КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторически принято выделять 2 формы правления
Тема №4. Форы государства Вопросы: 1. Понятие и структура формы гос-ва 2. Форма государственного правления: понятие и виды. 3. Форма национального (государственного) устройства 4. понятие и разновидности государственных режимов 5. Многообразие форм государства в пределах одного и того же типа гос-ва. 6. Особенности формы Российского государства.
Форма гос-ва - это всегда выражение его сущности и содержания. Она никогда не оставалась величиной константа и изменяется под влиянием различных факторов.
В рамках ТГП форма гос-ва рассматривается через анализ 3х ее составляющих элементов: 1. Форма правления – это элемент формы гос-ва отражающий порядок организации высших органов власти, а так же особенности взаимоотношения их между собой и с населением.
2. Форма территориального устройства - это элемент органов власти, показывающий территориальную организацию власти с учетом внутреннего деления территории на части и взаимоотношения частей и целого.
3. Государственный режим – это совокупность приёмов способов и средств используемых для осуществления государственной власти.
Форма гос-ва это – совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования высших органов, на территориальное устройство и на методы осуществления государственной власти.
Значение формы гос-ва 1. Она содействует формированию правосознания граждан. 2. Продуманная форма гос-ва способствует эффективной работе гос аппарата. 3. Обеспечивает решение возникающих в о-ве конфликтов. 4. Выступает символом единства нации и национальной государственности. Факторы которые влияют на форму гос-ва: 1. историческая традиция 2. национальный состав населения 3. влияние государственно-правового опыта государств метрополий на другие гос-ва 4. расстановка политических сил борьба между ними
вопрос №2 1. Монархия 2. Республика Монархия – единовластие, это такая форма правления, когда верховная власть и вся ее полнота принадлежит одному лицу, который получает ее по наследству, по наследству ее передает и не несет персональной юридической ответственности за несение власти.
В зависимости от объема властных функций монархия бывает: 1. Абсолютная монархия (2 формы: светская, теократическая) 2. Ограниченная монархия. (Парламентская, дуалистическая)
Отличительной чертой абсолютной монархии является сосредоточение всех полноты власти в руках монарха, отсутствует какой-либо документ, который бы ограничивал власть монарха, в его руках находятся все 3 виды власти (судебная, законодательная, исполнительная). Конституционная монархия (ограниченная) – власть монарха ограничена конституцией и выборным представительным органом, она делится:
1. Парламентскую (Англия, Дания, Япония, Швеция) – формально монарх наделяется широкими полномочиями, но не может полностью воспользоваться ими, принимаемые монархом решения должны получить одобрения в кабинете министров, исполнительную власть осуществляет правительство, которое ответственно перед парламентом.
2. Дуалестическую (Малайзия, Непал) – Переходная форма от абсолютной к парламентской монархии, власть ограничена конституцией, но монарх обладает широким объемом властных полномочий. Есть парламент и правительство, но парламент в силу не развитости ощущает власть монарха. Правительство несет двойную ответственность перед парламентом и монархом
Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется в режиме сдержек и противовесов, выборными на определенный срок коллегиальными или единоличными органами, ответственными перед народом. Признаки республики: 1) выборность власти. 2) коллегиальность 3) подотчетность и ответственность власти.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подчинено и подконтрольно, республики делятся: 1. Парламентская 2. Президентская 3. Смешанная
1. Парламентская республика – правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним, парламент может выразить вотум доверия или недоверия правительству, главе правительства, конкретному министру. Глава государства – президент, который избирается парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Президент имеет представительную функцию. Реальный глава государства – глава правительства.
2. Президентская республика – президент избирается независимо от парламента, одновременно является главой государства и правительства, сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Президент наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа.
3. Смешанная республика – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Президент и парламент избирается непосредственно народом. Глава государства – президент, который назначает главу правительства и министров. Президент утверждает решения заседания кабинета министров, а парламент контролирует правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а так же имеет право вотума недоверия правительству.
Основное отличие между парламентской и президентской республиками состоит в порядке формирования правительства (органа исполнительной власти) и его ответственности.
Вопрос № 3 По форме территориального устройства гос-ва делятся на:
1. Простая форма = унитарное государство: 1) Простое унитарное гос-во (централизованное) 2) Децентрализованное (сложное унитарное государство)
2. Сложная форма = федерация. Унитарное государство - это единое государство, вся или большая часть которого делится на административно территориальные единицы, которые не имеют статуса государственного образования, не имеют суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства (Белоруссия, Италия, Франция, Дания)
Унитаризм имеет признаки: 1. Единое для всего гос-ва гражданство 2. Единые государственные органы 3. Единое законодательство 4. Единые государственные символы 5. Территория единиц унитарного гос-ва может быть изменена путем принятия общегосударственного закона без согласия органов и населения этой единицы. Две разновидности: 1. централизованное- основано на принципе централизации власти, лица, которые управляют, назначаются верховной властью и не обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов государственной власти.
2. децентрализованное – допускает образование автономий, которые обладают правом самостоятельного решения вопросов переданных им в веление центральной властью (основные сферы сводятся к образованию, коммунальной сфере)
Федерация – это союзная государственно-территориальная организация, состоящая из нескольких образований (квази-государств), основанная на принципе целостности государственной власти и ее горизонтальном разделении между центром и регионами (Россия, Канада, Арабские Эмираты). Управление в федерации основано на принципе децентрализации, наряду с высшими органами существуют аналогичные органы в субъектах федерации. Субъекты обладают правом на формирование законодательства, бюджета и налоговой системы, некоторые имеют право на двойное гражданство. Но федеральные законы обладают верховенством на всех территории гос-ва, а законы субъектов не должны им противоречить. За субъектами федерации может закрепляться полномочие участвовать самостоятельно в международных отношениях, но только в сфере экономики.
Виды федерации: По статусу субъектов федерации и по объему их полномочий – 1. симметричные (те, где статус и их полномочия одинаковы) 2. асимметричные (некоторые субъекты обладают иным статусом и не одинаковым объемом полномочий (Канада, Россия))
По критерию образования: 1. административно-территориальными; (США, Германия) 2. национально-государственными; (Бельгия, Эфиопия) 3. национально-территориальными; (смешанными) (Индия, Россия)
В зависимости от основы или источника формирования федерации: 1. Конституционными (на основе конституции) – полномочия даруются центром 2. Договорными (на основе договора) – у субъектов сохраняется максимум полномочий. 3. Конституционно-договорные.
От сложных государств следует отличать государственные союзы, или объединения; наиболее известными разновидностями являются: конфедерация (швецарская), Содружество гос-в (СНГ), государственные союзы и государства сообщества. Такие образования представляют собой ассоциации суверенных гос-в создаваемый для достижения, как правило, временных целей (эконом развития, полит устройства, ведения войны). Межгосударственный союз не обладает государственным суверенитетом. В рамках межгосударственных объединений могу создаваться надгосударственные органы (парламент в Евросоюзе, суд..), деятельность этих органов не должна нарушать суверенитет каждого гос-ва входящего в союз.
Задание: нарисовать таблицы. 1) сравнить федерацию и конфедерацию; 2) дать характеристику союзу, содружеству, сообществу; 3) проанализировать и выяснить отличия сходные черты РФ и Евросоюза.
Вопрос №4
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |