Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура проведения. 1. Предварительная подготовка супругов

1. Предварительная подготовка супругов. Техника может использоваться супругами для преодоления своих разногласий только после прохождения спе­циальной подготовки в группе супружеских пар, состоящей из 8—12 человек (супругам необходимо посетить не менее 6-8 занятий продолжительностью 2 часа каждое). В группах супружеских пар обучение конструктивному спору осуществляется с помощью сценарных разработок, которые составлены по типу незаконченных предложений. Муж и жена получают описание ситуации и контур роли. После того как они идентифицировались с предписанными им роля­ми, они начинают взаимодействие. Наиболее актуальными темами для групп конструктивного спора являются темы воспитания детей, ревности, распреде­ления обязанностей в семье, доминирования-подчинения и др.

2. Правило «места и времени». Конструктивный спор необходимо проводить в отдельной комнате при отсутствии эмоционально заинтересованных свидете­лей (детей, родственников, друзей, близких и т. д.). В день проведения конструктивного спора не следует планировать прием гостей, посещение театра, друзей и другие мероприятия, так как последствия спора могут быть непредсказуемы: он может трансформироваться в психотравмирующий поединок супругов.

3. Правило момента проведения конструктивного спора. Согласно этому пра­вилу, конструктивный спор должен быть максимально приближен во времени к актуальной конфликтной ситуации.

4. Правило оповещения партнера. Инициатор спора должен заранее сообщить партнеру о своем намерении спорить и о предмете разговора.

5. Правило конструктивного выхода из спора. Основной целью спора должен быть поиск возможностей совместными усилиями решить проблему, а не стрем­ление «наказать» партнера.

С. Кратохвил выделяет три фазы конструктивного спора, каждая из кото­рых проводится по определенным правилам:

q Вводная фаза: правило «Дай знать, что хочешь спорить, и назови пред­мет спора».

q Средняя фаза: правило «Скажи, что думаешь о поведении партнера, от­реагируй и критикуй».

q Финальная фаза: правило «Признай свои ошибки и найди положитель­ное в партнере».

Общая продолжительность конструктивного спора не должна превышать 10-15 минут, а финальной фазы 1,5-2 мин. Если супруги продолжают крити­ковать друг друга, психолог дает команду заканчивать спор и выполнить требования финальной фазы (окончательно спор завершается рукопожатием, объятиями или поцелуем).

По окончании конструктивного спора по определенным критериям и пози­циям оцениваются его стиль и результаты. Г. Р. Бах и П. Уиден оценивали стиль спора по 9 критериям, а результаты — по 12 позициям. С. Кратохвил сократил число позиций оценки стиля и результата спора до 4 по каждому параметру.

При оценке стиля спора участники получают «+1» или «-1» балл по каждой позиции. На партнеров заполняется общий бланк оценки стиля спора (при сильной выраженности конфликта бланк заполняется на каждого участника). Супружеская пара может набрать максимальное количество баллов — «+4» или минимальное — «-4». На каждом сеансе групповой терапии супружеские пары имеют возможность узнать особенности стиля своего спора и его результативность.

Таблица 23 Стиль спора

 

Параметры Стиль спора «+» «—» Стиль спора
1. Конкретность В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению «здесь и теперь»     Обобщение: поведение назы­вается «типичным» («ты всегда...»), ссылка на события, прошедшие или не имеющие отношения к делу
2. Вовлеченность Оба увлечены, наносят и получают сильные «удары»     Один из участников не задей­ствован, находится в стороне от спора,.оскорбляется, прекрацает спор преждевременно и тд.
3. Коммуникация Ясная, открытая, каждый говорит эа себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая обратная связь     Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности, «шум»
4. «Честная борьба» Не допускаются «удары ниже пояса», и принимается во внимание, сколько может вынести партнер     Аргументы не относятся к пред­мету спора, но нацелены в чувствительное место
Подсчет очков Общий счет

Также заполняется бланк «Результат спора». По каждой позиции начисля­ется «+1» либо «— 1» балл. Оценки, полученные за стиль и результат спора, суммируются. В результате максимальная сумма для пары составляет «+8» бал­лов, а минимальная — «—8». Набранные баллы являются фактором подкреп­ления определенных паттернов супружеского взаимодействия.

Для конструктивного спора характерным является реализм, конкретность, открытость, честность, ответственность, юмор, акцентуация внимания участ­ников на необходимости соблюдения следующих правил «честной игры»:

q Высказывания партнеров по спору должны отражать чувства в ситуации «здесь и теперь».

q Участники должны воздерживаться от обобщений типа: «Ты никогда не слушаешь».

Таблица 24 Результат спора

 

 

Параметры Результат спора «+» «-» Результат спора
1. Информативность Партнеры что-то узнали или получили, научились чему-то новому     Не узнали ничего нового
2. Отреагирование Исчезла напряженность, уменьшилась злобность, выяснены претензии     Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось
3. Сближение Спор привел к взаимопони­манию и сближению партне­ров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство     Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены
4. Улучшение Устранены проблемы, расширение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее     Ничего не решено, партнер не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить
Подсчет очков Общий счет

 

q Участники должны воздерживаться от упоминания о прошлых обидах, от аргументов, направленных на «слабое место» партнера: вес, особенности фигуры, внешности, дефект речи и др.

q Необходимо воздерживаться от критики родственников: «Ты такая же глупая, как и твоя мать», «Ты такой же рохля/как и твой отец».

q В споре необходимо пользоваться описательным безоценочным языком.

Рекомендации по использованию: техника «Конструктивный спор» может применяться при работе с супружескими парами, характеризующимися высо­ким уровнем конфликтности; неумением договариваться и конструктивно об­ращаться с агрессией, которая может возникать по отношению к партнеру.

Техника содействует росту культуры выражения агрессии у супругов, что в последующем может стать моделью поведения для всех остальных членов семьи. Особенно эффективным оказывается ее применение при наличии у одного из членов семьи иррационального страха перед выражением агрессии со стороны других: такие члены семьи склонны уступать выражению агрессии даже тогда, когда чувствуют, что полностью правы. Обучение технике «Конструктивного спора» в таком случае обеспечивает «устойчивость» в ситуациях, свя­занных с выражением агрессии, формируя умение в подобных условиях нахо­дить приемлемую линию поведения.


«Супружеская конференция» и «Семейный совет»

Цель: предоставление членам семьи возможности свободно общаться между собой; обучение конструктивным способам взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций; поиск новых ресурсов для улучшения функциониро­вания семьи.

Историческая справка: первоначально техника предложена терапевтами адлерианского направления. В дальнейшем идея семейного совета была популяризована Дрейкусом и его коллегами (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процедура проведения. Поведенческие техники | Процедура проведения. Техники «Супружеская конференция» и «Семейный совет» используются для улучшения качества внутрисемейных взаимоотношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.