Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура проведения




Процедура проведения

После знакомства с семьей и выявления ее актуальных трудностей психолог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию, вид деятельности, историю, миф, которые бы отражали семейные проблемы, но в метафоричес­кой форме.

Например, если проблемой является воспитание детей, то в качестве метафоры может выступать образ ухода за садом, где процесс воспитания уподобляется процессу выращивания и ухаживания за растениями. В супружеской паре с сексуальными проблемами метафорой может служить совместный прием пищи. Семье с постоянными конфликтами можно предложить обсудить веде­ние переговоров между двумя враждующими сторонами.

При использовании данной техники психологу необходимо в течение некоторого времени выстраивать диалог с семьей, оставаясь в рамках предложен­ной метафоры. Для этого задаются уточняющие и проясняющие вопросы. Например, супружеской паре, в которой жена не может говорить мужу о своих чувствах, может быть предложена сказка Г. X. Андерсена «Русалочка», главная героиня которой была немой. Психолог может задавать следующие вопросы: «Что случится с Русалочкой, если она не научится сообщать Принцу о своих чувствах?», «Что переживает Русалочка, когда Принц ее не понимает?», «Кто является Ведьмой, забравшей ее голос?», «Как она может вернуть возможность нормально говорить?», «Какую помощь может оказать Принц, зная о затруд­нениях Русалочки?» и др.

Рекомендации по использованию: технику целесообразно использовать в тех случаях, когда по каким-то причинам невозможно работать с проблемой на­прямую (сильное сопротивление семьи; интимность обсуждаемой темы; нео­днократные и безуспешные попытки решать проблему и т. д.). При выборе ме­тафоры важно учитывать социокультурные особенности семьи и «принятие» ею метафоры в качестве экрана для проекции их жизненной истории.

«Завершение предложений»

Цель: изменение взгляда членов семьи на семейные обстоятельства, которые приводят к появлению негативных переживаний; осознание ими собственных проблем и связанных с ними чувств; определение ожиданий и притязаний по отношению друг к другу.

Стимульный материал техники представляет собой ряд незаконченных предложений, которые психолог зачитывает членам семьи. Последним предлагается их завершить.

Прослушивание себя и других помогает членам семьи лучше понять друг друга, увидеть реальные трудности во внутрисемейных взаимоотношениях, осуществить коррекцию собственных ожиданий и притязаний. Часто с помо­щью данной техники удается выявить ранее не осознаваемые проблемы чле­нов семьи и определить фокус дальнейшей терапевтической работы.

Инструкция: «Сейчас вы услышите ряд незаконченных предложений. Конец предложения вы должны придумать сами. При этом можно говорить все, что приходит вам в голову. Пожалуйста, будьте как можно более свободными. При этом в процессе выполнения задания запрещается обсуждать высказыва­ния друг друга. Если у вас нет вопросов, давайте начнем».

Возможные варианты незаконченных предложений

«Я должен...»

«Я хочу...»

«Я больше всего боюсь...»

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»

«Мне очень трудно забыть, но я...»

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»

«Когда я сердит, я...»

«Я выражаю любовь тем, что...»

«Моя значимость состоит в том, что...»

«Изменение в моем положении чревато тем, что...»

«Особенно меня раздражает то, что...»

«Мне особенно приятно, когда меня...»

«Моя мечта...»

«Меня беспокоит...»

«Я мог(ла) бы быть очень счастливым(ой), если бы...»

«Если бы я набрался смелости, я бы...»

«Если бы вы меня знали, то вы бы...»

«Моя мать должна...»

«Мой отец должен...»

«Моя жена...»

«Мой муж...»

«Дома...»

«Человек, которого я люблю, должен...»

«Для меня самое лучшее время, когда...»

Рекомендации по использованию: техника «Завершение предложений» применяется в работе с детьми и взрослыми, как в индивидуальном, так и в супру­жеском и семейном консультировании и терапии.

«Сравнение ценностей»

Цель: помощь членам семьи в согласовании их жизненных ценностей и мотивов поведения, прояснение образов восприятия друг друга и организация эффективного семейного общения.

Историческая справка: автором данного варианта техники «Сравнение цен­ностей» является X. Флойд (Floyd H., 1982).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.