Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составные части финансовой политики, их характеристика




Необходимость и содержание финансовой политики, ее цели и задачи

Любые финансовые отношения объективны, но в то же вре­мя они складываются не стихийно, а организуются государ­ством. Для того чтобы организация финансовых отношений но­сила научный характер, способствовала положительному воз­действию на результаты хозяйствования, обществу необходимо выработать стратегию и тактику использования финансов для достижения поставленных целей и задач в экономическом и со­циальном развитии. Выработанная государством стратегия и тактика организации финансов на данном этапе развития об­щества представляет собой финансовую программу, или финан­совую политику.

Финансовая политика — это намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа ис­пользования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.

Финансовая политика как составная часть экономической политики государства является одной из приоритетных сфер государственного регулирования экономики. В ней конкрети­зируются главные направления развития народного хозяйства, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.

В то же время финансовая политика — относительно само­стоятельная сфера деятельности государства. Практически она осуществляется посредством разработанной на определенный период времени системы мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет, их рациональному распределению и эффективному использованию для выполне­ния государством своих функций. Ее реализация обеспечивает­ся совокупностью бюджетно-налоговых, монетарных и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответ­ствующими законодательными полномочиями по формирова­нию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Финансовая политика должна быть направ­лена на обеспечение устойчивого экономического роста, соци­ального развития и значимости государства в мировом сообще­стве. Она способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, создавая условия для осуще­ствления совместных мероприятий, в том числе по привлече­нию иностранного капитала в экономику.

Содержание финансовой политики многогранно и опреде­ляется единством трех основных звеньев:

• выработка научно обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития. Она формируется на основе изучения требований экономических законов, конкретных особенностей исторического развития общества, всестороннего анализа состояния производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

• определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период. При этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, с учетом специфики внутренней и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей страны. С этой целью изучаются накопленный опыт использования финансового механизма, новые тенденции развития, а также мировой опыт;

• осуществление практических действий, направленныхна достижение поставленных целей.

Развитие экономики и социальной сферы в Республике Беларусь происходит в условиях кризисных явлений. Падение объемов производства удалось остановить, однако заметно сни­жение инвестиционной активности, не преодолен дефицит бюд­жета, финансовое состояние многих субъектов хозяйствования остается неудовлетворительным.

Выход из экономического кризиса и дальнейшее динамич­ное развитие требуют взвешенной и обоснованной финансовой политики, главным субъектом которой является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансо­вого развития общества на отдаленную перспективу и опреде­ляет задачи, средства и пути их достижения на предстоящий период.

Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой — отношения между государством и хо­зяйствующими субъектами по поводу формирования финан­совых ресурсов и их использования. Свое практическое вопло­щение финансовая политика в лице государства реализует че­рез финансовый механизм, его рычаги и стимулы.

Являясь наиболее динамичной частью финансовой полити­ки, финансовый механизм выступает важнейшим ее результа­том. Он изменяется вследствие решения различных тактичес­ких задач, чутко реагируя на все особенности текущей обста­новки в экономике и социальной сфере страны. В конечном счете при помощи финансового механизма осуществляется вся деятельность государства в области финансов.

Таким образом, финансы как специфическая форма про­изводственных отношений составляют элемент базиса, они объективны и независимы от сознания; финансовая политика государства является формой сознательной деятельности лю­дей и относится к надстройке. Финансовые отношения выс­тупают основой финансовой политики, предопределяя ее содер­жание. Следовательно, финансовая политика не может быть не­изменной, установленной раз и навсегда, она меняется на раз­ных этапах развития общества.

Финансовая политика как особая сфера государственной де­ятельности требует законодательного оформления в соответ­ствующих нормативных актах. Министерство финансов и На­циональный банк Республики Беларусь на основе действующе­го законодательства разрабатывают главные направления де­нежно-кредитной политики, готовят инструкции по формиро­ванию доходов бюджета и его использованию, нормативные до­кументы о порядке и правилах предоставления средств физи­ческим и юридическим лицам.

Основными целями финансовой политики являются наибо­лее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствую­щее наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Ради их достиже­ния средствами финансовой политики изыскиваются резервы и создаются условия, благоприятствующие развитию малого биз­неса и предпринимательской деятельности. Одновременно оп­ределяются рациональные формы изъятия доходов предприя­тий и населения в пользу государства, а также доля участия на­селения в формировании финансовых ресурсов.

К целям финансовой политики также относятся увеличение бюджетной обеспеченности жителей, повышение уровня дохо­дов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни.

Осуществление государством своей функции по более полно­му удовлетворению потребностей общества зависит от имею­щихся финансовых ресурсов, следовательно, планирование до­ходов и расходов бюджета и внебюджетных фондов требует ре­ального подхода к финансовым возможностям и не терпит «по­литизированных» оценок динамики ВВП и главных бюджето­образующих показателей.

В связи с этим большое значение приобретают вопросы оп­тимального распределения государственных финансов, их со­средоточения на ключевых направлениях развития экономики и эффективного использования, в том числе для реализации це­левых программ.

Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективнее осуществлять свои функции — социальные, экономические, экологические, оборонные и др.

Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:

• соответствие объективным экономическим законам;

• финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;

• отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения (при этом устанавливаются объем финансовых ресурсов, оптимальное и сбалансированное соотношение между доходами
государства и хозяйствующих субъектов, доля участия физических лиц в формировании государственных доходов);

• рациональное распределение и использование финансовых ресурсов (устанавливаются основные пропорции распределения средств между отраслями и сферами народного хозяйства, определяются приоритетные отрасли и направления, а
также степень социальной защиты населения);

• концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;

• обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;

• уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение его покрытия на основе государственных ценных бумаг;

• либерализация внешнеэкономической деятельности;

активизация процессов разгосударствления и приватизации государственной собственности с целью финансового оздоровления, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;

• унификация отечественного финансового законодательства с законодательством Российской Федерации с целью создания равных условий хозяйствования для товаропроизводителей двух стран;

• выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.

В зависимости от длительности периода и характера решае­мых задач финансовая политика подразделяется на финансо­вую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансо­вой политики, рассчитанный на перспективу и предусматрива­ющий решение крупномасштабных задач, поставленных эконо­мической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, фор­мируются концепции их использования, намечаются принци­пы организации финансовых отношений. Выбор долговремен­ных целей и составление целевых программ финансовой поли­тики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных векторах экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач кон­кретного этапа развития государства и связана с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отноше­ний, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из теку­щих потребностей страны.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добива­ется результатов тактически, приходится вносить коррективы в стратегический курс.

Стратегия создает благоприятные условия для решения так­тических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узло­вые проблемы развития экономики и социальной сферы, пред­лагает оперативные способы изменения форм организации фи­нансовых отношений, позволяет в более сжатые сроки, с наи­меньшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

В качестве финансовой стратегии может выступать Нацио­нальная программа привлечения инвестиций в экономику Рес­публики Беларусь на 2002—2010 гг. К другим направлениям стратегии относятся финансовое оздоровление экономики, по­вышение конкурентоспособности продукции. Так, оздоровле­ние может достигаться за счет сокращения дефицита бюджета, уменьшения инфляции, снижения налоговой нагрузки на эко­номику.

В советский период роль финансов недооценивалась. Цент­рализованное управление финансами оказалось чрезмерно рег­ламентированным. Опыт хозяйственного развития СССР пока­зал, что многие радикальные хозяйственные реформы (нэп, на­логовые реформы 1930-х гг. и 1965 г.) обречены на неудачу, если государство не добивается успехов в финансовой политике.

С распадом СССР произошла разбалансированность эконо­мики, сопровождавшаяся разрывом традиционных экономи­ческих связей. Либерализация цен привела к инфляции, дефи­циту бюджета, росту государственного долга, убыточности и банкротству хозяйствующих субъектов.

Результативность финансовой политики в период перестрой­ки и перехода экономики к рыночным отношениям снижали неблагоприятные финансово-кредитные проявления. Они были обусловлены прежде всего недооценкой сложности проблем пе­реходного периода, завышенными ожиданиями, связанными с влиянием монетарных механизмов на саморегулирование ре­формируемой экономики. Все эти причины, а также ослабление позиций в управлении экономикой и всеми фазами воспроиз­водственного процесса многократно увеличили масштабы фи­нансового кризиса.

В условиях рыночной экономики финансовая политика ба­зируется на долгосрочных научных прогнозах, подкрепляемых системой обоснованных финансовых регуляторов, в первую очередь — налогов, которые обеспечивают изъятие и перерас­пределение созданного валового внутреннего продукта и фор­мирование централизованных фондов денежных ресурсов госу­дарства.

Функция регулирования используется государством в процес­се расходования средств госбюджета на различные цели: госу­дарственные капитальные вложения, развитие социально-куль­турной сферы, укрепление обороноспособности страны, обслу­живание внешнего и внутреннего государственного долга и т.д.

Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, рес­труктуризацию предприятий, приватизацию, конверсию пред­приятий военно-промышленного комплекса, определение при­оритетных направлений.

Финансовое регулирование можно проводить, используя следующие инструменты финансовой политики:

• условия формирования прибыли;

• способы кредитования через учетную ставку;

• систему специальных налоговых льгот;

• цены;

• таможенные пошлины;

• уровень заработной платы и др.

Совокупность финансовых регуляторов наряду с денеж­но-кредитным механизмом составляет основу современной фи­нансовой политики. Ее эффективность в каждый конкретный момент зависит от умения властных структур государства обес­печить комплексное использование финансово-кредитных ры­чагов и стимулов.

Теория и практика хозяйствования выработали ряд требо­ваний к финансовой политике. К ним относятся:

1) научный подход, предполагающий соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории (нарушение этого важнейшего требования ведет к большим потерям в народном
хозяйстве);

2) учет конкретных исторических условий, итогов каждого этапа развития общества, внутреннего положения в стране и международной обстановки, реальных экономических и фи­нансовых возможностей государства;

3) тщательный анализ практики предшествующего хозяйственного и финансового строительства, изучение новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта (своевременное изменение финансовой политики с учетом специфических особенностей позволяет в короткие сроки и с меньшими потерями решать стоящие перед государством задачи);

4) применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики с ориентацией на выполнение ключевой задачи конкретного этапа развития; обеспечение тесной взаимосвязи между основными частями экономической политики — финансовой и кредитной политикой в области ценообразования, заработной платы;

5) повышение эффективности использования финансовых ресурсов в результате действенной финансовой политики (игнорирование факторов, влияющих на эффективное использование финансовых ресурсов при проведении финансовой политики оборачивается распылением средств и оскудением источников, которые обеспечивают финансирование потребностей государства);

6) учет множества факторов в многовариантных расчетах по методу наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране; прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;

7) предвидение последствий финансовых мероприятий, позволяющее избежать непредсказуемых изменений в финансовой политике и создать благоприятные условия для деятельности предприятий;

8) широкое применение выводов политэкономической и финансовой наук при выработке эффективной финансовой политики;

9) анализ обширной достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, состоянии дел в экономике; использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники.

Результативность финансовой политики повышается, если она соответствует потребностям общественного развития, инте­ресам всех слоев общества и учитывает конкретные историчес­кие условия. Не в меньшей мере успех зависит от того, насколь­ко проработан механизм согласования и реализации интересов различных субъектов экономической деятельности и имею­щихся у государства объективных возможностей. Чтобы оце­нить финансовую политику правительства, в первую очередь следует определить, какие цели общественного развития на­мечены им в качестве приоритетных, какие задачи (перспек­тивные и более близкие) и в какие сроки оно предполагает ре­шить. Только при таких условиях можно дать объективную оценку финансовой политике.

Для того чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требо­вания к финансовой политике и разделить сферы финансовых отношений исходя из их сущности и содержания, следует рас­смотреть самостоятельные составные части финансовой поли­тики — налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредит­ную (монетарную) политику.

Налоговая политика представляет собой разработку, при­нятие и реализацию решений законодательного уровня относи­тельно налоговой системы и ее элементов в целях достижения необходимых обществу экономических и социальных результа­тов. Как неотъемлемая часть финансовой политики, она реализует интересы государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового общественного продукта на общегосу­дарственные нужды, мобилизации этих средств и последующем перераспределении через бюджет.

Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирую­щую функции. Фискальная функция реализуется посредством изъятия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда. Стимулирующая функция выражается через экономические рычаги воздействия (усиле­ние мотивов к труду, экономное расходование финансовых ре­сурсов, финансовую поддержку рыночных реформ) и влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие.

В любом обществе государство использует налоговую или фискальную политику для выполнения своих функций и задач, достижения намеченных целей. В условиях развитых рыноч­ных отношений налоговая политика государства направлена на перераспределение ВВП в целях изменения структуры про­изводства, территориального экономического развития, повы­шения уровня доходов населения.

Налоговый механизм представляет собой совокупность ор­ганизационно-правовых норм, методов и форм государственно­го управления налогообложением через систему различных ин­струментов. Государство придает своему налоговому механиз­му юридическую форму посредством налогового законодатель­ства и регулирует его. Таким образом, налоги приобретают но­вое качество, выступая в роли одного из рычагов регулирова­ния экономической активности, воздействия на процесс вос­производства.

Действующий в Республике Беларусь налоговый механизм не в полной мере выполняет свое предназначение. Высокий уро­вень налогообложения ограничивает финансовые возможности хозяйствующих субъектов в обеспечении роста производства, препятствует не только расширенному, но даже простому вос­производству. Кроме того, налоговую систему отличают запу­танность и непостоянство: с момента своего возникновения (1992 г.) она менялась более 10 раз, а количество налогов варьи­ровалось от 16 до нескольких десятков. Например, в 2001 г. в Беларуси действовало более 30 различных налогов, сборов и отчислений. Частый пересмотр видов, условий и норм налого­обложения оказывает негативное воздействие на экономику, ослабляет эффективность налоговых льгот, препятствует при­току иностранных инвестиций.

Бюджетно-финансовая политика как составная часть фи­нансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим использованием по отрасле­вому, целевому и территориальному назначению. Она ориенти­руется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

Чаще всего задача государственной бюджетной политики состоит в преодолении бюджетных дефицитов, порой достигаю­щих критического уровня. Крупный бюджетный дефицит сти­мулирует рост внутреннего и внешнего государственного долга, дестабилизирует денежную систему государства, провоцирует инфляцию. Чтобы добиться сбалансированности государствен­ного бюджета, бюджетная политика должна теснейшим обра­зом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства.

Активная роль государства в осуществлении экономичес­ких и социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Это связано с дей­ствием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание назван­ных факторов на каждом из этапов развития государства по­рождает такую систему расходов, которая соответствует пот­ребностям экономики, типу и уровню управления ею. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюд­жета.

Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет. Она должна учитывать, что источни­ки не неисчерпаемы и бесконтрольное их использование спо­собно подорвать экономику страны и в конечном счете исто­щить каналы получения доходов.

Программа социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на 2001—2005 гг. и на период до 2010 г. основны­ми направлениями бюджетно-финансовой политики определи­ла инвестирование бюджетных средств в формирование конку­рентоспособной структуры национальной экономики, реализа­цию социально-экономических приоритетов и государственных программ. Программой предусмотрено использование низкоин­фляционных источников финансирования дефицита бюджета.

Государственный бюджет пополняется в основном за счет налоговых поступлений, поэтому бюджетно-финансовая поли­тика государства тесно сплетается с налоговой, образуя бюд­жетно-налоговую политику.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика заключается в воздействии государства в лице Министерства финансов Рес­публики Беларусь при помощи Главного государственного каз­начейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономичес­ких целей — увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми условиями являются отсутствие ин­фляции и устойчивый рост экономики.

Одной из основных функций казначейства является органи­зация исполнения бюджета, т.е. формирование его доходной части и осуществление контроля за использованием расходной.

Реализация бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь проходит посредством дискреционной (активной) по­литики (сознательное манипулирование бюджетно-налоговой сферой) и автоматической (пассивной), не требующей специ­альных решений правительства. Оба вида активно взаимодей­ствуют.

На настоящем этапе в республике постепенно снижаются налоговые ставки и одновременно увеличиваются государст­венные расходы, что характеризуется как мягкая фискальная экспансия. Осуществляется также стабилизационная полити­ка, предусматривающая постоянный рост производства при умеренных темпах инфляции.

Для Республики Беларусь жизненно важен устойчивый эко­номический рост на фоне приемлемого уровня инфляции. Стра­на переживает трансформационный период при недостаточно развитом производстве и низкой эффективности частного сек­тора. Несмотря на все разнообразие применяемых мер, общее правило бюджетно-налоговой политики таково: а) государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая государственные расходы и (или) снижая налоги в периоды спада; б) оно сдержи­вает спрос в периоды подъема, тем самым сглаживая колебания экономического цикла.

Финансовое оздоровление экономики невозможно без стаби­лизации денежно-кредитных отношений, представляющих ос­нову финансовой политики государства.

Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понима­ют совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для дос­тижения ряда общеэкономических задач. Проводит ее Нацио­нальный банк Республики Беларусь. Он обязан осуществлять надзор и контроль за деятельностью денежной и банковской систем. Именно Национальный банк формирует основные правила политики. Будучи квазигосударственным, он действует не ради прибыли, хотя и может получать ее от своих операций, а ради реализации тех мер, которые избрало руководство страны в рамках государственной политики, в том числе и финансовой.

Главная цель денежно-кредитной политики — создание ус­ловий для достижения и поддержания высокого уровня про­изводства, стабилизации цен, укрепления национальной де­нежной единицы (при полной занятости и отсутствии инфля­ции). Обычно ключевые ее параметры определяются в государ­ственных программах развития на различные периоды (3, 5 и более лет).

Текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и доступные цели, как то: повышение роли банковского кредита в стимулировании хозяйствующих субъ­ектов к эффективному использованию заемных средств; более гибкий подход к предоставлению кредита, формированию бан­ковских резервов; развитие финансового рынка; сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный; конвертируемость белорусского рубля; реоргани­зация сберегательного и страхового дела.

Инструменты, используемые для достижения целей де­нежно-кредитной политики, различаются по принципу воздей­ствия на денежную массу и бывают прямыми (общими) и кос­венными. К прямым относятся лимиты кредитования и прямое регулирование процентной ставки; к косвенным — операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и учетной ставки (ставки рефинансирования).

В течение длительного времени монетарная политика оста­валась самым слабым звеном в финансовой политике прави­тельства республики. До 2000 г. ее воздействие на экономику страны было очень вялым и малоэффективным. Основная цель денежно-кредитной политики состояла в том, чтобы снизить бурно развертывавшуюся инфляцию (ИПЦ в 1994 г. — 2059,9 % в год, в 1995 г. — 344, в 1998 г. — 281,7, в 1999 г. — 351,2 %). Это ограничивало возможности экономической активности, росла доля убыточных предприятий, увеличивалось отрица­тельное сальдо платежного баланса. Требовалось переосмыс­лить роль монетарной политики, и в 1999 г. была принята Кон­цепция валютной и денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которая носила рестрикционный характер (Рестрикция (от лат. restrictio — ограничиваю) — ограничение банками и государством размеров кредита в целях сдерживания инфляции.). Такой шаг позволил стабилизировать денежное обращение, заметно снизить инфляцию. С 2000 г. монетарная политика снова приобрела стимулирующий характер, но она велась одновре­менно с решением задачи по снижению темпов инфляции. В ре­зультате установился единый курс белорусского рубля, кото­рый стал укрепляться; наметился рост ВВП. Но при этом произошло снижение занятости населения.

Программа социально-экономического развития на 2001— 2005 гг. в части денежно-кредитной политики предусматрива­ла обеспечение устойчивого курса белорусского рубля (он дол­жен был составить 2000—2100 руб./дол. к 2005 г.) и снижение инфляции, усиление значения финансового рынка и повыше­ние роли банковского сектора в перераспределении капитала. Для достижения этих целей предполагалось использовать де­нежную эмиссию, процентные ставки, резервные требования и другие механизмы и инструменты.

На практике такие части финансовой политики, как денеж­но-кредитная и бюджетно-налоговая, действуют не автономно, а в тесной взаимосвязи. Политика, в которой используются формы фискального и монетарного регулирования, называется стабилизационной. Каждая из ее составляющих может сдер­живать либо стимулировать экономику, соответственно этому различают четыре варианта стабилизационной политики:

1) «дорогие» деньги и сдерживающая фискальная политика;

2) «дорогие» деньги и стимулирующая фискальная политика;

3) «дешевые» деньги и сдерживающая фискальная политика;

4) «дешевые» деньги и стимулирующая фискальная политика.

Первый вариант характеризует жесткую фискальную и жесткую монетарную политику, в результате которой сокраща­ется совокупный спрос. Она оказывает противодействие инфля­ции, но может обернуться экономическим спадом.

И тогда целесообразно использовать второй вариант, т.е. из­менить только бюджетно-налоговую политику, чтобы оживить производство. Однако и здесь возможно проявление отрица­тельного эффекта — вытеснение частных инвестиций.

Третий вариант смягчает обстановку, сложившуюся после вытеснения инвестиций, и меняет структуру спроса, создавая условия для быстрого роста экономики.

При использовании четвертого варианта увеличиваются и другие составляющие совокупного спроса.

Следует отметить, что в большинстве случаев первичными являются мероприятия бюджетно-налоговой политики. Фис­кальные инструменты находятся в непосредственном ведении Правительства Республики Беларусь, а денежно-кредитная по­литика формируется Национальным банком страны. Послед­ний подотчетен Главе государства и в какой-то мере независим от Правительства. Тактические цели Национального банка направлены не на реальный сектор экономики, а на регулиро­вание показателей финансового рынка.

Весомым плюсом бюджетно-налоговой политики является срок проявления применяемых инструментов. Результат изме­нения налоговой нагрузки может сказаться уже в текущем го­ду, тогда как денежно-кредитная политика ориентирована на продолжительные периоды времени. Быстродействие способно стать решающим фактором в выборе варианта политики.

К преимуществам денежно-кредитной политики относятся ее гибкость и политическая приемлемость. За последние 15 лет меры денежно-кредитной политики успешно использовались как для снижения темпов инфляции, так и для преодоления экономического спада. Сегодня денежно-кредитная политика воспринимается как основной инструмент стабилизации эконо­мики.

Таким образом, финансовая политика на нынешнем этапе характеризуется качественно иными подходами к функциони­рованию народного хозяйства с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, реформы цен, оплаты труда, налого­вой и кредитной систем, направленных на формирование ново­го финансового механизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.