Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы полиграфии. Любой продуманный до мелочей макет, грамотно исполненный с технической стороны оригинал-макет могут потерять все свои качества




Любой продуманный до мелочей макет, грамотно исполненный с технической стороны оригинал-макет могут потерять все свои качества, если газетный/журнальный номер будет плохо отпечатан. К тому же дизайнер должен представлять возможности полиграфической техники, т.е. совокупности технических средств, дающей возможность получить любое количество одинаковых изображений – текста, иллюстрации и т.д., чтобы, во-первых, их максимально использовать, во-вторых, учитывать объективные трудности, связанные с тем или иным уровнем типографского оборудования.

Из истории книгопечатания. Первым способом механического размножения текстов считают ксилографию, возникшую в буддийских монастырях Китая при династии Танов (618-907 гг.). Печатающие выпуклые элементы вырезались на досках, смазывались краской и затем путем притирания листов к гладким деревянным доскам получали отпечатки. К 1040-м гг. в Китае, 1400-м гг. в Корее относят первые опыты использования различных материалов (глина, медь, бронза и др.) при изготовлении форм для дальнейшего воспроизводства каких-либо изображений, и прежде всего знаков. Неизвестно, знал ли чеканщик монет и золотых дел мастер Иоганн Генсфлейш цур Ладен, более известный как Гутенберг, о достижениях китайского кузнеца Би Шена (период правления Чин Ли в 1041-1049 гг.) (1) и корейских первопечатников, но в Европе возникновение книгопечатания связывают именно с его именем (2). По крайней мере Гутенберг как бы подытожил все, что было сделано до него: изобрел способ изготовления печатной формы путем набора текста отдельными литыми литерами (3); изобрел ручной словоотливный прибор, с помощью которого отливал отдельные металлические литеры; наконец, изобрел печатный станок (пресс), на котором производил оттискивание на бумагу текста с набора, составленного из отдельных литер (4). Мало того – немецкий изобретатель механизировал печатный процесс; до него бумажный лист пристукивали или притирали к покрытой краской печатной форме.

Вторым по значению для развития книгопечатания стало создание скоропечатной машины Фридрихом Кенигом (1774-1833). Речь идет о знаменитом «зулевском прессе», когда операция нанесения краски на форму стала механизированной; тигель, плоский печатный прижим, превратился в печатный цилиндр (барабан); все механизмы оказались связанными общим приводом. В 1873 г. появилась первая ротационная печатная машина, которая разрабатывалась и испытывалась в течение десяти лет. В 1921 г. была изготовлена первая ролевая офсетная печатная машина для двухсторонней печати.

После изобретения процесса литья подвижных печатных литер в типографском деле на протяжении пятисот лет кардинальных перемен не наблюдалось. Хотя в XIX веке появились механические печатная и наборная машины (монотипы, линотипы), принцип тиражирования знаков оставался неизменным. Но вот в ХХ веке на смену металлическим литерам, свинцовым строкам, отлитым на линотипе, пришли буквы на негативной пленке – продукт фотонаборных машин (1946 г.), а вскоре наступило и время цифровых наборных машин (первая – Digiset – изобретена Р. Хеллом в 1965 г.; теперь же настольно-издательские системы применяются в каждой редакции). Так произошел переход от вещественных (осязаемых) к невещественным (абстрактным) шрифтам (5). Уже в начале 90-х годов прошлого века мировой парк персональных компьютеров IBM PC и совместимых с ними насчитывал 15 млн. Появились специальное программное обеспечение и периферийные устройства, ориентированные на применение в настольных издательских системах. Сегодня существует множество программ подготовки текста, графических программ, интерактивных и пакетных программ для создания страниц с текстом и графикой одновременно. Разработаны десятки моделей лазерных принтеров для работы с языками типа PostScript.

Но вернемся к истории. Отливные формы создавались разными способами.

Первый – стальные пуансоны – изобрел Гутенберг (буква наносилась вручную на полированный четырехгранный стальной брусок, размеры которого соответствовали кеглю шрифта, с использованием напильников и резцов).

В 1838 г. гальванотипия заменила трудоемкий процесс изготовления стальных пуансонов. Формы для отливки получались из шаблонов-пластин, предварительно обрабатываемых раствором солей и никеля.

Третий способ предполагал сканирование двухмерного оригинала при помощи «чувствительного» устройства. Шаблон (гравированное изображение на меди, латуни) становился основой для матрицы, получаемой в специальной матричной гравировальной машине (причем в ней уже можно было проводить пропорциональные изменения размеров оригинала).

Более 350 лет в типографиях применялся только ручной набор. Наборщик доставал необходимые литеры из шрифтовых касс и размещал одну за другой в специальном приспособлении – верстатке. Затем строки составлялись в гранки, из которых, в свою очередь, компоновались наборные полосы.

В 1845 г. в Германии была изобретена ручная отливная машина, а в 1861 г. – полностью механизированная шрифтолитейная машина. Принцип работы строкоотливной машины заключался в том, что при нажатии определенных клавиш (клавиатура линотипа напоминала клавиатуру пишущей машинки) латунные матрицы собирались вместе и затем из расплавленного свинца отливались строки. Матрицы, имеющие сразу два углубления – изображения основного и выделительного шрифта, автоматически отправлялись на свое место в матричном магазине.

Виды печати. В исторически первой высокой, или так называемой типографской, печати печатающие элементы формы возвышаются над непечатающими. На печатной форме, плоской или цилиндрической, обратный (зеркальный) вид изображения. Печатающие элементы по высоте строго одинаковы, толщина слоя краски – равномерная. Краска в момент, когда к форме прижимается бумага, переносится на последнюю.

К преимуществам здесь относят высокую скорость печатания на любых рулонных материалах (в том числе и на материалах, не впитывающих печатную краску), относительно дешевые печатные формы из фотополимеров, обладающие повышенной тиражестойкостью, и возможность одновременно в одной машине печатать, лакировать, проводить тиснение и высечку. Поэтому высокий способ печати остается перспективным к нему обращаются не только при печатании газет, но и при изготовлении этикеток, рекламных проспектов и др.

Разновидностью высокой печати является флексографская или анилиновая печать. Она осуществляется с эластичных (резиновых, высокоэластичных пластмассовых) форм текучими (водными) быстрозакрепляющими красками.

Если печатающие элементы углублены в поверхности печатной формы, а сама поверхность образует непечатающие элементы, то мы имеем дело с глубокой печатью. Печатная форма изготавливается непосредственно на медной поверхности формного цилиндра. Поскольку печатающие элементы здесь имеют разную глубину, и в них попадает разное количество краски, толщина слоя краски на бумаге получается разной. Она с пробельных элементов снимается тонкой стальной пластиной – ракелем.

Очень высокая скорость печати достигается благодаря использованию красок на основе летучих растворителей, обеспечивающих достаточно быстрое их закрепление. Особенно хорошо пропечатываются цветные иллюстрации, приобретающие как бы рельефное изображение. Вот почему этот способ особенно хорош для тиражирования журналов.

В наиболее популярной сегодня плоской печати печатающие и непечатающие элементы лежат практически в одной плоскости, на одном уровне. После особой химической обработки печатающие элементы хорошо воспринимают жирную краску, а пробельные, увлажняясь, напротив, не воспринимают краску. Увлажняющий раствор (вода или раствор слабых кислот и спиртов) наносится на печатную форму перед нанесением печатной краски.

Достоинства плоской печати: возможность двусторонней многокрасочной печати в один прогон; сравнительная легкость изготовления крупноформатной продукции на листовых и рулонных машинах при использовании бумаг различной массы; наличие высокопроизводительного и технологически эффективного оборудования и т.д.

Современные типографии переходят на цифровую печать, которая отнюдь не противостоит перечисленным выше традиционным способам, а лишь дополняет их. Суть новой технологии заключается в получении оттисков в машине с использованием переменной печатной формы, изменениями в которой при каждом цикле управляет компьютер издательской системы. При этом исключаются процессы изготовления фотоформ и печатных форм; печать тиража происходит непосредственно с компьютера; существует возможность полного или частичного изменения содержания каждого оттиска в тираже.

В цифровых печатных машинах нет постоянной печатной форма, роль же переменной печатной формы выполняет фотополупроводниковый слой, на котором при каждом обороте барабана заново создаются пробельные и печатающие элементы (скрытое электростатическое изображение). При цифровой печати экономически выгодна печать малых тиражей, есть возможность перехода от печатания одного издания к другому без остановки машины и практически почти без отходов; цифровые печатные машины не нуждаются в дополнительном устройстве для получения цветопробы.

Перенос краски с печатной формы на бумагу производится двумя путями: непосредственным прижатием бумаги к покрытым краской печатающим элементам формы; передачей краски с печатной формы на промежуточную эластичную поверхность, а с нее – на бумагу (офсетный способ печати). Офсет получил распространение в плоской и высокой печати (высокий офсет, типоофсет). В глубокой печати применяется редко – лишь для печатания на особо жестких материалах, например, на деревянных досках.

Кроме основных видов печати – высокой, плоской, глубокой, трафаретной (6), – существуют способы, основанные на использовании электрофизических и других явлений (многотиражные периодические издания производятся в основном первыми тремя способами):

электростатические (изображение с печатной формы переносится на бумагу без соприкосновения ее с формой или при незначительном контакте посредством электрических сил);

электрофизические (электростатический перенос изображения);

лазерно-голографический (система отражающих голограмм заменяет печатную форму; изображение формируется при помощи луча лазера из порошкообразной краски);

ферромагнитные (в ферромагнитографии красочный слой переносится с печатной формы на запечатываемый материал с помощью магнитных сил);

струйные (изображение формируется путем набрызгивания краски из системы мельчайших сопел; процесс регулируется ЭВМ);

термопечать (изображение формируется на термочувствительной бумаге путем ее взаимодействия с излучающими тепловую энергию печатающими элементами (7).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.