КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика формальных групп в организации
Тема 8 (27). ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛЫХ ГРУПП И ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ Характеристики малой группы Выделяют следующие характеристики малой группы: Композиция – характеристика, отражающая индивидуальный состав группы. Состав может быть однородный, т.е. люди похожи друг на друга, тогда композиция будет гомогенной. Если же в группу входят индивидуально очень различные люди, то композиция будет гетерогенна. Позиция члена группы – понятие, обозначающее официальное положение человека в какой-то подсистеме отношении. Статус – реальное положение человека в системе внутригрупповых отношений, степень авторитетности для остальных участников. Внутренняя установка человека – личное субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свой авторитет и степень влияния на остальных. Статус человека и его личное восприятие не всегда совпадают. Размер – количественный состав группы. По мере увеличения размера группы, общение между ее членами усложняется и становится более трудным достижения согласия по вопросам, связанным с деятельностью организации. Увеличение размера групп усиливает также возможность появления неформальных групп в ней, что может привести к появлению несогласующихся целей. Роль - нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения человека. Роль может определяться официальной должностью или избираться членом группы самостоятельно. Конформизм (приспособленчество) или конформность – психоло-гическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определённого мнение, свойственного группе; мера «подчинения» индивида групповому давлению. Социально-психологический климат – нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений. Каналы коммуникаций – структура межличностного общения, структура обмена деловой и личностной информацией. Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются члены группы. Сплоченность – мера тяготения членов группы друг к другу и к группе, проявляющаяся в ответственности за совместную работу, сотрудничестве и взаимопомощи, в отношении к нечестности, 1. Характеристика формальных групп в организации. 2. Особенности неформальных групп. 3. Процесс формирования команды В любой организации функционирует большое количество формальных групп, которые могут создаваться по воле руководителей или по инициативе подчиненных, с целью выполнения задач организации. Теория и практика менеджмента предлагает разнообразные виды формальных групп: 1) Рабочая (целевая) группа – группа внутри предприятия, члены которой работают над одним заданием, задачей, проектом. Целевые группы могут быть специальные и постоянные. Эти группы представляют собой отдельные взаимосвязанные производственные элементы, образующие организацию как систему. При этом важным является то, что задачи каждой из рабочих групп должны быть взаимосвязаны с задачами других структурных подразделений и организации в целом. 2) Руководящая группа (командная группа) – группа управления, состоящая из руководителя и его непосредственных подчиненных, руководителей отдельных подразделений, отделов, бригад. 3) Комитет – группа людей внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания. В состав комитетов входят как руководители разных уровней управления, так и рядовые сотрудники. Иногда комитеты называют комиссиями или советами. Выделяют два типа комитетов: 1) постоянный комитет, создаваемый как постоянно действующая группа, с целью осуществления конкретной задачи, чаще всего стратегической; 2) специальный комитет, формируемый для выполнения отдельной временной задачи. Формальные группы могут обладать линейными или штабными полномочиями. Остановимся более подробно на деятельности комитетов. Особенностью функционирования комитетов в организации является групповой характер принятия решений, эффективность которого определяется рядом преимуществ перед индивидуальной деятельностью, среди которых можно выделить: - принятие интегрированных, совместных решений; - увеличение числа альтернатив решения проблем; - развитие горизонтальных коммуникаций; - удовлетворение вторичных потребностей работников, являющихся членами создаваемых комитетов; - рост интеллектуального уровня сотрудников; - формирование организационной культуры предприятия; - привлечение рядовых работников к управлению организацией. Вместе с тем, комитетам присущи и недостатки. Так например, классик теории управления Лютер Гьюлик предлагал ограничить их использование чрезвычайными ситуациями, поскольку считал их слишком чувствительными для регулярного менеджмента. Это связано с тем, что функционирование комитетов вызывает определенные реальные проблемы, к которым можно отнести: - разделенную ответственность; - финансовые затраты; - замедленное принятие и выполнение решений; - большую численность; - групповой комформизм. Норман Сигбанд, специалист по управленческим коммуникациям предлагает шесть способов сделать заседание комитетов как можно более продуктивными: - проводить только те заседания, необходимость которых очевидна; - каждый раз определять общую цель и последовательность решения задач; - приглашать на заседания тех кто может быть полезен; - заранее проводить всю техническую подготовительную работу; - раздавать всем повестку дня и необходимые материалы до начала заседания; - начинать и заканчивать заседания вовремя[69].
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |