КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятия «технология», «педагогическая технология». Сущность и признаки педагогической технологии
Тема 1. понятие о Социально-педагогических технологиях 1. Понятия «технология», «педагогическая технология». Сущность и признаки педагогической технологии. 2. Понятие «социальная технология». Сущность и типы социальных технологий. 3. Социально-педагогическая технология, ее сущность и типы. 4. Понятия «классификация», основания и критерии классификации социально-педагогических технологий. 5. Характеристика субъектных, деятельностных и средовых социально-педагогических технологий работы социального педагога. Рекомендуемая литература
1. Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.П. Капустин. – М.: Академия, 1999. – 216 с. 2. Липский, И.А. Социальная педагогика / И.А. Липский. –М.: ТЦ Сфера, 2004. –С. 196 – 220. 3. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов [и др.]; под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. – С. 3–15. 4. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2002. –272 с.
В отечественной и зарубежной теории и практике термин «технология» появился в инженерно-технической сфере, где он широко используется до настоящего времени и употребляется в двух основных значениях: 1) совокупность методов, необходимых для осуществления процесса производства; 2) научное описание способов какого-либо производства. Однако происхождение этого термина, который восходит к двум греческим словам – techne (искусство, мастерство, умение) и logos (наука, учение), позволяет дать более широкое определение технологии как науки о мастерстве, искусстве практической деятельности. Именно это и послужило причиной постепенного расширения сферы применимости термина «технология», который стал активно использоваться в других областях знания и профессиональной деятельности, в частности в социологии и педагогике. При этом любую научно и практически обоснованную технологию отличают следующие три обязательных признака: • разделение процесса на взаимосвязанные этапы; • координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели); • однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели. В свою очередь Р.В. Овчарова выделяет следующие признаки технологии: • процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности; • совокупность методов изменения объекта; • проектирование процесса изменения. На этой основе под термином технология она предлагает понимать «способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения». В Советском энциклопедическом словаре мы можем увидеть следующую фразу: «Технология – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материалов или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки – выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов». В этом отношении обратим внимание на три аспекта: 1) совокупность методов; 2) изменение состояния, свойств объекта воздействия; 3) выявление закономерностей и использование из них тех, которые дадут положительный эффект на практике. Последний аспект связывает рациональный компонент технологии с личностным, определяемым мастерством и профессиональным уровнем исполнителя. В свою очередь М.В. Шакурова полагает, что процесс деятельности выстроен технологично, если заранее спрогнозированы конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для достижения результата, запущен процесс и получаемый результат максимально соответствует ожидаемому образцу, что возможно диагностировать. В этом отношении Л.Е. Никитина также пишет: «Если содержание деятельности специалиста имеет цель, определенный алгоритм… стандарт или норматив действий, объективные критерии оценки результатов деятельности, то можно говорить о технологичности его работы». Педагогическая технология. В 1950-е годы в зарубежной педагогике стало широко внедряться понятие «технические средства в обучении», которое в английском языке обозначается термином technology in education. Его разработкой занимались Г. Гейс, В. Кос-Карелли, Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин и др. В начале 1960-х годов понятие «технические средства в обучении» стало трактоваться шире – как новые научные подходы к анализу и организации учебного процесса, что привело и к изменению обозначающего это понятие термина, который стал звучать по-английски technology of education — «технология обучения» или «технология учебного процесса». В русле этого направления начали издаваться соответствующие журналы, создаваться научные сообщества в США, Англии, Японии и других странах. В отечественной научно-педагогической литературе этот термин, переведенный на русский язык как «педагогическая технология», появился в самом начале 1970-х годов в связи с активным внедрением в учебный процесс технических средств обучения. Первые работы, посвященные анализу сущности данного понятия, принадлежали Т. А. Ильиной. В 1973 г. она приняла участие в одной из международных конференций по программированному обучению и педагогическим технологиям, проводившихся с 1966 г. в Англии. На этой конференции обсуждалось содержание понятия «педагогическая технология» и было отмечено, что оно включает в себя: 1) проблемы применения технических средств в учебном процессе (в том числе и технических средств программированного обучения); 2) широкий круг проблем, начиная от структурного анализа учебного материала и кончая организацией процесса обучения с комплексным использованием в различном сочетании печатных и технических средств, в который в свою очередь входят: а) программированное обучение; б) научный подход к анализу материала, подлежащего изучению (его целей, круга входящих в него понятий, их логической взаимосвязи и т.п.); в) методический принцип пошаговой подачи учебного материала с подкреплением, который может быть реализован не В своем выступлении на конференции Т.А.Ильина отмечала, что в СССР термин «педагогическая технология» распространения не получил, а то, что связывают с ним за рубежом, находит отражение в дидактике. В конце 1980-х – начале 1990-х годов получает развитие концепция технологизации учебного процесса, которая способствовала утверждению выражения «педагогическая технология обучения». Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В последующем встречается и термин «педагогическая технология воспитания». Разработкой педагогических технологий в нашей стране занимались Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Л.Я. Зорина, П.Я. Гальперин, М. В. Кларин, Э. Н. Коротков, Л.Н. Ланда, И.П. Раченко, Н.Ф.Талызина, Т.И. Шамова, Н.Е. Щуркова и др. В дидактике понятие педагогической технологии, ее структуру и особенности реализации в процессе обучения одним из первых обосновал В.П. Беспалько. Первая обобщающая работа по педагогической технологии воспитания подготовлена коллективом авторов под руководством Н.Е. Щурковой. В последствии детальный анализ социально-воспитательных технологий сделан Г.К. и А.Г. Селевко, которые отмечают, что технология представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы. В 1990-е годы количество публикаций по проблемам педагогических технологий возросло. В педагогических вузах были введены учебные дисциплины «Педагогические технологии, теории, системы», «Методика и технология работы социального педагога» и другие, появились первые учебные пособия. Анализ подходов различных авторов к пониманию сущности и содержания педагогической технологии показывает, что и среди них также нет единства. Под педагогической технологией, в частности, понимают: · проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике (В. П. Беспалько); · сумму научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей (Н.Е. Щуркова); · упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих получение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменившихся условиях образовательного процесса (В. А. Сластенин); · процесс регламентации и описания операций по управлению процессом формирования специалиста; · средства деятельности и соответствующие структурно-функциональные блоки (механизмы), взятые в активном деятельном состоянии, предполагающем органическое сочетание объективированных средств деятельности, способностей и умений; · совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, дидактических условий, содержания обучения на основе общей методологии целеопределения, ориентированного на удовлетворение интересов современной политики государства в области образования; · последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач; · планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; · строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий и др. По мнению Р.В. Овчаровой, педагогическая технология – это процесс оптимизации обучения и воспитания путем анализа факторов, повышающих педагогическую эффективность, конструирования и применения методов и приемов, а также их оценки. Основными признаками педагогической технологии при этом являются диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, наличие алгоритма, проектируемость, корректируемость, целостность и управляемость. Это означает, что педагогические технологии предполагают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, воспроизводимы в различных условиях, имеют четко выраженные этапы, связанные между собой, и подвергаются корректировке на основе обратной связи. Такое разнообразие трактовок педагогической технологии не случайно, поскольку каждый автор исходит из определенного концептуального подхода к пониманию сущности технологии вообще. Систематизация различных подходов позволяет выделить среди них наиболее типичные: – педагогическая технология – это совокупность основных методов (научно обоснованных способов деятельности), направленных на достижение цели; – педагогическая технология – это программа (проект определенной педагогической деятельности), последовательно реализуемая на практике; – педагогическая технология – это совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих получение прогнозируемого результата.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |