Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданское общество




Гражданское общество является неотъемлимым признаком правового государства.

ГО – это система самостоятельных, независимых от государства общественных институтов и отношений, призванных обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов, коллективов, реализации частных интересов и потребностей. В широком смысле - это независимость государства от сферы общественных отношений, в узком – это цивилизационное состояние общества, характерными чертами которого является равноправие личности, сообществ граждан и государства.

Понятие «гражданское общество» разделило социальные отношения на государственные и регулируемые самим гражданским обществом. Впервые это разделение осуществил Николо Макиавелли в эпоху Возрождения и Реформации.

Следующая эпоха буржуазных революций окончательно осуществила этот раздел в социальной сфере. Отношения подданичества были заменены на гражданские, т.е. собственники, которые лично освобождались, могли взять на себя политическую и хозяйственную ответственность.

Взаимоотношения государства и гражданского общества:

- неразвитое гражданское общество. Государство оказывает давление на гражданское общество и узурпирует его права, подчиняет практически все общество себе и охватывает своим влиянием все сферы жизнедеятельности.

- развитое гражданское общество. Государство и общество – равные партнеры, решающие общественные проблемы путем компромиссов.

Структура гражданского общества:

1. Институты (семья, как ячейка общества, церковь, политические партии, профессиональные объединения, кооперативы, организации общественной самодеятельности, творческие объединения.).

2. Отношения (семейные, религиозные, этнические, нравственные, духовные, культурные и т.д.). Эти отношения находятся вне непосредственной деятельности государства.

Основы гражданского общества:

1. Экономическая – это совокупность экономических интересов и отношений, составляющих материальную основу жизни.

2. Политическая – это совокупность отношений и интересов, в рамках которых происходит политическая жизнь и осуществляется государственная власть.

3. Социальная – совокупность классов и социальных групп и взаимоотношения между ними.

4. Информационная – совокупность средств массовой информации, предприятий и организаций гражданского общества, осуществляющих информационную деятельность.

5. Духовно-культурная – совокупность духовно-культурных благ и отношений, а так же институты, через которые реализуются данные отношения.

Формированию гражданского общества способствуют 3 важнейших фактора:

1. Правовой характер государства.

2. Культурное состояние общества.

3. Превращение подданных государства в свободных граждан.

Механизм государства.

1. Общие понятия механизма государства и его признаки.

Механизм государства – это целостная система, иерархическая система государственных органов и учреждений, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Признаки механизма государства:

1. Единство государственного механизма – различные органы, обладая различной компетенцией составляют единый механизм государственной власти.

2. Иерархичность.

3. Выполнение единых целей и задач.

4. Деятельность государственного механизма, обеспечиваемая особой группой людей – государственными служащими.

5. Наличие специального аппарата принуждения.

2. Структура механизма государства.

А) государственные органы – это отдельные звенья государства, имеющие внутреннюю структуру и наделенные государством властными полномочиями, в целях осуществления функций государства (ДЗ: таблица функций).

Б) организации, для которых осуществление власти является основным видом деятельности, посредством которых государство практически осуществляет свои функции.

В) Государственное предприятие – предназначен для осуществления государством своих функций в сфере производства продукции, выполнения работ оказания разного рода услуг.

3. Понятие и признаки государственного органа.

Госорган – это составная часть механизма государства, имеющая собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государства, образующими единый целый государственный механизм.

Признаки госоргана: а) госорган прочно связан с другими частями государственного механизма и обладает определенной самостоятельностью; б) состоит из государственных служащих, которые находятся между собой в особых правоотношениях; в) имеет внутреннюю структуру, состоит из подразделений, связанных между собой единством цели ради достижения которой они образованы; г) наличие компетенции (властных полномочий). Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. теми конкретными задачами, которые решает этот орган, она юридически закреплена текущим законодательством и выражается 1) в возможности издавать обязательные к исполнению индивидуально определенные правовые акты; 2) в обеспечении выполнения данных правовых актов, применяя различные методы, в т.ч. принуждения; д) основным признаком государственных органов являются принципы их организации: - принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата (он обеспечивается демократической избирательной системой); - принцип разделения властей; - принцип гласности и открытости деятельности государственных органов; - высокий профессионализм и компетентность, способность на научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан; - принцип законности; - принцип демократического формирования и деятельности государственных органов; - в федеративном государстве прослеживается субординация и четкое взаимодействие между федеральными органами и органами государственной власти субъектов.

ДЗ: см. Конституцию РФ предметы ведения федерации и субъектов.

Виды государственных органов и их субъекты.

1. По способу возникновения:

А) первичные – не создаются никакими другими государственными органами и возникают в порядке наследования либо в порядке избрания;

Б) производные – создаются первичными органами, которые так же их наделяют властными полномочиями.

2. По объему властных полномочий:

А) высшие госорганы – власть распространяется на территорию всего государства;

Б) местные – в пределах административно-территориальных единиц;

3. по широте компетенции: - общей (решает широкий круг вопросов)

- специальной компетенции (выполняет одну спецфункцию);

4. выборные и назначаемые

5. коллегиальные и единоличные

6. по принципу разделения властей: - законодательные (занимают главенствующее место в механизме государства и устанавливают общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна выполнять). Высшим законодательным органом является парламент (Совет Федерации + Государственная Дума = Федеральное Собрание). Парламент может иметь 2-х и 1-палатную структуру. Внутри парламента действуют различные комитеты и комиссии – временные и постоянные. Основной круг решения парламента: 1) бюджет; 2) контроль над правительством

- исполнительная. Высшим исполнительным органом является президент и (или) правительство. В состав правительства входят члены, которые возглавляют ведомства или министерства, департаменты. По своей компетенции правительство вправе издавать правовые акты.

В унитарных государствах образуется одно правительство, в федеративных – общефедеральное и правительство субъектов федерации. Свою деятельность правительство организует через министерства и ведомства. При решении задач по охране общественного порядка и обороне государства они могут применять принудительные меры, использование боев, техники и оружия. На местах исполнительная власть осуществляется местным самоуправлением.

- судебная. «см. табличку».

 

Происхождение государства и права.

Среди теоретиков нет единого понимания происхождения государства и права. Каждая теория подчеркивает совокупность тех идей, на основе которых она выражалась. Государство появилось в процессе эволюции социально-экономических и политических отношений. Развитие общества предопределяет развитие государства.

Признаки общества:

1. Совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей;

2. Индивиды связаны между собой общими интересами, имеющими постоянный характер;

3. Взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов;

4. Регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения;

5. Наличие организационной системы власти, способной обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность;

6. Способность и реальная возможность к самообновлению и совершенствованию общества.

История человеческого общества начинается с первобытного строя, с развития рода и родоплеменных отношений. Род – это объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, общности имущества, выступающей самостоятельной хозяйственной единицей. Племя – это союз родов.

После племен развивается союз племен. Власть сугубо общественна, исходит из рода; властные функции осуществляют все взрослые члены рода. Органами общественной власти являются родовые собрания, старейшины, вожди и военачальники. Религиозные властные функции осуществляют жрецы. Все эти должностные лица могли быть смещены собранием рода и осуществляли свои полномочия под его контролем. Это была первобытная демократия.

В первобытном обществе действовали определенные правила – мононормы. Ими были обычаи (исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате их многократного применения в течение длительного времени и стали естественной потребностью людей).

Мононормы регулировали труд, быт и семейные отношения. В процессе длительного развития создавались предпосылки для более качественного преобразования общества: 1. Крупное разделение труда; 2. Развитие общественных отношений; 3. Имущественное неравенство; 4. Запрещение инцестов; 5. Выделение семьи из рода; 6. Выделение отдельных аристократических семей, к которым переходят функции управления.

Появление избыточного продукта и усложнение родоплеменных отношений требовали появление другого властного органа, система которого смогла бы обеспечивать: - преимущество интересов одних членов общества над другими; - координацию общественных отношений. Им стало государство.

Энгельс выделяет три формы возникновения государства:

1. Афинская (классическая) – государство возникает в результате классовых противоречий внутри рода.

2. Римская – плебеи выступали против аристократии.

3. Древнегерманская – государственному возникновению способствовало завоевание чужих территорий.

Вместе с государством возникло и право, причинами появления которого является: а) рост производительности труда; б) избыток прибавочного продукта; в) частная собственность; г) разделение труда.

Теория государства и права исследует основные проблемы происхождения государства и права и выдвигает следующие основные теоретические концепции:

1. Ирригационная. Автор - Вит Фогель. Кочевые племена, обживая берега рек, постепенно переходили к костерной жизни. В процессе обживания территорий они осушали участки для земледелия. Эта деятельность требовала определенного профессионализма и постоянства.

2. Патриархальная. Авторы – Платон и Аристотель. Государство – это продукт разросшейся семьи.

3. Теологическая. Автор – Фома Аквинский XIII в. Государство – результат божественного промысла.

4. Теория насилия. Автор – Каутский, Гумплович. Государство возникло в результате порабощения одного народа другим.

5. Расовая теория. Автор – Ницше. Государство возникло при насильственном процессе в связи с привилегированным положением господствующей расы.

6. Инцестная (половая). Автор - Леви Страз.

7. Спортивная. Автор – Ортего Гассе. Государство возникло в связи с проведением между племенами игр и физических упражнений.

8. Органическая. Автор – Спенсер. Государство – это своеобразное подобие человека.

9. Экономическая – Платон, Сен-Симон. Государство – это результат разделения труда.

10. Классовая – Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Государство – это результат появления прибавочного продукта.

11. Психологическая. Автор – Петрожицкий. Государство – это психологическая потребность человека.

12. Договорная. Автор – Гроций, Гоббс, Локк, Руссо, Радищев. Государство предшествует естественное состояние человека.

13. Диффузиционная. Автор – Гребнер. Государство возникло в результате передачи опыта большими отрядами.

Основные теории сущности государства.

1. Теория элит. Возникла в начале XX века. Осуществление государственной власти принадлежит элите, отстаивающей собственные интересы и интересы общества в целом. Дальнейшее развитие теории допускало существование нескольких элит, где одна правящая элита сменяла другую.

2. Технографическая. Родилась в странах развитой демократии. (Великобритания).

3. Теория плюралистической демократии, т.е. власть принадлежит народу, но народ и власть не являются монолитным общественным образованием. Каждый отстаивает свои интересы через политические организации и проведение демократических выборов.

4. Теория всеобщего благоденствия. Государство – гарант всеобщих благ.

5. Теория «ночного сторожа». Государство выступает в роли сторожа, который охраняет установленный порядок.

Типология государств.

  1. На основе марксистского учения лежит метод диалектического материализма (формационный подход). А) восточное государство (государство единственный собственник земли, власть сугубо деспотична); б) рабовладельческая (два основных класса – рабовладельцы и рабы); в) феодальный (феодалы и крестьяне); г) буржуазная (общественные отношения развиваются с развитием капиталистических экономических отношений); д) социалистическое (госвласть принадлежит трудящимся).
  2. Цивилизационный. Автор – Тоинби. Человечество развивается в процессе исторического развития, а не на голой экономике.

Правотворчество.

Признаки правотворчества:

  1. Деятельность а) народа; б) компетентных органов государства; в) органов и структур, уполномоченных государством.
  2. Осуществляется в установленном законом порядке.
  3. Осуществляется в определенных стадиях.
  4. Итогом является принятие нормативного-правового акта.

Правотворчество – это особая интеллектуальная деятельность, осуществляемая от имени государства и выражающаяся в создании нормативно-правового акта.

Принципы правотворчества:

  1. Законность
  2. Компетентность
  3. Профессионализм
  4. Логичность, последовательность
  5. Системность.

ДЗ!!! Раскрыть признаки

Виды правотворчества:

  1. Непосредственное правотворчество народа
  2. Правотворчество компетентных органов государства
  3. Правотворчество иных органов: а) санкционированные (государство санкционирует деятельность принятого акта); б) делегированные (государство наделяет полномочиями орган для принятия нормативных актов)

Стадии правотворчества:

  1. Законодательная инициатива (президент, правительство, совет федерации, 1/5 депутатов госдумы или членов совета федерации, высшие суды и представительные, и исполнительные органы власти субъектов)
  2. Пред проектный этап – подготовка проекта закона и его согласования а) правовая экспертиза б) логическая экспертиза в) филологическая экспертиза (синтаксическая и орфографическая) г) системная экспертиза (идет согласование проекта с комитетами и комиссиями).
  3. Принятие законопроекта

ДЗ!!!! сколько членов совета федерации и госдумы должны принять законопроект

  1. Вступление закона в силу с момента а) определенной даты, указанной в законе; б) события, указанного в законе; в) если ничего не указано, то через 2 недели после официального опубликования.

Решение референдума вступает в законную силу сразу после подведения итогов.

Указы Президента вступают в силу 1) с определенной даты 2) с определенного события 3) через 10 дней после опубликования. Публикуются в Собрании актов Президента и Правительства.

Акты Правительства: 1) с определенной даты 2) определенного события 3) через 7 дней после опубликования в Собрании актов Президента и Правительства. 4) с момента доведения до исполнителя.

Действия НПА на территории.

Исключения: экстерриториальность, т.е. действия НПА в соответствии с международным правом и НПА определенного государства (РФ) – действует вне пределов границ данного государства.

НПА высших органов государственной власти РФ действуют:

- на территории посольств и консульств;

- иных дипломатических представительств данного государства за рубежом;

- на территории морских и воздушных судов под флагом данного государства, находящихся вне пределов границ РФ;

- территории военных, морских и воздушных судов не зависимо от их местонахождения

 

 
 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.