КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурно-историческая (цивилизационная) концепция
Рационалистическая концепция Теологическая концепция Конкретно-исторические теории Умозрительно-философские теории
Т.е.: сначала формулируется теория, а потом, при ее помощи и нтерпретируются факты; исторический материал обобщается на основе сформулированной гипотезы.
Классический пример – формационная теория Маркса–Энгельса (последователи исторического материализма: марксизм – методология истории) + теория Э. Канта.
2. Конкретно-исторические теории (собственно исторические теории) строятся путем обобщения исторического материала на основе сформулированной гипотезы (например, философия истории Гегеля – первая собственно историческая концепция, охватывающая весь исторический процесс как целое)[16]. Классификация 3: концепции интерпретаций исторических фактов 1. Теологическая (религиозная, христианская -в европейской исторической науке ) концепция: объяснение происхождение человечества и его развития божественной волей; постижение смысла истории и ее назначения с божественной точки зрения. - в основе лежит религиозные представления о мире; - господствовала в исторической науке (европейской) с IV-V вв. до середины XVIII в.; - цель научного исторического знания: дать человеку нравоучительные примеры из прошлого (морально-этическая задача науки). 2. Рационалистическая концепция [17] - зарождается в XVIII в.[18]; - философско-теоретическое обоснование – в философии истории[19] Гегеля и историческом материализме Маркса; - общее для философско-теоретических построений Гегеля и Маркса (рационалистических теорий ХIХ – ХХ вв.): а) стоят на точке зрения, что история универсальна, в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности; различия, несмотря на их глубину, носят частный характер; б) история проходит через определенные ступени: Гегель выделяет: восточный (азиатский), греко-римский (античный) и германский (европейский) мир. Маркс: общественно-экономические формации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая)[20].
Основные положения исторического материализма и формационной теории В основе лежит понятие общественно-экономической формации – способа организации и существования общества на определенной ступени исторического развития. Каждая формация есть совокупность производительных сил и производственных отношений, составляющих базис общества – способ производства. Над ним возвышается надстройка – идеология, политика, право, наука, религия, духовная жизнь. В материальной истории следует искать основу истории всей истории общества, которая есть смена одних социальных организмов (социумов) другими. Конфликт между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями находит свое проявление в борьбе антагонистических классов и решается путем социалистической революции. Содержание истории – это борьба классов, а революции рассматриваются как локомотив истории[21].
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |