Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика




Содержание и значение финансового контроля

В каждом государстве действуют различные виды контроля: административный, финансовый, экологический, санитарно-эпи­демиологический, пожарный и т.д. Финансовый контроль — один из важнейших среди них. Это объясняется тем, что всякая деятельность государства (в том числе государственных органов, государственных и негосударственных предприятий, учрежде­ний и организаций) требует определенных финансовых затрат, результаты же этой деятельности имеют финансовые последст­вия, определяющие в условиях развития рыночных отношений экономическую жизнедеятельность государства и его субъектов.

Финансовый контроль является элементом управления фи­нансами и представляет собой специфическую деятельность со­ответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы пред­приятий, организаций и учреждений, с применением соответ­ствующих форм и методов. Это одно из важнейших средств реа­лизации финансовой политики государства, обеспечивающее процессы формирования и рационального, эффективного ис­пользования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях на­родного хозяйства.

Объективной основой финансового контроля выступает кон­трольная функция финансов. Она создает государству возмож­ность эффективно воздействовать на процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Сле­дует подчеркнуть, что для реализации данной функции необхо­димы общественные отношения, обязательное участие людей и специальные органы контроля. Таким образом, финансовый контроль отражает единство объективного начала и субъектив­ного фактора. Он осуществляется законодательными и испол­нительными органами власти всех уровней, а также специаль­но созданными учреждениями и включает: а) контроль за соблю­дением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; б) оценку экономической эффективности финансово-хозяйствен­ных операций и целесообразности произведенных расходов.

В отличие от других видов контроля (например, админис­тративного, экологического) финансовый контроль осущест­вляется в денежной форме. В этом его важнейшая особенность. Он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства.

Объектом финансового контроля являются прежде всего распределительные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децен­трализованных фондов денежных средств. Непосредственным предметом контроля выступают различные стоимостные пока­затели: прибыль, доход, рентабельность, себестоимость, издерж­ки обращения, налоговые и неналоговые платежи, отчисления на формирование отдельных фондов и т.д. Эти показатели но­сят синтетический характер, поэтому контроль за их выполне­нием, динамикой, тенденциями охватывает все стороны про­изводственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаи­мосвязей. Сферой финансового контроля являются практичес­ки все операции, совершаемые с использованием денег, а в не­которых случаях (бартерные сделки) — и без денег.

Посредством финансового контроля проверяются: соблюде­ние экономических законов и пропорций распределения и пере­распределения стоимости валового общественного продукта и национального фонда; составление и исполнение бюджета (бюд­жетный контроль); финансовое состояние и эффективность ис­пользования материальных, трудовых и финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, бюджетных учреждений; правиль­ность исчисления и своевременность внесения в бюджет налого­вых и неналоговых платежей (налоговый контроль) и др.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

• содействовать сбалансированности потребностей в финансовых ресурсах и размеров денежных доходов и фондов народного хозяйства;

• обеспечивать своевременное и полное внесение налоговых и неналоговых платежей в государственный бюджет и другие фонды;

• выявлять внутрихозяйственные резервы роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости продукции (услуг) и повышению рентабельности;

• способствовать рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ве­дению бухгалтерского учета и отчетности;

• обеспечивать соблюдение действующего законодательства и нормативных актов по всем финансовым вопросам, относящимся к сферам налогообложения, бюджета, инвестиционной деятельности, государственного кредита и т.д.;

• содействовать высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям;

• помогать выявлению и устранению диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям с целью наиболее эффективного их использования, максимально возможного удовлетворения потребностей населения в услугах социального характера.

В условиях развития рыночных отношений роль и значение финансового контроля значительно возрастает, поскольку быст­ро возрастают масштабы производства и распределения про­дукции, усложняются финансовые и хозяйственные связи как внутри страны, так и в международных экономических отно­шениях. Центральной проблемой хозяйствования становится всемерное повышение эффективности производства, и решить ее можно при хорошо отлаженном финансовом контроле, вскры­вающем негативные тенденции в финансово-хозяйственной де­ятельности предприятий, учреждений и организаций. Другими словами, финансовый контроль должен быть эффективным.

Экономические и политические преобразования, произошед­шие в России и Беларуси после 1991 г., привели к существен­ной перестройке системы финансового контроля, приблизив ее к западной модели. В результате реорганизации контрольных, органов в России была создана Счетная палата, а в Беларуси — Комитет государственного контроля. Появились новые органы финансового контроля, была перестроена структура и измене­ны функции министерств финансов обоих государств.

Финансовый контроль можно классифицировать по разным признакам. В частности, в зависимости от субъектов, осущест­вляющих финансовый контроль, различают следующие его ви­ды: государственный; ведомственный; внутрихозяйственный; общественный; независимый (аудиторский).

Государственный контроль осуществляется органами го­сударственной власти и управления (Президентом, парламентом и правительством, Министерством финансов и Министер­ством по налогам и сборам Республики Беларусь и др.) в отно­шении любого объекта контроля независимо от его ведомствен­ной подчиненности. Главная цель — обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ре­сурсов страны в производственной и непроизводственной сфе­рах. Он занимает доминирующее положение среди других ви­дов финансового контроля. В основу организации государст­венного контроля положены следующие принципы:

• независимости (органы государственного финансового контроля (контролеры) должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют);

• гласности, т.е. открытости контролирующих органов государственного финансового контроля, и доступности информации о результатах контрольной деятельности для каждого гражданина. Такая доступность обеспечивается обычно двумя путями: а) представлением итоговых (годовых) и текущих отчетов контрольных органов органам государственной власти; б) публикацией результатов ревизий и проверок в открытой печати (радио, телевидение, пресса и др.);

• законности (деятельность органов государственного финансового контроля, в том числе их действия, меры, предпринимаемые ими, методология и процедуры, должны соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам и не допускать произвола в отношении контролируемых);

• объективности (выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость либо особые мотивы, как то корысть, политический заказ и т.п.);

• ответственности, а именно: а) ответственности контролеров; б) ответственности контролируемых; в) ответственности третьих лиц (включая принимающие решение государственные органы, обладающие исключительными полномочиями).

Ответственность контролеров означает, что каждый субъ­ект государственного финансового контроля (орган контроля, его работник) должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную) за выполнение каждой контрольной функции. В противном случае он не будет осущес­твлять контроль в должной мере.

Ответственность контролируемых означает, что винов­ники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении финансами должны нести ответственность, определяемую сте­пенью тяжести допущенных ими ошибок.

Ответственность третьих лиц (включая органы государ­ственной власти, обладающие правом принятия решений со­гласно представлениям или предписаниям органов государ­ственного финансового контроля) означает, что они должны не­сти ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязан­ностей (например, непредставление информации о результатах проверки) перед органами государственного финансового кон­троля, что предусматривается в нормативно-правовых актах.

Перечисленные принципы взаимосвязаны, порядок их соче­тания зависит от конкретных обстоятельств. Они в значительной степени используются и в других видах финансового контроля.

Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизи­онными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ве­домств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется эконо­мическими и финансовыми службами предприятий, организа­ций и учреждений. Его объектом выступает финансово-хозяй­ственная деятельность самого предприятия (объединения), а также его структурных подразделений (цехов, отделов и др.).

Общественный контроль осуществляют отдельные физи­ческие лица (специалисты) или группы лиц (ревизионные ко­миссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом чаще всего являет­ся финансово-хозяйственная сторона функционирования выше­названных организаций (сбор членских взносов, их целевое ис­пользование).

Независимый (аудиторский) контроль проводится спе­циальными вневедомственными органами: аудиторскими фир­мами, индивидуальными предпринимателями. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность (включая про­ведение консультаций по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения) проверяемых предприятий, учреж­дений, организаций. Контроль осуществляется аудиторскими структурами в соответствии с заключаемыми договорами и за определенное вознаграждение.

По сфере финансовой деятельности различают бюджет­ный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страхо­вой, инвестиционный контроль, контроль за денежной массой.

По формам и в зависимости от времени проведения финан­совый контроль делится на предварительный, текущий и по­следующий.

Предварительный контроль предшествует совершению финансовых операций (например, по поступлению доходов в бюджет, расходованию средств бюджета и др.). Эта форма фи­нансового контроля обычно применяется вышестоящими орга­нами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.

Текущий контроль осуществляется во время оформления и совершения финансовых операций, связанных с поступлением доходов, расходованием денежных средств и материальных ценностей. Его цель — предупредить возможные злоупотребле­ния и укрепить финансовую дисциплину. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, ин­вентаризаций и визуального наблюдения. Большая роль от­водится бухгалтерским службам предприятий, организаций и учреждений, которые проверяют правильность и законность документов, на основании которых оформляются и совершают­ся финансовые операции.

Последующий контроль производят после совершения фи­нансово-хозяйственных операций, т.е. за истекший период. Он устанавливает законность и целесообразность расходов, полно­ту и своевременность поступления доходов в бюджет и т.п. Осу­ществляется этот контроль на основе анализа отчетов и балан­сов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях. Данный вид контроля характеризуется более углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, чем при пред­варительном и текущем контроле. Цель последующего контро­ля — выявить и не допускать в дальнейшем нарушения финан­совой дисциплины и другие недостатки в деятельности хозяй­ствующих субъектов, организаций и учреждений.

По методам проведения виды финансового контроля под­разделяются на наблюдения, проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состояни­ем финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка производится по отдельным вопросам финансо­во-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансо­вых и расходных документов. Она позволяет выявить наруше­ния финансовой дисциплины.

Обследование охватывает более широкий круг финансо­во-экономических показателей. При обследовании объекта ис­пользуются такие приемы, как опрос, анкетирование и др. Итоги обследования используются, как правило, для оценки фи­нансового положения объекта контроля, реорганизации про­изводства и т.п.

Надзор производится за экономическими субъектами, по­лучившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятель­ности. Например, Центральный банк России и Национальный банк Республики Беларусь осуществляют надзор за деятельнос­тью коммерческих банков. Несоблюдение последними правил и нормативов, приводящее к риску банкротства, ущемлению ин­тересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтро­лировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм рас­ходования средств и отчислений в централизованные и децен­трализованные фонды денежных средств, соблюдение финансо­вой дисциплины, состояние планирования и других операций.

Ревизия — наиболее распространенная и очень важная фор­ма финансового контроля, предусматривающая глубокое и пол­ное изучение финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавлива­ются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей. Виды ревизий многообразны, в экономической литературе их класси­фицируют по ряду признаков.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта ре­визии подразделяются на полные, частичные, тематические и комплексные.

Полной ревизии подвергают все стороны финансово-хозяй­ственной деятельности предприятия, организации, учреждения.

Частичная ревизия ставит целью проверку отдельных сто­рон или участков финансово-хозяйственной деятельности пред­приятий (объединений), учреждений, организаций.

Тематическая ревизия проводится по конкретным вопро­сам финансово-хозяйственной деятельности предприятий (объ­единений), учреждений, министерств и ведомств одновременно на нескольких однотипных объектах контроля, что позволяет выявить типичные нарушения или недостатки и принять меры к их устранению.

Комплексная ревизия в состоянии охватить всю деятель­ность предприятия, учреждения, организации, в том числе ее производственную и финансово-хозяйственную составляющие. Она осуществляется обычно бригадой, в которую кроме бухгал­тера-ревизора входят специалисты, компетентные в вопросах производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Такое представительство помогает выявить резервы улучшения производственной и финансовой деятельности субъекта контро­ля, способствует повышению эффективности производства.

По характеру материала, на основе которого проводятся ре­визии, последние подразделяются на документальные и факти­ческие. Документальная ревизия предполагает проверку под­линных первичных бухгалтерских и других документов, фак­тическая — проверку наличия денежных средств и материаль­ных ценностей в натуре.

В зависимости от степени охвата финансовых и хозяйствен­ных операций различают сплошные, выборочные и комбиниро­ванные ревизии.

Сплошная ревизия предполагает проверку на определенных участках деятельности всех без исключения финансовых и хо­зяйственных операций за ревизуемый период. Это наиболее эф­фективный вид ревизий, однако из-за большой трудоемкости его используют только в случаях серьезных нарушений и зло­употреблений на предприятии, в учреждении или организации.

Выборочная ревизия предусматривает проверку финансо­во-хозяйственных операций и соответствующих документов не за весь ревизуемый период, а только за его отрезок, заранее на­меченный ревизорами (например, за один месяц в квартале или за один квартал в году), т.е. за определенный промежуток вре­мени внутри ревизуемого периода. Но в случае обнаружения серьезных недостатков бригада проверяющих может перейти к сплошной ревизии.

Комбинированная ревизия сочетает выборочное и сплошное исследование финансово-хозяйственных операций. Одни участ­ки деятельности предприятия (учреждения, организации) про­веряются выборочно, а другие (кассовые операции, расчеты с подотчетными лицами) — сплошным методом. Однако если вы­борочная проверка вскроет злоупотребления, хищения и дру­гие серьезные нарушения финансовой или расчетной дисцип­лины, то по данному кругу финансово-хозяйственных операций рекомендуется организовать сплошную проверку документов.

По времени проведения ревизии делятся на плановые и внеплановые. Плановые ревизии проходят по заранее состав­ленному в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах плану. Один и тот же субъект предпринимательской деятельности не должен подвергаться плановой ревизии более одного раза в год. Внеплановые ревизии проводятся при обстоятельс­твах, которые заранее нельзя было предусмотреть в плане.

Основанием для ревизии служит предписание руководителя контролирующего органа или его заместителя. В нем указыва­ются тема ревизии и срок проведения. В процессе подготови­тельной работы определяется перечень вопросов, подлежащих ревизии, при необходимости разрабатывается программа ее проведения, которую утверждает лицо, назначившее проверку.

По результатам ревизии, выявившей нарушения законода­тельства, регулирующего экономические отношения, составля­ется акт. Если ревизия не обнаружила таких нарушений, то ее результаты оформляются справкой.

При выявлении фактов причинения вреда, недостач и хище­ний денежных средств (иного имущества), обнаружении не­обоснованных списаний денежных средств и товарно-матери­альных ценностей об этом немедленно информируется лицо, назначившее ревизию, а материалы ревизии передаются право­охранительным органам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.