вестора;

þ некорпорированное партнерство или совместное предпри­ятие инвестора с третьей стороной;

þ землю или недвижимое оборудование и объекты, находящиеся в непосредственной собственности родительской компании;

þ движимое оборудование, например корабли, самолеты, газо-и нефтедобывающее оборудование, используемое в принима­ющей стране не менее года.

В условиях глобализации меняются не только границы пред­приятий, но и контрактные отношения между ними. Предприятия осуществляют международное расширение производства, созда­вая новые связи с предприятиями, действующими в глобальной экономике. Формируются международные производственные сети (international production networks) на основе таких форм отношений, как аутсорсинг[4], субподряд, стратегический альянс и др.

Современные многонациональные предприятия размещают за рубежом не только производственные операции, но и другие на­правления своей хозяйственной деятельности, которые вносят свой вклад в создание продукта и формирование его ценности (исследо­вания и разработки, маркетинг и послепродажное обслуживание), формируя тем самым глобальные цепи создания ценности (global value chains).

В современной мировой экономике международная специализа­ция производства перешла на новый уровень развития. Процесс производства все больше разделяется на последовательные виды дея­тельности, которые осуществляются различными предприятиями, формирующими взаимосвязанные международные производствен­ные сети и глобальные цепи создания ценности. Рост глобализации экономики ведет к тому, что разделение труда в мировом хозяйстве все больше осуществляется между предприятиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.