КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гражданское общество
Гражданское общество является неотъемлимым признаком правового государства. ГО – это система самостоятельных, независимых от государства общественных институтов и отношений, призванных обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов, коллективов, реализации частных интересов и потребностей. В широком смысле - это независимость государства от сферы общественных отношений, в узком – это цивилизационное состояние общества, характерными чертами которого является равноправие личности, сообществ граждан и государства. Понятие «гражданское общество» разделило социальные отношения на государственные и регулируемые самим гражданским обществом. Впервые это разделение осуществил Николо Макиавелли в эпоху Возрождения и Реформации. Следующая эпоха буржуазных революций окончательно осуществила этот раздел в социальной сфере. Отношения подданичества были заменены на гражданские, т.е. собственники, которые лично освобождались, могли взять на себя политическую и хозяйственную ответственность. Взаимоотношения государства и гражданского общества: - неразвитое гражданское общество. Государство оказывает давление на гражданское общество и узурпирует его права, подчиняет практически все общество себе и охватывает своим влиянием все сферы жизнедеятельности. - развитое гражданское общество. Государство и общество – равные партнеры, решающие общественные проблемы путем компромиссов. Структура гражданского общества: 1. Институты (семья, как ячейка общества, церковь, политические партии, профессиональные объединения, кооперативы, организации общественной самодеятельности, творческие объединения.). 2. Отношения (семейные, религиозные, этнические, нравственные, духовные, культурные и т.д.). Эти отношения находятся вне непосредственной деятельности государства. Основы гражданского общества: 1. Экономическая – это совокупность экономических интересов и отношений, составляющих материальную основу жизни. 2. Политическая – это совокупность отношений и интересов, в рамках которых происходит политическая жизнь и осуществляется государственная власть. 3. Социальная – совокупность классов и социальных групп и взаимоотношения между ними. 4. Информационная – совокупность средств массовой информации, предприятий и организаций гражданского общества, осуществляющих информационную деятельность. 5. Духовно-культурная – совокупность духовно-культурных благ и отношений, а так же институты, через которые реализуются данные отношения. Формированию гражданского общества способствуют 3 важнейших фактора: 1. Правовой характер государства. 2. Культурное состояние общества. 3. Превращение подданных государства в свободных граждан. Механизм государства. 1. Общие понятия механизма государства и его признаки. Механизм государства – это целостная система, иерархическая система государственных органов и учреждений, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Признаки механизма государства: 1. Единство государственного механизма – различные органы, обладая различной компетенцией составляют единый механизм государственной власти. 2. Иерархичность. 3. Выполнение единых целей и задач. 4. Деятельность государственного механизма, обеспечиваемая особой группой людей – государственными служащими. 5. Наличие специального аппарата принуждения. 2. Структура механизма государства. А) государственные органы – это отдельные звенья государства, имеющие внутреннюю структуру и наделенные государством властными полномочиями, в целях осуществления функций государства (ДЗ: таблица функций). Б) организации, для которых осуществление власти является основным видом деятельности, посредством которых государство практически осуществляет свои функции. В) Государственное предприятие – предназначен для осуществления государством своих функций в сфере производства продукции, выполнения работ оказания разного рода услуг. 3. Понятие и признаки государственного органа. Госорган – это составная часть механизма государства, имеющая собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государства, образующими единый целый государственный механизм. Признаки госоргана: а) госорган прочно связан с другими частями государственного механизма и обладает определенной самостоятельностью; б) состоит из государственных служащих, которые находятся между собой в особых правоотношениях; в) имеет внутреннюю структуру, состоит из подразделений, связанных между собой единством цели ради достижения которой они образованы; г) наличие компетенции (властных полномочий). Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. теми конкретными задачами, которые решает этот орган, она юридически закреплена текущим законодательством и выражается 1) в возможности издавать обязательные к исполнению индивидуально определенные правовые акты; 2) в обеспечении выполнения данных правовых актов, применяя различные методы, в т.ч. принуждения; д) основным признаком государственных органов являются принципы их организации: - принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата (он обеспечивается демократической избирательной системой); - принцип разделения властей; - принцип гласности и открытости деятельности государственных органов; - высокий профессионализм и компетентность, способность на научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан; - принцип законности; - принцип демократического формирования и деятельности государственных органов; - в федеративном государстве прослеживается субординация и четкое взаимодействие между федеральными органами и органами государственной власти субъектов. ДЗ: см. Конституцию РФ предметы ведения федерации и субъектов. Виды государственных органов и их субъекты. 1. По способу возникновения: А) первичные – не создаются никакими другими государственными органами и возникают в порядке наследования либо в порядке избрания; Б) производные – создаются первичными органами, которые так же их наделяют властными полномочиями. 2. По объему властных полномочий: А) высшие госорганы – власть распространяется на территорию всего государства; Б) местные – в пределах административно-территориальных единиц; 3. по широте компетенции: - общей (решает широкий круг вопросов) - специальной компетенции (выполняет одну спецфункцию); 4. выборные и назначаемые 5. коллегиальные и единоличные 6. по принципу разделения властей: - законодательные (занимают главенствующее место в механизме государства и устанавливают общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна выполнять). Высшим законодательным органом является парламент (Совет Федерации + Государственная Дума = Федеральное Собрание). Парламент может иметь 2-х и 1-палатную структуру. Внутри парламента действуют различные комитеты и комиссии – временные и постоянные. Основной круг решения парламента: 1) бюджет; 2) контроль над правительством - исполнительная. Высшим исполнительным органом является президент и (или) правительство. В состав правительства входят члены, которые возглавляют ведомства или министерства, департаменты. По своей компетенции правительство вправе издавать правовые акты. В унитарных государствах образуется одно правительство, в федеративных – общефедеральное и правительство субъектов федерации. Свою деятельность правительство организует через министерства и ведомства. При решении задач по охране общественного порядка и обороне государства они могут применять принудительные меры, использование боев, техники и оружия. На местах исполнительная власть осуществляется местным самоуправлением. - судебная. «см. табличку».
Происхождение государства и права. Среди теоретиков нет единого понимания происхождения государства и права. Каждая теория подчеркивает совокупность тех идей, на основе которых она выражалась. Государство появилось в процессе эволюции социально-экономических и политических отношений. Развитие общества предопределяет развитие государства. Признаки общества: 1. Совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей; 2. Индивиды связаны между собой общими интересами, имеющими постоянный характер; 3. Взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов; 4. Регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения; 5. Наличие организационной системы власти, способной обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность; 6. Способность и реальная возможность к самообновлению и совершенствованию общества. История человеческого общества начинается с первобытного строя, с развития рода и родоплеменных отношений. Род – это объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, общности имущества, выступающей самостоятельной хозяйственной единицей. Племя – это союз родов. После племен развивается союз племен. Власть сугубо общественна, исходит из рода; властные функции осуществляют все взрослые члены рода. Органами общественной власти являются родовые собрания, старейшины, вожди и военачальники. Религиозные властные функции осуществляют жрецы. Все эти должностные лица могли быть смещены собранием рода и осуществляли свои полномочия под его контролем. Это была первобытная демократия. В первобытном обществе действовали определенные правила – мононормы. Ими были обычаи (исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате их многократного применения в течение длительного времени и стали естественной потребностью людей). Мононормы регулировали труд, быт и семейные отношения. В процессе длительного развития создавались предпосылки для более качественного преобразования общества: 1. Крупное разделение труда; 2. Развитие общественных отношений; 3. Имущественное неравенство; 4. Запрещение инцестов; 5. Выделение семьи из рода; 6. Выделение отдельных аристократических семей, к которым переходят функции управления. Появление избыточного продукта и усложнение родоплеменных отношений требовали появление другого властного органа, система которого смогла бы обеспечивать: - преимущество интересов одних членов общества над другими; - координацию общественных отношений. Им стало государство. Энгельс выделяет три формы возникновения государства: 1. Афинская (классическая) – государство возникает в результате классовых противоречий внутри рода. 2. Римская – плебеи выступали против аристократии. 3. Древнегерманская – государственному возникновению способствовало завоевание чужих территорий. Вместе с государством возникло и право, причинами появления которого является: а) рост производительности труда; б) избыток прибавочного продукта; в) частная собственность; г) разделение труда. Теория государства и права исследует основные проблемы происхождения государства и права и выдвигает следующие основные теоретические концепции: 1. Ирригационная. Автор - Вит Фогель. Кочевые племена, обживая берега рек, постепенно переходили к костерной жизни. В процессе обживания территорий они осушали участки для земледелия. Эта деятельность требовала определенного профессионализма и постоянства. 2. Патриархальная. Авторы – Платон и Аристотель. Государство – это продукт разросшейся семьи. 3. Теологическая. Автор – Фома Аквинский XIII в. Государство – результат божественного промысла. 4. Теория насилия. Автор – Каутский, Гумплович. Государство возникло в результате порабощения одного народа другим. 5. Расовая теория. Автор – Ницше. Государство возникло при насильственном процессе в связи с привилегированным положением господствующей расы. 6. Инцестная (половая). Автор - Леви Страз. 7. Спортивная. Автор – Ортего Гассе. Государство возникло в связи с проведением между племенами игр и физических упражнений. 8. Органическая. Автор – Спенсер. Государство – это своеобразное подобие человека. 9. Экономическая – Платон, Сен-Симон. Государство – это результат разделения труда. 10. Классовая – Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Государство – это результат появления прибавочного продукта. 11. Психологическая. Автор – Петрожицкий. Государство – это психологическая потребность человека. 12. Договорная. Автор – Гроций, Гоббс, Локк, Руссо, Радищев. Государство предшествует естественное состояние человека. 13. Диффузиционная. Автор – Гребнер. Государство возникло в результате передачи опыта большими отрядами. Основные теории сущности государства. 1. Теория элит. Возникла в начале XX века. Осуществление государственной власти принадлежит элите, отстаивающей собственные интересы и интересы общества в целом. Дальнейшее развитие теории допускало существование нескольких элит, где одна правящая элита сменяла другую. 2. Технографическая. Родилась в странах развитой демократии. (Великобритания). 3. Теория плюралистической демократии, т.е. власть принадлежит народу, но народ и власть не являются монолитным общественным образованием. Каждый отстаивает свои интересы через политические организации и проведение демократических выборов. 4. Теория всеобщего благоденствия. Государство – гарант всеобщих благ. 5. Теория «ночного сторожа». Государство выступает в роли сторожа, который охраняет установленный порядок. Типология государств.
Правотворчество. Признаки правотворчества:
Правотворчество – это особая интеллектуальная деятельность, осуществляемая от имени государства и выражающаяся в создании нормативно-правового акта. Принципы правотворчества:
ДЗ!!! Раскрыть признаки Виды правотворчества:
Стадии правотворчества:
ДЗ!!!! сколько членов совета федерации и госдумы должны принять законопроект
Решение референдума вступает в законную силу сразу после подведения итогов. Указы Президента вступают в силу 1) с определенной даты 2) с определенного события 3) через 10 дней после опубликования. Публикуются в Собрании актов Президента и Правительства. Акты Правительства: 1) с определенной даты 2) определенного события 3) через 7 дней после опубликования в Собрании актов Президента и Правительства. 4) с момента доведения до исполнителя. Действия НПА на территории. Исключения: экстерриториальность, т.е. действия НПА в соответствии с международным правом и НПА определенного государства (РФ) – действует вне пределов границ данного государства. НПА высших органов государственной власти РФ действуют: - на территории посольств и консульств; - иных дипломатических представительств данного государства за рубежом; - на территории морских и воздушных судов под флагом данного государства, находящихся вне пределов границ РФ; - территории военных, морских и воздушных судов не зависимо от их местонахождения
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |