КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Доходы и расходы бюджета
В историческом аспекте бюджеты разных стран имеют много общего: основные каналы поступления и структуру доходов, направления расходования. Как уже отмечалось ранее (см. § 4.2), для характеристики бюджета любого государства необходимо исследовать содержание его доходной и расходной частей. Доходы и расходы бюджета представляют собой особые формы реализации бюджетных отношений и определяют этапы перераспределения стоимости общественного продукта посредством государственного бюджета. В целях обеспечения сопоставления показателей бюджетов всех уровней используется бюджетная классификация доходов и расходов. Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения предприятий, организаций и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти. Доходы бюджетов образуются за счет налогов и неналоговых платежей. В странах с развитой рыночной экономикой, а также формирующих рыночные механизмы основными доходными источниками бюджета являются налоги и сборы. Налоги представляют собой обязательные безвозмездные платежи, взимаемые с предприятий и физических лиц в порядке и сроки, установленные законодательством, для финансового обеспечения деятельности государства и территориальных формирований. Под сборами понимаются обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц за совершение уполномоченными органами определенных действий в отношении плательщиков. В отличие от налогов сборы носят чаще всего целевой характер. Налогам присущи безвозвратность, безвозмездность, склонность к смене собственника. Посредством налогов часть собственности экономических агентов и граждан (в денежной форме) превращается в государственную и образует централизованный бюджетный фонд. Неналоговые доходы бюджета включают: доходы от продажи и использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от оказания платных услуг, оказываемых органами государственной власти, местного самоуправления или находящимися в их ведении бюджетными учреждениями; суммы, получаемые в виде штрафов, компенсаций, конфискаций и другие суммы принудительного изъятия; доходы, получаемые в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд от бюджетов других уровней; безвозмездные поступления и прочие неналоговые доходы. Привлечение доходов от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, связано с процессом приватизации, в то время как среди доходов от использования этого имущества значительную долю составляют средства, поступающие в виде платы за сдачу имущества во временное пользование. Финансовая помощь из бюджетов другого уровня может поступать в виде дотаций, субвенций и субсидий. Дотации предоставляются для покрытия текущих расходов, а субвенции и субсидии носят целевой характер, причем субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов. Безвозмездные поступления включают: суммы, поступившие от юридических и физических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; безвозмездные поступления по взаимным расчетам между бюджетами различных уровней в виде передачи части доходов или полномочий по финансированию расходов в связи с изменением налогового либо бюджетного законодательства. Среди неналоговых доходов бюджета особое место занимают доходы, связанные с использованием бюджетных средств в сфере финансового рынка. Это доходы, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, или дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности, и некоторые другие. Источники поступления доходов в бюджет Республики Беларусь представлены в табл. 13.1. Таблица 13.1 Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, % к итогу*
* Без Фонда социальной защиты населения. **Уточненный план. Доходы бюджета классифицируются не только по способам взимания (налоговые и неналоговые), но и по ряду других признаков: источникам образования, категориям плательщиков, принадлежности к соответствующему уровню бюджетной системы и др. По условиям и способу зачисления в бюджеты различных уровней доходы бюджета делятся на собственные, закрепленные и регулирующие. К собственным относятся доходы от муниципальной собственности, местные налоги и сборы и некоторые другие доходы. Закрепленные — это доходы, законодательно закрепленные (полностью или частично) за бюджетами того или иного уровня. К регулирующим относятся доходы, которые зачисляются в бюджеты соответствующих уровней по установленным в законодательном порядке нормативам отчисления. Доходная часть бюджета государств с развитой рыночной экономикой формируется в основном за счет налоговых платежей. Она характеризуется множеством налогов и отличается высоким уровнем косвенного налогообложения, что в условиях кризисных явлений, инфляции дает определенную гарантию систематического пополнения бюджетного фонда. Однако состав доходов бюджета, их структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства и зависят от объема национального дохода и общественного продукта страны. Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, опосредующие распределение и использование ресурсов бюджетного фонда. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов, а материальным воплощением — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций государства и местного самоуправления. По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущей деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетных учреждений. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, созданием государственных запасов и резервов. По роли в процессе воспроизводства расходы бюджета делятся на расходы, связанные с финансированием материального производства, и расходы непроизводственной сферы. По функциональному назначению различают расходы по финансированию отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и др.), социально-культурной сферы, обороны страны, аппарата управления, правоохранительной деятельности и государственной безопасности, обслуживания государственного долга и др. Расходы, на социально-культурные мероприятия включают затраты по финансированию таких отраслей непроизводственной сферы, как образование, здравоохранение, культура и искусство, социальное обеспечение, а также расходы на средства массовой информации, физкультуру и спорт, мероприятия по социальной защите граждан. Финансируя соответствующие учреждения, государство покупает их услуги, чтобы бесплатно предоставить населению. Таким образом, эти расходы участвуют в воспроизводстве человеческого капитала. Расходы на оборону страны связаны с необходимостью обеспечивать функционирование оборонной промышленности, поддерживать боеготовность армии, разрабатывать новое вооружение, осуществлять социальную защиту военнослужащих и их семей. Расходы на управление включают затраты на финансирование органов государственной власти и управления, отдельных категорий государственных служащих. Важное значение в поддержании внутреннего порядка и предотвращении социальных конфликтов имеют расходы бюджета на правоохранительную деятельность. Расходы на обеспечение государственной безопасности направлены на защиту внутренних и внешних интересов страны в различных сферах государственной деятельности. Направления расходов бюджета Республики Беларусь представлены в табл. 13.2. При формировании рыночных отношений происходит трансформация качественных и количественных параметров государственного бюджета, а также переориентация направлений бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности. Изменяется структура расходов бюджета. Особое внимание в условиях развития рыночных отношений уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Это выражается в дополнительных расходах государства на мероприятия по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий, в том числе по безработице, выплате различного рода компенсаций и т.п. Значительная часть государственных расходов на социально-культурные мероприятия финансируется из целевых бюджетных и внебюджетных социальных фондов.
Таблица 13.2 Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, % к итогу*
Вместе с тем развитие рыночных отношений в непроизводственной сфере, а также ограниченные возможности бюджета в условиях бюджетного дефицита требуют привлечения внебюджетных источников для финансирования социально-культурных учреждений на основе расширения сферы платных услуг, оказываемых предприятиям и населению. Значительно сокращаются расходы на отрасли экономики, формируются резервные фонды, финансируются развитие рыночной инфраструктуры, программы разгосударствления и приватизации и прочие расходы, отражающие направления и объемы рыночных реформ. Однако сокращение бюджетных расходов на отрасли хозяйства не может завершиться полным отказом от их бюджетного финансирования, ибо стабилизация экономики и развитие предпринимательства требуют финансовой помощи государства. В условиях рынка область долгосрочных вложений расширяется за счет включения в нее основных фондов, природных ресурсов и т.д. Ресурсы государственного бюджета, направляемые в капитальные вложения, обеспечивают государственное регулирование инвестиционной деятельности, поддерживают приоритетные направления в развитии экономики посредством льготных кредитов, бюджетных ссуд, а также прямого вложения капитала в наиболее перспективные инвестиционные проекты и государственные программы. Бюджетное финансирование инвестиционного процесса является важным механизмом эффективного размещения капитала. При этом выбор объектов и методов финансирования определяется конечным экономическим результатом — долгосрочной выгодой от вложения бюджетных средств.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |